Программа профилактики суицидального риска «Надежда»
материал по психологии на тему

Лариса Васильевна Свиридова
  1.           Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так называемая реакция отторжения, когда ребенок, не в силах вынести тяжесть этого груза, попросту «сбегает» от проблем, от общества, даже от близких ему людей. Мы убеждены, что для того, чтобы окончательно не «потерять» подростка, единственный приемлемый путь – создать в учебном заведении атмосферу дружбы и взаимопомощи. Как ни тривиально это звучит, но именно такого отношения не хватает подчас ученику, чтобы не скатиться в омут  алкоголизма и наркомании, что педагоги и психологи называют поэтичным словом «девиантное» поведение.
  2.              Программа «Надежда» призвана воспитать у учащихся основы морального поведения, веру в собственные силы и, что немаловажно, умение вовремя сказать как «да», так «нет».
  3. Данная программа должна помочь детям найти свое место в ученическом сообществе, не стать изгоем и не уйти в оппозицию к обществу.
  4. Методологическими ориентирами в построений данной программы стали такие подходы, как системный, деятельностный, культурологический, личностный.
  5. Программа рассчитана на учащихся средних классов (5–11 -й классы), так как, по нашему глубокому убеждению, именно в средних классах, в процессе становления ребенка как человека, велика опасность «утраты» учащихся как социально адаптированной личности.
  6. Ведущие идеи программы «Надежда»:
  7. ·              Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
  8. ·              Гуманистическая направленность – основа воспитания и профилактики суицидального поведения.
  9. Цели программы:
  10. ·              Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации
  11. ·              сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
  12. ·               профилактика девиантных и аддикативных форм поведения
  13. ·              формирование нравственной среды воспитания, где было бы комфортно каждому учащемуся.
  14. Задачи:
  15. 1. Выделение групп суицидального риска;
  16. 2.Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекватной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния.
  17. 2.Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье: выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
  18. 3.Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.
  19. 4.Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества педагогв с учениками: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний друг друга.
  20. 5.Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  21. 6.Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). Особое внимание психолога должно быть обращено к эмоциональному климату в образовательном учреждении и его изменению.
     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_suitsidalnogo_riska.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профилактики суицидального риска

 «Надежда»

Автор- составитель

педагог- психолог

МБОУ Заворонежской СОШ

Свиридова Лариса Васильевна

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

 По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.

 За последнее десятилетие в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно - воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По данным прокурорского надзора основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцировавшее несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду.

 Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей, подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах.

 Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От так называемых "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, 38% ответили, что их из школы выгнали.

 Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качествам не могут и не должны работать с детскими коллективами.

 Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

 Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

 Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

 По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Сегодня, в условиях стремительно меняющейся картины мира, в условиях обилия потока информации, причем далеко не позитивной, на неокрепший ум подростка начинается так называемая реакция отторжения, когда ребенок, не в силах вынести тяжесть этого груза, попросту «сбегает» от проблем, от общества, даже от близких ему людей. Мы убеждены, что для того, чтобы окончательно не «потерять» подростка, единственный приемлемый путь – создать в учебном заведении атмосферу дружбы, любви и взаимопомощи. Как ни тривиально это звучит, но именно такого отношения не хватает подчас ученику, чтобы не скатиться в омут дебоширства, алкоголизма и наркомании, что педагоги и психологи называют поэтичным словом «девиантное» поведение.

             Программа «Надежда» призвана воспитать у учащихся основы морального поведения, веру в собственные силы и, что немаловажно, умение вовремя сказать как «да», так «нет».

Данная программа должна помочь детям найти свое место в ученическом сообществе, не стать изгоем и не уйти в оппозицию к обществу.

Методологическими ориентирами в построений данной программы стали такие подходы, как системный, деятельностный, культурологический, личностный.

Программа рассчитана на учащихся средних классов (5–11 -й классы), так как, по нашему глубокому убеждению, именно в средних классах, в процессе становления ребенка как человека, велика опасность «утраты» учащихся как социально адаптированной личности.

Ведущие идеи программы «Надежда»:

  • Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.
  • Гуманистическая направленность – основа воспитания и профилактики суицидального поведения.

Цели программы:

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации
  • сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
  •  профилактика девиантных и аддикативных форм поведения
  • формирование нравственной среды воспитания, где было бы комфортно каждому учащемуся.

Задачи: 

1. Выделение групп суицидального риска;

2.Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка: формирование наиболее адекватной самооценки, приобретение уверенности в себе, обучение приемам саморегуляции психического состояния.

2.Ориентация родителей на изменение стиля взаимоотношений в семье: выработка навыков адекватного и равноправного сотрудничества, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

3.Устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.

4.Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества педагогв с учениками: достижение способности к эмпатии, к пониманию интересов и переживаний друг друга.

5.Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

6.Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). Особое внимание психолога должно быть обращено к эмоциональному климату в образовательном учреждении и его изменению.

Основные ожидаемые результаты

1. Сформированность навыков адаптивного поведения.

2. Сформированность  навыков социализированности.

3. Повышение уверенности подростков из «группы риска» в своих способностях.

4. Налаживание детско-родительских отношений.

5. Минимизировать  случаи жестокого обращения с детьми  в семье;

Программа «Надежда» состоит из введения и 3 крупных тем (блоков):

  •  «Мой выбор».
  • «Партнерство».
  •  «Родительский дом».

Уровень профилактики

Цель

Мероприятие

1. Общая профилактика

Повышение групповой сплоченности в школе

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Формирование позитивного образа Я уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

2. Первичная профилактика

Выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

  1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

Методы исследования:

- Диагностическое интервью с семейным анамнезом (беседа с учащимся).

- Социометрическое исследование классного коллектива (к группе суицидального риска относятся отверженные дети, дети-аутсайдеры).

- Диагностика самооценки учащихся (Метод «Лесенка» Дембо-Рубинштейна и др.). К группе суицидального риска относятся дети с неадекватной завышенной и низкой самооценкой.

- Тест Личко “ПДО”. По тесту Личко “ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, вследствие углубления конфликта, риск развития саморазрушающего поведения.

- Методика диагностики уровня школьной  тревожности Филлипса и др. Группу суицидального риска представляют дети с высоким уровнем тревожности.

3. Вторичная профилактика

Предотвращение самоубийства.

1. Оценка риска самоубийства (используется шкала оценки летальности).
2. Оповещение родителей. В случае необходимости и при согласии родителей запрашивается помощь детского суицидолога, психиатра.
3. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

4. Третичная профилактика

Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших суицидальных случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов:

          - Терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий.

- Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

- Оказание подростку социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.

- При необходимости включение подростка в группу социально-психологического тренинга.

- Проведение психокоррекционных занятий по повышению   самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Близким друзьям и родственникам, свидетелям происшествия должна быть оказана психологическая помощь. 

Тематический план:

Наименование разделов и тем

Количество часов

1 раздел «Мой выбор»

Работа с учащимися

1

1.Диагностика

Социометрическое исследование классного коллектива .

Диагностика самооценки учащихся (Метод «Лесенка» Дембо-  Рубинштейна и др.

Тест Личко “ПДО”.

Методика диагностики уровня школьной  тревожности Филлипса и др.

2. Индивидуальная диагностическая беседа с девиантными  детьми, диагностика интересов, проблем, конфликтных ситуаций, выявление типа нервной системы (темперамента) акцентуаций характера.

3. Проведение  бесед, классных часов, тематических внеклассных мероприятий по профилактике неблагоприятных психических состояний:

«Как бороться со стрессом»

 «Если твой друг у опасной черты…»

«Жизнь прекрасна! Мы голосуем за жизнь!»;

4. Оформление стенда «Все цвета, кроме черного…»

5.Размешение информации на школьном сайте «Как бороться со стрессом»

6. Оформление информационных листов и памяток для учащихся по проблеме оказания помощи и поддержки сверстникам, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации;

6. Психологический тренинг «Создадим рецепт радости»

7. Психологический тренинг «Уверенность»

8. Профилактические игры «Я-игра», «Что было бы, если…»

9.Час общения «Что значит быть толерантным?»

(4-8 классы)

10. Работа анонимного почтового ящика «Хочу спросить…»

11. Оформление стенда по профилактике употребления ПАВ

«Без секрета всему свету»

(10-11 классы)

                     

5

3

3

3

3

1

1

2.

2 раздел «Партнерство»

Работа с педагогами

  1. Участие в работе психолого- педагогического семинара  

«Работа учителя с гиперактивными детьми»                                                                                          

 «Обучение на основе темперамента школьника»  

«Профилактика суицидального поведения подростков»

2.Просмотр видеоролика «Осторожно! Суицид!»

3.Оформление стенда «Как предотвратить подростковый суицид»

4.Размещение информации на школьном сайте: «Признаки эмоционального неблагополучия школьников»

5.Круглый стол «Суицид! Как его предотвратить?»

6.Памятки для педагогов по профилактике самоубийств среди школьников:  «Стратегия поведения и приёмы предупреждения суицидов».

7.Психологическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с учащимися;

3

1

1

1

3

3 раздел «Родительский дом»

Работа с родителями

 

1.Родительский лекторий «Как предотвратить подростковый суицид»;

  1. Информационные листы и памятки для родителей (содержат информацию о специальных службах оказания помощи, номера телефонов кризисных телефонных линий («Телефонов доверия»), кризисных центров, служб неотложной психиатрической помощи);

2.Работа с родителями по программе «Психологическое сопровождение семьи» 

 Выступление на родительских собраниях:

                               

                 «Как подготовить ребенка к школе?» (Общешкольное)  

                 «Адаптация первоклассников к школе, что это такое?»   (классные)        

                 «Как помочь детям учиться» (общешкольное)                                                          

                 «Профилактика агрессивности школьников» (общешкольное)

                 «Поощрение и наказание» (общешкольное)

             «Психологическая помощь старшеклассникам   их родителям в период подготовки к    экзаменам»   (классные)

  1.  Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми;
  2. Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

1

6

3

5

Используемая литература:

  1. Обращение Уполномоченного при Президенте Российской         Федерации по правам ребенка П.А. Астахова к Президенту РФ Д.А. Медведеву.

  2. Руководство по телефонному консультированию Metro Crisis Line, М. -1996.

  3. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.  С-Пб. - 1999 год.
  4. Профилактика суицидального поведения, Л. И. Адамова, М.-  1999г.
  5. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86.
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Программа профилактики суицидальных тенденций техниками рациональной эмоциональной поведенческой терапией

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности – это критический, переломный  возраст. Главные новообразования этого возраста открытие «Я», возникн...

Программа профилактики суицидального риска в старшем школьном возрасте

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тыс. человек кончают жизнь са...

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков

«ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» по оказанию индивидуально ориентированной комплексной помощи подросткам и семьям, находящимся в социально опасном положении....

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...