Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема мероприятия: «Общественные движения в России при Александре II»
методическая разработка

Закурина Елена Владимировна

Образовательные цели:

-повторение и обобщение знаний, полученных на уроках истории по теме.

-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Тема мероприятия: «Общественные движения в России при Александре II»

Форма проведения мероприятия: брей-ринг.

Возраст обучающихся: 15-16 лет (9 класс).

Образовательные цели: 

-повторение и обобщение знаний, полученных на уроках истории по теме.

-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности обучающихся.

Воспитательные цели: 

-формирование  у обучающихся культуры сотрудничества; коллективизма, общительности;

-воспитание патриотизма;

-приобщение к нормам и ценностям общества, истории нашей Родины.

Развивающие цели: 

-развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать и анализировать;

-формирование творческих способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, 3 сигнальных жезла, оценочные листы для жюри, жетоны за правильные ответы, листы формата А4 с ручками на столах команд, карточки с заданиями.

Подготовительный момент: класс с помощью жеребьевки разделен на три команды по семь человек. В каждой команде выбираются капитан и наблюдатель, который на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше правильных версий. Команда определяет свое название. В состав жюри приглашены обучающиеся из старших классов, имеющие отличные знания по теме.

План внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Введение темы – 5 мин.
  3. Объяснение правил игры – 5 мин.
  4. Проведение игры – 20 мин.
  5. Подведение итогов игры – 2 мин.
  6. Рефлексия – 5мин.

Ход мероприятия.

Педагог: Добрый день, ребята. Рада вас приветствовать на внеклассном мероприятии. Сегодня мы будем вспоминать тему, которую изучили на уроке истории «Общественное движение при Александре II и политика правительства». И сделать я это вам предлагаю, включившись в одну увлекательную и занятную игру. Вы когда-нибудь слышали о брей-ринге? Я сейчас вас познакомлю с правилами этой увлекательной игры.

Как вы уже заметили, ваш класс разделился в ходе жеребьевки на три группы. Каждая группа находится за своим столом. Вы определили капитана и наблюдателя, который в течение всей игры на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше правильных версий.

Каждой команде будет предложено ответить на поставленные мной вопросы за отведенное время 2 минуты. В составе жюри находится человек, который будет следить за таймингом. Если команда решает ответить на вопрос, то капитан поднимает вверх  сигнальный жезл, даже в том случае, если время на обсуждение еще не вышло. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Если вопрос оказывается слишком сложным и командам необходимо дополнительное время на его обсуждение, капитан каждой команды один раз за игру может воспользоваться дополнительной минутой. Побеждает та команда, у которой по завершению игры будет больше всего жетонов.

Итак, если правила игры всем понятны, предлагаю начать наше соревнование.

 1 раунд «Знатоки исторических деятелей».

 Командам раздаются карточки с заданиями.

1. Укажите членов организации «Народная воля».

1) М. А. Бакунин, П. Ткачёв, П. Лавров

2) Г. В. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч

3) А. И. Желябов, С. Перовская, А. Михайлов

4) М. Катков, К. Победоносцев, П. Шувалов

2. Автором «Катехизиса революционера» был

1) Г. В. Плеханов

2) С. Г. Нечаев

3) А. И. Герцен

4) М. А. Бакунин

3. Установите соответствие между общественными деятелями и их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Общественные деятели

Деятельность

A) П. Н. Ткачёв

Б) П. Л. Лавров

B) А. И. Герцен

1) автор теории «общинного социализма»

2) сторонник заговорщического направления

3) создатель «Народной расправы»

4) идеолог пропагандистского направления революционного народничества

4. А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, С. Л. Перовская — представители

1) либерального народничества

2) революционного народничества

3) либеральных земцев

4) консерваторов

Педагог подводит итоги 1 раунда.

2 раунд «Знатоки исторических дат».

1. Какое событие произошло в 1874—1875 гг.?

1) раскол организации «Земля и воля»

2) «хождение в народ»

3) серия терактов против императора Александра II

4) создание первых рабочих организаций в Петербурге и Одессе

2. Какое из названных ниже событий относится к 1879 г.?

1) образование «Северного союза русских рабочих»

2) покушение Д. Каракозова на императора Александра II

3) издание «Манифеста о незыблемости самодержавия»

4) раскол организации «Земля и воля» на две организации

3. В каком году была создана новая организация «Земля и воля»?

1) 1862 г.

2) 1870 г.

3) 1874 г.

4) 1876 г.

4. Когда был убит народниками император Александр II?

1) 1 ноября 1879 г.

2) 1 апреля 1880 г.

3) 1 марта 1881 г.

4) 12 мая 1884 г.

Педагог подводит итоги 2 раунда.

3 раунд «Знатоки исторических событий».

1. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, связанными с ними: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Исторические деятели

События

A) Г. В. Плеханов

Б) В. И. Засулич

B) М. Н. Катков

1) создание «Русского вестника», идеолог и вдохновитель консервативного курса

2) создание организации «Освобождение труда»

3) создание организации «Народная расправа»

4) покушение на московского градоначальника Ф. Ф. Трепова

2. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, связанными с ними: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Исторические деятели

События

A) Г. В. Плеханов

Б) В. И. Засулич

B) М. Н. Катков

1) создание «Русского вестника», идеолог и вдохновитель консервативного курса

2) создание организации «Освобождение труда»

3) создание организации «Народная расправа»

4) покушение на московского градоначальника Ф. Ф. Трепова

Педагог подводит итоги 3 раунда.

4 раунд «Знатоки политических идей» (на выполнение этого задания командам  предоставляется 3 минуты).

1. Что из названного ниже является характерной чертой взглядов народников?

1) вера в крестьянство как движущую силу социальной революции

2) необходимость проведения либеральных реформ

3) введение конституционной монархии

4) создание парламента

2. Идея длительной подготовки свершения революции в России путём разъяснения народу необходимости свергнуть царскую власть характерна для

1) бунтарского направления

2) пропагандистского направления

3) заговорщического направления

4) «нечаевщины»

3. Что из названного ниже было главной целью революционных народников?

1) издание агитационной литературы

2) осуществление «малых дел» — посильной помощи крестьянской общине

3) осуществление реформ

4) террор против царя и высших сановников

4. Укажите характерную черту «народнического» движения.

1) стремление предотвратить развитие капитализма в России

2) вера в ведущую роль пролетариата в свершении социалистической революции в России

3) утверждение теории официальной народности

4) стремление приблизить Россию к странам Запада в культурном развитии

5. Прочтите текст и укажите, о какой организации, причастной к описанному событию, идёт речь.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство… Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…».

Педагог подводит итоги 4 раунда.

5 раунд «Знатоки исторических понятий».

1. Метод устрашения политических противников путём физического насилия — это

1) нигилизм

2) террор

3) экспроприация

4) концессия

2.Как называлась теория, на которую по-прежнему опиралось консервативное направление общественной мысли во второй половине XIXв.?

1) теория малых дел

2) теория вопроса-ответа

3) теория вызова-ответа

4) теория официальной народности

3. Идеи «общинного социализма» стали основой теоретических воззрений

1) петрашевцев

2) западников

3) народников

4) марксистов

Педагог подводит итоги 5 раунда.

Педагог: Итак, пришло время подвести итоги нашего сегодняшнего мероприятия. Слово предоставляется членам жюри.

Рефлексия (прием «инсерт»)

Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю каждому из вас оценить уровень своей активности при участии в брей-ринге, подчеркните одно из предложенных высказываний, которые на ваш взгляд соответствуют вашей активности при игре.

-мне было не интересно, включился в игру по просьбе учителя, в основном давал не правильные ответы;

-мне было интересно, включился в игру по просьбе учителя, в основном давал правильные ответы;

-мне было интересно, включился в игру по собственной инициативе, в основном давал не правильные ответы;

-мне было интересно, включился в игру по собственной инициативе, в основном давал правильные ответы.

-ваш вариант___________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...

Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"

Презентация для урока по истории России в 9 классе....

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"...