Методическая разработка внеурочного занятия № 13 по теме «Как появляются расходы семьи» Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5 - 7 класс
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Людмила Ивановна Черных

Пояснительная записка.  Занятие продолжает изучение Модуля 1. Доходы и расходы семьи и подразумевает продолжение разговора на следующем занятии.Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах, деление на которые проводится в активной форме через актуализацию знаний школьников по изученному материалу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный Конкурс

лучших методических разработок, направленных на повышение финансовой грамотности

учащихся образовательных организаций Сахалинской области

Черных Людмила Ивановна

учитель  обществознания МБОУ ООШ с. Пионеры,

Холмского района, Сахалинской области

Методическая разработка внеурочного занятия

№ 13 по теме «Как появляются расходы семьи»

Модуль 1. Доходы и расходы семьи  

5 - 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Занятие продолжает изучение Модуля 1. Доходы и расходы семьи и подразумевает продолжение разговора на следующем занятии. Учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах, деление на которые проводится в активной форме через актуализацию знаний школьников по изученному материалу. Работа в группах способствует эффективной организации занятия и позволяет включить в образовательный процесс всех учеников.  Через выполнение ряда заданий учитель подводит учащихся самостоятельно формулированию темы и проблемы/цели занятия.  

    Основная часть занятия – групповая/фронтальная работа по достижению цели занятия (поиска ответа на проблемный вопрос) – выполнение разнообразных продуктивных заданий (просмотр и обсуждение серии мультфильма «Смешарики. Питомец» из серии «Азбука финансовой грамотности», работа с интерактивом, разработка памяток), представление и обсуждение результатов работы. Все задания направлены на формирование и развитие практических навыков по финансовой грамотности, на развитие умений учащихся формулировать аргументы/контраргументы по обсуждаемым вопросам, на развитие самостоятельности школьников. В течение всего занятия группы фиксируют работу в рабочих листах (см. приложение 1), что также способствует формированию у школьников умения структурировать информацию и представлять ее в разных форматах – текстовом, графическом, рисуночном и т.п. Одновременно рабочий лист является своеобразным алгоритмом действий при выполнении заданий.

    Предложенные задания дают учителю возможность варьировать их по степени сложности и использовать на одном иди двух занятиях. Проведение рефлексии способствует комплексному осмыслению школьниками содержания учебного материала и выбору эффективной модели своего финансового поведения. Творческое домашнее задание способствует формированию умения применять полученные знания в решении реальных жизненных задач, а также закреплению полученных знаний.

    В процессе занятия педагог опирается на уже имеющиеся знания школьников по курсу, а также на личный социальный опыт учащихся.

Цели занятия:

- обеспечить усвоение учащимися базовых понятий темы и получение навыка поиска актуальной информации в различных источниках;

-содействовать формированию у обучающихся целостного представления о семейном бюджете и его составляющих, разумного финансового поведения;

-способствовать осознанию школьниками прав и обязанностей в сфере финансов и возможностей их практического воплощения.

Используемые ИКТ, интернет-ресурсы:

1) презентация по Модулю 1. Доходы и расходы семьи. https://disk.yandex.ru/i/8FY04xMAP47i7Q 

2) мультфильм «Смешарики. Питомец» из серии «Азбука финансовой грамотности»  https://www.smeshariki.ru/mult/bDasomHDjg8?page=0 

3) интерактив https://learningapps.org/user/Мила58 

Источники, использованные при разработке учебно-методических материалов

1) http://хочумогузнаю.рф/ - Сайт «Хочу. Могу. Знаю»

2) https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc  - Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности

Материалы и оборудование: ПК, мультимедийный проектор, на рабочих столах - листы формата А 4 для изготовления памяток, маркеры.

Структура и ход занятия

Этап, цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Организационный

момент

Организованное начало занятия

Вводный инструктаж

Проводит инструктаж по видам деятельности, направленным на достижение цели занятия (получение знаний по новой теме через выполнение практических заданий)

Воспринимают, осмысливают информацию.

Актуализация знаний (повторение пройденного материала)

Раздает карточки

Распределяются при необходимости по группам и выполняют задание

Приложение 1 

Работа со слайдами №№5,6 презентации https://disk.yandex.ru/i/8FY04xMAP47i7Q

1) слайд № 2       4) слайд №7          7) слайд №10

2) слайд №   5     5) слайд №8

3) слайд № 6       6) слайд №9

Проверяют правильность выполнения задания

Определение темы и проблемы занятия,

мотивация учебной деятельности

Предлагает выполнить анализ на слайда № 11 для определения темы занятия

Работают с предложенным заданием, по очереди предлагают варианты ответов и формулируют ключевое слово занятия: расходы.

Совместно формулируют тему занятия, фиксируют ее на доске - «Как появляются расходы семьи».

Запись темы на доске

Демонстрирует слайд № 13 и предлагает классу определить проблему занятия.

Воспринимают, осмысливают информацию.

Ответы обучающихся….  

Проблема  занятия …

Совместно формулируют проблему занятия, фиксируют ее на доске

Запись проблемы на доске

Организация работы по достижению цели занятия

Учитель предлагает классу просмотр мультфильма.

Просмотр мультфильма (продолжительность серии – 3 мин., https://www.smeshariki.ru/mult/bDasomHDjg8?page=0

Задание - проанализировать представленную информацию, ответить на вопрос:

1) Что такое   расходы?

Представление и обсуждение ответов на вопросы.  Ответы обучающихся….  

Мультфильм

Организация работы по достижению цели занятия

Учитель обобщает ответы обучающихся, предлагает ознакомиться с информацией на слайде и выполнить задания в рабочих листах.

Слайды №№ 13-14. Задание №4 (Рабочих листов) заполнить 3-ю колонку.

Рабочий лист,

Организация работы по достижению цели занятия

Подтверждает справедливость выводов учащихся, предлагает вернуться к слайдам и выбрать те характеристики, которые помогут сформулировать вывод.

Коротко о истории возникновения расходов (слайд №12)

Выполняют задание, формулируют ответы.

Воспринимают, осмысливают информацию, задают вопросы.

Организация работы по достижению цели занятия

Вопрос классу: Какие проблемы возникают у семьи, если не планировать бюджет?

Обобщает представленные выводы.

Предлагает группам сформулировать пути решения выявленной проблемы.  Обобщает ответы.

Выполняют и представляют задание.

Рабочий лист,

Обобщение, закрепление и систематизация изученного материала

Предлагает обучающимся, пользуясь Рабочим листом, сформулировать и представить памятки - практически полезную информацию:

Обращается к классу: «Какие из этих памяток понадобятся рациональному потребителю финансовых услуг?» Дополнительно предлагается – подобрать максимально соответствующие теме задания афоризм, пословицу/поговорку, объяснив свой выбор.

Работают с предложенными заданиями, представляют, обсуждают и анализируют результаты работы.

Ожидаемые варианты ответов: понадобятся все памятки, т.к. в формировании семейного бюджета должны участвовать все члены семьи.  Прежде чем

озвучивают афоризм, пословицу/поговорку, объясняют связь с темой.

Рефлексия, подведение итогов занятия

Совместно подводят итоги работы, акцентируют внимание на теме, ключевых понятиях и проблеме занятия, выводах по проблеме. Слайд №20

Акцентирует внимание класса на том, что разговор по теме будет продолжен на следующем занятии,

Воспринимают и осмысливают информацию.

Формулируют вопросы, которые хотели бы обсудить на следующем занятии.

Информация о домашнем задании

Инструктирует класс о домашнем задании:

1) записать словарь занятия в тетради;

2) используя личный социальный опыт, подготовить информацию о реальных историях – проблемных ситуациях, связанных с семейным бюджетом, и представить, используя полученные знания, анализ данной ситуации по плану:

1. Общая информация о ситуации/суть проблемы

2. Причины сложившейся ситуации

3. Способы разрешения ситуации (алгоритм действий). 

Осмысливают и записывают домашнее задание, задают вопросы.

Завершение занятия

Завершение занятия, индивидуальное консультирование обучающихся.

Приложение 1

Рабочий лист _____________

1. Задание по слайду № 2. Назовите все честные способы и источники получения денег._________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание по слайду № 5. Доходы семьи бывают не только денежными, но и материальными.  Назовите материальные доходы.

______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Задание по слайду № 6.

  • Доходы бывают постоянными и временными, поступающими в семью нерегулярно. Назови несколько постоянных и временных доходов.
  • Чтобы улучшить материальное благополучие семьи нужно стремиться получать ____________ доходы. Какие?
  • Почему все люди стремятся получать хорошие доходы?

4. Задание по слайду № 7. Объедини отдельные виды доходов в группы.  Номера внеси в таблицу.

1) проанализировать представленную информацию и заполнить столбик «Виды доходов» (проставить цифры) 3-й столбик не заполнять!

Семейный бюджет

Доходы

………

Виды

Заработная плата

Пособия. Дотации

Проценты

Арендная плата

5. Задание по слайду № 8. Какие виды доходов существуют?

2) Писатель, адвокат, актер получает_________

3) По завещанию люди получают_________

4)Есть доходы, запрещенные законом. Это________

6. Задание по слайду № 9. Реши анаграммы и вычеркни лишнее слово

РЕДАНА                                   НИСЕПЯ

ЛАПАЗРАТ                                ОСОИЕБП

7. Задание по слайду № 10.  Прочитай утверждение и определи «верно» оно или «неверно».

  • Чтобы получать высокую зарплату, обязательно нужно, чтобы ваши знания и способности были кому-то нужны.___
  • Чем больше доход, тем больше своих потребностей вы сможете удовлетворить._____
  • Будет лучше, если все станут получать одинаковую зарплату.______
  • Премия – это дополнительное вознаграждение за очень хороший труд.

8.Задание по слайду №18. Соотнеси роли семьи в экономике с видами расходов и доходов.

1.Собственник ресурсов

А. Получает доходы

2.Потребитель

Б.  Приобретает товары и услуги

3.Работник

В.  Вкладывает деньги в банки, ценные бумаги

4.Инвестор

Г. Берёт кредиты

5.Заёмщик

Д. Платит деньги государству, чтобы оно могло выполнять свои функции

6.Налогоплательщик

Е.  Получает заработную плату

1.___2.___3.____4.____5.____6.____

9. Задание слайд 19 выполняется на экране.

10._Слайд №_20 – устно.____________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доходы и расходы семьи Внеурочное занятие по Финансовой грамотности Модуль 1. Черных Людмила Ивановна, Учитель обществознания МБОУ ООШ с. Пионеры, Холмского района, Сахалинской области

Слайд 2

На удовлетворение многочисленных потребностей семьи необходимы средства. Назовите все честные способы и источники получения денег.

Слайд 3

ДОХОДЫ СЕМЬИ – денежные и материальные средства, поступающие в семью в результате полезной деятельности ее членов. Вид дохода Содержание дохода Зарплата Доход, полученный за труд по основному месту работы 2. Приработок Доход, полученный за труд , полученный в свободное от основной работы время. 3. Пенсия по старости Доход, получаемый за многолетний труд. 4. Премия Доход, п олучаемый в качестве вознаграждения за определенные достижения 5. Гонорар Доход, получаемый за написание литературных, музыкальных и иных произведений 6. Дотации, пособия Доход. получаемый от государства в качестве помощи

Слайд 4

7.Наследство Доход, получаемый от родственников 8.Находка Доход. получаемый случайно 9.Стипендия Доход, получаемый в качестве вознаграждения за хорошую учебу 10.Грант Доход, получаемый на проведение каких-то исследований, имеющих большую значимость для науки или практики 11.Бонус Доход. получаемый случайно по поводу какого-то события, рекламной акции 12.Рента Доход, получаемый от сдачи чего-либо в аренду 13.Проценты Доход. получаемый с денежного вклада в банке 14.Дивиденды Доход. получаемый от владения акциями или другими ценными бумагами.

Слайд 5

Доходы семьи бывают не только денежными, но и материальными. Назовите материальные доходы.

Слайд 6

Доходы бывают постоянными и временными , поступающими в семью нерегулярно. Назови несколько постоянных и временных доходов. Чтобы улучшить материальное благополучие семьи нужно стремиться получать ____________ доходы. Какие? Почему все люди стремятся получать хорошие доходы?

Слайд 7

ЗАДАНИЕ Объедини отдельные виды доходов в группы. Номера внеси в таблицу Рабочего листа. Заработная плата Пособия. Дотации Проценты Арендная плата 1.Чиновник получает оклад 2.Сотрудник фирмы получает 50 3.тыс. рублей в месяц 4.Рабочий получает 200 рублей за каждую изготовленную деталь 5.Лучшие сотрудники компании получают премии 6.Писатель получил гонорар 7.Владелец банковского вклада получил доход 1000 рублей 8.Владелец облигации получил доход 1000 рублей 9.Государство платит стипендии студентам. 10.Собственники помещений сдают их внаём. 11.Автомобили. Самолёты можно арендовать. 12.Вещи можно взять напрокат. 13.Пожилые люди могут не работать, получая деньги от государства. 14.Владелец бизнеса получает прибыль.

Слайд 8

Задание Какие виды доходов существуют? 1.Писатель, адвокат, актер получает_________ 2.По завещанию люди получают_________ 3. Есть доходы, запрещенные законом. Это ________________

Слайд 9

Задание Реши анаграммы и вычеркни лишнее слово. РЕДАНА НИСЕПЯ ЛАПАЗРАТ ОСОИЕБП

Слайд 10

Задание Прочитай утверждение и определи «верно» оно или «неверно». Чтобы получать высокую зарплату, обязательно нужно, чтобы ваши знания и способности были кому-то нужны. Чем больше доход, тем больше своих потребностей вы сможете удовлетворить. Будет лучше, если все станут получать одинаковую зарплату. Премия – это дополнительное вознаграждение за очень хороший труд.

Слайд 12

Немного истории Налоги – один из самых древних видов расходов. В Италии есть красивейший город Альберабелло. Основным в застройке старого города является стиль трулло (разборные домики). Отличительным элементом трулло является крыша дома, выполненная из камней, сложенных в форме конуса. При извлечении из крыши одного камня, крыша разрушалась. Делались такие конструкции, чтобы избежать уплаты налогов с каждого двора города. При приближении налогосборщиков , подавался условный сигнал, и крыши трулло разрушались.

Слайд 13

КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ РАСХОДЫ СЕМЬИ? – денежные затраты, идущие на обеспечение ее жизнедеятельности, на удовлетворение потребностей членов семьи. Расходы семьи удобнее подсчитывать по отдельным статьям (пунктам)

Слайд 14

На питание. На оплату жилья (в т.ч. на коммунальные услуги, налоги и другие платежи за жилье). Транспортные расходы На одежду (покупка, ремонт)

Слайд 15

На мебель и домашнюю утварь (покупка, ремонт, поддержание в рабочем состоянии) Укрепление и поддержание здоровья На обучение На досуг и развлечения Накопления на отдых Налоги Непредвиденные расходы

Слайд 16

Часть расходов семьи носит регулярный характер (оплата жилья, налоги, оплата еды и т.д.) Часть нерегулярный ( приезд родственников, затраты на лекарство в случае болезни и т.п.).

Слайд 17

За последние годы россияне стали жить лучше и у них появились новые потребности, которые необходимо оплачивать: расходы на оплату сотовой связи. ИНТЕРНЕТа , спутникового телевидения и т.д.

Слайд 18

Задание Соотнеси роли семьи в экономике с видами расходов и доходов 1.Собственник ресурсов А.Получает доходы 2.Потребитель Б. Приобретает товары и услуги 3.Работник В. Вкладывает деньги в банки, ценные бумаги 4.Инвестор Г.Берёт кредиты 5.Заёмщик Д.Платит деньги государству, чтобы оно могло выполнять свои функции 6.Налогоплательщик Е. Получает заработную плату

Слайд 19

Задание Соедини линиями виды товаров и услуг. Семьи потребляют: Товары текущего потребления (продукты, одежда, книги и т.д.) Товары длительного пользования ( мебель, бытовая техника …) Услуги Книги Стрижка собак Телевизор Страхование Джинсы Стиральная машина Молоко Диван Товары текущего потребления Услуги Товары длительного потребления

Слайд 20

Задание Объясни экономические термины: Заработная плата Пособие Процент Пенсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку по теме "Моя семья"

                            Аннотация.Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе "Наука и техника" по теме :"Анализ сливок" для 5-7 класса.

Экспериментальная часть занятия состоит из органолептического метода исследования сливок и физико-химического метода на обнаружения примисей....

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Почему самолеты летают, а крыльями не машут?"

Методический разработка и презентация к внеурочному занятию "Почему самолеты летают, а крыльями не машут?"...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Как вернуть честно отданный налог»

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Как вернуть честно отданный налог». урок рассчитан на учащихся  9-11 классов. Цель занятия: знакомство с механизмом налогового во...