Программа по формированию произвольной саморегуляции
рабочая программа

Шапошникова Светлана Анатольевна

Цель программы: формирование навыков произвольной регуляции и самоконтроля у подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_formirovaniyu_proizvolnoy_samoregulyatsii.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

346400, г. Новочеркасск, ул. Александровская, 112-а

                                                           

                                                               

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Формирование навыков произвольной

регуляции и самоконтроля»

Автор-составитель:

С.А. Шапошникова

педагог-психолог

МБОУ СОШ № 2

г. Новочеркасск

2019  год

Пояснительная записка

Данная программа разработана для психолого-педагогического сопровождения, обучающихся  7  класса МБОУ СОШ № 2.

Цели программы: формирование навыков произвольной регуляции и самоконтроля у подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, посредством воздействия на механизмы сознания, развитие волевой устойчивости, концентрации внимания, саморегуляции, произвольной зрелости, навыков самоконтроля.

Задачи программы:        

1.  Отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния

2.  Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.

3.  Формирования  адекватных форм поведения.

4.  Развитие коммуникативных навыков.

5.  Развитие самосознания.

6.  Обучение навыкам самостоятельно принимать решения.

7.  Формирование умения правильно использовать и понимать предлоги, сложные речевые конструкции (понимание сложных грамматических конструкций, в том числе интровертированных, пассивных, пространственно-временных);

Реализация программы:

В настоящее время система образования столкнулась с проблемой неуклонного роста количества детей, испытывающих трудности школьного обучения, что проявляется не только в хроническом отставании в усвоении школьных знаний, но и в формировании устойчивых видов школьной дезадаптации. Соответственно, проблему школьной дезадаптации можно отнести к одной из наиболее острых проблем современного образования, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

По мнению многих психологов, именно проблема недостаточного развития произвольности  часто стоит за  учебными затруднениями детей, и за такими явлениями, как плохая дисциплина на уроках, повышенная отвлекаемость, неумение выполнять несколько усложненные задания, а в определенной степени,  за феноменом психологической перегрузки, импульсивности, повышенной утомляемости.

В  среднем звене эта проблема остается не менее актуальной, т. к. наряду с внешними изменениями (новые учителя, расширение изучаемых предметов, требований, обязанностей и т. д.), происходят внутренние, связанные с вхождением детей в подростковый возраст. 

В связи с этим нам представляется возможным и правомерным оказание коррекционно-развивающей помощи и учащимся среднего звена  в формировании навыков произвольной регуляции и самоконтроля

Произвольная регуляция - это сложный процесс, который функционирует, как единство двух уровней. С одной стороны, это управление личностью,  непосредственным течением поведенческого акта на всех этапах его развертывания - от мотивирующих детерминант до конечной цели и ее оценки (т. е. понятие произвольность).

А с другой  -  это действие самоконтроля и воли, т. е. это непрерывное прослеживание личностью всех звеньев регуляции поведения, преодоление препятствий, постоянный "отчет" личности перед самим собой, когда человек становится ответственным за свои поступки, за поведение в целом (что принято считать волевой регуляцией). 

 Например, если ученик сидит на уроке и смотрит в окно - он проявляет произвольность, т. е. управляет собой, чтобы находиться на уроке, а не в коридоре, а если он при этом осознает необходимость слушать учителя, то ему необходимо применить волевое усилие, т. е.  заставить себя не только сидеть за партой, но и включиться в работу - это относится к волевой регуляции.

Развитие произвольности в подростковом возрасте возможно через формирование положительных привычек или навыков адекватного поведения, постепенное построение собственных программ поведения. А развитие волевой регуляции - посредством воздействия на механизмы сознания, т. е. формирование самосознания, что является новообразованием подросткового возраста.

Таким образом, произвольная регуляция выступает в глубоком внутреннем единстве с самосознанием и эмоционально-волевым компонентом. Соответственно, особенностью данной программы является сочетание элементов тренинговой работы (т. е. развитие личностной сферы, включение личностного отношения и механизмов сознания) и коррекционно-развивающих упражнений.

Кроме того, в произвольной регуляции, как и в сфере самопознания можно выделить две системы действия: во-первых, "Я и Другие",а  во вторых "Я и Я". Т. е. при первой системе произвольная регуляция направлена на  адекватность адаптации человека к другим лицам, к различным коллективам, с учетом принятых принципов поведения и этических норм существующим в обществе.

Что касается второй системы, то здесь важным моментом является самокритичность (но не "самокопание"), как  глубокое и адекватное осознание своих слабостей, отсутствие и недостаточное развитие психологических качеств, свойств, привычек, препятствующих дальнейшему развитию личности. В соответствии с этим был разработан третий тематический блок, направленный на преодоление трудностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Таким образом,  теоретическим фундаментом  данной программы  можно считать тезис современных последователей Выготского: развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своим психическими процессами".

Для успешной реализации данной программы необходимо использовать следующие методические средства и условия: 

· Формирование положительной мотивации к участию в занятиях (поддержка любых начинаний, введение поощрений (баллы, призы,  санкции и др.);

· Закрепление положительных и негативных моментов маркерами (например, жетоны, где схематически изображен восклицательный знак: красного цвета - для поощрительных баллов, черного цвета - для санкции за нарушение правил);

· Соблюдение четкой, повторяющейся структуры занятий, неизменное расположение предметов, введение и соблюдение правил, ритуалов, временного регламента (с целью дополнительного, организующего момента при формировании произвольности, привычек);

· Чередование вербальных и невербальных средств;

· Постепенное усложнение используемых средств;

· Использование подробных, четких инструкций для упражнений;

· Использование отдельных упражнений на развитие устойчивости и концентрации зрительного  внимания;

· Наличие тетрадей, цветных карандашей или фломастеров (для выполнения упражнений);

· Использование индивидуальных форм работы;

· Использование элементов сказкотерапии, работа с метафорой (с целью закрепления полученной информации  на  бессознательном уровне, развития творческого потенциала учащихся, а также в качестве диагностического метода);

· Использование ролевых игр (с целью формирования новых моделей поведения, т. к. смена позиций способствует изменению отношения к собственному поведению);

· Обсуждение, дискуссия (как способ рефлексии и формирование навыка адекватно выражать свои мысли);

·Принципы отбора содержания и его организации:

Тип программы: коррекционно-развивающая; составленная на основе программы Ершова В. А. «Формирование произвольной регуляции  подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении».

 Цикл занятий рассчитан на работу с подростками, испытывающими трудности в формировании самоконтроля  и произвольной  регуляции в процессе обучения и поведения.  Занятия проводятся индивидуально, 1  раз в неделю по 30 минут.  В настоящем учебном году по данной программе будут обучаться 2  учащихся  7  класса.

Общее кол-во занятий планировалось на основе тематических блоков с учетом возрастных  и специфических особенностей данной категории детей.  В целом программа представлена в виде    часов.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование способности подростка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение детей во время игры.
  • Изменение позиции подростка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации,  благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре, и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Дата

Раздел

Тема

Кол-во часов

3 четверть

1

13.01.

Понимание  и принятие инструкции и удержание  правила действий

Диагностическое

1

2

20.01.

Формирование умения действовать по правилам

1

3

27.01.

Удержание правила действий

1

4

01.02.

Составление программы действий на учебном материале

1

5

08.02.

Распределение предметов по разным  признакам

1

6

15.02.

Развитие произвольной регуляции

Развитие навыков  произвольной регуляции

1

7

22.02.

Регуляция движений и поведения

1

8

01.03.

Развитие умения координировать свои  действия

1

9

15.03

Развитие умения координировать свои  действия

1

10

22.03

Простраивание деятельности в умственном плане

4 четверть – 8 недель – 7 часов

11

12.04

Развитие  навыков самоконтроля

Составление плана проверки задания

1

12

19.04

Выполнение задания по аналогии и сравнивание с образцом по элементам

1

13

26.04

Выполнение заданий с последующей проверкой

1

14

03.05

Диагностика

Диагностическое

1

15

10.05

Диагностическое

1

16

17.05

Подведение итогов за год

Подведение итогов за год

1

Всего:

16 часов

Список использованной литературы

 1 . Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. В хр. Психология личности. Том 2-Самара: "БАХРАХ",1999.

2.  Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков - М.: "Соц. здоровье России",1999

3.  Ильин. Е. П. Психология воли.-СПб.:Питер,2002

4.  Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.

 Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000.

5.  Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.,1995.

6.  Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2003

7. Хухлаева О. В., Кирилина Т. Ю., Федорова О. В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. - М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию навыков эмоциональной саморегуляции у младших школьников.

Актуальность проблемы эмоциональной саморегуляции в младшем школьном возрасте определяется задачами практики обучения и воспитания детей....

формирование произвольной памяти детей с речевыми нарушениями

Особенности формирования произвольной памяти у детей с ОНР...

Программа занятий по развитию саморегуляции деятельности и поведения "Учусь управлять собой"

Программа предназначена для работы с детьми младшего поросткового возраста. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей подростков с нарушением интеллекта...

Занятия по формированию навыков саморегуляции младших школьников

Gознакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения; обучать умению распознавать чувства других людей; обучать детей приемам расслабления...

Формирование произвольной регуляции поведения

Индивидуальнаая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на формирование произвольной регуляции поведения младшего школьника с нарушением слуха...

Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся

   Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...