Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
рабочая программа по музыке ( класс) на тему
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармонического слуха учащихся вокально-хорового отделения, а также прививает элементарные навыки аккомпанемента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_chast.doc | 431 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
0 класс
Подбор детских песенок, попевок, народных песен.
Желательно, в начале, подбирать материал, где движение мелодии является плавным, поступенным:
Г. Эрнесакс «Едет паровоз»
ч. н. п. «Жучка и кот»
р. н. п. «Во поле береза»
р. н. п. «Как под горкой»
дет. п. «Василек»
Затем песенки с небольшими скачками, опеваниями:
М. Красев «Елочка»
А. Филиппенко «Я на скрипочке играю»
словенская н. п. «Белка пела и плясала
М. Кочурбина «Мишка с куклой»
М. Витлин «Серенькая кошечка»
В первом полугодии в аккомпанементе подбираем и играем главные ступени: I, IV, V. Во втором – «плавающий» бурдон: ч. 5 на 1ст. (Т); б.6 на 1 ст.(S); м.6 на VII ст. (Д).
1 класс
Подбор более сложных детских, народных и эстрадных песен (в аккомпанементе – бурдон):
р. н. п. «Во кузнице»
р. н. п. «Ах, вы сени»
р. н. п. «На горе-то калина»
р. н. п. «По Дону гуляет»
р. н. п. «Коробейники»
р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я »
дет.п. «Веселые гуси»
Соединение аккордов TST, TDT, TSDT Мелодия в – голосе
Начинаем отрабатывать соединение аккордов главных ступеней. В гармоническом соединении T-S и T-D общий звук остается на месте, остальные голоса плавно перемещаются. Бас может идти на кварту вверх (T-S) или на кварту вниз (T-D). Поэтому такое соединение аккордов называется квартовым соединением.
T S T
р. н. п. «Ах, ты зимушка-зима»
В. Шаинский «Антошка» (1 предложение)
А. Филиппенко «Веселый музыкант»
TDT
В. Шаинский «Кузнечик» (1предложение)
В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» (1 предложение)
Словенская п. «Белка пела и плясала»
р. н. п. «Как у наших у ворот»
дет. п. «Тень-тень-потетень»
В. Шаинский «Чунга Чанга» (припев)
А. Флярковский «Какой чудесный день» из кф «Песенка мышонка»
Р. Паулс «Синий лен»
сл. И. Козлова «Вечерний звон»
Если ученик затрудняется в исполнении мелодии голосом, преподаватель помогает, играя мелодию. Возможен вариант ансамбля в четыре руки.
Последовательность T-S-D-T является полным гармоническим оборотом.
I IV V I
При этом S-D, не имея общих звуков, соединяются мелодически (бас на б.2 вверх, остальные голоса – плавно навстречу).
TSDT
Р. Паулс. «Делу – время» (припев)
Р. Паулс «Последний лист»
груз. н. п. «Сулико»
И. Николаев «Мельница» (запев)
Р. Паулс «Маэстро»
Во многих инструментальных произведениях можно найти полный гармонический оборот, послушать и поиграть в ансамбле с учащимся. Например:
М. Глинка «Полька» (1 период)
Р. Паулс «Золотая свадьба» (вступление, проигрыш)
В. Косма музыка к к/ф «Игрушка» (1 предложение)
Главные ступени в различных комбинациях
Могут использоваться предыдущие песни, попевки за 0 – 1 классы. Но теперь мелодия исполняется голосом. Аккомпанемент – соединение трезвучий главных ступеней и их обращений в различных комбинациях. Например:
М. Красев «Елочка»
А. Филиппенко «Я на скрипочке играю»
словенская н. п. «Белка пела и плясала
М. Кочурбина «Мишка с куклой»
М. Витлин «Серенькая кошечка» р. н. п. «Во кузнице»
р. н. п. «Ах, вы сени»
р. н. п. «На горе-то калина»
р. н. п. «По Дону гуляет»
р. н. п. «Коробейники»
р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я »
дет.п. «Веселые гуси»
Можно использовать новый песенный материал:
Р. Паулс «Колыбельная»
И.Николаев «Мельница» (полностью)
В. Шаинский «Чунга-Чанга» (1 предложение)
А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы»
Примеры использования главных ступеней лада в инструментальной музыке:
Г. Родригес «Кумпарсита»
С. Ромберг «Тихо, как при восходе солнца»
2 класс
Терцовый ход в басу. Знакомство с «золотой секвенцией». Переменный лад. Отклонение.
Знакомство с терцовым ходом в басу ученику не доставляет больших сложностей, так как в гармонии сохраняется по два общих звука при соединении аккордов I-VI-IV cтупеней. Лишь аккорды IV-V ступеней соединяются мелодически.
I VI IV V
Примеры:
дет.п. «Тень-тень-потетень» (новый вариант)
Г. Гладков «Песня трубадура» из мф «Бременские музыканты»
Р. Паулс «Гипподинамия» (запев)
«Человек собаке друг» из мф «Бобик в гостях у барбоса» (вступление и запев)
О. Кириллина «Котенок»
«Нам помнится вороне…» из м/ф «Пластилиновая ворона» (1 период)
Ф. Шуберт «Серенада» (вступление)
Э. Вебер «Память» из мюзикла «Кошки» (1-ое предложение)
Особенной любовью композиторов со времен эпохи Возрождения пользуется так называемая «Золотая секвенция». Свое название получила благодаря тому, что очень приятна для слуха и часто применяется. В основе ее – звено из двух аккордов, отстоящих друг от друга на кварту (возможны и трезвучия, и септаккорды). Золотая секвенция любима детьми и быстро запоминаема.
Иногда композиторы применяют золотую секвенцию свободно, изменяя ее. Пример этого – Дж. Качинни «Аvе, Мaria». Все произведение построено на неоднократном повторении золотой секвенции, причем в третьем ее звене композитор отклоняется от обычной последовательности аккордов, переходя к кадансу.
То же можем наблюдать в песне М. Таривердиева «Маленький принц».
Примеры:
А.Рамирес «Странники»
И. Николаев «Мельница» (новый вариант припева)
Р. Паулс «Любовь настала»
Б. Мокроусов «Одинокая гармонь» (2-ое предложение)
М. Таривердиев «Маленький принц» (2 период)
Примеры в инструментальной музыке:
Г. Гендель «Пассакалия»
П. Мориа «Токката»
Э. Мориконе «Ветер, крик»
В. Косма «Опавшие листья»
Дж. Каччини «Аvе, Мaria»
Для подавляющего большинства музыкальных произведений характерны отклонения, модуляции, перемена лада, позволяющие отражать динамику эмоций, различные оттенки настроения. Они придают особую красочность и неповторимость каждому конкретному произведению. Поэтому, уже во 2 классе (на третьем году обучения) учащиеся знакомятся с понятиями переменный лад и отклонение.
Отклонение в параллельную тональность звучит красочно, ярко, контрастно, так как сопоставляются мажорный и минорный лады. Множество примеров отклонений в параллельную тональность находим в русских народных песнях:
р.н.п. «Ходила младешенька»
р. н. п. «Ой, мороз,мороз»
в русских романсах:
А. Варламов «На заре ты ее не буди»
Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая»
В детских песнях:
В Шаинский «В траве сидел кузнечик»
Необходимо объяснить, что отклонение в большинстве случаев происходит через доминантовое трезвучие к новой тональности.
Легко играть отклонения в IV ступень минора, так как доминанта к IV ступени является одноименным мажором основной тональности.
Примеры:
В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» (2-ое предложение)
А. Зацепин «Остров невезения»
сл. И. Сурикова «Тонкая рябина»
В. Шаинский «Пропала собака»
Часто в одной песне отклонения звучат друг за другом. Это происходит потому, что мелодии песен строятся на основе секвенций.
Например:
Б.Савельев «Настоящий друг»
Б.Савельев «Если добрый ты»
В.Высоцкий «Песня о друге»
3 класс
В первые три года обучения по программе «Музицирование» материал строится на изучении главных трезвучий лада и их обращений. Однако музыкальный и, в частности, песенный материал намного богаче, разнообразнее по гармонии и не ограничивается основными ладовыми функциями. Красочность, смена эмоциональных оттенков в большой мере зависят от участия в музыкальной ткани побочных ступеней лада. Трезвучия II, III, VI ступеней вносят в мажор минорные оттенки. Наоборот, мажорный лад звучит на III, VI и VII(нат.) ступенях минора.
В 3 классе границы познания музыкальной гармонии раздвигаются и учащиеся знакомятся с новыми гармоническими красками, которые вносят побочные ступени лада. Естественно, расширяется изучаемый музыкальный репертуар.
Примеры:
Г. Гладков «Песня трубадура» (новый вариант со IIст.)
р.н.п. «Ах, Самара, городок» (IIст.)
М. Красев «Елочка» (новый вариант с III, II)
Ж. Буржоа «Мама – первое слово» (припев - III,VI)
Г. Гладков «Песенка друзей» (III,VI,II)
И. Дунаевский «Сон приходит на порог» (III)
англ. баллада «Дом восходящего солнца» (III,VI)
Наряду с побочными ступенями в 3 классе происходит знакомство с прерванным оборотом D7-VI (возможна временная замена D7 на D35).Такое «выпадение» тоники и замена ее VI ступенью способствует непрерывности, текучести музыки, а эффект неожиданности сглаживается плавностью голосоведения. Достаточное количество прерванных оборотов мы находим в популярных русских романсах:
Ф. Герман «Очи черные»
М. Шишкин «Живет моя отрада»
А. Абаза «Утро туманное»
В современных песнях:
А. Морозов «В горнице»
Е. Крылатов «Прекрасное далеко»
Кадансовый квартсекстаккорд – естественная часть в каденциях вокальных и инструментальных произведений.
I IV K64 V I
Так как в басу К64 звучит V ступень, то можно рассматривать его как задержание к доминанте, что еще больше усиливает тяготение к тонике. Примеры:
амер. песенка «happy birthday to you»
казачья песня «Черный ворон»
4 класс
В 4 классе учащиеся закрепляют материал, пройденный в предыдущих классах, и знакомятся с новыми гармоническими оборотами.
фригийский оборот – нисходящий басовый ход в миноре от I ступени к V (I-VII-VI-V).
Характерен для музыки барокко, бытовой песенной культуры средневековой Европы, в частности, для южных областей Испании («Андалузский ход»). Главное условие: в этом обороте неизменными остаются тоника и доминанта. На остальных двух ступенях (VII и VI натуральных) можно строить любые аккорды, лишь бы в басу была нужная ступень
Пример: Английская баллада «Леди Зеленые рукава»
Также используется современными композиторами:
М. Леонидов «Алиса» (запев)
Г. Гладков «Песенка разбойников» (1 предложение)
Э. Мориконе Мелодия из кф «Профессионал»
В. Гиллок «Фламенко»
Н. Торопова Этюд «Коррида»
Разновидностью фригийского оборота считается Хроматический ход в басу:
Примеры:
Н. Рыгин «Осень»
Ж. Гарваренц «Вечная любовь» из к/ф «Тегеран-43»
Д Леннон, П. Маккартни «Мишель»
Хроматический ход возможен не только во фригийском обороте, но и при движении баса поступенно вверх. В гармонии для этого подойдет уменьшенное трезвучие или уменьшенный септаккорд.
Например:
А. Спадавеккиа «Добрый жук»
М. Красев «Елочка»
5 класс
В 5 классе учащиеся закрепляют материал, пройденный в предыдущих классах, и знакомятся с новыми гармоническими красками.
Альтерированные ступени в мажоре IIb, IIIb, VIb, VIIb, придают музыке особую красочность и новизну звучания.
Примеры:
Г. Гладков «Песенка друзей» (вступление) (IIIb,VIb)
Р. Веджвуд «Моя собака Джази» (IIb)
Ю. Саульский «Осенняя мелодия» (VIb, VIIb)
П. Маккартни, Дж. Леннон P.S. I LOVE YOU (VIb, VIIb)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Репертуар младшего хора и ансамбля - средство воспитания музыкального вкуса учащихся вокально-хорового отделения ДШИ
В разработке описан практический опыт автора в подборе целесообразного педагогического репертуара для хора и ансамбля младших учащихся ДШИ....
Психофизические особенности учащихся вокального, хорового отделения ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Психофизические особенности учащихся вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ
Данный проект рассчитан на преподавателей вокальных, хоровых отделений ДМШ и ДШИ, руководителей творческих коллективов. Многие положения проекта подходят для преподавателей других творческих спе...
Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...
Музыкальная гостиная "В гостях у трех Татьян" сценарий мероприятия на вокально-хоровом отделении
quot;Музыкальная гостиная" это организационная форма работы педагогов, которая органично сочетает обучение и воспитание. С одной стороны,это способствует формированию у ребенка различных предста...
Физическая культура. Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения.
Методическая папка практических материалов взаимодействия учителя Физической культуры с учеником. Психология общения....