Формирование общих компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему
В 2014 году участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Формирование общих компетенций обучающихся СПО и НПО в рамках учебных дисциплин и профессиональных модулей" в г.Чернь ГОУ СПО Чернский педагогический колледж. Выступление и публикация материала .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chern.formirovanie_obshchikh_kompetentsiy._dokument_word.doc | 52.5 КБ |
formirovanie_ok.ppt | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций обучающихся СПО на уроках русского языка и литературы
Автор: Медведева Нина Викторовна,
преподаватель русского языка и литературы,
государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Липковский политехнический техникум»
Современная модель образования, бесспорно, является личностно – ориентированной. Развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Определяющим фактором образовательной среды становится компетентностный подход. Общие компетенции представляют собой обобщённые способы деятельности. Овладение ими является сложным процессом. Через активные формы обучения формируются важные компетенции, такие, как социальная (ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды, решать проблемы); коммуникативная (ОК 6 эффективно общаться с коллегами); информационная (ОК 4, ОК 5 владение информационной культурой, анализировать и оценивать информацию); личного самосовершенствования (ОК 8). Сегодня у выпускника СПО на основе полученных знаний, умений, навыков, разнообразного опыта деятельности и отношений могут быть сформированы ключевые компетенции, которые приведут к образованности и помогут определиться в определённой сфере. Уроки литературы и русского языка, бесспорно, являются важным звеном в современном личностно-ориентированном образовании, в формировании компетенций учащихся. Как преподаватель русского языка и литературы я стремлюсь к формированию общих компетенций, используя исследовательский, частично-поисковый, проблемно-поисковый методы, активные формы обучения.
При формировании ОК 1 (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес) использую: решение практических ситуационных задач с целью привития интереса к избранной профессии;
- работу со словарями по дисциплине «Русский язык и культура речи». Например, при изучении темы «Словари русского языка выдаётся внеаудиторная самостоятельная работа:1.Произвести этимологический разбор слов бухгалтер, автомобиль, автолюбитель и др. 2. Найти в толковом словаре определение слов горнодобывающая промышленность, порода, штрек и другие слова, связанные с избранной профессией. При изучении темы «Функциональные стили литературного языка» в качестве внеаудиторной самостоятельной работы даётся задание: 1.Написать оду своей профессии в художественном стиле; 2. Подготовить рекламу своей профессии, используя публицистический, официально-деловой стили речи.
Традиционный вид работы при анализе произведения – аналитическое чтение ключевых эпизодов. Различные виды групповых работ даёт хорошие результаты: активно формируется коммуникативная компетенция, создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на уроке (ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество). Такую работу можно проводить на занятиях по пьесе А.М.Горького «На дне». Вопросы: охарактеризуйте спор о назначении человека, авторскую позицию и способы её выражения, выскажите свою позицию. В ходе выступлений идёт процесс формирования собственной жизненной позиции учащегося, общечеловеческих ценностей.
Одной из важных форм занятий по дисциплине «Литература» в системе СПО является семинар. Главная задача его – выявить готовность студентов к анализу имеющейся информации, умение применить её к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК 3). При подготовке к семинарам готовлю вопросы. 1.Как вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью из двух женщин? Как этот выбор соотносится с характером самого героя? 2. Соответствует ли, на ваш взгляд, название романа-эпопеи «Тихий Дон» его содержанию? Почему, по вашему мнению, он так назван?
При формировании ОК 4 (осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития) составляю задания с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов (выполнение терминологических кроссвордов, написание рефератов, подготовка презентаций). При подготовке к уроку по дисциплине «Литература» по теме «Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир. Замысел, тематика. Образ народа» были выданы индивидуальные задания. Например, 1.Используя словарь литературоведческих терминов, найдите определение понятию роман-эпопея. Докажите, что произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» – роман-эпопея. В процессе подготовки к занятию развивается познавательный интерес учащихся, активизируется творческий потенциал, формируются информационные компетенции. При формировании ОК 5 (владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий) на этапе знакомства с биографией практикую индивидуальную работу студентов в виде сообщений в форме презентаций. Предлагаю в качестве внеаудиторной самостоятельной работы следующие задания:1.Составьте библиографические карточки по творчеству Л.Н.Толстого. 2.Составьте краткую «Хронику жизни и творчества Л.Н.Толстого». Важным элементом в данной работе является анализ и оценивание, рецензирование сообщений, творческих работ своих и других студентов.
На каждом уроке русского языка и литературы, русского языка и культуры речи я ставлю своей целью развитие коммуникативных способностей студентов, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать представление о литературном языке, как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. Знакомлю студентов со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими и другими. Подбираю задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6). Интересны и познавательны уроки по разделу «Лексика». Уделяю внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений. На практических работах по данной теме рассматриваю синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. Провожу занятия по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости, что способствует предупреждению у студентов появлению одного из самых распространённых типов речевых ошибок, связанных со смешением паронимов. Упражнение 1 Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите их парами.
Сокрушённо, Швеция, опровергать, Австрия, Швейцария, удивительно, идеальный, отвергать, Австралия, сокрушительно, недоумение, придворный, идеалистический, недоразумение, дворовый, удивлённо.
Тест
1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?
1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы
2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания?
1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы
Обогащению речи студентов служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит учащихся в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами. «И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает» (А. Островский). Предлагаю раздаточный материал.
Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Отгадайте все фразеологизмы.
Ответ: шиворот-навыворот подложить свинью
При изучении темы «Функциональные стили речи», «Функционально-смысловые типы речи готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Студенты, используя возможности компьютера, определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д. Несмотря на то, что текст есть у каждого студента, работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Это позволяет брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК 7). Студенты учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки. Например, предлагаю выполнить задание. Найдите в предложениях ошибки, определите, к какому типу они относятся, исправьте их. Собаки бежат быстро. На здравницу генерал ответил благодарностью. Он сказал обидчивое слово. Исправляя тексты, учащиеся осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую речь с точки зрения её правильности. Работа с текстом - это одна из возможностей научить студента всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками.
Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК 8), содержат элементы рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком он был? Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе? Как достойно прожить жизнь?». В качестве внеаудиторной самостоятельной работы я выдаю задание по составлению обобщающей таблицы «Этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого», «Хроника жизни и творчества Б.Пастернака», «Жизнь и творчество А.Н.Толстого», «Жизненный и творческий путь А.И.Солженицына».
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности студента. Она предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.
Список литературы.
Аксёнова, В.И. Свободное развитие личности. Практико-ориентированное пособие для образовательных учреждений. / В.И. Аксёнова. - Ставрополь, 2007.- 55с.
Белухин, Д.А. «Основы личностно-ориентированной педагогики» /Д.А.Белухин. – Воронеж, 1997.- 58с.
Гликмаз, И.З. Основные парадигмы образования. Педагогическое образование и наука. / И.З.Гликмаз. - 2005, №6. – 15с.
Кон, И.С. Познавательные процессы и умственные способности. / Кон И.С. – М., 1989. – 69 – 78с.
Пирогова, О.В. Моделирование в образовании. Инновации в образовании/ О.В.Пирогова. - 2004, №5. – 26с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...