Современные подходы, формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьниковv
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, создаём и укрепляем уверенность в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakova_grazhd-patriot_vosp.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания школьников………………………………………………………………………..5

1.2 Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников..7

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию школьников………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

Введение

Актуальность. В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.

В постановлении «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из направлений является гражданское и патриотическое воспитание. Документ декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью [4].

По словам премьер-министра РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием «нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период» [6].

Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, создаём и укрепляем уверенность в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения. 

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Этим и обуславливается актуальность работы.

Цель работы – выявить формы, методы и особенности современных подходов,  используемых в воспитательной работе по гражданско-правовому воспитанию школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. Выявить основные формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников;

3. Рассмотреть современные подходы гражданско-патриотического воспитания в школе;

4. Разработать программу по гражданско-правовому воспитанию учащихся общеобразовательной школы.

Объектом исследования является гражданско-патриотическое воспитание в России на современном этапе.

Предмет исследования - современные подходы, методы и формы гражданско-патриотического воспитания в школе.

Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы, исследование и обобщение практического педагогического опыта.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Главы разбиты на параграфы с целью более удобного и логически последовательного изложения материала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. 1 Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания школьников

Развитие российского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. В условиях многонациональности российского государства вопросы воспитания приобретают весомое значение, привитие уважения к другим народам, любви к Родине. Патриотическое воспитание предполагает формирование у школьников гармоничного сочетания личных и общественных интересов и должно быть направлено на создание условий для национального возрождения России как великой державы [14].

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям в обществе, в сознании и чувствах граждан;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества [11].  

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Роль школы в этом плане очень велика, от нее многое требуется. Результатом воспитательной работы должно стать поколение людей, обладающих убеждениями, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть емким и коротким словом «патриот».

В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это фундамент становления личности. В разные этапы общественного развития патриотическое воспитание про- является по-разному. Всё возрастающую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников играют мероприятия, которые обладают большой силой идейно-эмоционального воздействия. Это могут быть урочные занятия и внеурочная деятельность. Больше всего для этого подходят уроки русского языка, литературы, изобразительного искусства, истории, классные часы, уроки мужества, ОРКСЭ, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, сбор материала для школьных музеев, просмотр кино-видеофильмов, экскурсии по историческим местам родного края, города [10].

Красота родного края, открывающаяся благодаря непосредственному общению с природой – это понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. После экскурсии по родному краю, городу учащиеся могут нарисовать рисунок, написать мини – сочинение, просто, насобирав листьев, создать осеннюю композицию. Всё это способствует не только эстетическому воспитанию, но и воспитанию патриотизма. Таким образом, формируется любовь к малой родине, к своему городу, к стремлению сохранить окружающую среду в первозданном виде, так возникает понятие экологии и экологии души.

Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования активной гражданской позиции, патриотизма, то есть гордости за своё Отечество, за свой народ, за его великие свершения, достойное уважение к страницам истории России [9].

Перед обучающимися ставятся определенные цели исследования по изучению истории Родины, в том числе и города, в котором они живут. Проводя такую работу, ученики не только учатся собирать информацию, но и начинают осознавать ее ценность, знакомятся со многими фактами, которые помогают гордиться своей страной, городом, в котором они живут.

Смысл заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении России.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

1.2 Формы и методы гражданско-патриотического воспитания школьников

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [3].

Для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим.

- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы [8].

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

          Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа [7].

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

 В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир»,  танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения»,  «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно-творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

- Тематические классные часы;

- Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

- Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

-Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

- Кружковая работа;

- Проведение общешкольных мероприятий;

-Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

- Экскурсии по городам России;

- Военно-спортивная игра «Зарница»;

- Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Для работы с детьми в школе используются различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность и формы работы такие, как деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Вывод по 1 Главе.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств.

Для работы с детьми в школе используются различные формы и методы работы такие, как деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором и другие.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОМУ ВОСПИТАНИЮ

 Современные подходы к гражданско-патриотичекому воспитанию школьников

В январе 2016 года была продлена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В программе предусмотрено развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания [5]. Это в свою очередь, предполагает изучение успешного опыта с целью выявления и использования наиболее эффективных практик патриотического воспитания.

 Обращение к истории организации патриотического воспитания в отечественной школе позволяет сделать вывод о том, что этому направлению воспитания уделялось большое внимание. На решение задач воспитания патриота было направлено и содержание образования в учебном процессе, и организация внеурочной воспитательной деятельности [13].

Воспитание патриотизма у детей – сложный процесс, к организации которого будущих педагогов нужно специально готовить. Приоритет в решении этой задачи принадлежит педагогическим дисциплинам. Потенциальные возможности дисциплины «История педагогики и образования» в этом направлении рассмотрены в ряде публикаций историков педагогики последних лет.

Огромное значение в процессе воспитания патриотизма принадлежит патриотической убеждённости самого педагога. Педагог, не обладающий патриотизмом, воспитать у детей его не сможет. В своё время очень хорошо об этом написал наш выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребёнке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убеждённым патриотом и уметь убедительно доказать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её делами, полными энергии и преданности» [7].

Как пишет современный исследователь проблемы формирования российской гражданской идентичности молодёжи М.В. Шакурова, педагог в этом процессе должен стать для школьников «значимым Другим» [18].

С этим мнением трудно не согласиться. Но в то же время есть некая логика, некий «педагогический механизм» патриотического воспитания, который будущий педагог должен усвоить. В основе целенаправленного воспитания патриотизма лежит воспитательный идеал и осуществляется он в определённой логике. Нравственный идеал воспитания патриота России И.А.Ильин сформулировал следующим образом: «Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение, я служу России, русскому духу, русскому величию, именно России, её спасению, её строительству, её совершенству [6].

Применительно к проблеме патриотического воспитания это означает, что педагогам нельзя ограничиваться только воздействием на рациональную сферу ребёнка, необходимо затронуть эмоции и включить детей в деятельность, которая будет формировать опыт гражданско-активного поведения.

Современные исследователи этой проблемы отмечают ряд сложностей в организации патриотического воспитания детей и молодежи, в том числе и воспитания на материале Великой Отечественной войны. Эти события отдалены во времени, воспитательные мероприятия проходят нередко формально, школьники пассивно воспринимают информацию и не могут прочувствовать всю трагедию событий военных лет [12].

 А. Луховицкий в раскрытии темы Великой Отечественной войны советует отходить от стереотипов. По его мнению, одним из условий привлечения внимания детей к этой проблематике является необычная постановка темы, например: «Цена победы для каждого гражданина, работа с личными историями участников войны»; «Исторические тайны, расследования». Нельзя игнорировать и многочисленные попытки обесценить значение победы нашего народа в этой великой войне [9].

Многие педагоги подчёркивают большое значение поисковой деятельности детей в системе патриотического воспитания именно потому, что она оказывает сильное эмоциональное воздействие. Методисты-историки и педагоги советуют в современных условиях организации патриотического воспитания детей максимально широко использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, учитывая их привлекательность.

Если попытаться обобщить всю многообразную работу учителей в этом направлении, можно выделить несколько наиболее распространённых форм воспитательной деятельности: поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические классные часы, литературно-художественное творчество детей, посвящённое военной тематике, работа школьных музеев и мемориалов, использование воспитывающего потенциала преподаваемых учебных дисциплин, социально значимые проекты практической деятельности детей, в том числе и шефские, деятельность школьных общественных объединений и др.

Обобщение опыта работы лучших учителей позволяет сделать ещё один оптимистический вывод. Дело патриотического воспитания детей находится в нашей стране в надёжных руках педагогов с гуманистическим мировоззрением. Когда идею патриотического воспитания «оседлают» националисты, это может привести к национальной трагедии подобно той, что происходила на Украине. Эту мысль необходимо довести до сознания будущих патриотов. В процессе их профессионального образования нужно вооружить их знаниями о логике и методах патриотического воспитания, познакомить с новыми направлениями и технологиями его организации в опыте лучших педагогов-практиков.

Вывод по 2 Главе.

Обобщая опыт лучших педагогов-практиков по патриотическому воспитанию школьников можно констатировать, что:

- педагоги осознают важность самой задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе;

- в организации разнообразной деятельности детей учителя воздействовали и на рациональную, и на эмоциональную сферу психики детей и вовлекали их в деятельность, которая формирует опыт гражданско-активного поведения;

 - были использованы различные педагогические средства с целью вызвать эмоциональный отклик у детей, целенаправленно проводилась работа над воспитанием патриотических чувств;

- в числе наиболее успешно реализуемых подходов в организации патриотического воспитания школьников можно выделить системный, деятельностный, исследовательский, ценностный и личностно-ориентированный подходы.

Заключение

Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Не случайно в современном российском обществе большое внимание уделяется вопросам гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, в том числе и со стороны Правительства Российской Федерации. Одним из важных направлений государственной политики в сфере образования выступает обновление и совершенствование системы патриотического воспитания учащихся на всех ступенях обучения в современной российской школе. 

В курсовой работе мы рассмотрели сущность, методы и формы гражданско-патриотической работы в школе. Изучение исторической, педагогической, психологической и методической литературы показало, что проблема гражданско-патриотического воспитания волновала и волнует отечественных и современных педагогов на протяжении длительного времени истории России. 

Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены в ходе изучения теоретических и методических аспектов темы.

Список литературы

1. Болотов Н.А. Патриотическое воспитание молодёжи на примере Сталинградской битвы // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №10. - С. 16-19.  

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

3. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: НИИ школьных технологий, 2008. - 320 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitaniegrazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения 17 ноября 2016 г.).

5. Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкой. М.: Воениздат, 1993. -368 с.

6. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Православное издательство «Апостол Веры», 2006. -447 с.

7. Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. - М. 2004 г.

8. Луховицкий А. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. №7.- С.202-217.

9. Моисеев М.А. Всемирно-историческое значение победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Педагогика, 2015. -№4. -С.3-9.

10. Педагогика и профессиональное образование: монография / под ред. Л.Н. Антоновой, Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. М.: АСОУ, 2015. - 192 с.

11. Полякова Н.В. История Великой Отечественной войны и патриотическое воспитание молодёжи // Высшее образование сегодня. 2009. -№5. - С.56-59.

12. Пушкарёва И.А. Формирование патриотизма в условиях поисковой деятельности на традициях прошлого и современного опыта // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука: материалы Десятой международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г./ ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2014. - 184с.

13. Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П. Становление института классного наставника в России во второй половине XIX-начале XX вв. // Вестник Мининского университета. 2015. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ stanovlenie-institutaklassnogo-nastavnika-v-rossi/ – 0,5 п.л. (дата обращения 16 ноября 2016 г.).

14. Слепенкова Е.А. Художественная литература и формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов // Нижегородское образование. 2015. - №1. - С. 9- 14.

15. Соколова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Классный руководитель. - 2013. - №8. - С. 84-89.

16. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 15 ноября 2016 г.).

17. Тетуев А.И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. 2014. - №10. - С. 28-33.

18. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. №3. - С. 83-91.

19. Щетинина Н.П. Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли» // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования: Вторые Покровские образовательные чтения / под ред. А.А. Романова, В.А. Беляевой. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. - С. 280-284.

20. Яшкова Т.В. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях поисковой деятельности // Педагогика. 2009. - №10. - С. 50-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы гражданско – патриотического воспитания кадет в условиях образовательного учреждения пансионного типа.

Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень ...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания при реализации программ художественной направленности в дополнительном образовании

Формы и методы гражданско-патриотического воспитания при реализации программ художественной направленности в дополнительном образовании...