Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс)

Ладюкова Наталья Александровна

Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:

                   Данная программа разработана на основе следующих документов:

Федеральный Закон  Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897;

         Программа внеурочной деятельности - образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у обучающегося умений управлять процессами мышления, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

                Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена.

        Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что:

1.      учащиеся добровольно выбирают занятия математикой;

2.      познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;

3.      созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Актуальность программы:

        Значение математики в школьном образовании определяется ролью математической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно – технического прогресса.

        Актуальность данной программы определяется стратегическими ориентирами модернизации отечественного образования, отраженными в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития математического образования в РФ, определяющими в качестве результата подготовки выпускников сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Компетентностно – деятельностный подход может подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

Актуальность и новизна данной программы определяется, прежде всего, тем, что математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Дополнительное (внеурочное) образование по математике педагогически целесообразно, так как у многих обучающихся снижен познавательный интерес к предмету. На уроках не всегда удается индивидуализировать процесс обучения, показать нестандартные способы решения заданий, рассмотреть задачи повышенного уровня сложности, вопросы, связанные с историей математики. На уроках нет возможности углубить знания по отдельным темам школьного курса.

Целесообразно проведение работы по предмету в рамках Программы, где больше возможностей для рассмотрения ряда вопросов, не всегда связанных непосредственно с основным курсом математики. Программа внеурочного курса в 10 и 11 классах актуальна сегодня еще и потому, что по окончании средней школы каждому ученику предстоит сдача ЕГЭ, где за ограниченный временной интервал необходимо справиться с не всегда стандартными заданиями, определение с дальнейшим выбором продолжения образования, от количества баллов за ЕГЭ по математике зависит возможность в получении дальнейшего образования.

Цели и задачи:

           • Содействовать подготовке к ЕГЭ по математике, формированию у школьников научного воображения и интереса к изучению математики, развитию у обучающихся интуиции, формально – логического и алгоритмического мышления, понимания сущности применяемых математических моделей, формированию познавательной активности.

• Создать условия для развития личности и формирования ключевых компетенций обучающихся.            

     Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и  сложившейся  методикой  обучения,  рассчитаны  на  так  называемого  «среднего»  ученика.  Однако  уже  с  первых  классов  начинается  расслоение  коллектива  учащихся  на  тех,  кто  легко  и  с  интересом  усваивают  программный  материал  по  математике;  на   тех,  кто  добивается  при  изучении  материала  лишь  удовлетворительных  результатов, и  тех,  кому  успешное  изучение  математики  дается  с  большим  трудом. Это  приводит  к  необходимости  индивидуализации  обучения  математике  в  системе  урочных  и  внеклассных  занятий.  В  то  же  время,  с  помощью  продуманной  системы  внеурочных  занятий,  можно  значительно  повысить  интерес  школьников  к  математике.   Разнообразные  формы  внеурочных  занятий  открывают  большие  возможности  в  этом  направлении.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В рамках реализации курса в 11а классе классе осуществляется профориентационная работа в урочной деятельности.

Настоящая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2024-2025 учебный год, наличием выходных и праздничных  дней  в 2024-2025 учебном году (01.05.2025г., 02.05.2025г, 08.05.2025г, 09.05.2025г.), расписанием учебных  занятий МБОУ  ЕСОШ №1 в условиях  пятидневной  рабочей  недели    данная  программа в 11а классе в  2024-2025  учебном году  будет  реализована в объёме 33 часов

. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

       У обучающихся могут быть сформированы:

 Личностные результаты:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-  опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

-  мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные результаты:

- регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:

- оставлять план и последовательность действий;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать - результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;

- выполнять творческий проект по плану;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;

- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

Познавательные результаты:

- обучающиеся получат возможность научиться:

- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 Коммуникативные результаты:

обучающиеся получат возможность научиться:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- работать в группе;  оценивать свою работу.

- слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Предметные результаты:

учащиеся получат возможность научиться:

- решать задачи на нахождение площади и объёма фигур

- решать сложные задачи на движение;

- решать логические задачи;

- решать сложные задачи на проценты;

- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;

- решать занимательные задачи;

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков, графов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- пользоваться предметным указателем энциклопедий, справочников и другой литературой для нахождения информации;

- находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства;

- строить  плоские и пространственные фигуры.

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач;

• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.        

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы;  творческие работы учащихся; контрольные задания.

   В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

•        решения  разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения

•        исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения

•        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации

•        поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Прикладная математика (12 часов)

Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия, такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии.

Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий.

Раздел 2. Профессия и математика (10 часов)

Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д.

Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Подготовка и защита проекта «Профессии моих родителей»

Раздел 3. Домашняя математика ( 6 часов)

Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.

Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину.

Раздел 4. Жизненные задачи в ЕГЭ (7 часов)

Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера.

Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Подготовка проектов по теме «Математика – это интересно!».

  ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11а КЛАСС

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Форма проведения занятий

Виды деятельности

Прикладная математика 12ч

1

Математика в физических явлениях

 1

Фронтальная работа

Знают связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе

5.09

http://www.7budget.ru;

2

Применение математики в технике

 1

Фронтальная работа

Решают задачи с физическим содержанием

12.09

http://www.7budget.ru;

3

Применение математики в технологических процессах производства

 1

Групповая работа

Решают задачи с физическим содержанием

19.09

http://www.7budget.ru;

4

Знакомство учащихся с технической литературой, справочниками

 1

Групповая работа

Умеют пользоваться технической литературой и справочниками

26.09

http://www.7budget.ru;

5

Решение практических задач на понятие вектора, силы, перемещения и других

 1

Фронтальная работа

Решают физические задачи

3.10

http://www.7budget.ru;

6

Решение практических задач, составленных учащимися

 1

Индивидуальная работа

Решают задачи с физическим содержанием

10.10

«Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

7

Математическая обработка химических процессов

 1

Групповая работа

Решают задачи с химическим содержанием

17.10

«Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

8

Математическая обработка биологических процессов

 1

Групповая работа

Решают задачи с биологическим содержанием

24.10

«Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

9

Исторические процессы с математической точки зрения

 1

Групповая работа

знают примеры исторических процессов с математической точки зрения

7.11

«Достаток.ру» —http://www.dostatok.ru;

10

Природные процессы с математической точки зрения

 1

Групповая работа

Решают задачи природного содержания

14.11

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

11

Тарифы ЖКХ. Табличное представление данных

 1

Индивидуальная работа

Решают экономические задачи представленные в виде таблиц

21.11

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

12

Круговые диаграммы и география

 1

Индивидуальная работа

Решают задачи с применением круговых диаграмм

28.11

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

Профессия и математика 10 часов

13

Математика в политехническом образовании

 1

урок открытия нового

Знают о применении  математических знаний в различной профессиональной деятельности человека.

5.12

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

14

Решение практических задач, составленных учащимися

 1

урок обще методической направленности

решают прикладные задачи с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства

12.12

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

15

Математика в легкой промышленности

 1

урок открытия нового

Знают о комплексном подходе в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях

19.12

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

16

Математика и сфера обслуживания

 1

урок открытия нового

Решают прикладные задачи

26.12

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

17

Экономика – успех производства

 1

урок открытия нового

Решают прикладные задачи

9.01

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

18

Доходы и убытки предприятий

 1

урок открытия нового

Решают прикладные задачи

16.01

Все о пособиях» — http://subsidii.net/

19

Подготовка проектов «Профессия моих родителей», связь с математикой

 1

урок обще методической направленности

Обсуждение основных моментов содержания проектов

23.01

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

20

Защита проектов

 1

урок рефлексии и развивающего контроля

Защищают индивидуальные проекты «Профессии моих родителей»

30.01

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

21

Математика и искусство

 1

урок открытия нового

Решают прикладные задачи

6.02

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

22

Симметрия в живописи

 1

урок обще методической направленности

Решают прикладные задачи

13.02

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

Домашняя математика 6 часов

23

Расчеты для ремонта дома

 1

урок обще методической направленности

Знают о  роли математики в быту.

измерений  и дающие возможность вычислить.

20.02

«Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

24

Практические задачи на взвешивание и объемы

 1

урок обще методической направленности

Решают  прикладные задачи, в которых  нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину

27.02

«Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

25

Домашняя экономика

 1

урок обще методической направленности

Решают  прикладные задачи, в которых  нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта,

6.03

«Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

26

Сделай сам

 1

урок обще методической направленности

Решают  прикладные задачи, в которых  нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину

13.03

«Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php

27

Расчеты на земельном участке

 1

урок обще методической направленности

Решают  прикладные задачи, в которых  нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину

20.03

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

28

Строительство и математические расчеты

 1

урок обще методической направленности

Решают  прикладные задачи, в которых  нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных искомую величину

3.04

http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

Жизненные задачи ЕГЭ 7 часов

29

Решение тестовых задач из ЕГЭ на движение

 1

урок обще методической направленности

Математическая обработка результатов, решение практических задач

10.04

«Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»).

30

Решение тестовых задач из ЕГЭ на проценты

 1

урок обще методической направленности

Математическая обработка результатов, решение практических задач

17.04

«Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»).

31

Решение тестовых задач из ЕГЭ на табличные данные

 1

урок обще методической направленности

Математическая обработка результатов, решение практических задач

24.04

«Текстовые задачи в школьном курсе математики» (педагогический университет «Первое сентября»).

32

Решение тестовых задач из ЕГЭ на сплавы

 1

урок обще методической направленности

Математическая обработка результатов, решение практических задач

15.05

«Текстовые задачи в школьном курсе математики»

33

Решение тестовых задач из ЕГЭ на растворы

 1

22.05

«Текстовые задачи в школьном курсе математики»

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​Учебник  Алгебра и начала математического анализа.11 класс: для общеобразоват. организаций /Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др. – М.: Провсещение

​‌‌​

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические рекомендации  Алгебра и начала математического анализа.11 класс: для общеобразоват. организаций /Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др. – М.: Провсещение

​‌‌​ Контрольные и самостоятельные работы Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: для общеобразоват. организаций /Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др. – М.: Провсещение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

‌edsoo.ru

resh.edu.ru,
nsportal.ru
infourok.ru
multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...