Рабочая программа дискуссионного клуба духовно-нравственной направленности для 10-11 лассов
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 классов. Дискуссионный клуб. Модуль 1 "Я и моё Отечество" (10 класс). Модуль 2 "Я в мире и мир во мне" (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_diskussionnogo_kluba_10-11_klass.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности Я и мое Отечество. Я в мире и мир во мне.
(дискуссионный клуб)
Направление курса внеурочной деятельности духовно-нравственное.
Класс 10А - 11А
Учитель__Каребина Елена Анатольевна
Часов в год 34 (68 за 2 года)
Часов в неделю_____1_________
Красноярск 2020 год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 10 – 11 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Программа реализуется двумя модулями: 10 класс “Я и мое Отечество”, 11 класс «Я в мире и мир во мне». Программа рассчитана в 10 и 11 классе на 34 часа в год (1 раз в неделю).
МОДУЛЬ «Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО» 10 КЛАСС
Цель: создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников.
Задачи: формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
- формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в родном языке и языках других народов;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
- познакомить детей со страной с культурой нашей страны и субъектов РФ
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты:
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел курса внеурочной деятельности | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
|
| ||
Россия – родина моя | Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Семейный праздник. Род – ряд поколений, родные – находящиеся в кровном родстве, Родина – страна, в которой человек родился. Формирование гражданского патриотизма. Понятие РФ, символы РФ. Традиции, праздники, обряды народов России. Понятие семьи, родных и классной семьи. Открытое занятие для родителей. Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России. Совершенствование гражданско-патриотического отношения к ценностям государства Уважение к памятникам архитектуры. | Конкурс стихов о Родине. Викторина. Круглый стол КВН Конкурс рисунков Игра «Поле чудес» Открытое занятие для родителей | Исследовательская, познавательная, туристско-краеведческая деятельность
|
Город в котором я живу | Город, в котором мы живем. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Сохранение и развитие чувства гордости за свой народ. Представление о мужестве. Чувство гордости за свой народ. Воспитание самоуважения к себе и другим людям. Красота, безопасность и уют своего жилища. Понятия: «доброта, добро, доброжелательность». Понимание ответственности за свои поступки. | Праздник с участием родителей. Встреча с выдающимися людьми города. Конкурс на лучший проект. Мониторинг «что такое хорошо и что такое плохо». | Исследовательская, проектная, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение |
Моя семья | Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание, забота друг о друге. Понимание ответственности за свои поступки. Взаимопомощь и ответственность за успех свой и своей команды. Проблемные ситуации. Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. | Конкурс пословиц о семье. Спортивная игра с участием родителей. | Исследовательская, спортивно-оздоровительная деятельность. |
Моя школа. Мой класс | Знакомство с нормативными документами. Воспитание самоуважения и уважения к другим. Знакомство с правами и обязанностями школьников. Гражданско-правовое воспитание школьников. Изучение нормативных документов. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Роль семьи в жизни человека. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Закон единства требований. Нравственная культура детей. Воспитание заботливого отношения к людям. Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них. Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине. Интересные факты истории. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению. Героические истории, мужество и храбрость патриотов. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. Уважительное отношение к родителям, к старшим. | Беседа Просмотр видеофильмов. Конкурс стихов о войне. Праздник с участием ветеранов. Анкетирование. Защита исследовательских работ | Исследовательская, научно-познавательна, общественно-полезная, художественное творчество |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ занятия | Тема занятия | Примечание |
Россия – родина моя (9 часов) | ||
С чего начинается Родина … | ||
Что мы знаем о своем городе, своей стране | ||
Род, родные, Родина | ||
Моя Россия | ||
Наша многонациональная страна | ||
История семьи в истории страны | ||
Символы государства | ||
Государственные праздники России | ||
Семь чудес России | ||
Город, в котором я живу (7 часов) | ||
Я – мой город – мой край | ||
Славные страницы истории нашего города | ||
23 февраля – День защитников Отечества | ||
Имена, которыми мы гордимся | ||
Дом, в котором мы живем | ||
Твори добро | ||
Поступки друзей. | ||
Моя семья (5 часов) | ||
Семья вместе – и душа на месте | ||
Уважая себя, уважай других. | ||
Богатырские забавы | ||
Семья и общество | ||
Вместе весело шагать | ||
Моя школа, мой класс (13 часов) | ||
Школа – наш дом | ||
Права и обязанности школьников | ||
Традиции и обычаи школы | ||
Давайте жить дружно | ||
Законы класса | ||
От всей души | ||
Нам слава досталась в наследство | ||
Наша армия сильна. | ||
Вечный огонь | ||
Они защищали Родину | ||
День Победы | ||
Спешите делать добро | ||
Итоговое занятие |
МОДУЛЬ «Я В МИРЕ И МИР ВО МНЕ» 11 КЛАСС
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.
Задачи:
- воспитание уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам России;
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Результаты освоения данного модуля
- Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- Сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- Владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- Овладение основами элементарными правилами нравственного поведения;
- Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел курса внеурочной деятельности | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
|
| ||
Воспитать человека | Знакомство с программой клуба. Что такое нравственность. Нравственные заповеди. Роль друзей в жизни человека. Основы дружбы. Умение дружить – одно из положительных качеств личности. Смысл жизни человека. Как прожить жизнь со смыслом. Вредные привычки: наркотики, сигареты, алкоголь. Жизнь без вредных привычек. Человек среди других людей. Умение понимать, прощать, сочувствовать окружающим людям. Истоки доброты. Что такое совесть. Конфликты и их предотвращение | Инструктаж, дискуссия, круглый сто, беседа, диспут, встречи с интересными людьми | Исследовательская, познавательная, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность
|
Воспитать семьянина | Роль семьи в жизни человека. Любовь в семье. Брак без любви: «за» и «против». Брачный возраст, преимущества и недостатки ранних браков. Дети и родители. Что значит быть хорошим сыном (дочерью). Дети без родителей. Причины сиротства. Семейные традиции. Роль бабушек и дедушек в семье. Знание истории своего рода | Диспут, беседа, круглый стол, конкурс презентаций, конкурс сочинений, конкурс фотографий, выставка | Исследовательская, проектная, туристско-краеведческая деятельность, художественное творчество |
Воспитать гражданина | История семьи в истории страны. Знание истории своей страны – шаг к воспитанию патриота. Что значит быть достойным гражданином своей страны. Активная гражданская позиция. Толерантное отношение к людям разных национальностей. Понимание гуманизма. Различные способы проявления милосердия в обществе. Великая Отечественная война в истории нашей страны. Героизм и подвиг. Будущее России | Беседа, диспут, круглый стол, встречи с ветеранами, просмотр фильмов | Исследовательская, научно-познавательнаядеятельность |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ занятия | Тема занятия | Примечание |
Воспитать человека (12 часов) | ||
Вводное занятие. Знакомство с программой клуба. Инструктаж. | ||
Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности» | ||
Дискуссия «Я и мой друг» | ||
Круглый стол «В чём смысл жизни?» | ||
Беседа «История одного обмана- табак» | ||
Беседа «История одного обмана- алкоголь» | ||
Диспут «Понять и простить». | ||
Диспут «Истоки доброты» | ||
Круглый стол «Моральный долг и совесть человека» | ||
Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать» | ||
Встреча с учителями- ветеранами «Учитель на все времена» | ||
Круглый стол «Дорогу осилит идущий» | ||
Воспитать семьянина. (10 часов) | ||
Диспут «Семья в жизни человека» | ||
Круглый стол «Любовь – прекрасное чувство» | ||
Беседа «Ранние браки» | ||
Диспут «Дети без родителей» | ||
Беседа «Я и мой родители» | ||
Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная» | ||
Конкурс сочинений «Традиции моей семьи» | ||
Конкурс фотографий «Бабушкины сказки» | ||
Выставка семейных альбомов «Летопись семьи» | ||
Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном или дочерью» | ||
Воспитать гражданина. (12 часов) | ||
Беседа «История семьи в истории страны» | ||
Диспут «Я - патриот» | ||
Диспут «Достойный гражданин своей страны» | ||
Круглый стол «Россия - многонациональное государство» | ||
Круглый стол «Добро и зло. Милосердие и гуманность» | ||
Конкурс слайд- презентация «Я - гражданин своей страны» | ||
Круглый стол: «Великая Отечественная война» | ||
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны» | ||
Просмотр кинофильмов: «Офицеры» « Девятая рота» «Мы из будущего» ( на выбор) | ||
Круглый стол «Подвигу народа жить в веках» | ||
Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны» | ||
Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Дискуссионный клуб", направление «Проблемно – ценностное общение».
Рабочая программа "Дискуссионный клуб", расчитана на 32 занятия в год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
"Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...
Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...