учебный материал русский
материал (8 класс)
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavnoe_imennoe_skazuemoe.doc | 101.5 КБ |
tip_podchinitelnoy_svyazi.pptx | 100.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна
Тема урока: Составное именное сказуемое.
Цели урока:
- познакомить детей с составным именным сказуемым;
- знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;
- формировать культурную компетентность.
Задачи урока:
1. Развивающие:
- уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
- развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
- расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов
2. Образовательные:
- универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
- специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)
3. Воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви к родному слову.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
- Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.(1 минута)
II. Повторение пройденного на предыдущем уроке по теме «Составное глагольное сказуемое».
-Ребята, какую тему изучили на том уроке? Какие сказуемые мы называем составными глагольными?( ответы детей).(5 минут)
-Молодцы.
- Ребята, это правило вы должны запомнить, потому что на региональном экзамене будет вопрос под номером А4: Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое.
1) Весною я усиленно начал готовиться к экзаменам.
2) За ночь намело сугробы выше окон.
3) Ее зонтик был расшит цветными узорами.
4) Нам ближе и понятнее отечественная литература.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. Компьютер, слайд 2
- Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
-Перед вами отрывок из стихотворения С.Есенина. Ваша задача, переписать отрывок в тетради, вставляя пропущенные орфограммы. Перед этим запишите сегодняшнее число и классная работа. Оставьте строчку для темы урока.
(выполняют 2 минуты).
IV. Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы. Слайд 3.(1 минута)
- Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? Компьютер, слайд 4.Значение слов.
- Итак, перед нами – паронимы. Компьютер, слайд 5.
-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. (2 минуты)
- О чем это стихотворение? (о любви к Родине) -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.
- Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?
1 предл. – люблю / ПГС
2 предл. – разгадать не могу / СГС
3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?(3 минуты)
V. Определение темы урока. Слайд 6
- Итак, тема урока: “Составное именное сказуемое”.Запишите в тетради.
VI. Целеполагание.
- Какую цель ставим к нашему уроку?
• познакомиться с составным именным сказуемым;
• знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.(2 минуты).
VII. Объяснение новой темы.
- Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. Компьютер, слайд 6.
- Теперь выясним, какими словами может выражаться вспомогательный глагол:
1. Молодой человек весёлый. – на доске записано.
- Найдите сказуемое. Глагол быть в наст. времени отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Попробуйте сказать в прошедшем и в будущем времени.
2. глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой.
3. глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая.
VIII. Физминутка. (1 минута)
Продолжение изучения темы.
- А чем выражается именная часть? Слайд 7
- Это был трудный путь.
- Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.
- «Трижды девять – двадцать семь», - ответил ученик.
- Туфли мне впору.
- Правда светлее солнца.
- Да ты кто?
- На таком заводе два инженера – капля в море.
- Выпишите основы предложений и определите, чем выражены именные части. Работаем в паре.
- Самопроверка. Слайд 8
- Молодцы, ребята. Капля в море что вы скажете об этом сочетании? ( правильно, это фразеологизм)
- Как вы понимаете выражение капля в море? ( мало).
-Какие фразеологизмы синонимы можете подобрать? (кот наплакал; по пальцам (можно) пересчитать; раз-два (да) и обчелся; с гулькин нос)
- Какие фразеологизмы антонимы? (хоть отбавляй; хоть пруд пруди)
Выводы: Чтение правила по учебнику стр. 64.
IX. Закрепление изученного.
1. Самостоятельная работа.
- Ребята, задания на карточках взяты из произведений, которые вы изучили на уроках литературы.
Работа по карточке. Разноуровневые задания.
1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)
2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)
3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)
5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)
* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого.
*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.
2. Проверка задания. (2 минуты)
3. А теперь мы поиграем в игру “Третий лишний”. (слайды 15, 16, 17, 18) (5 минут)
Перед вами три предложения под буквами А), Б), В).
Давайте выделим грамматическую основу в 1 предложении – помогает сохранить слайд 11
Во 2-ом – начинают собираться.
В 3-м – хороши.
Значит третий лишний какой? (В)
4. Выполнение упражнения по учебнику (резерв)
X. Рефлексия. А теперь сделаем итог урока. Вернемся к целям, которые поставили в начале урока. ( ответы детей) (5 минут)
-Какую оценку ставите себе за урок?
Оценить свою работу поможет учащимся оценочный лист учащегося
№ п/п | Виды деятельности | Оценка работы (комментарии) | ||
Знаю | Умею | Сомневаюсь | ||
1. | Нахождение основы предложения |
|
|
|
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
|
3. | Знание частей речи |
|
|
|
4. | Умение делать вывод. |
|
|
|
X. Оценивание учителем.
XI. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:
Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.
На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что - то в мире вечно –
То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.
- Да, Родина тебя никогда не забудет, главное и тебе не забывать о своей родине.
Дома параграф 21 выучить, работа по карточке и упражнение 108 на стр.65 ( по желанию).
Оценочный лист учителя
№ п/п | Виды деятельности учащихся | Оценки учеников (комментарии) | |||
Вадим | Илюза | ||||
1. | Умение находить основу предложения |
|
|
|
|
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
|
|
3. | Определение формы сказуемого |
|
|
|
|
4. | Знание частей речи |
|
|
|
|
5. | Умение делать вывод. |
|
|
|
|
1 задание. Но люблю тебя Родина кроткая ()
А (за) что – разг__дать (не) м__гу.
В__села тв__я рад__сть к__роткая
(С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу.
С.А. Есенин
2 задание.
Работа по карточке.
1. Младший вес... пош..л лицом в отца. ( К. Симонов)
2. На ст..ле стоял.. б..льшая лампа. ( М.Горький)
3. С минуту они смотрели дру.. на дру..а молча, и лица у них были мокрые. (М. Горький) 4. Я, браток, свобо..ный ч..ловек. (М.Горький)
5. Теперь я уже не чу..ствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. (В. Короленко) (5 минут)
* Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого.
*** Вставить пропущенные буквы. Найти подлежащее и сказуемое.
Определить вид сказуемого. Записать свой пример предложения со сказуемым, вида которого нет в данных предложениях.
Домашнее задание.
Я часто брёл по безд__рож__ю2,
Но если, чистое тая3,
Хр__нил в ладонях искру бож__ю,
То это – Родина моя5.
На свете всё (не)бе(с,з)коне__но –
От ок__ана до руч__я,
Но если что (то) в мир__ веч__но3,
То это – Родина м__я.
Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,
И будут люди и з__мля,
И если кто меня вспомян__т,
То это – Родина м__я.
Е.Евтушенко
Оценить свою работу поможет вам оценочный лист
№ п/п | Виды деятельности | Оценка работы (комментарии) | ||
Знаю | Умею | Сомневаюсь | ||
1. | Нахождение основы предложения |
|
|
|
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
|
3. | Знание частей речи |
|
|
|
4. | Умение делать вывод. |
|
|
|
Оценить свою работу поможет вам оценочный лист
№ п/п | Виды деятельности | Оценка работы (комментарии) | ||
Знаю | Умею | Сомневаюсь | ||
1. | Нахождение основы предложения |
|
|
|
2. | Определение вида сказуемого |
|
|
|
3. | Знание частей речи |
|
|
|
4. | Умение делать вывод. |
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы подчинительной связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание
Деревянного мостика ( м.р., ед.ч, Р.п .) Определите род, число и падеж главного слова в словосочетании Измените падеж главного слова. Деревянн ому мостик у (м.р., ед.ч , Д.п ) Измените число главного слова Деревянн ых мостик ов (м.р., мн.ч , Р.п.) Зависимое слово меняется вместе с главным, т.е. согласуется с ним в роде, числе и падеже. Такой тип связи называется согласованием .
Измените главное слово в словосочетании играть на рояле Игра ю ( 1 л., ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Игра ете ( 2 л., мн.ч .) на рояле ( Р.п .,) Играла ( прош.вр , ж.р , ед.ч ) на рояле ( Р.п .) Зависимое слово осталось в том же падеже . Главное слово требует от зависимого определенного падежа. Такой тип связи называется управлением .
Какой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании поворот налево ? Наречие – неизменяемая часть речи, связь с другими словами только по смыслу . Такой тип связи называется примыканием .
Определите тип связи в словосочетаниях . Новая работа, верить людям, по-зимнему холодно, серый от пыли, поздно ночью, идти по площади, золотое кольцо, ягоды крыжовника, уверенность в успехе, настойчиво требовать, улыбающийся людям, говорить улыбаясь, мечтать о чем-то, звонить ежедневно, этим летом, на шестом уроке, рано поседеть.
Выпишите из текста словосочетания с разными видами связи . Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по- прежнему была прозрачной. Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.
Алгоритм действий Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. Ложка (какая?) серебряная Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. Посмотри, чем выражено главное и зависимое слово. Определи тип связи. ( Согласование) Задай от главного слова вопрос того типа словосочетания, который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа: какая? из чего? Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый заданный вопрос: какая? из чего? серебряная ложка из серебра Серебряная и из серебра – однокоренные слова. Проверь тип связи. Это управление. Ответ: ложка из серебра.
Замени управление « в доме родителей » на синонимичное согласование. чьём? кого? родительском в доме родителей Обратите внимание на запись ответа: « в родительском доме » Замени согласование « мамино возвращение » на синонимичное управление. чьё? кого? мамино возвращение мамы Ответ: « возвращение мамы » Запомни: для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом, для замены управления на согласования – какой? чей?, для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом.
Ответы на тест 1 вариант 1. а, в 2. в 3. в, е 4. а 5. а, г 6. в, г, е 7. а, г 8. г, е 9. свой костюм 10. а 2 вариант 1. в, г 2. в 3. б, г 4. а, б 5. г 6. б, в 7. а, б, г 8. а, г 9. сотнями голосов 10. г
Домашнее задание Выписать из предложения все возможные словосочетания и указать тип подчинительной связи Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование учебного материала по русскому языку и литературе
Планирование учебного материала в таблице. Особенность - реализация балльно-накопительной системы....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку в 8 классе.
КТП к учебнику «Русский язык 8» Л.А. Тростенцовой и др. (105ч.) Прилагаются КИМы....
Примерное планирование учебного материала по русскому языку 7 класс
Тема : "Причастие" с использованием ИКТ...
Планирование учебного материала курса «Русский язык», 5 класс (базовый уровень)
Планирование по русскому языку для 5-го класса....
Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка
Описание опыта работы по технологии В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала" на уроках русского языка....
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...
учебный материал русский
русский язык планы...