8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
план-конспект урока по истории (8 класс)
Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»)
Методическая разработка урока
по истории России XIX века в 8 классе
Тема: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Автор: Андреева Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Улан-Удэ, 2017 г.
Тема: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Класс: 8 класс.
Урок открытия новых знаний
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с взглядами консерваторов, славянофилов, западников, революционных демократов.
Развивающие: развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала
1. Продолжить развитие умения делать сравнительный анализ.
2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
Воспитательные:
1. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения
2. Создать условия для формирования личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.
Оборудование: мультимедийная презентация, портреты, документы, рабочие листы, схема «Общественные движения XIX века»
План урока 1. Студенческие кружки конца 20-х начала 30-х гг. XIX века
2. Консервативное направление
3. Философические письма П.Я.Чаадаева
4. Либеральное направление
5. Революционное направление
6. Особенности общественных движений 30-50-х гг. XIX века
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития России в первой половине XIXвека.
I. Актуализация знаний. Мотивационная беседа.
- С какими императорами мы познакомились, изучая данный период - историю первой половины 19 века? (Александр I и Николай I)
- Вспомним, какой характер носила внутренняя политика Александра I? (либеральный) Что такое либерализм?
- Какой характер носила внутренняя политика Николая I? (консервативный)
- Что такое консерватизм?
- Скажите, а какое событие разделило их политику (каким событием заканчивается правление Александра I и начинается правление Николая I)?
(движение декабристов). Что это за движение, каковы его цели и результаты?
- Как вы думаете, с расправой над декабристами прекратились общественные движения? (Нет) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сообщение темы урока)
II. Тема урока: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.
Задачи: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.
«Одной из особенностей российского общественного движения конца 20-х начала 30-х годов стало появление студенческих кружков: кружок братьев Критских, кружок Н.П.Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Они были малочисленные, но разнообразные по составу – входили представители разных слоев общества.»
- Как вы думаете, какие идеи могли обсуждаться в этих кружках? (судьба декабристов, дальнейшее развитие России, отмена крепостного права, принятие конституции)
-Студенческие кружки существовали недолго и носили тайный характер. Почему? (общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования, создано III-отделение, цензура, полиция, которая брала под надзор все подозрительные собрания)
«Главные вопросы, которые обсуждались – «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия». Кружки положили начало оформлению основных направлений общественных движений, которые мы должны с вами рассмотреть. Для этого нам необходимо обратиться к источникам, документам.
Работа с документами.
Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)
- Идеология
- Кто был лидерами движения
- Основные идеи этого направления
- Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)
- Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?
- К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление
1. ряд - Консервативное движение:
Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии
- Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.)
- Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)
- Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)
- Пути развития? (сохранение существующего строя)
- К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)
- Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
«В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»
2 ряд - Либеральное течение
- Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)
- К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)
- Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения - западничество и славянофильство)
- Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?
Западники:
Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков
1. Россия и Европа имеют один путь.
2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.
3. Личность Петра I возвеличивается.
Славянофилы:
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский
1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма
2. Община-основа России, где существует равенство. Не будет развиваться классовое неравенство.
3. Негативное отношение к реформам Петра I
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
3 ряд - Революционное движение
«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»
- Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?
(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского - осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров - Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма
Методы: реформа и революция
Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)
- К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
III. Подведение итогов. Рефлексия
Особенности движений.
«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.
- Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?
1. Сколько направлений, какие
2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология
3. Особенность либерального – имело два течения
4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)
5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов
6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам
IV. Закрепление
Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)
Домашнее задание:
1. Параграф 13
2. Подготовьте сообщение об одном из представителей общественного движения. Раскройте его позицию. Выскажите свою позицию.
Объявление оценок за урок
Рабочий лист Ф.И.________________________________________________________________
Тема урока _________________________________________________________
Задание 1. Работа с документами. Прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить соответствующую колонку таблицы. На сновании выступления групп заполнить другие колонки таблицы.
Направление (идейно-политическое течение) | ||||
Идеология | ||||
Представители | ||||
Основные идеи | ||||
Методы преобразований | ||||
Пути развития |
Социализм - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Соотнести высказывание с направлением общественной мысли
А) Консерватизм | 1) «Не без некоторой зависти смотрим … на западную Европу. И есть чему позавидовать!» |
Б) Западники | 2) «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли» |
В) Славянофилы | 3) «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами» |
Г) Революционное | 4) «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь» |
А | Б | В | Г |
Документ 1 ряд
«Разработка идеологии этого направления связано с сохранением существующих порядков в стране - самодержавия. Разработка идеологии этого движения стала заслугой графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконным основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между монархом и народом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России. Идеология этого движения получила название «Теория официальной народности»
Крупнейшими теоретиками были также историки М.П.Погодин Н.Г. Устрялов, драматутург и поэт Н.В.Кукольник, писатель Ф.В.Булгарин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным, для этого необходимо укрепление государственного аппарата, полиции.»
Документ 2 ряд
Сторонники этого направления общественной жизни выступали за реформы в системе государственного устройства, ограничение самодержавия, отмену крепостного права, обсуждали вопросы дальнейшего пути развития России. Некоторые придерживались утверждения, что Россия должна развиваться по западно-европейскому пути (Т.Грановский, К.Кавелин, С Соловьев, П.Анненков, В.Боткин, И,С,Тургенев - западники). Другие – славянофилы – отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского, подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. Отрицательно относились к реформам Петра Великого, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований (в т.ч. иностранные слова) у Запада, что стало причиной общественных неурядиц. Представители А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев
Тем не менее, у этих течений были общие черты:
Вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию
Расчет на то, что инициатором реформ выступит верховная власть и они будут носить постепенный и осторожный характер
Отрицательное отношение к крепостничеству, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности
Убежденность в необходимости коренных преобразований.
Документ 3 ряд
В 1840-50-е гг. в России начинают распространяться различные социалистические теории европейских мыслителей Ш.Фурье, А.де Сен-Симона, Р.Оуэна. В России появляются поклонники этих идей – В. Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.В. Буташевич-Петрашевский.
«Александр Иванович Герцен (1812-1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И.А.Яковлева. Герцен считал себя духовным наставником декабристов. Вместе со своим другом Н.П.Огаревым в 1827 году дал клятву «отомстить за казненных». В 30-х годах вокруг них в Московском университете сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально-крепостнических порядков. В 1834 г. был арестован и выслан в Пермь. В 1847 году выехал за границу, в 1853 году в Лондоне основал Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда, газету «Колокол», сборник «Голоса из России». Эти издания широко распространялись в России. В 50-е году Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского» социализма», согласно которой социализм в России возникнет неприменно. Считалось, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами.»
«Виссарион Григорьевич Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований под влиянием А.И. Герцена. Его взгляды изложены в журнале «Современник», в «Письме к Н.В. Гоголю», в котором резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.»
«Первые революционные организации социалистов были созданы в 40-е гг. К их числу относят общество, сложившиеся в 1845 г. в Петербурге вокруг М.В.Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Петрашевцы изучали социалистические учения, обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть.»
Вопросы к документам:
1. Назовите идеологию (теорию) этого направления
2. Назовите представителей движения
3. Основные идеи этого направления
4. Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)
5. Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?
6. К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общественное движение в России во второй половине XIX века
Урок по истории Отечества в 10 классе...
конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.
Учитель знакомит ребят с Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...
Россия во второй четверти XIX века. Николай I.
Тренажёр для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Тесты распределены по темам: внутренняя и внешняя политика, общественное движение, наука, искусство и быт....
Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"
Презентация для урока по истории России в 9 классе....
Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"
Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...
Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"
Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"...
Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"
Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...