ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» «Формирование духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР в ходе коррекционно-образовательной деятельности» «Игра-путешествие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
план-конспект

Решетникова Лариса Александровна

Открытое занятия по образовательной области "Речевое развитие" для воспитанников с задержкой психического развития, проводимого в виде игры путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»

города Балашова Саратовской области»

ОТКРЫТЫЙ ПРОСМОТР КОР ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ»

«Формирование духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР в ходе коррекционно-образовательной деятельности»

 «Игра-путешествие по мотивам русской народной сказки

«Гуси-лебеди»

разработала учитель-дефектолог

 высшей квалификационной категории

Решетникова Лариса Александровна

Образовательная область:  «Речевое развитие»

       Возраст: разновозрастная группа для   детей   с задержкой психического развития.

       Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».  Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по сказке. Обыгрывание сказки на фланелеграфе.

      Педагогические  цели: Воспитание духовно-нравственных качеств  у  дошкольников с задержкой психического развития.

Коррекционно-образовательные задачи:  

-Совершенствование грамматического строя речи;

-Развитие связной речи;

- Активизирование  предметного словаря;

-Совершенствование умения согласовывать существительные с прилагательными;

- Совершенствование умения образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие интереса  к совместной  деятельности, развитие воображения;

-Развитие работы речедвигательного  и  слухового  анализаторов  с развитием общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе;

-Воспитывать доброту, умение помогать ближнему;

-Воспитывать интерес к русским народным сказкам, народному фольклору.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Формы организации: групповая.

          Формы реализации детских видов деятельности: игры, решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, поощрение, пояснение.

          Оборудование и материалы: мягкие модули для терема;  кукла  Маша,  Ваня;   конверт с разрезной на части  картиной  «Братик Иванушка»;  карточки с заданиями;   белые бумажные перья;  макет дерева «Яблоня» с яблоками;  макет печка;  ткань голубая для ручейка;  дощечки для мостика- пронумерованные;  корзина; кубики  красный, желтый, зеленый, синий, на одном картина с изображением печи;   аудиозапись:  «шум реки», голос Маши,  голос печки, голос яблони, голос Бабы Яги.

Организационная структура игры -путешествия

Вводная часть

Учитель-дефектолог:

- Ребята, сегодня я пришла в детский сад и увидела, что из коробки кто - то высыпал пазлы. Давайте соберем из них картину.

(Дети собирают картину – пазл.)

(На картине изображен   мальчик Ваня  из сказки «Гуси-лебеди»)

Учитель-дефектолог: Ребята, Кого вы видите на этой картине? (Ответы детей.) 

Учитель-дефектолог: А кто помнит, как называется эта сказка? (Гуси-лебеди)

Учитель-дефектолог: Куда  ушли мать и отец? (На базар).  Что родители сказали дочке? (Чтобы она смотрела за братом).Что сделала девочка, когда ушли мать с отцом?(Пошла играть с подружками). Что случилось, когда братец остался один?(Его унесли гуси-лебеди).  А куда они его унесли?  ( к бабе Яге).

Учитель-дефектолог: Ребята, слышите,  кто-то плачет, это наверно Маша? (Все подходят к терему, там сидит  кукла  Маша).

 Учитель-дефектолог: Маша, что случилось?

Маша (голос в записи) : Брата унесли гуси-лебеди к бабе яге, что я теперь скажу маме и папе? Как мне найти Ваню?

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте, мы поможем Маше. Выручим её и найдем брата. (Да, давайте)

Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, гуси-лебеди, улетая,  обронили белые перышки  и получилась  дорожка.

Ветер перышко принес

И у нас к нему вопрос:

– Если прямо мы пойдем,

Сразу в сказку попадем.

Учитель-дефектолог продолжает: Если пойдем по этой дорожке,  то обязательно придем к дому бабы Яги.

Основная часть

Задача 1: 

Учитель-дефектолог: Ребята, мы с вами попали в волшебную сказку ( сказочные звуки). Посмотрите, перед нами волшебный мешочек (мешочек лежит на дорожке). Что в нем? Может он поможет нам найти подсказку?  (кубик с картинкой). Опускайте руку в мешочек и берите предмет, за один раз брать можно только по одному предмету из мешочка.

(Дети выполняют первое задание. Берут по одному предмету, рассматривают его в поисках подсказки).

(Проговаривают у меня большой красный кубик.)

Учитель-дефектолог: Ребята, а у кого кубик с картинкой? (ответы детей).А что изображено на кубике? (печка)

Учитель-дефектолог: Молодцы, быстро справились с заданием. На кубике картинка – печка. Ребята, а в сказке была печка? (да, была). Значит это подсказка. Продолжаем путешествие. Идем по дорожке из белых перышков. (Игроки подходят к печке).

Задача 2:

Учитель-дефектолог: Ребята, чтобы получить подсказку от печки, нужно выполнить  её задание.

Печка: (голос в записи): Ребята, помогите вымесить тесто, чтобы приготовить   пирожки.

 Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто замесили мы, (сжимаем и разжимает кулаки)

Сахар не забыли мы, (имитация посыпания)

Пироги пшеничные (соединили ладошки вместе)

В печку посадили мы. (руки вперед, верх ладонями)

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробывать (поднимание и опускание плеч)

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра (показать ладонь, загибать пальцы)

Пес лохматый со двора

И другие, все кто может

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

-Крошки, что останутся воробьям достанутся.

Печка: Спасибо, вы мне помогли, и я вам помогу. Слушайте подсказку. (Печка читает загадку)

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло?

И ребят от них скрывало?(Яблоня)

Задача 3:

Учитель-дефектолог: Продолжаем путешествие. Идем по дорожке из белых перьев.  

(Дети проходят по  дорожке и останавливаются перед «яблоней».)

Учитель-дефектолог: Ребята, вот она!  Яблоня, ты не видела, куда гуси-лебеди полетели, они унесли Ваню, мы ищем его?

Яблоня: Помогите мне,  соберите мои яблоки и я вам помогу.

 Учитель-дефектолог: Давайте поможем яблоне. Ей тяжело стоять и держать их. Будем собирать  яблоки с дерева в корзину  и считать их.

(Дети срывают по очереди яблоки по одному )

-Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Яблоня:  Спасибо вам, ребята. Отгадайте мою загадку и узнаете куда идти дальше.

Учитель-дефектолог:  Читаем загадку (на листике яблони).

Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит.

И течет вода куда-то,

Догадались вы ребята?

Умолчу ответ пока.

Под мостом течет (река)

( звучит аудиозапись «шум реки»)

Учитель-дефектолог: Ребята, а как вы думаете, куда нам идти дальше?  ( К  реке)

Учитель-дефектолог:  Подходят к речке. Нам надо перейти на другую сторону, а мост сломан. Что делать?

(Надо отремонтировать мост.)

Учитель-дефектолог: А как это можно сделать? 
(Собрать мост из разобранной дощечек)

Учитель-дефектолог:  Строим мост (все дощечки пронумерованы, перешли через реку).  

Учитель-дефектолог: Ребята, перед тем, как отправиться дальше, мы устали, нам  нужно отдохнуть и набраться сил.  

Физкультминутка «Гуси прилетели»

Гуси прилетели, ( дети машут руками)

Возле речки сели  (приседают)

Искупаться в тёплой речке

Гуси захотели  ( выполняют плавательное движение руками),

Лапки обмывали  (трут ладошкой о ладошку),

Крылья полоскали  (поднимаются и машут перед руками) ,

А волшебную водицу гуси пить не стали  (повороты головой),

Полетим мы дому к берегу родному ( машут руками).

Учитель-дефектолог:  Ребята, посмотрите,  что это ? ( дом бабы Яги) Там,  у бабы Яги  и спрятали Гуси-Лебеди  Ваню .

 Учитель-дефектолог:  Ребята, а вы знаете что-нибудь о Бабе-Яге? Какая она?
(  Да, знаем, плохая, злая, вредная, невоспитанная,  старая)

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что можно сделать, чтобы она  стала доброй? Давайте придумаем ласковые слова по Бабу Ягу.

Учитель-дефектолог:  Была баба, а ласково как? Бабулечка.

(Бабулечка, бабушка, Ягулечка, Ягушенька и т.д.)

Учитель-дефектолог:  Молодцы,  давайте попросим  Бабушку Ягу отдать нам  Ваню.

(Дети зовут Бабу ягу: Бабушка Яга! Отдай нам, пожалуйста Ваню!)

Баба Яга: Спасибо, как приятно, забирайте брата.

(Учитель-дефектолог  забирает  куклу  Ваню из избушки Бабы Яги)

Учитель-дефектолог:  Спасибо тебе, бабушка, а нам с ребятами нужно возвращаться обратно.

Мы идем, идем, идем

Скоро мы домой придем.

Учитель-дефектолог:  Вот мы и  вернулись, сажает куклу Ваню в терем к  кукле Маше. Больше не теряйся, а ты Маша лучше смотри за братом.

Маша:  Спасибо вам большое ребята, что помогли мне найти брата. Теперь я всегда за ним смотреть.

Учитель-дефектолог:  А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Вокруг  повернись

В саду снова очутись!

Заключительная часть:

Учитель-дефектолог: Вот мы оказались снова в детском саду. Ребята, вам понравилось путешествие в сказку? Скажите, кого мы спасали сегодня? (ответы детей)

 Учитель-дефектолог: Да, ребята, хорошенько запомните, что добрые дела и

поступки, друзья,  всегда помогут нам выйти из трудных ситуаций!

Маша приготовила сладкие подарки, за то, что вы помогли спасти брата Ваню.

 Методическое обеспечение:

1. https://rosuchebnik.ru/material/ritualy-vkhozhdeniya-v-skazku-21331/

2. https://rosuchebnik.ru/material/ritualy-vkhozhdeniya-v-skazku-21331/

3. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям

Выступление на районных педагогических чтениях "Современные ценности и традиции как основа духовно-нравственного воспитания детей и подростков"...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница:  Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего школьного возраста на уроках музыкального искусств

В статье Короевой К. Г. подчеркнуто значение духовно-нравственного воспитания учащихся в современной социокультурной ситуации, представлены условия формирования нравственности на уроке музыки, от...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...

продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»

Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет  замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...