Разработка стратегии поддержки обучающихся
статья по географии на тему
Предварительный просмотр:
29.03.2012. Круглый стол.
Тема выступления: Разработка стратегии поддержки обучающихся
Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.
Прежде чем разрабатывать стратегию поддержки обучающихся, необходимо выделить следующие критерии для классификации самих обучающихся. В качестве критериев можно выделить следующие:
1. Виды деятельности (практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная) и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни; эмоциональная – уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания; мотивационно-волевая – уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения);
2.Степень сформированности ЗУН;
3. Форма проявления ЗУН;
4. Широта проявления в различных видах деятельности (общая или индивидуальная);
5. Особенности возрастного развития.
6.Возможности интеллекта.
Эта работа должна проводиться как учителем, воспитателем, так и психологом. Психолог выявляет особенности интеллекта, т.е какой интеллект у наших обучающихся и к какой группе они относятся: вербально-лингвистический; логико-математический; визуально-пространственный; моторно-двигательный; музыкально-ритмический; внутриличностный; межличностно-коммуникативный.
Вербально-лингвистический интеллект включает в себя способности к грамматике, чтению, рассказу, письму, поэзии, сочинительству и т.д. Этот тип интеллекта присущ писателям, поэтам, рассказчикам и т. п.
Логико-математический интеллект связывают со способностью к индуктивным и дедуктивным умозаключениям, сильно развитым логическим мышлением, умением оперировать абстракциями, символами и числами, способностью устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать закономерности, умением соотносить частное и целое и т.д. Данный тип интеллекта ярко проявляется у научных работников, программистов, математиков, бухгалтеров, юристов, банкиров и т.п.
Визуально-пространственный интеллект имеет отношение к таким областям человеческих способностей, как рисование, скульптура, дизайн, навигация, архитектура и т.д. Этот тип интеллекта присущ представителям художественно-архитектурных профессий, специалистам в картографии, конструировании, рекламе и т.п.
Моторно-двигательный интеллект отражает способности человека к творческому выражению эмоций, силы и красоты с использованием пластики движений отдельных групп мышц и тела в целом и ярко выражен у танцоров, спортсменов, представителей циркового искусства. Данный тип интеллекта применительно к процессу обучения означает использование материализованных действий как основного этапа развития умственных способностей обучаемых.
Музыкально-ритмический интеллект включает в себя способности к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувствительность к звукам и тональности, высокоразвитый музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах. Данный тип интеллекта ярко проявляется у композиторов, певцов, исполнителей и учителей музыки и.т.п.
Внутриличностный интеллект включает в себя прежде всего знание внутренних механизмов психической деятельности человека, на уровне чувств, эмоций, переживаний, самоанализа, интуиции и т.п. Он также предполагает достаточно развитые способности к методологическому мышлению, к глубокому анализу действительности, рефлексии, к системному восприятию объектов и явлений. Данный тип интеллекта можно обнаружить у мыслителей, философов, духовных учителей и т.д.
Межличностный интеллект предполагает высокоразвитые коммуникативные способности, умение работать в команде, способности к тесному контакту и общению с аудиторией, психологические способности чувствовать и понимать другого человека. Такой тип интеллекта присущ политикам, менеджерам, психотерапевтам и т.п.
С учетом специфики наших детей можно предложить следующий план :
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. Длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в различных ситуациях);
3. Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4. Экспертная оценка продуктов деятельности детей с привлечением специалистов в соответствующей области деятельности;
5. Многократность и многоэтапность обследования (мониторинг);
6. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
7. Анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.;
8. Преимущественная опора на методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение реб
Стратегия обогащения. Традиционный для отечественной педагогической практики вариант реализации данной стратегии – это включение в учебный план (в рамках компонента образовательного учреждения) специальных занятий, направленных на формирование разнообразных приемов умственной работы, а также таких качеств личности как инициативность, критичность, самоконтроль, ответственность, целеустремленность, позитивная самооценка и другие.
Реализация данной стратегии возможна с помощью комплекса учебных программ и программ психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся. В качестве примера можно назвать программы:
- «социальная компетентность» (диагностика уровня сформированности личностных качеств, относящихся к сфере аффективного развития; развитие эмоциональной сферы; коррекция межличностных отношений в коллективе; самоактуализация и т.д.);
- «обучение мышлению» (развитию критического мышления, формирование креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска и т.д.);
- «здоровье» (рациональная организация двигательной активности, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, организация рационального питания и т.д.);
- «гражданская позиция»;енка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.
Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...
ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностя...
ЕГЭ:трудности и стратегии поддержки старшеклассников
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. С какими трудностя...
ЭКЗАМЕНЫ НЕ ЗА ГОРАМИ! ТРУДНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Советы и рекомендации выпускникам...
Презентация Power Point "Подготовка к ЕГЭ. Стратегии поддержки детей группы риска"
Презентация предназначена в помощь педагогам для дифференцированного подхода при подготовке учащихся к ЕГЭ...
Стратегии подготовки обучающихся 7-8 классов к олимпиадам по английскому зыку по разделу «Use of English
Материал позволит структурировать и спланировать этапы подготовки обучающихся 7-8 классов к Всероссийской олимпиаде школьников...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, д...