Рабочая программа дискуссионного клуба духовно-нравственной направленности для 10-11 лассов
рабочая программа (10 класс)

Каребина Елена Анатольевна

Рабочая программа внеурочной деятельности для 10-11 классов. Дискуссионный клуб. Модуль 1 "Я и моё Отечество" (10 класс). Модуль 2 "Я в мире и мир во мне" (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_diskussionnogo_kluba_10-11_klass.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 7»

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс внеурочной деятельности     Я и мое Отечество. Я в мире и мир во мне.

                                                            (дискуссионный клуб)

Направление курса внеурочной деятельности      духовно-нравственное. 

Класс  10А    - 11А                                                                                                                                                                          

Учитель__Каребина Елена Анатольевна

 

Часов в год         34                    (68 за 2 года)

Часов в неделю_____1_________ 

Красноярск 2020 год

Пояснительная записка.

        Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 10 – 11 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Программа реализуется двумя модулями: 10 класс “Я и мое Отечество”, 11 класс «Я в мире и мир во мне». Программа рассчитана в 10 и 11 классе на 34 часа в год (1 раз в неделю).  

МОДУЛЬ «Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО» 10 КЛАСС

Цель: создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников.

   Задачи: формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом;

  • формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
  • формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
  • формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
  • формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в родном языке и языках других народов;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
  • познакомить детей со  страной  с  культурой нашей страны и субъектов РФ
  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел курса внеурочной деятельности

Содержание раздела

 Формы организации

Виды деятельности

 

 

Россия – родина моя

Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Семейный праздник. Род – ряд поколений, родные – находящиеся в кровном родстве, Родина – страна, в которой человек родился. Формирование гражданского патриотизма. Понятие РФ, символы РФ.  Традиции, праздники, обряды народов России. Понятие семьи, родных и классной семьи. Открытое занятие для родителей. Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России. Совершенствование гражданско-патриотического отношения к ценностям государства Уважение к памятникам архитектуры.

Конкурс стихов о Родине.

Викторина.

Круглый стол

КВН

Конкурс рисунков

Игра «Поле чудес»

Открытое занятие для родителей

Исследовательская, познавательная, туристско-краеведческая деятельность

 

Город в котором я живу

Город, в котором мы живем. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Сохранение и развитие чувства гордости за свой народ. Представление о мужестве. Чувство гордости за свой народ. Воспитание самоуважения к себе и другим людям.  Красота, безопасность и уют своего жилища.  Понятия: «доброта, добро, доброжелательность». Понимание ответственности за свои поступки.

Праздник с участием родителей.

Встреча с выдающимися людьми города. Конкурс на лучший проект. Мониторинг «что такое хорошо и что такое плохо».

Исследовательская, проектная,  туристско-краеведческая деятельность,  проблемно-ценностное общение

Моя семья

Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание, забота друг о друге. Понимание ответственности за свои поступки. Взаимопомощь и ответственность за успех свой  и своей команды. Проблемные ситуации. Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей.  Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения.

Конкурс пословиц о семье. Спортивная игра с участием родителей.

Исследовательская, спортивно-оздоровительная деятельность.

Моя школа. Мой класс

Знакомство с нормативными документами. Воспитание самоуважения и уважения к другим. Знакомство с правами и обязанностями школьников. Гражданско-правовое воспитание школьников. Изучение нормативных документов. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Роль семьи в жизни человека. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Закон единства требований. Нравственная культура детей. Воспитание заботливого отношения  к людям. Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них. Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине. Интересные факты истории. Повышение интереса учащихся  к военной истории Отечества. Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению. Героические истории, мужество и храбрость патриотов. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. Уважительное отношение  к родителям, к старшим.

Беседа Просмотр видеофильмов. Конкурс стихов о войне.  Праздник с участием ветеранов. Анкетирование. Защита исследовательских работ

Исследовательская, научно-познавательна, общественно-полезная, художественное творчество

        

Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

№ занятия

Тема занятия

     Примечание

Россия – родина моя (9 часов)

С чего начинается Родина …

Что мы знаем о своем городе, своей стране

Род, родные, Родина

Моя Россия

Наша  многонациональная страна

История семьи в истории страны

Символы государства

Государственные праздники России

Семь чудес России

Город, в котором я живу (7 часов)

Я – мой город – мой край

Славные страницы   истории нашего города

23 февраля – День защитников Отечества

Имена, которыми мы гордимся

Дом, в котором мы живем

Твори добро

Поступки друзей.

Моя семья (5 часов)

Семья вместе – и душа на месте

Уважая себя, уважай других.

Богатырские забавы

Семья и общество

Вместе весело шагать

Моя школа, мой класс (13 часов)

Школа – наш дом

Права и обязанности школьников

Традиции и обычаи школы

Давайте жить дружно

Законы класса

От всей души

Нам слава досталась в наследство

Наша армия сильна.

Вечный огонь

Они защищали Родину

День Победы

Спешите делать добро

Итоговое занятие

МОДУЛЬ «Я В МИРЕ И МИР ВО МНЕ» 11 КЛАСС

Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.

Задачи:

- воспитание уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам России;

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

- укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

Результаты освоения данного модуля

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • Сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • Овладение основами  элементарными правилами нравственного поведения;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее -ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел курса внеурочной деятельности

Содержание раздела

 Формы организации

Виды деятельности

 

 

Воспитать человека

Знакомство с программой клуба. Что такое нравственность. Нравственные заповеди. Роль друзей в жизни человека. Основы дружбы. Умение дружить – одно из положительных качеств личности. Смысл жизни человека. Как прожить жизнь со смыслом. Вредные привычки: наркотики, сигареты, алкоголь. Жизнь без вредных привычек. Человек среди других людей. Умение понимать, прощать, сочувствовать окружающим людям. Истоки доброты. Что такое совесть. Конфликты и их предотвращение

Инструктаж, дискуссия, круглый сто, беседа, диспут, встречи с интересными людьми

Исследовательская, познавательная, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность

 

Воспитать семьянина

Роль семьи в жизни человека. Любовь в семье. Брак без любви: «за» и «против». Брачный возраст, преимущества и недостатки ранних браков. Дети и родители. Что значит быть хорошим сыном (дочерью). Дети без родителей. Причины сиротства. Семейные традиции. Роль бабушек и дедушек в семье. Знание истории своего рода

Диспут, беседа, круглый стол, конкурс презентаций, конкурс сочинений, конкурс фотографий, выставка

Исследовательская, проектная,  туристско-краеведческая деятельность,   художественное творчество

Воспитать гражданина

История семьи в истории страны. Знание истории своей страны  – шаг к воспитанию патриота. Что значит быть достойным гражданином своей страны. Активная гражданская позиция.  Толерантное отношение к людям разных национальностей. Понимание гуманизма. Различные способы проявления милосердия в обществе. Великая Отечественная война в истории нашей страны. Героизм и подвиг. Будущее России

Беседа, диспут, круглый стол, встречи с ветеранами, просмотр фильмов

Исследовательская,  научно-познавательнаядеятельность

        

Тематическое планирование  курса внеурочной деятельности

№ занятия

Тема занятия

     Примечание

Воспитать человека  (12 часов)

Вводное занятие. Знакомство с программой клуба. Инструктаж.

Дискуссия «Десять заповедей - основа нравственности»

Дискуссия «Я и мой друг»

Круглый стол «В чём смысл жизни?»

Беседа «История одного обмана- табак»

Беседа «История одного обмана- алкоголь»

Диспут «Понять и простить».

Диспут «Истоки доброты»

Круглый стол «Моральный долг и совесть человека»

Дискуссия «Конфликтовать или не конфликтовать»

Встреча с учителями- ветеранами «Учитель на все времена»

Круглый стол «Дорогу осилит идущий»

Воспитать семьянина. (10 часов)

Диспут «Семья в жизни человека»

Круглый стол «Любовь – прекрасное чувство»

Беседа «Ранние браки»

Диспут «Дети без родителей»

Беседа «Я и мой родители»

Конкурс на лучшую электронную презентацию «Моя родословная»

Конкурс сочинений «Традиции моей семьи»

Конкурс фотографий «Бабушкины сказки»

Выставка семейных альбомов «Летопись семьи»

Круглый стол «Что значит быть  хорошим  сыном или дочерью»

Воспитать гражданина. (12 часов)

Беседа «История семьи в истории страны»

Диспут «Я - патриот»

Диспут «Достойный гражданин своей страны»

Круглый стол «Россия - многонациональное государство»

Круглый стол «Добро и зло. Милосердие и гуманность»

Конкурс слайд- презентация

«Я - гражданин своей страны»

Круглый стол: «Великая Отечественная война»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны»

Просмотр кинофильмов: «Офицеры» « Девятая рота»

«Мы из будущего» ( на выбор)

Круглый стол «Подвигу народа жить в веках»

Диспут «Что я могу сделать для процветания своей страны»

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Дискуссионный клуб", направление «Проблемно – ценностное общение».

Рабочая программа "Дискуссионный клуб", расчитана на 32 занятия в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...