Статья на тему: "Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи".
статья на тему
Тема Великой Отечественной войны актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna_kak_faktor_patrioticheskogo_vospitaniya_molodyozhi.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Великая Отечественная война как фактор патриотического воспитания молодёжи.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время выходит в ряды первостепенных проблем современного общества. Сегодня подросток с юных лет окружен принципами западной модели становления человека как личности. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «заморскими», насажденными из вне.
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Утрачиваются духовные ценности и ориентиры. Патриотическое воспитание подростков – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника. Многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война и т. д.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире.
С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ того грозного периода. 73 года назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время.
Обращая внимание на то, что школьники страдают дефицитом знаний нужно ознакомить детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах наших солдат. Проводить экскурсии в краеведческом музее, работники которого расскажут о подвигах жителей края. Цель краеведческой работы – создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей. Музей в школе – это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего – музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного – памяти истории. На базе музея должны проводятся тематические экскурсии, театрализованные представления, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Большое впечатление оставит в памяти воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны – приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить пути трансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи. Во-первых, это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества. Этот опыт можно получить только из живого общения. Поэтому в школах необходимо сделать традиционными «уроки ожившей истории», которые должны проходить в виде встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, а также написания исторических эссе. Во-вторых, через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. В-третьих, через использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и через организацию различных форм работы с учащимися и молодежью – проекты, исследования, виртуальные экскурсии, школьные музеи Боевой Славы, поисковые отряды.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – единственное крупнейшее событие истории России ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса, как особое явление. Это происходит потому, что война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Поэтому такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите необходимо формировать в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство любви ко всему «своему», «родному», как опасение потерять это знакомое и близкое. Сегодня ситуация такова, что в учебниках истории Великая Отечественная война рассматривается в более сжатом виде, чем в советских учебниках и времени на ее изучение выделяется меньше. Дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны – это битвы под Москвой и под Сталинградом, блокада Ленинграда, сражения на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самое главное – это духовный и нравственный потенциал, накопленный народом за долгие годы испытаний.
Как подтверждает история нашего государства, все великие победы русской армии происходили в первую очередь благодаря духовному превосходству наших воинов над противником. Известный английский военный теоретик и историк Б. Лиддел Гарт, говоря о победе Советского Союза в Великой Отечественной войне, подчеркнул, что «…Эта победа была одержана, прежде всего, благодаря мужеству и стойкости солдата, его способностью выносить тяготы и непрерывные бои в условиях, которые прикончили бы любую западную армию».[1]
Вот что говорил Маршал Победы, как его с любовью называли в народе, четырежды Герой Советского Союза Г. К. Жуков: «Советский солдат умел прямо смотреть в глаза смертельной опасности, проявлял высшую воинскую доблесть и героизм. Нет границ величию его подвига во имя Родины. Советский солдат заслужил памятник на века от благодарного человечества.
Блестяще показали себя офицеры всех степеней – от младших лейтенантов до маршалов, пламенные патриоты своей Родины, опытные и бесстрашные организаторы боевых действий многомиллионных войск».[2]
Г. К. Жуков в беседе со своей дочерью Маргаритой Георгиевной заметил, что самую большую жертву на войне принесла молодежь. Фронтовая статистика свидетельствует: из участвовавших в боях каждый третий погиб, каждый второй ранен, из юношей же (1922, 1923, 1924 и 1925 годов рождений) из каждых 100 участников боев живыми остались только трое.
Подвиги фронтовиков получили глубокое признание народа. За годы войны советские полки и дивизии были награждены орденами 10900 раз, а 29 частей и соединений удостоены пяти и более орденов. Осуществлено 5300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7580 тыс. награждений медалями. Более 11 тысяч человек удостоены звания Героя Советского Союза, среди них представители ста наций и народностей СССР. За годы войны орденами и медалями СССР награждены более 7 млн. советских воинов. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г.» награждено 16 млн. человек.[3]
Наша цель сегодня – не забывать прошлое ради будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Однако, воспитание патриотизма не ограничивается школой. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты
общества, такие как: средства массовой информации, общественные
организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного
образования. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе
воспитания учащихся. Мы должны изучать свою историю периода Великой Отечественной войны, дополняя уроки и внеклассные мероприятия художественными произведениями, литературой документального жанра, свидетельствами очевидцев, мемуарными воспоминаниями, произведениями киноискусства.
Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели войны. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства – мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, который необходимо изучать и включать в школьную программу.
Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры современного человека. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные обязательства перед обществом, идея служения Отечеству. Их признание обеспечит преемственность в развитии российского общества и послужит источником формирования гражданской идентичности, основными приоритетами которой являются патриотизм и гражданственность.
Быть патриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю.
Список использованной литературы.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: Агентство печати и новости, 1975. – 730с.
- Памяти павших. Великая Отечественная война (1941-1945). / Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой Отечественной войны. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 289с.
[1] Памяти павших. Великая Отечественная война (1941-1945). / Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой Отечественной войны. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 279с.
[2] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. – М.: Агентство печати и новости, 1975. – 730с.
[3] Памяти павших. Великая Отечественная война (1941-1945). / Объединенная редколлегия Книг Памяти павших в годы Великой Отечественной войны. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 289с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».
В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...
Роль исторического образования в патриотическом воспитании молодёжи
Предлагаемый материал содержит размышления о новых подходах к патриотическму воспитанию учащихся старших классов. Историческое образование должно способствовать осознанию учащимися сущности таки...
Патриотическое воспитание молодёжи – один их важнейших факторов формирования личности
Из опыта работы...
Школьный музей Великой Отечественной войны как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея ВОв МАОУ «СОШ № 1» г. Нурлат
Статья о деятельности школьного музея...
Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.
Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. Н...
Тема Великой Отечественной войны в контексте патриотического воспитания в школе
Гражданственность и патриотизм являются моральными основами современного общества. У молодежи должны быть сформированы ценностно-нравственные ориентиры, связанные с гордостью за Родину, ответств...
статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России
Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...