Методические рекомендации по предмету "Музицирование".
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по предмету "Музицирование" написаны в помощь преподавателям детских музыкальных школ. Эта работа была представлена на методическом объединении школы, где получила высокую оценку. В работе отражен многообразный опыт, осмысление места искусства в жизни детей. По всем затронутым проблемам на основе личного опыта предлагаются практические методы их решения. Рекомендации даны по всем разделам программы по предмету "Музицирование".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzitsirovanie._metodicheskie_rekomendatsii.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музицирование.
Методические рекомендации.
Одной из задач, которую с успехом может решить музыкальная школа, является возрождение такой чудесной традиции, как домашнее музицирование. В таком возрождении заинтересованы и педагоги, и родители.
Действительно, все мы хотим, чтобы выпускник музыкальной школы имел следующие навыки:
- Легко читал ноты с листа;
- Умел петь и аккомпанировать;
- Подбирал знакомые мелодии;
- Мог самостоятельно разучивать произведения;
- Сочинял или собственно импровизировал;
- Знал определенный теоретический материал и мог им пользоваться.
Всем этим занимаются и на уроках музицирования.
По программе этому предмету отводится 20 минут учебного времени один раз в неделю. Что вообще возможно сделать за это время? Чем заняться? Как повысить продуктивность урока?
Первое, что ведет к увеличению времени – сделать урок коллективным. Это даст 40 минут учебного времени и сделает урок более интересным, ярким. Ведь творить лучше вместе, чем в одиночестве.
Совсем не обязательно проводить урок музицирования с учащимися одного класса. Напротив, гораздо интереснее, если дети будут с разной музыкальной подготовкой и даже с разным общим развитием.
Планировать такие уроки возможно, но не стоит, т.к. если идти за детьми, то порядковые и временные расчеты обязательно сорвутся. Можно выдержать план, но это значит навязывать детям свои правила и желания. Мы же, напротив, хотим вызвать инициативу со стороны учащихся, подтолкнуть их к самостоятельной творческой работе.
Главное, нужно четко себе представлять, что мы хотим объяснить и чего добиться в конечном итоге.
Музицирование именно тот урок, где создается приятная, радостная, комфортная для ребенка и работы атмосфера. Здесь ребенок сможет ошибаться и без боязни проявить самостоятельность. Это только поощряется. Здесь нет учителя и ученика, а есть партнеры, занимающиеся одним любимым делом.
Чем конкретно заниматься на уроке музицирования - чтением с листа, аккомпанементом, подбором мелодий, импровизацией – решает педагог, учитывая поставленные в данный момент задачи музыкального развития конкретного ученика.
Методические рекомендации по подбору по слуху.
Умение подбирать по слуху – очень важный навык, который не только позволяет подобрать понравившуюся мелодию и аккомпанемент к ней, но и помогает учить произведения наизусть не только механической, пальцевой памятью, а методом подбора.
Подбор мелодии.
Учащиеся 1-2 классов на уроке музицирования учатся подбору простых попевок, несложных знакомых детских песен.
Готовят к успешному подбору песенок следующие упражнения:
- Учитель или один ученик играет последовательность звуков – «бусы» с поступенным движением вверх или вниз, повторами звуков на месте. Другой ученик показывает движение по вертикали рукой и комментирует ( вверх, вниз, на месте);
- То же, но с показом движения по горизонтали, представляя мысленно клавиатуру фортепиано;
- Игра «бус» с поступенным движением и движением по нотам трезвучия. Комментарий и показ движения рукой по вертикали и по горизонтали;
- Знакомство с интервалами: секундой, терцией, квартой, квинтой, октавой.
Далее следует освоение попевок, начинающихся с первой ступени. Можно использовать материал из сборников сольфеджио (Калмыков-Фридкин), выбирая сначала попевки с поступенным движением мелодии (Как под горкой, Едет, едет паровоз, Прозвенел звонок и др.).
Следующий этап – подбор попевок с движением мелодии по звукам трезвучия, с опеванием устойчивых ступеней.
Подбору на инструменте должен предшествовать подробный анализ хода движения мелодии с пением и показом рукой по горизонтали.
Все это способствует быстрому и почти безошибочному подбору на инструменте дает ребенку наглядный пример доступности задания, а значит и уверенности в своих силах.
Подбор аккомпанемента.
Теперь , после того как мелодия песни хорошо запомнилась, и ученик легко играет ее на инструменте, можно приступать к подбору аккомпанемента.
- Дать понятие мажора и минора..
- Определение ладотональности песни по последней точке-тонике.
- Определение опорных звуков, требующих гармонизации.
- Рассказать о главных ступенях лада.
5. Рассказать о снеговиках-дирижерах, строящихся на этих
ступенях.
С учащимися 1-2 кл. следует предварительно освоить технику
- Игра главных ступеней левой рукой в пятипальцевой позиции. Пятый палец на тонике, второй на субдоминанте, первый – на доминанте.
- Освоить игру аккордов терциями, квинтами.
- Игра трезвучий главных ступеней в основном виде.
4. Игра аккордов в плавном соединении.
Теперь приступаем к подбору аккомпанемента. Левая рука стоит в пятипальцевой позиции. Правой рукой играем мелодию, левой рукой подбираем по слуху ту ступень баса, которая подходит к звучащей мелодии. Определив нужную функцию, можно предложить украсить ступень баса терцией, квинтой или полным трезвучием.
Учащихся более старших классов используют не только функции t T S s D d , но и шестую ступень, а так же вводные ступени. Функции аккордов можно украсить секстовым тоном в T и S и септовым в D .
Следует ознакомить учащихся и с буквенными обозначениями аккордов. Это даст возможность освоить игру песен по сборникам с буквенным обозначением функций.
При игре по таким сборникам нужно сначала выучить мелодию, затем выбрать подходящую по стилю и характеру песни фактуру аккомпанемента. При необходимости технику игры сложного по фактуре аккомпанемента нужно освоить отдельно, еще до игры двумя руками.
Особенности фактуры аккомпанемента.
Для учащихся 1-2 классов – это могут быть только первые ступени аккордов, терции, квинты, октавы или основные виды трезвучий.
Учащиеся 3-4 классов могут использовать аккордовый аккомпанемент с обращениями трезвучий так, чтобы рука почти не двигалась, т.е. вплавном соединении аккордов.
Нужно ознакомить детей и с другими видами фактурного сопровождения:
- Поступенный. Аккордовый.
- Бас + терция.
3. Бас + аккорд.
4. Арпеджированное.
5. Ритмически сложное.
Возможны следующие варианты исполнения подобранной мелодии.
- правая рука – мелодию, левая – аккомпанемент в выбранной фактуре.
- Аккомпанемент играть двумя руками, мелодию – петь.
- Игра мелодии с гармонической поддержкой, использование подголосков, терций, развернутые проигрыши.
Даже если ребенок будет знаком только с элементарными навыками подбора, это заметно расширит его репертуар, поднимет его самоуважение и социальный статус. Такой музыкант желанный гость на школьных и домашних праздниках.
Подбор мелодий по слуху.
Игра упражнения «бусы» с звуковысотным анализом движения.
Игра попевок от певой ступени лада с поступенным движением .
Подбор знакомых песен с несложной мелодией.
Подбор аккомпанемента:
А) первые ступени аккордов основных функций, терции, квинты, трезвучия;
В) выбор фактуры аккомпанемента.
Игра песни с аккомпанементом:
Правая рука _ мелодия, левая – гармоническая сетка песни.
Мелодию петь, аккомпанемент играть двумя руками.
Программные требования по подбору по слуху.
1-2 классы.
Подбор мелодий песен.
Подбор по слуху тоник основных аккордовых функций.
Игра песен с простейшим аккомпанементом ( ровные длинные длительности на первую долю, основной тон баса, терция, квинта или трезвучие в основном виде).
3-4 классы.
Подбор знакомых песен и аккомпанементов к ним. Использование различных фактур аккомпанемента.
Игра песен по сборникам с буквенным обозначением аккордов.
5-6 классы.
Подбор знакомых песен и фактурного аккомпанемента. Игра аккомпанемента двумя руками, мелодию – петь.
Игра песен по сборникам с буквенным обозначением аккордов. Через 5-6 проигрываний играть без нот. При заминке подбирать по слуху. На первом этапе можно выписать гармоническую сетку песни.
На обычных уроках фортепиано желательно использовать полученные навыки подбора и практиковать игру по слуху сыгранную по нотам фразу.
Импровизация.
Элементы импровизации присутствуют на занятиях фортепиано с самого первого урока. Мы импровизируем работая над постановкой рук, придумывая различные игровые упражнения. Мы импровизируем при работе над ритмом, звукоизвлечением, интонированием, работая над интерпретацией.
Я предлагаю ряд упражнений, способствующих развитию индивидуальных творческих способностей и импровизационных наклонностей.
Импровизация на основе ритмов.
При помощи данных упражнений ученик должен освоить механику пульсации. На помощь придет слух.
1. Преподаватель играет аккордовую сетку C Am F G C в ритме 4/4 ровными четвертями. Ученик осваивает по очереди предложенные ему ритмы, простукивая их по столу или каким другим способом.
2.Учитель – сетку аккордов. Ученик – на одной-двух клавишах уже освоенные ритмы. Слух контролирует смену звуковысотности.
- Учитель – гармоническую сетку аккордов. Ученик – свой интересный ритм на тех же двух звуках..
- Учитель – сетка аккордов в простом ритме. Ученик – ритм №1 по клавишам трезвучий главных ступеней лада. Слух помогает убедиться , что звуковысотность созвучна аккордам.
- Учитель – сетка аккордов в простом ритме. Ученик использует в своей импровизации опевание звуков трезвучий, хроматизмы. Движение сначала в простом ритме, далее – по желанию и возможности.
- То же, но учитель меняет вид оккомпанемента. Последовательность аккордов прежняя.
А) аккордовый
Б) бас+ терция
В) бас + аккорд
Г) бас + пунктирный ритм в аккордах
Д) лирический тип аккомпанемента.
- Ученик играет гармоническую сетку, а мелодию импровизирует голосом ( па-па-па).
- Игра и аккордовой сетки и мелодии, которую сочиняем по ходу урока или подбираем после того, как пропели ее голосом.
Далее можно заняться сочинением. Предлагаю начать с этюдов, так как сама форма предполагает несложный аккомпанемент по основным функциям лада (гармоническая поддержка ) в одной руке и игру в позиции по звукам гаммы или трезвучий не сложных мелодических построений в другой.
Потом можно перейти к сочинению программных пьесок.
На уроках импровизации как и на уроках подбора нужно познакомить (напомнить) учащихся с видами аккомпанемента.
Лирические.
К быстрым по темпу произведениям.
Интересно ребенку сочинять песенки на известные детские четверостишия. Можно предложить стихи Агнии Барто, Маршака и др.
Инсценированные импровизации на заданную тему.
Некоторые импровизации основываются на принципах игры, т. е. мы придумываем тематические игры со своими героями и правилами их поведения.
Игровая ситуация определяется заранее педагогом, позже самим ребенком. Но развивать эти заготовленные сюжеты будем по ходу урока, спонтанно, то есть сочинять и творить «на ходу».
Интересным и продуктивным будет урок, если на нем присутствуют учащиеся разных классов.(1-2; 3-4).
Здесь важна «программа». Обилие героев , характеров дает простор для творчества, тем интереснее импровизация.
На первых порах следует подсказать ребенку будущий музыкальный портрет героя, определить его характер, а также выбрать средства музыкальной выразительности.
Дается своеобразная «схема» первых шагов звукоизобразительности.
Машина – секунды, кластер по черным клавишам.
Дует ветер, полет чего-либо – глиссандо.
Что-то упало – кластер по белым и черным клавишам малой или большой октав.
Дождь – легкое стаккато. Темп и частота зависят от интенсивности, характера дождя.
Мышки – форшлаги в секунду в высоком регистре. Минор.
Птицы – трели в высоком регистре.
Страшные, фантастические персонажи – тритоны, сексты.
Полет ступы – хроматические ходы в разных регистрах.
Волк – тритоны в малой октаве, ходы на большие интервалы (разевает пасть).
Дятел – ритмические импровизации на одном-двух звуках.
Синицы – секунды в высоком регистре.
Кукушки – повторяющиеся многократно терции.
Подружки – терции в первой октаве.
Подражание голосам – А – У
Лиса – «пушистая, мягкая» мелодия, хроматизмы.
Медведь – контр октава, движение по квинтам, поступенно, минор.
Заяц – мажор, прыгающая мелодия между двумя руками, стаккато.
Петух – движение по квартам, форте или пиано, в зависимости от характера: активный – победитель, робкий – побежденный.
Всем героям инсценированной импровизации можно придумать подтекстовки, что определит метро-ритм будущей попевки или песенки.
С учетом характера персонажа выбираются средства музыкальной изобразительности, ладотональность, приемы игры.
На начальном этапе наша сюжетная сказка-картинка , возможно, будет состоять только из небольших звукоизобразительных попевок. Потом, развивая музыкальные «портреты» до небольших пьесок, мы можем получить своеобразную сюиту.
Сюжеты наших музыкальных сказок могут бить самыми разнообразными.
Лесная сказка.
Новогодний праздник.
В пещере подземного короля.
Птичий двор.
И другие.
Здесь большой простор для фантазии.
Попросите ребенка, если он хочет, нарисовать героев своей имровизации.
Очень интересным получается музыкальный материал, если ученики музицируют в ансамбле.
Музицирование в ансамбле.
Мы уже затрагивали тему ансамблевого музицирования, когда говорили об упражнениях, готовящих к импровизации: импровизации на основе ритмов, сочинение мелодии на заданную гармоническую сетку и т. д.
Игра в ансамбле, где один создает басом и гармонизацией поддержку, дает играющему мелодию большую свободу для импровизации.
Начать можно с игры ансамблем небольших детских песенок.
- I партия – игра мелодии в октаву, терцию или кварту.
II партия – гармоническая сетка песни.
- I партия – игра мелодии с развернутыми проигрышами, изобразительными (звукоподражательными ) моментами.
II партия – интересный по фактуре бас.
Выбор средств изобразительности зависит от характера персонажа, исполняющего песню.
Например.
«Мишка с куклой» – в исполнении мишки и куклы.
«Едет , едет паровоз» – характер исполнения зависит от характера пассажиров.
- II партия – игра полностью песни с аккомпанементом.
I партия – импровизация на сюжет песни.
«Дождик» – имитация капель дождя, пения птиц, ветра и т. д.
« Как пошли наши подружки» – сочиняем сюжет: кого могли встретить подружки в лесу.
«Тень-тень» – игра мелодии в характере персонажей дает большой простор для имровизации.
- Контрастная в ладовом отношении импровизация – мажор исполнять в миноре и наоборот.
Импровизация дает большую свободу в выборе изобразительный средств. На первое место выходит красота звука. Ребенок сам ищет приемы звукоизвлечения, чтобы добиться нужного звучания. От звука к движению.
Ученик в момент сочинительства не скован нотными ограничениями. Его техническое развитие идет много быстрее и гармоничнее. Он импровизирует легко и просто, незаметно осваивая технически сложные моменты, что в дальнейшем помогает в разучивании академической программы.
Умение подбирать по слуху помогает в игре пьес наизусть.
Уроки музицирования помогают приобрести необходимый и разнообразный репертуар и свободно без боязни его исполнять.
Дети, умеющие свободно музицировать, повышают свой социальный статус. Они желанные гости на любом вечере, встрече. Они не расстаются с музыкой на протяжении всей жизни.
Аккомпанемент
несложных романсов и современных песен.
Так как наши дети учатся на хоровом отделении, специальностью для них является хор. Многие из них занимаются и вокалом. Любят ребята петь, самостоятельно находят ноты полюбившихся песен.
Наша же задача – научить их грамотно аккомпанировать себе и товарищу. Конечно, мы стараемся подбирать более легкие, классические аккомпанементы, так как технические возможности наших ребят все же несколько ограничены.
Нужно, чтобы ребята следовали нескольким обязательным для аккомпаниатора правилам:
- Мелодия должна звучать безошибочно;
- Бас - фундамент гармонии;
- Аккомпанемент не должен звучать громче мелодии, исполняемой солистом;
- Динамика аккомпанемента созвучна динамике мелодии;
- Вступления и проигрыши выполняются без сокращений, в характере, более динамично;
- Возможны сокращения в срединных фактурных прослойках (при технических трудностях, непреодолимых для ученика).
Аккомпанемент занимает большое место в программе учеников с плохой или слабой музыкальной памятью, так как аккомпанемент обычно исполняют по нотам.
Наряду с уже выписанном в нотном тексте аккомпанементом мы используем мелодическую запись песен с буквенным обозначением. Фактура аккомпанемента в этих случаях зависит от замысла композитора, характера произведения и нашего желания.
Главное, чтобы было желание творить.
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд».
ПАМЯТКА.
по подбору мелодий по слуху.
- Игра упражнения «бусы» с звуковысотным анализом движения.
- Игра попевок от первой ступени лада с поступенным движением.
- Подбор знакомых песен с несложной мелодией. Игра песен по сборникам с буквенным обозначением функций баса.
- Подбор аккомпанемента:
- Первые ступени аккордов основных функций: терции, квинты, трезвучия;
- Выбор фактуры аккомпанемента.
- Игра песни с аккомпанементом:
Правая рука – мелодия, левая – гармоническая сетка песни.
Мелодию петь, аккомпанемент играть двумя руками.
ПАМЯТКА
по чтению нот с листа.
- Зрительно-слуховой обзор текста.
- Обладание методом игры вслепую.
- Аппликатурная четкость.
- Видение в незнакомом тексте знакомых формул фортепианной фактуры.
- Умение видеть вперед.
- Способность к текстовым сокращениям.
- Передача замысла композитора и своего личного эмоционального восприятия. (С учетом штрихов, нюансировки, фразировки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...