Секреты управления эмоциями
проект по психологии (8 класс)
В работе проведено исследование в рамках подготовки к участию в конкурсе проектно-исследовательских работ для обучающихся 4-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhukova_e.a._sekrety_upravleniya_emotsiyami.docx | 544.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме «Секреты управления эмоциями»
Автор: Жукова Елена Александровна,
заместитель директора МБОУ «Школа № 69»,
педагог-психолог
Одной из проблем современной школы, как пишут многие психологи, является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе, и в сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга. Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский и др. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.
С целью изучения умения управлять эмоциями среди обучающихся
5 классов МБОУ «Школа № 69» города Нижнего Новгорода проведено исследование самоконтроля подростков в эмоциональной сфере. Объектом исследования стали обучающиеся 5 – ых классов МБОУ «Школа № 69» города Нижнего Новгорода. Предметом исследования стала эмоциональная сфера подростков. Применяемая методика: вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (авторы Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова). Количество участников исследования – 48 человек. Период проведения исследования- март-апрель 2023 года.
По итогам исследования были выявлены следующие данные.
Результаты исследования по методике Диагностический вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль) (разработана
Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой).
- Самоконтроль в сфере эмоций – это умение сдерживать негативные эмоции (контролировать гнев, злость, агрессию). Данное умение пригодится везде: от обычного общения со сверстниками, родными и близкими и до решения вопросов, связанных с учебной деятельностью и в дальнейшем в работе. Как можно увидеть по результатам диагностики, 63% опрошенных пятиклассников умеют управлять эмоциональной сферой, однако, 14% обладают этими способностями на среднем уровне, а 23 % - на низком уровне и им необходима информационно-просветительская поддержка в данном вопросе.
- Самоконтроль в деятельности. Человек, обладающий самоконтролем в деятельности, получая задачу, самостоятельно разрабатывает план ее решения с наименьшими потерями времени и трудозатрат. Он умеет подходить к выполнению задач творчески, стремясь превратить даже повседневные дела в источник вдохновения и совершенствования. По результатам диагностики можно увидеть, что самоконтролем в деятельности обладают 71% опрошенных, однако, 6% и 23% обладают данной компетенцией на среднем и низком уровнях соответственно.
- Социальный самоконтроль – это чувство и знание того, что хорошо, а что плохо по отношению к другим людям, что справедливо, а что несправедливо, осознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. Способность осуществлять социальный самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Социальный самоконтроль — одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми. По результатам диагностики можно увидеть, что для 60% опрошенных характерен высокий уровень социального самоконтроля, для 11% - средний уровень, для 29 % характерен низкий уровень социального самоконтроля.
Таким образом, наше исследование показало, что среди обучающихся 5-х классов МБОУ «Школа № 69» большинство обучающихся умеют управлять негативными эмоциями и регулировать свое поведение. Однако, есть пятиклассники, испытывающие сложности при управлении отрицательными эмоциями и нуждаются в просветительской работе в данном направлении. Для того, чтобы оказать помощь и поддержку подросткам, нами были разработаны информационные буклеты «Памятка по управлению отрицательными эмоциями».
Список литературы
1. Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. Перевод с английского. Москва,
Издательство Московского Университета, 1980г.
2. Прихожан А.М. «Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст».
Изд-во «Питер», 2 – е изд. 2009 год
3. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва. Владос. 2001г.
4. Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г.
#1060;изиологические особенности положительных и отрицательных
эмоциональных состояний. Академия наук, СССР. М: Наука, 1972г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по здоровьесберегающим технологиям Способы управления эмоциями
Способы управления эмоциямиСтрессовые ситуации в нашей жизни встречаются постоянно. Достаточно эмоциональные люди реагируют очень активно на подобные ситуации, но есть и те, кто просто их подавляет, у...
Управление эмоциями и настроением.
Об эмоциях и настроении....
Секреты управления своими эмоциями (презентация)
Презентация предназначена для детей с девиантным поведением. Дано краткое описание эмоций. Включены кинезиологические упражнения, которые помогут детям лучше справляться со своими эмоциями....
О технологии управления эмоциями.
Статья содержит информацию об эмоциональной компетенции.Признании,идентификации и осознании эмоций.Практических приемах управления эмоциями....
Презентация для урока по управлению эмоциями
Красочная, интересная и понятная презентация для психологической работы с учащимися...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Секреты управления презентацией»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общ...
Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности
Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании личности3.Самоисповедь как средство познания...