Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обкчающихся
материал
Интерактивное обучение
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: " Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся»
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества, обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования направлена на формирование компетенций готовности человека к деятельности и общению и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, позволяющую выразить себя как субъект обучения.
В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении слушатель в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с учителем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Одним из современных направлений «активного обучения» является интерактивное обучение. В педагогической литературе оно пока еще недостаточно описано.
ИНТЕРАКЦИЯ (в психологии) — это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то).
ИНТЕРАКЦИЯ (в социологии) - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.
ИНТЕРАКЦИЯ (в педагогике) - способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, в ходе которого все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют
ситуации, оценивают действия собеседников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Задачи педагога в интерактивной технологии:
- направление и помощь процессу обмена информацией;
- выявление многообразия точек зрения;
- обращение к личному опыту учащихся;
- поддержка активности участников;
- соединение теории и практики;
- взаимообогащение опыта учащихся;
- облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников процессе обучения;
- поощрение творчества и самостоятельности учащихся.
Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Считается, что интерактивная модель обучения наиболее эффективна в дополнительном образовании взрослых, поскольку взрослые имеют большой жизненный и профессиональный опыт.
В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос. Это обусловлено процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
Ориентированность на интерактивное обучение обусловлена необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического
общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.
Интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
Определим, на наш взгляд, наиболее важные компетенции:
- необходимо научиться действовать в рамках согласованных целей и задач;
- нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого);
- научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
- следует уметь самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям.
Формирование компетенций возможно только через соответствующий
опыт деятельности и общения, и такой опыт может быть получен именно в
режиме интерактивного обучения.
Принципами интерактивного обучения являются:
- диалогическое взаимодействие;
- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- активно-ролевая (игровая) деятельность;
- тренинговая организация обучения.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Интерактивное обучение одновременно решает следующие задачи:
- учебно-познавательную (предельно конкретную);
- коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
- социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).
Что дает внедрение интерактивного режима различным субъектам образовательного процесса?
Конкретному обучающемуся:
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
- развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний;
- развитие толерантности.
Учебной группе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам.
Системе «учитель - класс»:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.
Эффективность интерактивного обучения
- интенсифицирует процессы понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;
- повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;
- обеспечивает не только накопление знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей;
- изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности воспитанников
В статье рассмотрено применение интерактивной доски на уроках химии, обеспечивающее успешную активизацию познавательной деятельности воспитанников....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...
Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы.
Перед нами стояла важнейшая задача внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения, что осложнялось тем, что нигде нет готовых методических разработок по использованию интерактивной доски по предмет...
Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках физической культуры в 6 классе по теме «Легкая атлетика»
В денной работе можно найти примеры испльзования мультимедийных заданий по предмету физической культуры....