Тема Великой Отечественной войны в контексте патриотического воспитания в школе
статья
Гражданственность и патриотизм являются моральными основами современного общества. У молодежи должны быть сформированы ценностно-нравственные ориентиры, связанные с гордостью за Родину, ответственностью за сохранение исторических традиций. Именно поэтому, в системе образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В статье обобщен опыт педагога-организатора «МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г.Светецкого», рассматриваются различные формы патриотического воспитания, используемые во вне учебной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_proekt_velikaya_otechestvennaya_voyna1_1.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 5 с. Троицкое имени Героя Советского Союза Светецкого Григория Григорьевича
Тема: Тема Великой Отечественной войны в контексте патриотического воспитания в школе
Мавлеткулова Ирина Владимировна
Педагог-организатор
с. Троицкое
2023 год
Патриотизм должен стать объединяющей идеологией России
В.В. Путин
Аннотация
Гражданственность и патриотизм являются моральными основами современного общества. У молодежи должны быть сформированы ценностно-нравственные ориентиры, связанные с гордостью за Родину, ответственностью за сохранение исторических традиций. Именно поэтому, в системе образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В статье обобщен опыт педагога-организатора «МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г.Светецкого», рассматриваются различные формы патриотического воспитания, используемые во вне учебной работе.
Введение
Основными нормативными документами, регулирующими патриотическое воспитание в образовательных учреждениях, являются государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы» и «Концепция патриотического воспитания граждан РФ». Концепция воспитательной программы подразумевает решение таких образовательных задач, как формирование правового самосознания, толерантности, активной жизненной позиции, гражданской ответственности и компетентности, позитивных ценностей и качеств, укрепления государства и стремления к его устойчивому развитию. Реализация ОП в образовательных учреждениях позволяет в полной мере достижению выделенных задач.
Основная часть
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
Алексей Николаевич Толстой
В разных словарях понятие патриотизма определяется практически одинаково. В толковом словаре Д.Н.Ушакова 1940 года даётся следующее понятие патриотизма. «Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу» [8]. В политическом словаре 2001 года дано похожее определение: «Патриотизм всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов» [6].
Образование и патриотическое воспитание – взаимозависимые процессы, цели и задачи которых совместно реализуются проведением учебной и внеклассной работой. Сущность патриотического воспитания заключается в организации и проведении среди обучающихся мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции. Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются, совершенствуются и модернизируются в соответствии с современными условиями.
В советское время патриотическое воспитание формировалось посредством уроков и лекций по истории, особое внимание уделялось героизму знаковых исторических фигур Российской Империи и Советского Союза. Кино военно-патриотического содержания также содействовало созданию образа героического народа. Проводились спортивные соревнования, а с 1939 года был введен новый комплекс ГТО «Готов к труду и обороне», в которых входили гранатометание, штыковой бой, преодоление полосы препятствия, стрельба, лыжи, кросс, борьба. Этот комплекс приобрел всенародную популярность.
В наше время к мероприятиям по патриотическому воспитанию относятся уроки литературы, обществознания и истории; привлечение к волонтерским движениям; проведение походов в музеи и экспедиций по местам боевой славы.
На сегодняшний день для России нет более важной идея, чем патриотизм. Историческая память, а также воспитание чувства уважения к стране, малой родине, окружающим и к самому себе важны и необходимы. В Последние годы всё чаще можно наблюдать утрату нравственных и культурных ценностей, теряется уважение к истории. Именно поэтому патриотическое воспитание настолько значимо и актуально в наше время.
В нашем учреждении налажена четкая система патриотического воспитания в соответствии с требованиями программы РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2024 годы». Все вышеперечисленные формы в той или иной степени систематически проводятся в образовательном процессе.
Я, как педагог-организатор, занимаюсь патриотическим воспитанием молодежи. Работу по патриотическому воспитанию в нашем учреждении можно разделить на три блока:
1. воспитание в образовательном процессе: лекции по истории и гражданскому праву, изучение исторической литературы и биографии героев России и СССР.
2. воспитание во внеурочной деятельности: культмассовые и спортивные мероприятия. В 2022 году было организовано мероприятие, на которое были приглашены представители поискового движения России, с участием которых проводились патриотические беседы. В том же 2022 году на занятиях рассматривалась Молодая Гвардия Советского Союза, обучающиеся подготавливали доклады и выступали с ними перед одноклассниками, а затем вели обсуждения в рамках данной темы. В преддверии 9 мая обучающиеся 9 класса присоединились к всероссийскому флешмобу и сняли клип на песню «Катюша». В 2023 году в рамках 78-летия Великой Победы обучающимся предложено создать капсулу памяти «Вчера, сегодня, завтра. Война и как не допустить её повторения». Капсулой памяти в данном случае мы называем сборник видеоматериалов, созданных на основании монологов обучающихся о прошлом и том, что произошло в военный период, как это повлияло на наше настоящее и как они видят наше будущее, как создать благоприятные условия для развития страны и народа.
3. воспитание во взаимодействии с социумом: шефство над ветеранами ВОВ.
Наибольший интерес у обучающихся вызывают творческие и социальные мероприятия. В процессе создания творческого проекта обучающиеся объединяются в группы, где у каждого есть своя роль и своя зона ответственности. В рамках подобных мероприятий каждый обучающийся четко понимает значимость своей деятельности, что, безусловно, сказывается на качестве его работы и глубины изучения заданной темы.
Заключение
Главная цель патриотического воспитания– воспитание гражданина-патриота. Чувство патриотизма невозможно искусственно сформировать, поэтому все мероприятия должны быть исторически закономерны, логичны и находить свое отражение в объективной необходимости для каждого студента. Проводимая мною, как педагогом-организатором, работа по патриотическому воспитанию в первую очередь была нацелена на выполнение таких задач как:
1. Воспитание патриотических качеств, т.е формирование национального достоинства, гордости и любви к Отечеству; готовности к защите Родины;
2. Сохранение исторической памяти, патриотических традиций и идеалов на историческом наследии ВОВ; Воспитание уважения к ветеранам за заслуги перед Родиной
3. Развитие гражданской активности и общественного сознания обучающихся, их нравственных ценностей, ответственности, толерантности.
4. Использование полученных знаний в формировании траектории личностного развития.
Подводя итоги своей работы, я хочу отметить, что научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны.
Список литературы:
1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18-23.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
6. Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
7. Понкратова З. А. Актуальность патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/archive/65/10925/ (дата обращения: 30.03.2020).
8. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО гуманитарного цикла: "Нравственное воспитание при изучении темы Великой Отечественной войны на уроках истории при дифференцированном подходе обучения".
Выступление на МО....
Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».
В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...
Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.
Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...
Задачи о Великой Отечественной Войне для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида.
Задачи о Великой Отечественной Войне для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида с решениями и ответами....
Статья на тему: "Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи".
Тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа....
Школьный музей Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат
Статья о деятельности школьного музея...
Педагогический проект. Организация предметной недели по технологии на тему: «Долг памяти: Трудовой подвиг советского народа в годы Великой отечественной войны». Учитель технологии - Гришина.Т.А.,Школа№144,г.Казань
Актуальность проекта рассматривается как необходимость развития у учащихся мотивации к занятиям техническим творчеством.По результатам нашего исследования:только 20 % учащихся школы ...