8 класс. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
план-конспект урока по истории (8 класс)

Андреева Ольга Сергеевна

Методическая разработка урока по истории России XIX века для 8 класса "Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»

(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»)

Методическая разработка урока

по истории России XIX века в 8 классе

Тема: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Автор: Андреева Ольга Сергеевна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

Улан-Удэ, 2017 г.


Тема: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Класс: 8 класс.

Урок открытия новых знаний

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с взглядами консерваторов, славянофилов, западников, революционных демократов.

Развивающие: развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала

1. Продолжить развитие умения делать сравнительный анализ.

2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательные:

1. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения

2. Создать условия для формирования личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.

Оборудование: мультимедийная презентация, портреты, документы, рабочие листы, схема «Общественные движения XIX века»

План урока 1. Студенческие кружки конца 20-х начала 30-х гг. XIX века

2. Консервативное направление

3. Философические письма П.Я.Чаадаева

4. Либеральное направление

5. Революционное направление

6. Особенности общественных движений 30-50-х гг. XIX века

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития России  в первой половине XIXвека.

I. Актуализация знаний. Мотивационная беседа.

- С какими императорами мы познакомились, изучая данный период - историю первой половины 19 века? (Александр I и Николай I)

- Вспомним, какой характер носила внутренняя политика Александра I? (либеральный) Что такое либерализм?

- Какой характер носила внутренняя политика Николая I? (консервативный)

- Что такое консерватизм?

- Скажите, а какое событие разделило их политику (каким событием заканчивается правление Александра I и начинается правление Николая I)?

(движение декабристов). Что это за движение, каковы его цели и результаты?

- Как вы думаете, с расправой над декабристами прекратились общественные движения? (Нет) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сообщение темы урока)

II. Тема урока: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века.

Задачи: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.

«Одной из особенностей российского общественного движения конца 20-х начала 30-х годов стало появление студенческих кружков: кружок братьев Критских, кружок Н.П.Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Они были малочисленные, но разнообразные по составу – входили представители разных слоев общества.»

- Как вы думаете, какие идеи могли обсуждаться в этих кружках? (судьба декабристов, дальнейшее развитие России, отмена крепостного права, принятие конституции)

 -Студенческие кружки существовали недолго и носили тайный характер. Почему? (общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования, создано III-отделение, цензура, полиция, которая брала под надзор все подозрительные собрания)

«Главные вопросы, которые обсуждались – «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия». Кружки положили начало оформлению основных направлений общественных движений, которые мы должны с вами рассмотреть. Для этого нам необходимо обратиться к источникам, документам.

Работа с документами.

Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)

  1. Идеология
  2. Кто был лидерами движения
  3. Основные идеи этого направления
  4. Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)
  5. Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?
  6. К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление

1. ряд - Консервативное движение:

Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии

- Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.)

- Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)

- Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)

- Пути развития? (сохранение существующего строя)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)

- Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

«В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»

2 ряд - Либеральное течение

- Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)

- Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения  - западничество и славянофильство)

 - Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?

Западники:

Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков

1. Россия и Европа имеют один путь.

2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.

3. Личность Петра I возвеличивается.

Славянофилы:

А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма

2. Община-основа России, где существует равенство.  Не будет развиваться классовое неравенство.

3. Негативное отношение к реформам Петра I

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»

3 ряд - Революционное движение

«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»

- Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?

(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского - осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846-1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров - Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма

Методы: реформа и революция

Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)

- К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

III. Подведение итогов. Рефлексия

Особенности движений.

«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.

- Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?

1. Сколько направлений, какие

2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология

3. Особенность либерального – имело два течения

4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)

5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов

6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам

IV. Закрепление

Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)

Домашнее задание:

1. Параграф 13

2. Подготовьте сообщение об одном из представителей общественного движения. Раскройте его позицию. Выскажите свою позицию.

Объявление оценок за урок


Рабочий лист Ф.И.________________________________________________________________

Тема урока _________________________________________________________

Задание 1. Работа с документами. Прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить соответствующую колонку таблицы. На сновании выступления групп заполнить другие колонки таблицы.

Направление (идейно-политическое течение)

Идеология

Представители

Основные идеи

Методы преобразований

Пути развития

Социализм - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Соотнести высказывание с направлением общественной мысли

А) Консерватизм

1) «Не без некоторой зависти смотрим … на западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Б) Западники

2) «В России необходимо сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли»

В) Славянофилы

3) «Крепостное право сохраняет в себе много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем это могли бы сделать они сами»

Г) Революционное

4) «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь»

А

Б

В

Г


Документ 1 ряд

«Разработка идеологии этого направления связано с сохранением существующих порядков в стране - самодержавия. Разработка идеологии этого движения стала заслугой графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконным основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между монархом и народом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России. Идеология этого движения получила название «Теория официальной народности»

Крупнейшими теоретиками были также историки М.П.Погодин Н.Г. Устрялов, драматутург и поэт Н.В.Кукольник, писатель Ф.В.Булгарин. Они доказывали исключительность исторического пути России и считали его единственно правильным, для этого необходимо укрепление государственного аппарата, полиции.»

Документ 2 ряд

Сторонники этого направления общественной жизни выступали за реформы в системе государственного устройства, ограничение самодержавия, отмену крепостного права, обсуждали вопросы дальнейшего пути развития России. Некоторые придерживались утверждения, что Россия должна развиваться по западно-европейскому пути (Т.Грановский, К.Кавелин, С Соловьев, П.Анненков, В.Боткин, И,С,Тургенев - западники). Другие – славянофилы – отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского, подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. Отрицательно относились к реформам Петра Великого, считая, что его реформы повели Россию по пути ненужных заимствований (в т.ч. иностранные слова) у Запада, что стало причиной общественных неурядиц. Представители А.С.Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев

Тем не менее, у этих течений были общие черты:

Вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию

Расчет на то, что инициатором реформ выступит верховная власть и они будут носить постепенный и осторожный характер

Отрицательное отношение к крепостничеству, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности

Убежденность в необходимости коренных преобразований.

Документ 3 ряд

В 1840-50-е гг. в России начинают распространяться различные социалистические теории европейских мыслителей Ш.Фурье, А.де Сен-Симона, Р.Оуэна. В России появляются поклонники этих идей – В. Г. Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.В. Буташевич-Петрашевский.

«Александр Иванович Герцен (1812-1870) был незаконнорожденным сыном московского богача И.А.Яковлева. Герцен считал себя духовным наставником декабристов. Вместе со своим другом Н.П.Огаревым в 1827 году дал клятву «отомстить за казненных». В 30-х годах вокруг них в Московском университете сложился кружок единомышленников, выступавших против феодально-крепостнических порядков. В 1834 г. был арестован и выслан в Пермь. В 1847 году выехал за границу, в 1853 году в Лондоне основал Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда, газету «Колокол», сборник «Голоса из России». Эти издания широко распространялись в России. В 50-е году Герцен разработал основные положения теории «общинного», или «русского» социализма», согласно которой социализм в России возникнет неприменно. Считалось, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пути развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами.»

«Виссарион Григорьевич Белинский стал приверженцем революционных социалистических преобразований под влиянием А.И. Герцена. Его взгляды изложены в журнале «Современник», в «Письме к Н.В. Гоголю», в котором резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.»

«Первые революционные организации социалистов были созданы в 40-е гг. К их числу относят общество, сложившиеся в 1845 г. в Петербурге вокруг М.В.Буташевича-Петрашевского, чиновника Министерства иностранных дел. Петрашевцы изучали социалистические учения, обсуждали наболевшие вопросы жизни России, осуждали крепостное право и самодержавную власть.»

Вопросы к документам:

1.        Назовите идеологию (теорию) этого направления

2.        Назовите представителей движения

3.        Основные идеи этого направления

4.        Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)

5.        Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?

6.        К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока: Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Учитель знакомит ребят с  Общественное движение в России во второй половине XIX века , с именами известных представителей общественно - политических течений. (5 минут)1)Слайд 1-4Либералы.Утвержде...

Россия во второй четверти XIX века. Николай I.

Тренажёр для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Тесты распределены по темам: внутренняя и внешняя политика, общественное движение, наука, искусство и быт....

Презентация: "Общественное движение в России во второй половине XIX века"

Презентация для урока по истории России в 9 классе....

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"

Конспект урока по истории России: "Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"...

Тест по истории "Общественное движение в России во второй половине 19 века"

Тест по истории России на тему: "Общественное движение в России во второй половине 19 века"...