Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
статья
Предварительный просмотр:
Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ
Переход общества в стадию цифровой экономики вызывает системные изменения во всех отраслях общества. Эти изменения не могут не отразиться на структуре и функционировании информационно-образовательной среды школы. Перед тем, как приступить к рассмотрению проблем перехода ИОС в ЦОС на уровне школы необходимо проследить, как развивались данные понятия.
Первый этап формирования ИОС включал в себя оснащение школ необходимой техникой. Также на данном этапе формировались первые электронные учебные материалы, педагогические методики. На период до 2010 года общее направление развития утверждалось Концепцией модернизации Российского образования. В этом документе впервые было заложено развитие дистанционного образования, повсеместная информатизация, к 2010 году должна была быть достигнута повсеместная компьютерная грамотность.
Принятая в 2005 году федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы предполагала создание единого образовательного электронного пространства. Пришедшая ей на смену программа «Информационное общество» продолжила идею развитие информационного поля образовательных учреждений, появилась идея создания школьного сайта, идея создания контент-фильтрации - ограничения доступа к сайтам, не имеющим отношения к вопросам образования и воспитания личности.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что уже в 2015 году помимо идей развития информатизации «вширь» (закупка техники, подключение к сети Интернет) начинают появляться направления для развития информатизации «вглубь», происходит срастание образовательного процесса с компьютерными технологиями в ходе проведения учебных занятий, при оценивании знаний обучающихся, при взаимодействии участников образовательного процесса. В результате этого происходит построение ИОС образовательного учреждения.
7 Этап – Переход на ЦОС. Основные направления данного этапа отражены в паспорте приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая образовательная среда образовательной организации – это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения».
Информатизация/Цифрофизация
В цифровом образовательном процессе технологии и методы обучения приобретают свойство учебного содержания. Цифровые технологии позволяют сделать учебный процесс быстрее и более эффективным, благодаря наглядности, наличию обратной связи и иных средств. Цифровизация образования требует изменений в техническом, дидактическом, кадровом компоненте информационно-образовательной среды в процессе её развития и переходе к цифровой образовательной среде.
Информационная культура. Цифровая культура
В условиях цифрового образования возрастает роль интерактивных методов обучения. На смену устаревающим технологиям проведения урока приходят такие методы обучения как командная работа, личная и групповая рефлексия, решение кейсов, дискуссия, урок-игра и т.д. Изменение методов обучение требует от педагогов наличие соответствующих компетенций, готовности вести учебный процесс в новом формате и с привлечением новых технологий.
«Цифровой разрыв»
Итак, мы переходим к первой проблеме перехода на ЦОС. «Цифрофой разрыв». Первоначально под этим подразумевалось то, что не у всех участников образовательного процесса есть доступ к устройствам и сети Интернет, а в последнее время появился «новый цифровой разрыв», который заключается в том, что часть людей использует цифровые технологии активно – для выполнения заданий, изучений нового, получения новых знаний и умений, а часть – пассивно, для выполнения только рутинных функций (например, доступ к аудио- и видеофайлам, соц.сетям).
Решение проблемы «Цифрового разрыва»
За счёт гос. программ и распространения компьютерной техники удалось сократить первоначальный цифровой разрыв, однако для сокращения нового цифрового разрыва требуется переработка методов, содержания и форм учебной работы, разработка и использование в педагогической практике электронных образовательных материалов, обновление образовательных программ с учётом возможностей цифровых технологий.
Проблема системности цифровой трансформации образования
Образование – это единая система, значит трансформации подлежат все элементы, составляющие систему образования. Следовательно, измениться должны административные процессы, образовательные результаты должны быть дополнены новыми положениями; необходимо научиться совмещать разные формы учебного процесса необходимо перейти на критериальное оценивание учащихся.
Необходимость изменения целей и задач образования
В процессе развития общества пришло понимание того, что для того, чтобы вырастить образованную личность, недостаточно изучить гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Возрастает роль информатики, компьютерной грамотности, программирования, навыков поиска, обработки и хранения информации. Цель образования должна сместиться с простого освоения знаний на освоение в процессе обучения специфических компетенций и навыков, необходимых в цифровом обществе.
Обновление содержания образования. Обновление организации учебной работы
Освоение базовых понятий сформирует у школьников понятийную структуру, что позволяет легче осваивать новые знаний. Образовательный процесс должен быть направлен на достижение двух целей одновременно: дать учащимся определённую совокупность знаний, навыков и умений и в то же время развить у учащихся навык самостоятельной постановки образовательной задачи и определения путей её достижения, а также задач личностного и профессионального развития.
Необходимость изменения подхода
к оцениванию образовательных результатов учащихся
Следующая проблема цифровизации образования - необходимость изменения подхода к оцениванию. Цифровизация образования предполагает внедрение в процедуру оценивания цифровых технологий, которые позволяют не только проводить тестирования, но и предполагают демонстрацию полученных навыков в условиях, приближенных к реальным (компьютерные тренажёры), а в недалёком будущем – и оценивание достижений учащихся в среде смешанной реальности с помощью AR и VR технологий.
Подготовка учителей новой формации
Еще одна проблема – это подготовка учителей новой формации. Применение цифровых технологий требует от учителя наличия новых компетенций. Большинство из учителей «старой закалки» не хотят и не готовы осваивать новые технологии, необходимые для применения в цифровом образовании. Возникает необходимость привлечения в школы учителей, имеющих большую склонность к работе с компьютерной техникой и готовность к освоению современных цифровых технологий.
Существенные изменения в ИОС
Подводя итоги, можно сказать, что для решения проблем цифровизации: регулярно должна происходить модернизация материально-технической базы школ: устаревшие технологии выводиться, а новые цифровые устройства внедряться в ИОС и применяться в образовательном процессе. ИКТ-компетенции и цифровые компетенции станут профессионально-необходимой составляющей деятельности любого педагога. Изменения затронут и методический, и программный компонент в виду необходимости соответствия учебного процесса запросам общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-образовательная среда, как часть образовательного процесса
Выступление на тему :"Информационно-образовательная среда, как часть образовательного процесса"...
Цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО)
Цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) - это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современныхтенденций модернизации образования системаэффективного и к...
Курсы «Применение современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в условиях функционирования цифровой образовательной среды»
Проект урока ЦОС...
Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе
Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....
Модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе
Аннотация. В статье описаны принципы построения модели интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе, построенная на целостности, согласованности, взаимообусловленност...
Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением
Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...
Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образовательного процесса
Современный мир постоянно меняется и развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Науч...