« Секреты» управления коллективом
статья

                                                                                         Люди добиваются успеха, когда кто-                                  то, кого они уважают, считает, что они "могут". Ждите от людей надежности и компетентности, и они их проявят. - Р. Уотермен

                 В настоящее время важнейшую основу долгосрочных конкурентных преимуществ любой организации закономерно составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их высокая квалификация, система ценностных ориентации, знания, навыки ,умения и стремление к реализации поставленных целей, трудовая мораль. Ключевые задачи организационного управления сегодня сосредоточены на рациональном использовании  возможностей каждого члена  рабочего  коллектива, однако, сами по себе работники не могут создать систему управления, отличающуюся единством целей и действий, общностью   ценностей и интересов. Очевидно, что  включение  в единое целое работников, каждый из которых обладает своими собственными интересами, возможно только на основе эффективной организации их деятельности. Успех любого предприятия, и школы в том числе,      зависит от способности сотрудников усваивать и использовать новые знания и навыки. В этих условиях система управления развитием персонала должна быть нацелена на подготовку работников к выполнению новых производственных функций (освоение ФГОС, например),  развитие творческого потенциала коллектива, создание условий для  успешной  работы  и  саморазвития  педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekret_uspeha.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                              « Секреты» управления коллективом

                                                                                         Люди добиваются успеха, когда кто-                                  то, кого они уважают, считает, что они "могут". Ждите от людей надежности и компетентности, и они их проявят. - Р. Уотермен 

                 В настоящее время важнейшую основу долгосрочных конкурентных преимуществ любой организации закономерно составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их высокая квалификация, система ценностных ориентации, знания, навыки ,умения и стремление к реализации поставленных целей, трудовая мораль. Ключевые задачи организационного управления сегодня сосредоточены на рациональном использовании  возможностей каждого члена  рабочего  коллектива, однако, сами по себе работники не могут создать систему управления, отличающуюся единством целей и действий, общностью   ценностей и интересов. Очевидно, что  включение  в единое целое работников, каждый из которых обладает своими собственными интересами, возможно только на основе эффективной организации их деятельности. Успех любого предприятия, и школы в том числе,      зависит от способности сотрудников усваивать и использовать новые знания и навыки. В этих условиях система управления развитием персонала должна быть нацелена на подготовку работников к выполнению новых производственных функций (освоение ФГОС, например),  развитие творческого потенциала коллектива, создание условий для  успешной  работы  и  саморазвития  педагогов. Инновационный тип стратегии, предполагающий внедрение наиболее прогрессивных технологий, требует от руководителя максимальной гибкости, широкой профессиональной эрудиции, готовности к восприятию  всего нового  и  умения работать с коллективом.  Сейчас это очень актуально.  Отчасти это связано с тем, что способность разбираться в людях, «чувствовать» их - это так же, как и математический склад ума, есть не у каждого. Можно быть отличным техническим специалистом, экспертом в области финансов и маркетинга, но испытывать серьёзные сложности в качестве руководителя коллектива. Кроме того, работа с людьми сродни искусству : здесь нет однозначных и универсальных законов и алгоритмов, с помощью которых можно найти «кнопку запуска» у любого работника. Ведь мотивы поведения человека зависят от пола, возраста, уровня дохода, страны проживания, его воспитания, особенностей темперамента и даже текущего физиологического состояния. И это ещё не все факторы, которые влияют на наши поступки и мысли! Сегодня очень важно  создавать в коллективе  атмосферу  роста возможностей самореализации для человека как работника, сокращение доли рутинных, нетворческих элементов трудового процесса, обогащение содержания труда при одновременном возрастании требований к качеству и квалификации    каждого члена коллектива.  Важно  уметь слушать,  понять и поддержать инициативу человека.  К. Циолковский считал, что «новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую смелость, но это очень  драгоценное свойство людей.»  А в педагогической деятельности просто невозможно  реализовывать поставленные задачи , достигать нужных результатов ,если не поддерживать  смелых в начинаниях и творческих в самореализации  специалистов. «Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: "Отлично придумано!" - и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку - он что-то значит. -  эти мудрые слова Л. Якокка помогают    руководителю поддерживать в каждом работнике чувство уверенности, самодостаточности, необходимости, способствуют творческому росту членов вверенного мне коллектива. Активизация  творческого потенциала работников  начинается с создания благоприятного социально-психологического климата в организации, с доверия к работнику, уверенности  в том, что он справится с  возложенными обязанностями.  Человек не должен  бояться ошибиться. Поисковые ошибки допустимы! И об этом никто не должен забывать. Свободный обмен информацией, открытая стратегия руководства - еще один шаг к успешному руководству коллективом. А что же  коллектив? Здесь будут наблюдаться  рост творческой активности, укрепление веры в себя,  интеллектуальная  подвижность.

Не секрет, что взгляд на общее состояние дел и процессы внутри  коллектива отличается на разных уровнях иерархии: для  директора школы,  заведующего учебной частью  и рядового сотрудника картина выглядит по-разному. Вчерашний молодой специалист, став руководителем, начинает по-новому оценивать ситуацию. И, что характерно, усвоив взгляды своего нового окружения, он довольно быстро забывает, чем живут и дышат его вчерашние коллеги, а ныне подчиненные. Так возникает извечный конфликт между «верхами» и «низами». Для того, чтобы  коллектив был успешный, в первую очередь необходимо наладить коммуникацию и взаимопонимание между различными уровнями сотрудников.   Где и как возникают проблемы из-за разницы взглядов руководства и сотрудников на одну и ту же ситуацию? Первым делом необходимо правильно понять друг друга, а уж потом предпринимать какие-либо действия. Без этого никакие «готовые правильные решения» не сработают    Практика показывает, что это самый быстрый и надежный путь повышения эффективности работы.  Каким же образом обеспечить интеграцию деятельности  коллектива? Нужно продумывать организационные меры и  выбирать принципы управления. Так, например,  необходимо создание системы делегирования работников в органы, принимающие решения (СТК, профсоюзный комитет). Это  будет способствовать сближению интересов работников и руководителей, полнее осознаны будут цели, стоящие перед коллективом.  Из принципов управления очень  продуктивным оказывается убеждение вместо приказа,  и  в результате - смягчение  административных противоречий. Важно не забывать, что « немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего - знанием дела и справедливостью, невзирая на лица».  ( И. Гете ).

    Уже из самых общих характеристик выделенных подходов следует, что управление человеческими ресурсами - это особый вид управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, его ценности, потребности, его знания, навыки и умения, интеллектуальный и квалификационный потенциал. Поэтому современные концепции управления человеческими ресурсами базируются на принципах и методах социально-ориентированного управления, где приоритет отдается человеку, развитию его трудового потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание п...

Организация деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в общеобразовательной школе

Разработка программы эффективной деятельности педагогического коллектива общеобразовательной школы  может стать для образовательного учреждения  мощным стимулом  активизации его деятель...

Программа управления развитием классного коллектива

Программа характеризует и структурирует мероприятия по развитию классного коллектива и управлению им....

Проект "Управление персоналом: организационно-педагогические условия управления конфликтами в педагогическом коллективе"

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления. Важно не д...

Секреты управления своими эмоциями (презентация)

Презентация предназначена для детей с девиантным поведением. Дано краткое описание эмоций. Включены кинезиологические упражнения, которые помогут детям лучше справляться со своими эмоциями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...

Секреты управления эмоциями

В работе проведено исследование в рамках подготовки к участию в конкурсе проектно-исследовательских работ для обучающихся 4-8 классов...