Модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе
статья
Аннотация. В статье описаны принципы построения модели интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе, построенная на целостности, согласованности, взаимообусловленности и взаимном подчинении основных её компонентов.
Ключевые слова: образовательная техносфера, цифровая образовательная среда, системный подход.
Авторы: Афанасьева Марина Игоревна, Румянцева Юлия Алексеевна, Фадеева Елена Владимировна, Фукина Дарья Николаевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 309 Центрального района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Российско-Узбекский образовательный форум | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева Марина Игоревна, Румянцева Юлия Алексеевна, Фадеева Елена Владимировна, Фукина Дарья Николаевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 309 Центрального района Санкт-Петербурга
ma.mo@mail.ru,vr.social.309@gmail.com,efadeeva@school309.ru, dariaf-2013@yandex.ru
Модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе
Аннотация. В статье описаны принципы построения модели интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе, построенная на целостности, согласованности, взаимообусловленности и взаимном подчинении основных её компонентов.
Ключевые слова: образовательная техносфера, цифровая образовательная среда, системный подход.
Анализ научно-педагогической литературы, изучение нормативной и учебно-программной документации для общего образования, сопоставление требований образовательных стандартов, а также обобщение инновационного педагогического опыта позволили спроектировать многофункциональную модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды.
Поскольку модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды считаем системой, то в процессе ее моделирования, мы пользовались положениями теории систем [2, 5].
Выражением системного подхода к объекту моделирования является специальное теоретическое конструирование модели, наиболее адекватно выражающей системное строение и сущность объекта. Концепция целостности заключается в несводимости целого к ее части, поэтому исследование системного объекта, которым является разработанная нами модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды заключается в выявлении функционирования и развития объекта в его внешних и внутренних характеристиках.
При системном подходе важно выявить взаимоотношения системы с окружающей средой и установить ее функции. Модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды считаем системой на основании ее характеристик. Важнейшей из которых, считаем системное строение составляющих ее элементов.
Модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды является открытой, саморазвивающейся системой, вследствие внутреннего и внешнего ее функционирования. Внутреннее функционирование основано на взаимодействии и соподчинении компонентов системы, а внешнее – на взаимодействии с внешней средой.
Базовыми методологическими подходами можно считать системный, многоуровневый и технологический [1, 4,6].
Изучение системного подхода позволяет подробно рассматривать компоненты, функции, взаимосвязи и развитие образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе. позволяет признать модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды, определенным образом упорядоченной совокупностью, существующей и управляющейся как относительно единое целое за счет взаимодействия, распределения имеющейся, поступающей извне информации, которая обеспечивает преобладание внутренних связей над внешними.
Однако создание модели как системы невозможно без выполнения определенных правил и законов существования систем. [1].
Всякая система состоит из компонентов или элементов, поэтому важно установление внутренних её компонентов [7 ].
Всякая система способна к развитию. Следовательно необходимо учитывать теоретические обобщения, сделанные Г.В.Стадицким, А.М.Яблонским, которые заключаются в следующем: развитие системы соответствует последовательности прохождения фаз, в целостной системе все ее части соответствуют друг другу как по строению, так и по функциям, изменение одной части системы или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение других частей и функций [ 6,10].
Согласно закономерностям отношений «система-среда», рассмотренным подробно И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным выявление взаимоотношений системы с внешней средой и установление ее функций является обязательным.
Базовыми методологическими подходами можно считать системный, многоуровневый и технологический [1, 4,6].
Изучение системного подхода позволяет подробно рассматривать компоненты, функции, взаимосвязи и развитие образовательной техносферы и цифровой образовательной среды в школе. позволяет признать модель интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды, определенным образом упорядоченной совокупностью, существующей и управляющейся как относительно единое целое за счет взаимодействия, распределения имеющейся, поступающей извне информации, которая обеспечивает преобладание внутренних связей над внешними.
Результативный компонент модели интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды предполагает деятельностный характер. Это возможно при создании образовательного пространства, способствующего повышению метапредметных результатов освоения образовательных программ обучающимися, а также развитие гибких компетенций у них, внедрения в практику работы школы образовательных технологий, являющихся трендами современного образования и обеспечивающих гибкий переход к цифровизации образовательной деятельности, на повышение познавательной мотивации обучающихся. Среди них: технология адаптивного обучения, предполагающая использование цифровых образовательных ресурсов в качестве интерактивных обучающих инструментов с целью их адаптации для образовательных потребностей учащихся, технологии горизонтального обучения, трансформирующую объектную позицию учащихся (простые слушатели) в субъектную (активные участники процесса обучения).
Школьный технопарк как составляющая архитектурно-пространственной организации (организационно-деятельностный компонент модели предусматривает для обучающихся начальных классов: проведение демонстрационных химико-экологических опытов в урочное и внеурочное время (тематика занятий согласуется с действующими пособиями при изучении курса «Окружающий мир», охватывая темы курсов 1-4 классов, а также «Час занимательной химии», «Опыты для любознательных» и др.); использование цифровой лаборатории STEM для проведения занятий в рамках проектно-исследовательской деятельности, для выполнения экспериментальных заданий, позволяющих на практике познакомить детей с понятиями электричества и принципами работы современных электротехнических устройств. Применение данного учебно-лабораторного оборудования будет способствовать пониманию обучающимся начальной школы закономерностей окружающего мира (формирование научного мировоззрения), повышению образовательных результатов, возникновению чувства удивления природой, а также формировать у школьника бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт (экологическое мышление).
В целом, реализация модели интеграции образовательной техносферы и цифровой образовательной среды будет способствовать перестройке образовательной деятельности школы по принципу STEAM-образования, опирающегося на интеграцию естественных наук, технологий, инженерного искусства, творчества, математики в единую модель обучения (техносфера), с целью ориентации школьников на пул профессий, ориентированных на высокотехнологичное производство на стыке с естественными науками (био - и нанотехнологии).
При реализации всех компонентов модели наиболее значимыми ожидаемыми результатами для школы в целом будут: переход школы в эффективный режим работы, разработанный алгоритм взаимодействия субъектов образовательных отношений, образовательные программы, созданные при интеграции различных компонентов образовательной техносферы, диагностический инструментарий, критерии оценки результативности образовательного процесса, а также возможность трансляции опыта на муниципальном и региональном уровне.
Повышение возможностей педагогов и обучающихся использовать современные технологии в учебной и проектно-исследовательской деятельности.
Повышение мотивации обучающихся к освоению предметных дисциплин естественнонаучной направленности и удовлетворенность родителей (законных представителей) повышением качества образовательных услуг.
Обязательным условием эффективности модели является ее функциональность [5, с.61]. Под функцией понимается внешнее проявление свойств объекта в данной системе отношений [9]. Функциональность обеспечивает взаимосвязь системы с другими системами. Мы выделяем следующие функции модели интеграции: социальную, мировоззренческую, воспитательную, развивающую, гуманистическую, интеграционную.
Таким образом, перечисленные функции модели обеспечивают её жизнедеятельность, хотя и различной степени. Согласно общим закономерностям развития систем дальнейшее существование модели возможно при усложнении её подсистем и появлении новых структур, при этом происходит однонаправленное последовательное прохождение фаз развития, в результате которого изменяются существующие в настоящее время компоненты и их функции.
Список литературы
1. Александрова Н.М. Педагогическая система экологического образования в профессиональных учебных заведениях: Монография.- СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2000.- 144с.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973.- 171с.
3. Иванов С. А. Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания: Автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2002. – 20с
4. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М.: Наука, 1994.- 207с.
5. Проблема методологии системного исследования/Редкол.: Н. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. - М.: Мысль, 1970.- 455с.
6. Стадницкий Г. В., Родненов А.Н.. Экология.- СПб.: Химия,1995.-240с.
7. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология.-М. Россия, 1992.- 364 с.
8. Усов В.Н. Философия как научное мировоззрение.- Челябинск.: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 110с.
9. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. – М. : Политиздат, 1991.- 560с.
10. Яблонский А.Н. Системный подход к модулям развития//Теория, методология и практика системного исследования: Материалы Всесоюз.науч.-практ. конф.-М.,1984.-С.171-173
M.I. Afanasyeva,Y.A.Rumyantceva, E.V. Fadeeva,D.N.Fukina
State Budgetary educational Institution Secondary school No. 309 of the Central District of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia.
ma.mo@mail.ru, vr.social.309@gmail.com, efadeeva@school309.ru, dariaf-2013@yandex.ru
The model of integration of the educational technosphere and the digital educational environment at school
Annotation. The article describes the principles of building a model of integration of the educational technosphere and the digital educational environment at school, built on the integrity, consistency, interdependence and mutual subordination of its main components.
Keywords: educational technosphere, digital educational environment, a systematic approach.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
«Цифровая образовательная среда в школе»
laquo;Цифровая образовательная среда в школе»...
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Новые возможности работы в цифровой образовательной среде «LEKTA»»
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Новые возможности работы в цифровой образовательной среде «LEKTA»»...
«Цифровая образовательная среда школы, как средство управления качеством образования».
Процесс реформирования школы зависит от общемировых тенденций. На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию обществ...
Модель цифровой образовательной среды
С целью определения уровня материально-технических, кадровых, информационных условий, способствующих развитию ИОС среды, в МКОУ Тинская ООШ был проведён SWOT-анализ состояния информатизации обра...
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
АннотацияСтатья поднимает вопрос актуальности и возможностей использования цифровой среды школы, которая может играть существенную роль в развитии одаренности, как инструмента расширения и обогащения ...
Выступление на ГМО учителей ИЯ на тему "Цифровая образовательная среда как ресурс обучения иностранному языку в школе", 2021
Данное выступление касается цифровизации образовательного процесса в школе....