"Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка
Программа профессионального самообразования на 2020-2024 годы
Скачать:
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа
профессионального самообразования
преподавателя русского языка и литературы
на 2020-2024 гг.
Тема: «Формирование речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Автор программы – преподаватель
русского языка и литературы
СОГБПОУ «Рославльский
многопрофильный колледж»
Дюбанова Наталья Валентиновна
Рославль
2020
Пояснительная записка.
Сейчас общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это влечёт за собой и изменения в образовательном пространстве. На смену традиционным методикам пришли модульно-блочные, цельно-блочные, а в последнее время интегральные технологии. В каждой из указанных технологий есть серьёзные достижения. В интегральной технологии решающее место занял компьютер. Он рассматривается не только и не столько как обучающая машина или объект изучения, а становится, прежде всего, средством расширения интеллекта обучаемых, их развития. Важным является использование компьютеров как инструмента управления учебным процессом. Но наряду с позитивным влиянием компьютера на процесс обучения надо отметить и негативное: происходит "отторжение” подростка от общения с окружающими людьми. Значит, долгое время в жизни школьника или студента оказывается невостребованным такой компонент обучения, как языковая и коммуникативная компетенция. И я поставила целью обучения формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции.
Чтобы формировать и развивать компетенции, нужно дать им объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для обучающегося – это образ его будущего, ориентир для освоения.
Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Основная задача освоения курса русского языка - это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические структуры в соответствии с языковыми нормами, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи обучающихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь обогащается синонимическими конструкциями
Коммуникативная компетенция.
В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Цели программы:
- формирование у обучающихся речевой и языковой компетенции.
- формировании всесторонне развитой личности обучающегося, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Задачи программы:
1. Внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
3. Создание на уроках русского языка и литературы условий для речетворчества обучающихся.
Срок реализации программы: 2020 – 2024 гг.
Современное поколение неохотно и мало читает, и это давно уже не секрет. Всё чаще мы видим подростков у компьютера, с телефоном или планшетом, да ещё с наушниками. Сколько времени с техникой может в течение дня проводить подросток? Я поинтересовалась у своих студентов и выяснила: оказывается, пять-шесть часов в день! А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время подросток оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества. Речь подростков становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересоватьстудентов, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным дисциплинам, как русский язык и литература? Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор обучающихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные компетенции.
На уроках русского языка предлагаю обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности обучающихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Формирование коммуникативных и языковых компетенций.
Компетенции | Общепредметные компетенции | Русский язык и литература |
Коммуникативная компетенция | Устный диалог | Обращение к собеседнику |
Диалог в письменной форме | Самопрезентация в форме резюме. | |
Полилог (коллективная дискуссия) | Ролевая форма представления текста произведения. | |
Языковая компетенция | Письмо | Орфографическая и пунктуационная грамотность. |
Речь | Орфоэпические нормы. | |
Чтение | Выразительность, эмоциональность |
Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций:
Компетенции: | Методы, ориентированные на устную коммуникацию: |
Коммуникативная компетенция |
|
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: | |
|
Этапы работы:
Элементы работы | Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой | Время работы |
Подготовительный этап | Изучение методической литературы, выбор темы | Сентябрь – октябрь 2020 г. |
Теоретический этап | Изучение теоретической литературы по данной теме, разработка плана работы; Разработка методической копилки с материалами по теме | Октябрь 2020 - май 2021 г. 2021 – 2022, 2022-2023 учебные годы |
Практический этап | Использование разработанных упражнений на уроках русского языка и литературы | Сентябрь 2022 – май 2024 г. |
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы:
Обучающиеся должны:
- понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- осознавать содержание текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);
- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;
- осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия.
- заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста;
- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
Формирование филологических компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы на основе работы с текстом
Данная работа является обобщением педагогического опыта на присвоение высшей категории по должности "учитель"...
Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В 2014 году участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь Г...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлено краткое описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....
Опорные схемы – конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
В статье рассматривается многолетний опыт использования опорных таблиц в работе....