РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«МЕНЕДЖМЕНТ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ»
НА ТЕМУ «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_strategii_razvitiya_organizatsii_itogovaya_rabota.doc | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. И. ВЕРНАДСКОГО»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«МЕНЕДЖМЕНТ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ»
НА ТЕМУ «РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА»)
Выполнила:
Аблаева Афизе Севдиновна
Проверили:
к.э.н., доцент,
Жаворонкова Ольга Ростиславовна;
д.э.н., доцент,
Майданевич Юлия Петровна
Симферополь, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОЦЕССА. Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии………………………………………………8
II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА»)
1.2. Характеристика образовательного учреждения……………………………14
2.2. Оценка стратегических подходов к организации деятельности учреждения……………………………………………………………………….18
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА». Внедрение маркетинговой стратегии в программу развития ОУ…………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Российское образование находится на пути преобразований, которые коснулись и общего среднего образования – обычной школы – базиса всей образовательной системы. Перед коллективом каждой школы сегодня стоят вопросы: что делать, чтобы найти свое место в изменяющейся образовательной ситуации, и каким путем двигаться дальше?
Анализ механизмов управления общеобразовательными учреждениями показывает, что руководство многих школ, педагогические советы и коллективы в целом далеко не всегда задумываются о роли своего образовательного учреждения в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития. Нет, они не стоят на месте, внедряют инновационные программы, оборудуют классы и лаборатории, готовятся к ЕГЭ и т.д. Однако за этим движением порой не видится идей развития школы как истинного и важного субъекта образовательного процесса, не ясно, в чем видят педагоги миссию своего учреждения в своем городе, районе, поселке, в жизни каждого обучающегося. [28]
Между тем обучение как трансляция суммы знаний утратило свою актуальность, и новые механизмы финансирования школ требуют, чтобы каждая из них доказала свою жизнеспособность, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги, которые позволят выпускникам успешно социализироваться и ориентироваться в будущих профессиях [4]. Подобные трансформации в деятельности, становление относительной самостоятельности образовательных учреждений требуют стратегического управления их развитием.
Актуальность исследования заключается в том, что долгосрочная эффективная работа любого учреждения, организации, предприятия, их развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциал организации.
Образовательные учреждения в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Ускорение изменений в образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для оказания образовательных услуг, современные достижения науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии, единой для всех школ, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждое образовательное учреждение уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой школы уникален, так как он зависит от позиции школы на образовательном рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Целью итоговой аттестационной работы является исследование стратегии развития образовательного учреждения и разработка рекомендаций по ее эффективному формированию.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
- изучить теоретические и методические основы разработки стратегии организации;
- раскрыть сущность стратегического подхода к управлению;
- проанализировать технологию разработки эффективной стратегии;
- исследовать методические аспекты и особенности планирования образовательного учреждения через осуществление программного управления процессом развития образовательного учреждения;
- проанализировать эффективность разработки и реализации стратегии в МБОУ «Константиновская школа»;
- разработать приоритетные направления программы развития МБОУ «Константиновская школа»;
- дать рекомендации по стратегическому развитию учреждения;
Предметом исследования являются методы и механизмы разработки и реализации стратегии развития организации.
Объектом исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым.
Структурно работу можно представить в виде трех глав. В первой главе содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации. Рассматриваются такие вопросы, как понятие стратегии и развития; методические подходы к разработке стратегии организации и непосредственно рассматривается сам процесс разработки стратегии организации на основе программно-целевого метода. Во второй главе рассматривается стратегия МБОУ «Константиновская школа», ее цели и задачи, выполняемые ей функции, потенциал, которым располагает данная организация, для решения поставленных перед нею задач. В третьей главе разработаны рекомендации для повышения эффективности разработки стратегии развития организации
1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОЦЕССА
Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии
Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.
Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик. Надо только правильно выбирать среду обитания и адекватно оценивать стратегические решения.
Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия – не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.
Таким образом, стратегия организации – это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а следовательно, формирует наш образ мышления.
К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести
следующие:
- социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
- привлекательность отрасли и условия конкуренции;
- специфические рыночные возможности и угрозы;
- сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
- личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;
- ценности и культура компании.
В нашем понимании развитие предприятия – это объективный и непрекращающийся во времени процесс адаптации системы к требованиям окружающей среды. В процессе развития предприятие решает постоянно возникающие и воспроизводящиеся диалектические противоречия между генеральной целью развития предприятия и внешним окружением.
Стратегия развития образовательного учреждения - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие как отдельных направлений образовательного процесса, так и образовательного учреждения в целом.
В основе преобразования школы лежат положения, зафиксированные в документах государственного, регионального, муниципального и собственно школьного уровней (Приложение А).
Модель развития образовательного учреждения охватывает все стороны деятельности школы в качестве бюджетного учреждения, ведущего образовательную деятельность (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель развития образовательного учреждения
В понятие "технология разработки стратегии развития учреждения"
входят следующие элементы: – Зачем делать (идея, цель)? – Что делать (количество и качество объекта)? – Как делать (по какой технологии)?– Для кого делать (потребители)? – С какими затратами (ресурсы)? – Где делать (место)? – Когда делать (время)? – Кому делать (исполнители)? – Что это дает (экономический, социальный и другие виды эффекта)?
Технология разработки стратегии образовательного учреждения включает в себя постановку стратегических целей – основных направлений деятельности, ведущих к реализации миссии образовательного учреждения. Цель расширяет и поясняет формулировку миссии, определяет, каких качественных результатов (изменений) необходимо добиться (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура стратегической цели образовательного учреждения
По своей структуре стратегические цели объединяют планируемые результаты, которые образовательное учреждение желает достичь по отношению к внешней среде, собственным процессам функционирования (рисунок 3).
Рисунок 3. Общая схема разработки стратегической цели ОУ
При формулировании цели учитывают возможности и сильные стороны школы, необходимость преодоления угроз и проблем. Цель учреждения должна консолидировать цели основных участников образовательного процесса. Процесс согласования целей строится на основе выстраивания их иерархии, совместимости с учетом оценки достижимости.
При оценке разработанной стратегии учитывается комплекс индикаторов внешней и внутренней среды. При анализе оценивается выполнение образовательным учреждением государственного задания, удовлетворение потребителей образовательными услугами, конкурентоспособность образовательного учреждения, репутация, сложившаяся у учреждения в социуме. Представим характеристики социальной и организационной среды учреждения, свидетельствующие об успехе стратегии (рис. 4).
Рисунок 4. Схема оценки эффективности стратегии ОУ
При разработке стратегии необходимо учитывать многоуровневый характер функционирования школы. Корпоративный уровень связан с образовательным учреждением в целом, с учетом интересов муниципальной системы образования. Ассортиментный уровень определяет сферы деятельности по реализации образовательных услуг для всех категорий потребителей. Функциональный уровень обеспечивает решение задач, поставленных на предыдущих уровнях. Также необходимо проанализировать условия, сложившиеся вокруг образовательной системы: возможности и тенденции развития бюджетного и коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения; возможности интеграции с другими системами образования, образовательными учреждениями; возможности образовательной вертикальной интеграции с внешними разработчиками, заказчиками, посредниками и потребителями услуг; состояние и перспективы системы управления и кадрового потенциала образовательного учреждения.
Результатом реализации стратегии является построение организации с высоким стратегическим потенциалом, способной быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, обладающей конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе и добивающейся стабильно высоких результатов.
II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА»)
- Характеристика образовательного учреждения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым. Юридический адрес: 297563, Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, с. Константиновка, ул. Школьная, дом 1, телефон +7 (978) 729 27 23.
Директор Маршалок Михаил Викторович, работает в должности с августа 1993 года, учитель математики, специалист высшей категории, старший учитель, мобильный телефон +7 (978) 729 27 24.
Константиновская 8-летняяшкола, после серии реорганизаций, была создана в ноябре 1963 года. Новое, четырехэтажное здание школы было построено в Константиновке в 1974 году, а в 1975 году пристроили спортивный зал. Количество помещений в здании школы – 60, из них учебных кабинетов -14; имеется спортивный зал, тренажерный зал, репетиционный зал, актовый зал. библиотека, буфет. Количество этажей здание школы 3; спортивный комплекс 2; котельная 1.
Константиновская неполная средняя школа была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу в 1994 году. Первый 11 класс был выпущен в 1996 году. В 2001 году наша школа пополнилась 3 классами заочной формы обучения. Всего за годы существования школы в качестве средней общеобразовательной было выпущено 389 школьников. Территорией обслуживания школы являются сёла Константиновка, Топольное, Клиновка и Тёплое. Есть дети, которые приходят из окрестных дачных массивов. Медали выдаём экономно, за все годы существования средней школы, выдано 11 золотых и 7 серебряных.
В текущем учебном году в школе обучается 183 учащихся.
Учебное заведение представлено 14 классами-комплектами, 193 учащимися
Из них: 1 ступень – 4 класса, 77 учащихся
2 ступень – 5 классов, 62 учащийся
3 ступень – 2 класс, 18 учащихся
Заочные классы (11,12) - 2 класса, 26 учащихся.
Бесплатным питанием (завтрак) охвачено 100% учащихся 1-4 классов.
Подвоз учащихся в школу осуществляется общественным транспортом.
В учебном заведении работает 27 педагогических работников, из них: 2 человек имеют звание «старший учитель. Образование высшее – 26 учителей, среднее специальное – 1 учитель.
Качественный состав: высшая категория - 6 педагогов, первая категория – 4, вторая категория – 7, специалист – 9, без категории (СЗД) – 1 учитель.
Характерные особенности организации учебно-воспитательного процесса.
В школе организовано профильное обучение: 10 класс – социально-гуманитарный профиль. Углублённого изучения предметов нет.
За последние четыре года 7 учащихся стали победителями международных олимпиад и конкурсов, IV этапа ученических предметных олимпиад, III этапа МАН.
Ежегодно 2 учащийся являются стипендиатами Государственного Совета Республики Крым и Симферопольского района.
В школе активно работают следующие кружки и спортивные секции: школьный духовой оркестр «Золотые трубы», школьный танцевальный кружок «Крымский вальс», которые посещают 48 детей и подростков, что составляет 35 % от общего числа детей школьного возраста. Учащиеся начальной школы посещают занятия по внеурочной деятельности, которые организованы по 5 направлениям: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, социальное. Подавляющее большинство детей посещают предметные кружки и клубы по интересам.
В 1 полугодии учащиеся и педагоги нашей школы принимали активное участие творческих конкурсах различного уровня, делись опытом в интернет-изданиях (более 50 публикаций)
Наиболее интересные достижения за 1 полугодие 2014/15 учебного года: общероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка- 2014 года ИМЦ «Алые паруса» -5 призеров (Аблаева А. С., Джантимирова Д. Р., Сабрийева Э. М., Халилов Р. С., Коломиец Е. И); Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ (Максименко О. А. руководитель, Ковальская О - учащаяся 10 класса - призеры отборочного тура, защита работ в г. Москва с 05.02.15 по 09.02.15); Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка» (призер отборочного тура - учитель технологий Халилов Р. С.) районный конкурс (заочный) творческих работ к 200-летию М.Лермонтова (Шиян Владимир - 6 класс) — призер; районный конкурс папок к юбилею Лермонтова – благодарность»; районный конкурс газет к юбилеям писателей – призеры; республиканский конкурс «Мой голос» - участие (победа в районном этапе); районный конкурс «Моя родина Крым» (Халилов Максуд-8 класс) – победитель; всероссийский конкурс «Лучший предметный кроссворд» (Халилов Максуд – 8 класс) -2 место; Республиканский конкурс «Мирный космос» в номинации «Астрономия» (Кириченко О. – 4 класс) – 3 место; МАН Секция «Математика» - Басюк К. (9 класс) – 4 место. Учителя нашей школы в течение последних двух лет являются призерами республиканского конкурса «Лучший классный руководитель», в этом году наши учителя (Чувакова Е. А., Аблаева А. С.) представляли Симферопольский район на Республиканском форуме классных руководителей (являясь руководителями одной из творческих лабораторий)
Таким образом, к наиболее интересным направлениям в работе школы можно отнести:
1. Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, создание информационного поля, используя школьную локальную сеть (в течение 5 лет в школе функционирует локальная компьютерная сеть с безлимитным подключением к Интернету, на базе которой проводится работа по созданию и использованию в учебно-воспитательном процессе информационного поля школы)
2. Работа с молодыми учителями, выпускниками ВУЗов последних лет.
3. Активная издательская деятельность учителей школы
4. Ежегодное участие и победы в районном конкурсе «Учитель года» (на протяжении 7 лет)
Несмотря на хороший, на наш взгляд, творческий потенциал как педагогического, так и ученического коллективов школы, у нас есть проблемы, требующие решения на федеральном, республиканском, муниципальном уровнях:
капитальный ремонт здания (окончание замены оконных блоков, ремонт кровли и фасада);
пристройка помещения пищеблока и столовой;
установка ограждения территории школы (1240 метров);
реконструкция открытой спортивной площадки;
ремонт спортивного зала;
оснащение оборудованием медицинского кабинета школы, в том числе стоматологическим оборудованием;
приобретение школьного автобуса для организации безопасного подвоза для 25 человек;
приобретение современной компьютерной техники для кабинета информатики (не менее 12 ПК);
замена отопительных котлов в газовой котельной школы(2 котла);
проведение работ по требованиям пожарной безопасности в (установка АПС)
необходимо решить вопросы организации двухразового школьного питания для 76 человек, а для 19 первоклассников – трехразового.
2.2. Оценка стратегических подходов к организации деятельности учреждения
В МБОУ «Константиновская школа» был проведён анкетный опрос. Анкета состояла из 3 частей . Первая часть - анализ стратегических подходов к организационной деятельности. Вторая - анализ эффективности стратегии развития организации. Третья - вопросы, связанные с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.
В анкетировании приняли участие 30 сотрудников из состава работников МБОУ «Константиновская школа», возрастной состав которых колеблется в пределах – 25 – 35 лет – 10% опрошенных; преобладают сотрудники в возрасте 35 – 45 лет (60 %); 30% составляют респонденты 46-60 лет. Большинство опрошенных в школе имеют стаж работы свыше 10 лет и имеют высшее образование, следовательно, это увеличивает достоверность собранной информации, так как они в полной мере владеют информацией о ситуации, сложившейся в школе.
В результате анализа состояния стратегического управления в МБОУ выявлено, что в школе есть стратегия развития, так как все работники школы уверены, что это необходимо для получения высоких результатов и повышения эффективности работы. Большинство респондентов (57%) утверждают, что стратегия пересматривается 1 раз в год, 23% считают, что стратегию надо менять по мере необходимости. Среди причин для пересмотра стратегии развития 40% респондентов отметили изменение внешней среды, 27% опрошенных сотрудников данной организации ответили, что основу таким изменениям может положить смена руководства. 33% опрошенных считают, что основанием для пересмотра стратегии служат действия конкурентов, которые отражаются на работе школы в целом. 70% ответили, что со стратегией знакомы все педагогические работники, что свидетельствует о хорошей осведомленности сотрудников. Большее количество респондентов (93%) считают, что сценарии реализации стратегии развития разрабатываются, в том числе пессимистичные и оптимистичные. 63% ответили, что стратегия организации рассчитана на 5 лет, так как стратегия направлена на долгосрочную перспективу; 33% опрошенных считают, что стратегия рассчитана на 2 года, так как это связанно с изменением внешней и внутренней среды школы.
Практически все опрошенные сотрудники МБОУ «Константиновская школа» уверены, что руководство проявляет высокую заинтересованность в проведении стратегического планирования. 90% педагогов уверены, что в организации есть компетентная группа людей, которые выражают желание и имеют возможность работать в команде по стратегическому планированию. 10% считают, что на директоре школы лежит полная ответственность за ее судьбу. Большинство опрошенных (90%) считают, что разработкой стратегии должна заниматься специальная творческая группа, которая будет иметь желание и возможность работать по данному направлению.
Таким образом, по результатам первого блока можно сделать вывод о том, что все сотрудники МБОУ «Константиновская школа» знают о существовании стратегии развития компании и о ее назначении, но, к сожалению, не все сотрудники осведомлены о том, эффективна ли она, какой вклад может внести в ее разработку каждый работник и нужно ли ее пересматривать с целью повышения конкурентоспособности и закрепления своих позиций в сфере образования города Нижневартовска.
46% опрошенных считают, что имеющаяся стратегия нуждается в пересмотре, так как это может способствовать повышению эффективности управления и работы школы, но 32% считают, что ничего менять не нужно, так как у школы высокий уровень конкурентоспособности, а новая стратегия внесет изменения в привычный уклад школы. 47% считают, что укрепление конкурентоспособности и есть то, что может подтолкнуть к разработке новой стратегии развития; 50% считают, что это влияние конкурентов в большинстве случаев способствует этому изменению.
37% педагогов считают, что определение стратегии необходимо для успешного развития и направленной деятельности организации; 23% ответили, что стратегия требует более эффективной деятельности; 30% сотрудников считают, что это нужно для укрепления своих позиций на рынке, и только 10% опрошенных респондентов ответили, что эффективная стратегия развития организации необходима для решения определенного круга задач с целью получения определенной выгоды.
Большинство (53%) считают, что эффективность реализации стратегии зависит от наличия сильной внутренней организации. Все респонденты единогласно считают, что школе необходимо определять различные направления для успешной деятельности и повышения конкурентоспособности. 40% считают, что для этого необходимо проанализировать потенциал организации, 27% думают, что для разработки таких направлений необходимо провести анализ внешней среды, 30% считают необходимым анализ сильных и слабых сторон школы.
Для достижения больших результатов в деятельности организации 53% считают необходимым формулирование основных целей, для 33% - установление приоритетов как главного ключа к успеху. Для большинства сотрудников (53%) главным фактором реализации стратегии является повышение эффективности управления школой, для 23% респондентов на первое место выходит повышение конкурентоспособности организации и четкая постановка и достижение целей.
Подводя итоги, можно сделать ряд определенных выводов: разработка и внедрение новой стратегии развития МБОУ «Константиновская школа» необходима не только для укрепления конкурентоспособности и выхода на более высокий уровень благодаря укреплению своих позиций на образовательном рынке, но и для успешного ее развития.
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МБОУ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ ШКОЛА»
Внедрение маркетинговой стратегии в программу развития ОУ
Стратегическое управление и планирование позволяет решать задачи и расширять возможности при ограниченных ресурсах, находить перспективы реализации новых возможностей, а главное, имеет опережающий характер. Стратегия предполагает «долгосрочное качественно определенное направление развития», что означает определение сферы, средств и форм деятельности, позиции в окружающей среде, приводящее к достижению целей той или иной социальной системы [6]. Она предопределяет процесс управления, прежде всего в условиях стремительности перемен и невозможности вовремя предусмотреть возникновение проблем и задач [12]. Таким образом, деятельность по стратегическому управлению развитием МБОУ «Константиновская школа» направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит ее длительную жизнеспособность в изменяющихся условиях как относительно самостоятельного образовательного учреждения.
Выбор и разработка стратегии предполагает определение приоритетов развития, имеющихся альтернатив и выбор той, которая максимально и на долгий период времени повысит эффективность работы образовательного учреждения, основных направлений его деятельности, принципов взаимодействия с социумом, в котором оно находится, сотрудничества с другими субъектами образования, а также готовность реагировать на новые социальные обстоятельства. Приоритеты каждого образовательного учреждения определяются не только задачами, поставленными федеральным и региональным министерством образования, они обозначаются с учетом кадровых и материально-технических ресурсов, социальных, этнических и культурных особенностей обучающихся и других особенностей образовательной ситуации, в которой оно работает. Поэтому каждая стратегия будет иметь свое «лицо» и различаться по направленности, целям, задачам и механизмам реализации. Опираясь на известную типологию стратегий развития образования (маркетинговая, кадровая, структурно-функциональная стратегии – по Симаевой И. Н., Шерри Н. С.) [20], опишем в качестве рекомендации для МБОУ «Константиновская школа» маркетинговую стратегию функционирования и развития образовательного учреждения.
Маркетинг - это комплекс работ по формированию портфеля новшеств и инноваций, ресурсосбережению и комплексному развитию, нацеленному на сохранение и достижение конкурентных преимуществ нашего образовательного учреждения. Это рассмотрение школы как организации, предоставляющей образовательные услуги.
Маркетинговая стратегия направлена на расширение возможностей обучающихся, а следовательно, и общества, в котором они находятся. Ее стратегические цели – удовлетворить социальные и индивидуальные образовательные потребности, адаптировать образовательное учреждение и его обучающихся к социально-экономическим условиям. Механизмы адаптации – рыночные. В результате расширяется рынок образовательных услуг и усиливается конкуренция между разными образовательными учреждениями. Вследствие этого возникает необходимость информационно-рекламного обеспечения образовательной деятельности, перехода на новые экономические механизмы ресурсного обеспечения.
Ведущий принцип деятельности МБОУ «Константиновская школа» должен состоять в том, что каждая образовательная потребность формирует какую-либо функцию обучения. Иными словами, школа откликается на запросы обучающихся и их родителей. Данный принцип лежит в основе дифференцированного и профильного обучения, и именно ему обязаны своим появлением экспериментальные, медицинские, юридические, математические и другие профильные классы, специальные программы обучения.
Приоритетом маркетинговой стратегии развития МБОУ «Константиновская школа», то есть ее стратегическим выбором, должна являться адаптация обучающихся и самого учреждения средствами образования к окружающему социуму. Поскольку рынок труда непрерывно изменяется, насыщаясь одними специалистами и требуя других, механизм маркетинговой стратегии, на первый взгляд, довольно прост: удовлетворение одних образовательных потребностей актуализирует новые и инициирует новые программы обучения.
Однако, потребности социального и экономического происхождения подвержены динамике под влиянием самых разных факторов, от конъюнктуры рынка труда до социально-культурных феноменов, что требует мониторинга изменения образовательных потребностей и соответствующих затрат на исследования. Контролировать диверсифицикацию программ довольно трудно, и возникает риск снижения качества образования. Нельзя не учитывать и конкуренцию между образовательными учреждениями за привлечение обучающихся.
Маркетинговая стратегия довольно распространена. Ее несомненным достоинством является то, что появляется заинтересованность учреждений системы общего среднего образования в индивидуальном потребителе образовательных услуг — ученике. И связано это с оценкой их деятельности по соответствию цены достижений с фактически достигнутым конечным результатом обучения. Растет ответственность всех субъектов образования за свою деятельность. Маркетинговая стратегия имеет практически безграничные возможности совершенствования и выраженную экономическую эффективность (относительно меньшие затраты государства на развитие образования); возможности стремительной реализации и быстрый прогресс в развитии учреждения образования. Образовательное учреждение приобретает относительную свободу в планировании и осуществлении различных форм привлечения средств населения, накопления собственных средств, выборе ресурсов и направлений деятельности; возможность быстрой перестройки на виды и формы обучающих программ, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг [28].
Маркетинг образовательных услуг - это разработка, внедрение и оценка образовательных программ с целью создания отношений обмена между образовательным учреждением и его клиентами. Цель маркетинга образовательных услуг состоит в том, чтобы привлечь нужных учеников (целевую группу потребителей). Анализ среды, включающий сбор, изучение и интерпретацию информации о развитии социального окружения школы , позволяет сформировать ассортимент образовательных услуг, способный привлечь в образовательное учреждение целевую группу потребителей. Под развитием социального окружения школы понимаются: демографические изменения, трансформация образовательной политики, развитие новых технологий в области образования, рынка труда и т.д.
Основными функциями маркетинга в образовании являются анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.
Для реализации этих функций МБОУ «Константиновская школа» должно проводить следующие мероприятия:
- мониторинг рынка труда;
- исследование рынка образовательных услуг;
- формирование и определение потребностей в образовательных услугах;
- продвижение на рынок образовательных продуктов;
- информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;
- формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения .
Основываясь на некоторых выводах Н.В.Тихомировой [22], рассмотрим возможный функционал для маркетинговой деятельности МБОУ «Константиновская школа»:
- Анализ возможностей школы (анализ внутренней среды).
- Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды).
- Изучение структуры спроса на образовательные услуги и продукты школы, определение потенциальных потребителей образовательных услуг.
- Формирование спроса и стимулирование сбыта образовательных услуг.
- Разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг.
- Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей. \
- Обоснование и расчет необходимых ресурсных вложений для реализации предложений на рынке. Планирование цены.
- Разработка системы оценки качества предоставляемых услуг, в том числе на основе мнения потребителей.
- Формирование банка данных по предлагаемым образовательным услугам и продуктам, их техническим и сервисным характеристикам, клиентам, стандартам и нормам оказания услуг. \
- Заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг.
- Заключение договоров с потребителями.
- Координация деятельности по обучению и повышению квалификации кадров школы в области маркетинга.
В заключение отметим, что выбор стратегии развития МБОУ «Константиновская школа» в современных условиях социально-экономических реформ представляет собой выбор модели управления, то есть модели последовательности главных действий руководства МБОУ «Константиновская школа», разработанной на основе его миссии, перспективных целях, ключевых принципах его функционирования, а также управленческих решениях по выбору средств и методов достижения целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в рамках данной работы исследование позволяет сделать следующие выводы:
- На основе рассмотренных определений понятий «стратегия» и «развитие» в работе дано обобщенное понятие, которое наиболее полно соответствует деятельности образовательного учреждения, именно: «стратегия развития образования - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие как отдельных направлений образовательного процесса, так и образовательного учреждения в целом».
- Представлена модель развития образовательного учреждения, изучена технология разработки стратегии, структура и схема разработки стратегической цели, а также рассмотрена схема оценки эффективности стратегии образовательного учреждения.
- В результате изучения особенностей планирования образовательного учреждения определена оптимальная его форма – стратегический план, который определяет общую направленность (стратегию) развития образовательного учреждения на перспективу.
- Представлена подробная количественная и качественная характеристика МБОУ «Константиновская школа», позволяющая определить ряд проблем, существующих в образовательном учреждении.
- Проанализированы стратегические подходы к организации деятельности МБОУ «Константиновская школа», в результате чего было выявлено, что все сотрудники МБОУ «Константиновская школа» знают о существовании стратегии развития компании и о ее назначении, но, к сожалению, не все сотрудники осведомлены о том, эффективна ли она, на какой период она рассчитана и нужно ли ее пересматривать с целью повышения конкурентоспособности и закрепления своих позиций в данной отрасли. Следовательно, разработка и внедрение новой стратегии развития МБОУ «Константиновская школа»» необходима не только для укрепления конкурентоспособности, но и для ознакомления всех сотрудников, выхода на более высокий уровень благодаря укреплению своих позиций в образовательном пространстве и успешного развития.
- Выявлено, что стратегия школы должна быть нацелена на перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества образования, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных школ-конкурентов, школе необходимо придерживаться маркетинговой стратегии функционирования и развития образовательного учреждения.
- Миссия школы – создание наиболее благоприятного образовательного пространства для получения школьниками качественного образования, способствующего развитию и социализации всех детей: талантливых, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом их склонностей и способностей.
- Главная цель – обеспечение качественного образования на основе модернизации в соответствии с ФГОС через создание необходимых условий для реализации основной образовательной программы школы и получения заданных результатов ее освоения, совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности педагогов.
- В работе сформулирован процесс разработки стратегии развития организации, который направлен на построение как образа будущего школы, так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер, ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ школы, выявленных на этапе стратегической диагностики. Стратегическое управление деятельностью МБОУ «Константиновская школа» должно носить целевой характер, т.е. предусматривать постановку и достижение определенных целей.
- Любой процесс развития должен обеспечиваться финансовыми ресурсами. В работе выявлены особенности организационно-экономического управления развитием школы, основные позиции расходования средств, а также рост удельных расходов по выбранным стратегией развития направлениям и соответствующим статьям бюджета. Оценка экономической эффективности стратегии дана по показателю «Сбалансированность бюджета».
Таким образом, выбор стратегии и её реализация являются основными факторами развития организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
- Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: Итем, 2005. – 387 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / пер. с англ. А.Вихровский, В.Кузин – СПб.: Питер, 2005. – 201 с.
- Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие. [Текст] / Егоршин А.П. – Н. Новгород: НИМБ, 2008. – 320 с.
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Разработка стратегии предприятия: современный подход. Международный журнал «Проблемы теории и практики управления»» №10 2011 г.
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Россия: «соответствие людей структуре» или «соответствие стратегии людям»? Проблемы экономики и менеджмента. №4, 2012 г. с.13-20.
- Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Цель предприятия и стратегия ее достижения // Менеджмент в России и за рубежом" №3 за 2011 г. с.25-32.
- Менеджмент организации / под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. М.: ИНФРА-М., 1997.
- Моисеев А.М. Стратегическое самоопределение школьного сообщества [Текст] / А.М. Моисеев. // Управление школой. 2010. № 10 . – С. 26 – 31.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник.- М.: Интерпракс, 1995.- 296 c.
- Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 148 с.
- Программа развития образовательного учреждения [Текст] / директ-папка: «Менеджер образования». – М.: ЗАО «МЦФЭР», 2010. – 400 с.
- Светенко Т.В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2008. – 72 с.
- Светенко Т.В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2008. – 160 с.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
- Симаева И. Н., Шерри Н. С. Стратегия развития образования в регионе Российской Федерации. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.
- Современная организация: дерево целей – дерево стратегий. Журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №5 2013 г.
- Тихомирова Н. В. Дефиниции маркетинга образования: Тезисы доклада семинара «Маркетинг образовательных услуг». — М: Издательство МЭСИ, 2002.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
- Шамова О.Т., Немова Н.В. Менеджмент в управлении школой. - М.: Деловая литература, 2002.
- Ямбург Е.А. Основополагающие документы школы. Стратегия и тактика развития современной школы [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 208 с.
- Ясвин В.А. Проектирование развития школы. [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Чистые пруды, 2011. – 32 с.
- Дюков В.М. Методологические, теоретические и методические основания для разработки стратегии развития школ. [Интернет-ресурс] // http://pedsovet.org/component/.
- Короткевич М. И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях. [Интернет-ресурс] // http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/cc1/fxrhvhnmtpcwycjcquaq.pdf.
- Марков С. Н. Методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями. [Интернет-ресурс] / http://www.uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1446-2012-07-18-06-05-48 .
- Разработка стратегии развития предприятия в схемах. [Интернет-ресурс] // http://images.yandex.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современная стратегия развития спортивной программы спец-ой олимпиады России Влад. обл»
Как известно, адаптивная физическая культура и спорт оказывают благотворное влияние на процесс физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, укрепляя здоровье, спо...
Современные подходы к стратегии развития Образовательного учреждения
Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образ...
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ«МЕНЕДЖМЕНТ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ» НА ТЕМУ «РАЗ...
Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации
Цифровой университет: совершенствование организации обучения и стратегия развития образования в условиях цифровизации: Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием ...