программа учебного предмета музицирование
рабочая программа

Елена Анатольевна Марченкова

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Паспорт программы учебного предмета

2. Структура и содержание учебного предмета

3. Условия реализации программы учебного предмета

4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progra.docx994.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДЕТСКАЯ  ШКОЛА  ИСКУССТВ»

Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

             

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

музицирование

                               

                               

                                  

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МУЗИЦИРОВАНИЕ

  1.  Область применения программы:

        Программа учебного предмета является частью дополнительной  общеразвивающей  программы «Фортепиано»     в области музыкального искусства со сроком обучения 3 года.

        Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной  общеразвивающей программы в области музыкального  искусства   в МБУ ДО  детская школа искусств г. Ярцево  при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

        1.2. Место предмета в структуре дополнительной  общеразвивающей  программы в области музыкального искусства:  Исполнительская подготовка.

        1.3. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:

        В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

     - способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.  

         В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

    -подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним;

    -исполнять несложные произведения с листа.

        1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:  максимальной учебной нагрузки обучающегося  262,5    часов,  в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки    105  часа; самостоятельной работы обучающегося  157,5 часов.

2. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 262,5

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

 105

В том числе:

практические занятия

 103

контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др.

 1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

 157,5

В том числе:

Итоговая аттестация  

-

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета: Музицирование

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1. Подбор

по слуху.

Содержание учебного материала.

27

Развитие первоначальных музыкально-слуховых навыков.

Развитие первоначальных  метроритмических представлений.

Практические занятия

26

Контрольные работы, зачёты

 -

Самостоятельная работа

44

Музыкальный материал:

Детские песенки, попевки, потешки, русские народные песни: «У кота», «Василек», «Две тетери», «Во саду ли в огороде», «Во поле береза стояла», «Цапля».

Тема 2. Подбор аккомпанемента

Содержание учебного материала.

22

- разбор взаимосвязи мелодии и аккомпанемента;

- работа над потактовыми гармоническими

схемами произведения;

-выведение мелодической линии из аккордовых звуков;

-освоение гармонической структуры аккомпанемента;

- ознакомление с буквенным обозначением аккордов.

Практические занятия

21

Контрольные работы, зачёты

 -

Самостоятельная работа

38

Музыкальный материал:

Р.н.п.» Я на горку шла», р.н.п. « Во кузнице», В. Шаинский « Кузнечик».

Тема 3. Транспонирование

Содержание учебного материала

24

- владение гармонизацией на начальном этапе  обучения                                                                                                                    

- ознакомление с кварто-квинтовым кругом тональностей

Практические занятия

23

Контрольные работы, зачёты

-

Самостоятельная работа

33,5

Музыкальный материал: Детская песенка  «Ходит зайка по саду», « Жили у бабуси»,

Б.н.п. « Савка и Гришка», Ю. Абелев « Грустная песня», Р.н.п. « Как у нас-то козел», Соколова «Затопила мама печку»,«Земляника и лягушки».

Тема 4.  Чтение с листа

Содержание учебного материала.

28

-    теоретический анализ произведения ( размер, тональность, динамические оттенки, построение мелодии)

 - развитие навыков чтения ритмического рисунка

- развитие навыков пользования техническими, слуховыми, зрительными приемами

- формирование навыков видения мелодии в следующем такте

- формирование навыков свободного  ориентирования в нотном тексте

Практические занятия

27

Контрольные работы, зачёты

 1

Самостоятельная работа

42

Музыкальный материал: Р.н.п. « Пойду ль я», Р.н.п. « Ах вы, сени»,  « У меня ль во садочке»,

детская песенка « Про козлика», Укр.н.п. « Ой, лопнув обруч», «Ой, ты девица», « Коровушка»,

«Я на горку шла», С. Ляховицкая « Русская песня», И.Филипп « Колыбельная».

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

        Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.

        Оборудование  учебного  кабинета:  фортепиано, столы, стулья, нотная литература, подставки.

        Технические средства: музыкальный центр, компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1.  Балацкая, А., Петрова Н. Играть легко!:  – М.: «Классика –XXI». – 2013.
  2. Барсукова, С. Веселая музыкальная гимнастика. -  Ростов н/Д.: «Феникс».- 2008.
  3. Бурнашева, Э.И., Шилова В.В. Подбор по слуху.- вып.1. – СПб.: «Крмпозитор». – 2012.
  4. Барсукова, С. Азбука игры на фортепиано. - Ростов на/Д.: «Феникс».- 2008.
  5.  Геталова,  О., Визная, И. В музыку с радостью. – СПб.: «Композитор». - 2014.
  6. Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких: Ч. 1,2.- сост. Ирина Королькова.- Ростов н/Д.: «Феникс».-2015.
  7. Жилин, В. Занимательные игры для чтения с листа.- М.: PILLC. – 2005.
  8. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. - сост. Ляховицкая. - изд. 5. – М.: «Музыка». – 2001.
  9. Симонова, Т. Звери и птички с нотной странички: пособие для начинающих пианистов / Т. Симонова. – Смоленск. – 2004.
  10. Торопова Н. Музыкальные зарисовки/ Н. Торопова.- Ростов н/Д.: «Феникс».- 2005.
  11.  Юдовина-Гальперина, Т. «Большая музыка – маленькому музыканту»: лёгкие переложения для фортепиано.- альбом № 1,2.- под ред. Ольги Геталовой.- М.: «Музыка». - 2004.
  12.  Юному музыканту – пианисту: хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 класс / сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова.- 10-е изд. – Ростов н/Д.: «Феникс».- 2011.

Дополнительные источники:

  1. Абдуллин Э. Методологическая культура педагога-музыканта. – М.: «Академия». -  2002.
  2. Балацкая, А., Петрова Н. Играть легко!: учебно-методическое пособие. – М.: «Классика –XXI». – 2013.
  3. Альтерман С.С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет / С.С. Альтерман.- Т. 1,2.- СПб: «Композитор».-  2010.
  4. Богино Г. К. Игры-задачи для начинающих музыкантов / Г.К. Богино. – М.: «Музыка».- 1994.
  5. В музыку с радостью / Сост. Геталова О., Визная И. - СПб: "Композитор". -  2001.
  6. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. Первое знакомство ребенка с музыкой. - М.: «Музыка». - 2002.
  7. Начинаю играть на рояле. Учебное пособие / Сост. Березовский Б., Борзенко А., Сухоцкая Е. –Ч. 1,2.- СПб: "Композитор".- 2009.
  8. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: «Классика XXI».- 2004.
  9. Сотникова О. Я учусь играть. Пособие для начинающих пианистов. - СПб: "Союз художников". - 2001.
  10.  Смирнова Т. И. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: «Музыка».- 2002.
  11.  Перунова Н. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста. - СПб: "Советский композитор".- 2000.
  12.  Фортепианная школа Фаины Брянской. Для маленьких музыкантов: с играми, сказками, путешествиями и загадками. –Ч. I.- М.: «Классика – XXI». – 2008.
  1.  Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб.: «Союз художников».- 2002.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

     В результате освоения предмета выпускник знает:

- способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.

В      В результате освоения предмета выпускник  должен уметь:

- подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент;

- исполнять несложные произведения с листа.

  Зачёты, академический концерт

 

Приложение №1

                       Примерный список контрольных прослушиваний

1 класс

1. Детская песенка «Василек»  

2. Детская песенка  «У кота»  

3.Р.н.п. «Как под горкой под горой»

4.Р.н.п. «Во саду ли, в  огороде»

5. В. Калинников « Тень тень»

6.Детская песенка « Вальс собачек»

7. Соколова « Баба Яга», « Колокольчик», « Новый день»

8. Р.н.п. «Во поле береза стояла»

9. М. Красев  « Елочка»

2класс

1.Детская песенка « Ходит зайка по саду»

2. Детская песенка « Жили у бабуси»

3.Б.н.п. « Савка и Гришка»

4.Ю. Абелев « Грустная песня»

5.Р.н.п. « Как у нас-то козел»

6. Соколова «Затопила мама печку»

7. Соколова «Земляника и лягушки»

8. Груз.н.п. « Сулико»

9. Витлин « Дед Мороз»

                                                           3класс

1.Р.н.п. « Пойду ль я»

2.Р.н.п. « Ах вы, сени»

3.Р.н.п. « У меня ль во садочке»

4.Детская песенка « Про козлика»

5. Укр.н.п. « Ой лопнув обруч»

6. Укр.н.п. « Ой ты девица»

7. С. Ляховицкая « Русская песня»

8. Р.н.п. « Коровушка»

9. Сок И.Филипп « Колыбельная»

10. Р.н.п. «Я на горку шла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по предмету "Музицирование"

Широкая сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей, желающих получить музыкальное образование.В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Муз...

Методические рекомендации по предмету "Музицирование".

Методические рекомендации по предмету "Музицирование" написаны в помощь преподавателям детских музыкальных школ. Эта работа была представлена на методическом объединении школы, где получила высокую оц...

Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки

Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки  по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...

Дополнительная адаптированная программа общего эстетического образования (музыкальное направление) по учебному предмету «Музицирование на синтезаторе»

Направленность программы: - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе; -   социализация личности  ребёнка с задержкой...

Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении

Краткое  описание методических и практических задач  курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...

Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении

Краткое  описание методических и практических задач  курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....