Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)
методическая разработка по музыке на тему
Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl.docx | 41.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №3 г. Ржева
Директор МОУ ДОД ДШИ № 3
г. Ржева
___________________Трунева А.В.
01.09.2011 г.
Дополнительная образовательная программа для фортепианного отделения по предмету по выбору (ансамбль)
Составитель:
Преподаватель МОУ ДОД ДШИ № 3 г. Ржева
Виноградова Н.Ю.
г. Ржев
Тверская обл.
2011 г.
Пояснительная записка
Данная адаптированная программа составлена на основе Примерной программы «Ансамбль» для фортепианных отделений ДМШ и ДШИ, Москва,1989 г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В связи с тем, что в настоящее время в ДМШ и ДШИ приходится принимать учащихся без конкурсного отбора, актуально развитие таких творческих навыков как ансамбль, чтение нот с листа, подбор мелодий по слуху.
Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с фрагментами из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров, и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.
Цель программы:
Музыкально-эстетическое воспитание учащихся средствами развития интереса к ансамблевому музицированию.
Задачи программы:
- техническое развитие учащихся;
- приобретение художественно-эмоциональных навыков;
- расширение музыкального кругозора;
- развитие творческой инициативы;
- формирование художественного вкуса учащихся;
- воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины;
- приобретение навыков совместного исполнительства.
Данная адаптированная программа рассчитана на 7-летнее обучение для детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Формой работы является урок, который проводится 1 раз в неделю согласно учебному плану.
Репертуарный план данной программы может пополняться или изменяться в зависимости от дифференцированного подхода к учащемуся, от поступления новых оригинальных произведений:
- музыка детских песенок;
- музыка мультфильмов;
- переложения народных песен и танцев;
- отрывки, фрагменты, темы из опер, балетов, симфоний, произведений русских и зарубежных композиторов;
- образцы классического музыкального наследия;
- произведения современных композиторов;
- джазовый репертуар.
В процессе работы над музыкальным произведением учащиеся приобретают следующие навыки и умения:
- Слушать музыкальное исполнение в ансамбле в целом и отдельными голосами, партиями произведения.
- Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, голосов и т. д.
- Исполнять свою партию в соответствие с художественной трактовкой произведения.
- Творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в классе специальности.
Контроль и учет успеваемости
Для устранения перегрузки учащихся зачеты рекомендовать проводить один раз в год. При подборе репертуара уровень сложности произведения не должен превышать уровня технических возможностей в классе специальности.
В процессе работы над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения произведения, в зависимости от его предназначенности (публичное выступление, зачет, классный концерт, ознакомление и т. д.).
На зачетах можно рекомендовать два разнохарактерных произведения, желательно наизусть, а участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивать к зачету.
Учебно-тематический план.
I-II класс
Общие задачи:
- Развитие музыкального слуха;
- Развитие творческой активности;
- Развитие навыков совместного музицирования.
Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
III класс
Общие задачи :
- Развитие умения слушать мелодическую линию;
- Работа над выразительностью фразировки;
- Подготовка к выступлениям;
- Развитие навыков совместного музицирования.
Учащимся предлагается изучить 3-4 ансамбля в разной степени готовности. В конце года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
IV класс
Общие задачи:
- Продолжение усовершенствования требований 2-3 классов;
- Развитие умения слышать мелодическую линию;
- Соотношение мелодии и аккомпанемента;
- Подготовка к концертным выступлениям;
- Совершенствование навыков совместного музицирования;
- Работа над выразительностью фразировки;
- Точное прочитывание авторского текста.
Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
V класс
Общие задачи:
- Усложнение задач 2-4 классов;
- Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
- Применение навыков, полученных в классе специальности;
- Работа над выразительностью произведений;
- Развитие слухового контроля;
- Правильное распределение звучности инструмента;
- Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
- Преодоление технических трудностей.
Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
VI класс
Общие задачи:
- Усложнение задач 2-5 классов;
- Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
- Применение навыков, полученных в классе специальности;
- Работа над выразительностью исполнения произведения;
- Развитие слухового контроля;
- Правильное распределение звучности инструмента;
- Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
- Преодоление технических трудностей.
Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
VII класс
Общие задачи:
- Усложнение задач 2-6 классов;
- Развитие артистизма, преодоление эстрадного волнения;
- Применение навыков, полученных в классе специальности;
- Работа над выразительностью исполнения;
- Развитие слухового контроля;
- Правильное распределение звучности инструмента;
- Понимание содержания и стиля исполняемого произведения;
- Преодоление технических трудностей.
Учащимся предлагается изучить 4 ансамбля в разной степени готовности. В конце учебного года учащиеся сдают зачет. Участие в школьных, городских и областных мероприятиях приравнивается к зачету.
Содержание программы
Примерный репертуарный список
I-II класс
Алексеева О., Науменко И. Два рояля – восемь рук (Ноты) /О. Алексеева , И. Науменко . – Санкт – Петербург : Союз художников , 2001. - 50 с.
- Савельев Б. «На крутом бережку из м/ф «Леопольд и золотая рыбка»;
- Уотт Д. « Песенка поросят из м/ф « Три поросенка».
- Градески Э. «Маленький поезд»;
- Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л. Захарова. - Ростов -н/Д : Феникс, 2010. - 119 с.
- Чайковский П. «Мой садик»;
- Глинка М. «Полька»;
- Бетховен Л. «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»;
- Вебер К. «Вальс из оперы «Волшебный стрелок».
Коршунова Л. Музицируем вдвоем. Фортепианные ансамбли в четыре руки (Ноты) / Л. Коршунова. - Новосибирск: Окарина,2002. - 23 с.
- Гладков Г. «Песенка друзей»;
- Стукалин Н. « Следствие ведут колобки».
Смирнова Н. Пьесы. Хрестоматия для фортепиано (1-3 классы). (Ноты) / Н. Смирнова. – Ростов- н/Д : Феникс, 2009. - 43 с.
- «Вальс из шарманки»;
- «Танец утят».
Шпиндлер Ф. Альбом для юношества .Ансамбли. Тетрадь 1.(Ноты) / Ф. Шпиндлер. – Новосибирск: Арт-классик,1999. - 25 с.
- «Молитва»;
- «Утром»;
- «Вечерняя заря»;
- «Беспечность»
- «Веселая электричка»
III класс
Барсукова С. Любимое фортепиано (Ноты) / С. Барсукова. - Ростов- н/Д : Феникс,2011 - 71 с.
- Доницетти Г. «Тирольские мелодии»;
- Ирадье С. «Голубка».
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2003. – 80 с.
- Халаимов С. «Сладкоежка»;
- Фрид Г. «Веселая прогулка».
Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. (Ноты) / О.Геталова,И. Визная. - Санкт-Петербург : Композитор. 2005. - 160 с.
- Градески Э. «Мороженое»;
- Куперен Ф. «Кукушка»;
- Мак-Доуэлл Э. «К дикой розе».
Дулова В. Джаз в четыре руки (Ноты) /В. Дулова. - Санкт-Петербург: Союз художников, 2003.- 30 с.
- Шмитц М. «Рэг».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в 4 руки и в 6 рук (Ноты)/ Ю.Маевский. – Санкт-Петербург : Композитор,1999. - 39 с.
- Карамиа Т. «Прогулка по кукурузному полю»
- Петерсен Р. «Старый автомобиль».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
- Моцарт В.А. «Менуэт из оперы «Дон Жуан»;
- Вебер К. «Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»;
- Шуберт Ф. «Вальс».
- Дога Е. «Вальс из К/ф «Мой ласковый и нежный зверь»;
- Рамирес А. «Мелодия».
- Бетховен Л. «Три немецких танца»;
- Глинка М. «Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».
- Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица»
IV класс
Балаев Г.,Матевосян А. Фортепианные ансамбли. Для музыкальных школ. (Ноты) / Г.Балаев, А.Матевосян. - Ростов н/ Д : Феникс, 2000. - 72 с.
- Балаев Г. «Армянский танец»
- Балаев Г. «Горный ручей»
Барсукова С. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. 3-4 класс (Ноты) / С. Барсукова. – Ростов н/ Д :Феникс, 2003. - 82 с.
- Зив М. «Предчувствие»;
- Фрид Г. «Танец»;
- Азарашвили В. «Прогулка»;
- Халаимов С. «Ночная сказка».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
- Глинка М. «Краковяк из оперы «Иван Сусанин»;
- Чайковский П. «Колыбельная в бурю»;
- Шуберт Ф. «Музыкальный момент».
- Петров А. «Вальс из к/ф «Берегись автомобиля»;
Петров А. «Я шагаю по Москве». Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
- Металлиди Ж. «Веселое шествие»;
- Харито Н. «Приключения Макса Линдера».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
- «Полька и танго»;
- «Регтайм №1».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано, 4-5 класс (Ноты)/ Г. Цыганова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2004. – 108 с.
- Глинка М. «Марш Черномора»;
- Киркулеску Н. «Мой друг»;
- Хачатурян А. «Танец девушек».
V класс
Григоренко В.Ансамбли 5-7 класс (Ноты) / В. Григоренко. – Москва: Кифара, 1997. - 83 с.
- Глазунов А. «Романеска»;
- Раков Н. «Радостный порыв»;
- Чайковский П. «Концерт №1» для фортепиано с оркестром ,1 часть (фрагмент)
Иванова М. Ансамбли нашим пианистам для средних и старших классов (Ноты) / М. Иванова. - Санкт-Петербург : Полифото-пресс, 1996. -100 с.
- Бах И.С. «Шутка»;
- Глинка М. «Вальс из оперы «Иван Сусанин»;
- Моцарт В.А. « Ария Фигаро»;
- Чайковский П. «Вальс из балета «Спящая красавица».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты) / Л. Криштоп. - Санкт-Петербург : Северный олень, 1997. - 82 с.
- Шуберт Ф. «Героический марш».
Маевский Ю. Музыкальные забавы. Сборник веселых пьес для фортепиано в четыре руки. Вып. 2 (Ноты) / Ю. Маевский. - Санкт Петербург : Композитор, 2002. - 61 с.
- Щедрин Р. «Царь Горох».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
- «Болеро»;
- «Полька».
Цыганова Г. Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс. (Ноты) / Г. Цыганова. –Ростов- н/Д: Феникс, 2004. - 108 с.
- Рахманинов С. «Итальянская полька»;
- Рубин В. «Вальс из оперы «Три Толстяка»;
- Цфасман А. «Я хочу танцевать»;
- Штраус И. «Полька Трик-трак».
VI класс
Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (Ноты) / Г. Балаев , Матевосян А. – Ростов Н/ Д : Феникс, 2000. - 102 с.
- Балаев Г. «Вальс»
- Матевосян А. «Кукольный хоровод из цикла «Детская шкатулка»
Григоренко В. Ансамбли 5-7 класс (Ноты)/Григоренко.-М:-Кифара,1997-83с.
- Свиридов Г. «Зимняя дорога».
Державин М. Ансамбли для старших классов (Ноты)/М.Державин.-СПб:Композитор, 1997.-69с.
- Аренский А. «Полонез»;
- Брамс И. «Венгерский танец №1»;
- Глиэр Р. «Грустный вальс».
- Вивальди А. « Концерт ре минор, для скрипки, струнных и чембало, II часть»;
- Вивальди А. «Концерт соль минор, для скрипки, струнных и чембало»;
- Корелли А. «Соната №2, для двух скрипок и фортепиано».
Захарова Л. Ансамбли для фортепиано (Ноты) / Л.Захарова. - Ростов н/ Д : Феникс,2010. – 119 с.
- Аренский А. «Романс»;
- Глиэр Р. «Грустный вальс»;
- Мусоргский М. «Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка».
Криштоп Л. Брат и сестра. К 200-летию со дня рождения Шуберта Ф. (Ноты)/Л.Криштоп.-
Санкт-Петербург : Северный олень, 1997-82с.
- «Три героических марша»;
- «Шесть экосезов».
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
- «Восточный напев»;
- «Пьеса в испанском стиле»;
- «Фокстрот».
VII класс
Балаев Г. Русские народные песни. Переложение для двух фортепиано (Ноты) / Г. Балаев. – Ростов-н/Д: Феникс,2000. - 72 с.
- «В низенькой светелке»;
- «Ехал на ярмарку ухарь- купец»;
- «То не ветер ветку клонит».
Доля Ю. Альбом фортепианных ансамблей (Ноты)/Ю. Доля. -Ростов- н/Д: Феникс, 2005.-212с.
- Казелла А. «Маленький марш из цикла Марионетки»;
- Равель М. «Разговор красавицы и Чудовища» из цикла «Моя матушка гусыня. Пять детских пьес»
- Глиэр Р. «Концерт для голоса с оркестром,I часть» (фрагмент);
- Корелли А. «Соната»№2, для двух скрипок и фортепиано I, II часть;
- Казелла А. «Полька – галоп»
Кравцова В., Михайлова М.Ансамбли в 4 руки. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста №5.Тетрадь №4 (Ноты) / В. Кравцова, М. Михайлова. - Москва: Дека-ВС, 2002. – 55 с.
- Вебер К. «Приглашение к танцу»;
- Глинка «Вальс - фантазия»;
- Прокофьев С. «Вальс из балета «Золушка».
- Черни К. «Французский романс «Уезжая в Сибирь»
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки для музыкальных школ (Ноты)/ Н. Смирнова.- Ростов-н/Д: Феникс, 2006.-54с.
- «Бразильский карнавал»;
- «Воспоминание о французском кино»;
- «Танго».
Хромушин О. Лунная дорожка (Ноты)/О.Хромушин. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.-96с.Танго.
- Дональдсон В. «Играем свинг»;
- Маккартни П. «Вчера»;
- Эллингтон Д. «Караван».
Список методической литературы
1.Абдуллин Э. Методологическая культура педагога – музыканта (Текст) / Э. Абдуллин. – Москва : Издательский дом «Академия»,2002. - 267 с.
2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано (Текст) А. Алексеев . – Москва: Государственное музыкальное издательство, 1961. - 271 с.
3.Баренбойм Л. Путь к музицированию (Текст) / Л. Баренбойм. – Ленинград; Москва : Советский композитор, 1973. - 269 с.
4.Баренбойм Л. За полвека. Очерки, статьи, материалы (Текст) / Л. Баренбойм. - Ленинград : Советский композитор,1989. - 365 с.
5.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры(Текст) / Г. Нейгауз. -_Москва : Музыка,1987. - 239 с.
6.Судзуки С. Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов (Текст) / С. Судзуки. – Минск: ООО «Попурри», 2005. - 192 с.
7.Тайманов И.Фортепианный дуэт : современная жизнь жанра (Текст) / Ежеквартальный журнал « Пиано форум», редактор В. Задерацкий. - Москва: ООО «Международная музыкально-техническая компания»,- №2, 2011. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Авторская дополнительная образовательная программа общеэстетического отделения (изобразительное искусство)
Программа для детей 6-11 лет эстетического отделения ДШИ курса изобразительного искусства.Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения: интегрированный подход, с испо...
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»
Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...
Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА
Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...