Рабочая программа кружка "Мастерилка " 8 класс
статья (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Мастерилка» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической. Программа «Мастерилка» предназначена для обучающихся в коррекционной школе. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество . Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, с именами выдающихся художников, формирует чувство гармонии.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт , при подготовке к творческим конкурсам. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Целью данной программы является знакомство детей с видами народных художественных росписей и обучение основам народного художественного творчества. А также способствование формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру; развитию творческих способностей и задатков через освоение народной живописи.
Задачи:
Обучающими: - научить основам художественной грамотности;
- научить элементарным композиционным приемам;
- привить практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать.
Воспитательно - развивающими:
- развить образное, логическое и художественное мышление;
- создать в объединении соответствующую эстетическую среду;
- приобщить детей к народным традициям;
-приучить к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству;
Структура программы состоит из 2 образовательных блоков: теория, практика.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские модели. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию собственных изделий. Дети 12-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
В результате работы программы «Мастерилка» обучающиеся:
1. должны знать виды народных росписей, учиться различать их между собой и давать им краткую характеристику;
2. должны уметь выполнять элементы росписи по дереву в соответствии с народными традициями;
составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;
Для реализации программы необходимо иметь:
1. Рабочую тетрадь по росписи;
2. Альбом;
3. Бумагу канцелярскую;
4. Стаканчики для воды;
5. Кисти;
6. Краски акварельные, гуашевые, масляные;
7. Карандаши простые;
8. Деревянные доски.
Отличительные особенности программы:
Ремесло росписи, как любой вид художественной деятельности, подчиняется общим законам декоративно-прикладного искусства, но также имеет и свои специфические свойства, требующие изучения. Данная образовательная программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение истории промыслов, техники росписи и основных композиционных приемов. Данное направление не ограничивает творческую деятельность детей, ведь специфика данной программы и в достижении начальных профессиональных навыков в технике выполнения приемов росписи, и в проникновении в глубины народной культуры, в обогащении внутреннего мира учащегося.
Современный орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов. Характерными являются также изображение листвы, бутонов и перистой ажурной листвы. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки.
За основу берется хохломская роспись. Она схожа с народными росписями РФ и соседних стран, бывших республик СССР, таких как, Жостовская, Полхов-Майданская росписи, Петриковская роспись и др. Поэтому программа построена на знакомстве учащихся с этими видами народных художественных промыслов. Изучение композиционных решений, характерных для каждого вида, соединение их в единую композицию дает возможность познакомиться также с элементами башкирской росписи, которая базируется на хохломской росписи. Значительный объем содержания программы способен обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний.
Предполагаемый результат: в процессе работы учащиеся в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии росписи, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью.
В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение в программу – 1,5 часа. Программа, содержание работы и задачи кружка. Демонстрация слайдов с образцами изделий, выполненных мастерами росписи. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема 2. Гуашевые, акварельные и масляные краски – 3 часа
Теория – 1,5 ч. Краски.
Практика – 1,5 ч. Технология смешивания различных красок. Рисование линий.
Тема 3. Гжельская майолика – 3 часа
Теория – 1,5 ч. Гжельская расписная керамика. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 1,5 ч. Раскрашивание кувшина, чайника в цветовой гамме гжели. Работа по образцам.
Тема 4. Городецкая роспись – 3 часа.
Теория – 1,5 ч. Городецкие деревянные изделия. История возникновения промысла и его современное состояние.
Практика – 1,5 ч. Раскрашивание панно в цветовой гамме по мотивам городецкой росписи. Работа по образцам.
Тема 5. Жостовская роспись –1,5 часа
Теория – 1,5 ч. Жостовские расписные подносы. История возникновения промысла и его современное состояние. Особенности составления композиции и технология изготовления жостовских подносов.
Тема 6. Хохломская роспись –18 часов
Теория – 3 ч. История возникновения промысла и его современное состояние. Хохломская роспись как вид художественного промысла России. Хохломская деревянная посуда.
Практика – 15 ч. Основные принципы работы. Обучение рисованию линий, техника рисования, письмо «верховое», письмо «под фон», цвета «хохломы». Рисование «травки», элементы, виды «травки».
Тема 7. Составление композиций из «травки» – 9 часов
Теория –3ч. Основные принципы составления композиций из «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 6ч. Составление индивидуальных композиций верховым письмом и «под фон». Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.
Тема 8. Обучение рисованию листьев – 7,5 часа.
Теория – 1,5 ч. Обучение рисованию листьев, техника письма, виды листьев.
Практика – 6 ч. Рисование листьев различного размера. Соединение листьев разного размера в одной композиции. Выработка навыков рисования листьев разного размера. Рисование листьев и «травки» в композиции. Рисование листьев и бутонов.
Тема 9. Составление композиций из листьев и «травки» – 9 часов.
Теория – 1,5 ч. Основные принципы составления композиций из листьев и «травки». Виды композиций. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 7,5 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе верховым письмом и «под фон». Работа над техникой письма.
Тема 10. Обучение рисованию цветов –15 часов.
Теория – 3 ч. Обучение рисованию простейших цветов. Техника рисования цветка ромашки. Техника рисования сложных цветов, виды цветов.
Практика – 12 ч. Рисование цветов ромашки. Соединение цветов ромашки в одной композиции. Выработка навыков рисования цветов разного размера. Соединение цветов, листьев и бутонов. Работа над техникой письма.
Тема 11. Составление композиций из цветов, листьев и «травки» –12 часов.
Теория – 3 ч. Основные принципы составления композиций из цветов, листьев и «травки». Виды композиций верховым письмом и «под фон». Знакомство с работами мастеров.
Практика – 9 ч. Составление индивидуальных композиций. Композиция в круге, в полосе. Работа над техникой письма.
Тема 12. Изображения животных и птиц в хохломской росписи - 9 часов.
Теория –1, 5 ч. Основные принципы изображения животных и птиц в хохломской росписи. Знакомство с работами мастеров.
Практика – 7,5 ч. Рисование животных и птиц. Составление композиций с животными и птицами. Работа над техникой письма.
Тема 13. Составление композиций для деревянных ложек – 6 часов.
Практика – 6 ч. Составление индивидуальных композиций для деревянных ложек верховым письмом и «под фон». Рисование композиций на бумаге.
Тема 14. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе верховым письмом – 6 часов.
Тема 15. Составление и рисование индивидуальных композиций в полосе письмом «под фон» – 6 часов.
Тема 16. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге верховым письмом – 6 часов.
Тема 17. Составление и рисование индивидуальных композиций в круге письмом «под фон» – 6 часов.
Тема 18. Составление композиции для деревянного изделия «братина» и рисование верховым или фоновым письмом – 4,5 часа.
Литература
1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: Теория, история, практика. - Ростов–на–Дону: Феникс, - 2007.
2. Забытые умения и ремесла. Под ред. Михайкина. - М.,1983.
3. Основы художественного ремесла. Под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение,1987.
4. Федотов Г. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение, 1987.
5. «Искусство - детям». Издательство «Мозаика – синтез».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...