Рабочая программа «Траектория личного качества жизни»
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Траектория личного качества жизни» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. №1897) «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);
- Положение о внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального, основного и среднего общего образования в МБОУ СОШ №3, с учетом авторской программы «Траектория личного качества жизни», автор Пеньков А. М., Покровский О. В. («Траектория личного качества жизни». Пеньков А. М., Покровский О. В. Внеурочная деятельность/Евсеев А.В. - Издательство: Просвещение, 2020 г.)
- Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ внеурочной деятельности, курсов и предметов учебного плана для классов, реализующих программы ФГОС МБОУ СОШ №3.
Программа «Траектория личного качества жизни» направлена на помощь учащимся в овладении навыками ведения здорового образа жизни. Программа осуществляет связь теоретических знаний, полученных на уроках биологии с практикой здоровьесбережения.
Цель реализации программы: формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни; формирование мотивации здорового образа жизни у подростков.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;
2. Укреплять здоровье обучающихся за счёт повышения их двигательной активности и гигиенической культуры;
3. Развивать ученическую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;
4. Формировать умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья;
5. Вовлекать учащихся в коммуникативную и проекиную деятельность.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №3.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа «Траектория личного качества жизни» входит в перечень внеурочных программ реализуемых МБОУ СОШ №3 в 2020-2021 уч. году. Согласно недельной учебной нагрузки обучающихся 8 класса предусмотрен 1 час в неделю на прохождение данной программы. Рабочая программа внеурочной деятельности «Траектория личного качества жизни» рассчитана на 35 часов. За учебный период предусмотрено: практических работ – 8, проектных работ – 2.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к себе, другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Выработка ценностных ориентаций на здоровье и соответствующих им образа мыслей, установок и стереотипов поведения, обеспечивающих человеку в условиях реальной окружающей среды высокий уровень здоровья, жизнедеятельности в настоящем и долголетия в будущем.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
- воспитание ценностного отношения к ЗОЖ в комплексном понимании здоровья;
- осознание учащимися понятия здоровья, знание основных принципов и правил ЗОЖ;
- формирование готовности и способности к ведению ЗОЖ, потребности в соблюдении основных принципов культуры здоровья;
- воспитание социальной компетентности, навыков построения системы значимых социальных и межличностных отношений, эффективных коммуникаций;
- развитие внимания, памяти, скорости мышления, интеллектуальное становление личности;
- отработка навыков постановки жизненных целей и определения путей их достижения;
- формирование устойчивой мотивации к развитию, самосовершенствованию;
- воспитание здоровой, психологически устойчивой личности;
- развитие способности мыслить творчески и генерировать идеи, формирование дивергентного мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать результаты и способы их достижения;
- умение видеть различные пути решения задач на основе дивергентного мышления, осуществление анализа найденных решений с точки зрения оптимальности в заданных условиях;
- умение контролировать свою деятельность, навыки самоорганизации и саморегуляции, коррекция действий в соответствии с изменяющейся ситуацией, владение основами самооценки;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;
- умение организовывать совместную деятельность;
- умение использовать речь для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- формирование и развитие мышления.
3. Содержание программы
- Основы здоровьесбережения.
Качество жизни и здоровье. История развития представлений о значении здоровья. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира. Особенности становления культуры здоровьесбережения древней Руси. Я. Каменский – основоположник здоровьесберегательных технологий в учебном процессе.
Работа с дополнительными источниками: подготовка информационных роликов (презентаций) о развитии гигиены в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Востоке.
- Движение – жизнь.
Физическая активность и здоровье. Вред гиподинамии. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Возрастные особенности формирования опорно-двигательной системы. Системный подход в организации тренировочного режима.
Работа с дополнительными источниками: подбор информации о специальных упражнениях для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия.
Практикум. Составление комплекса упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток, для самостоятельных занятий.
- Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека.
Поддержание сердечно-сосудистой системы в рабочем состоянии. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему. Методики определения физиологического состояния человека.
Практикум. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Составление памятки по сохранению здоровья сердечно-сосудистой системы.
- Роль дыхания в поддержании жизнеобеспечения.
Заболевания органов дыхания. Влияние состояния окружающей среды на работу органов дыхания. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Работа с дополнительными источниками: связь дыхания и кровообращения. Иммунная система и болезни дыхательной системы.
Практикум. Овладение навыками точечного массажа для профилактики инфекционных заболеваний.
- Ты - то, что ты ешь.
Значение питания. Энергопоступление и энергозатраты. Особенности питания подростков. Режим питания.
Работа с дополнительными источниками: заболевания желудочно-кишечного тракта, меры их профилактики.
Практикум. Составление суточного и недельного меню с учетом возрастных потребностей подростков. Подбор материала для подготовки сценария спектакля «Путешествие пищевого комочка»
- Кожа – зеркало здоровья.
Влияние общего состояния организма на состояние кожных покровов. Кожные заболевания. Уход за кожей.
Работа с дополнительными источниками: связь состояния кожи и внутренней среды организма; кожа как индикатор нарушений работы кишечника.
Практикум. Определение типов кожи на разных участках лица. Изучение сальных и потовых желёз. Разработка гигиенических правил по уходу за кожей разного типа.
- Регуляторные механизмы.
Роль нервной системы в поддержании здоровья. Поддержание здоровья – полезная привычка. Динамический стереотип – физиологическая основа навыков и привычек. Гигиенические основы поддержания работоспособности нервной системы.
Работа с дополнительными источниками: Что такое психическое здоровье; Стресс. Как с ним бороться.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности включает в себя: печатные пособия, технические, компьютерные и других информационные средства обучения.
Список литературы:
1. Пеньков А. М., Покровский О. В. Внеурочная деятельность/Евсеев А.В. - Издательство: Просвещение, 2020 г.
2. Вайнер, Э.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
3. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Л.Н. Вдовина. - РнД: Феникс, 2015. - 342 c.
4. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Л.Н. Вдовина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 276 c.
5. Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. - СПб.: Спецлит, 2018. - 126 c.
6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 352 c.
7. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.
8. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Мисюк. - М.: Юрайт, 2013. - 431 c.
9. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Мисюк. - М.: Юрайт, 2012. - 431 c.
10. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Мисюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 c.
11. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2018. - 191 c.
12. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c.
13. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.
14. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Б.Н. Чумаков. - М.: ПО России, 2004. - 416 c.
15. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2009. - 766 c.
4.Тематическое планирование «Траектория личного качества жизни» 8 класс, с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Элемент содержания | Количество часов | В том числе | ||
Контрольные работы | Лабораторные/ практические работы | Проектные работы | ||||||
8 класс 1. Основы здоровьесбережения. | ||||||||
Вводное занятие. Качество жизни и здоровье. Знакомство с тематикой курса, формами работы. | Понятия: «здоровье», «качество жизни». Что такое здоровье? Пути повышения качества жизни. Как качество жизни связанное со здоровьем. | 1 | ||||||
Санитарно-гигиеническая культура Древнего Мира. | Медицина и гигиена в древности. Развитие гигиенических знаний в Древнем Мире. Санитарно-гигиеническая культура Руси. | 1 | ||||||
Особенности становления культуры здоровьесбережения древней Руси. | Славянские практики здоровьесбережения. Традиции, опыт, накопленный народным врачеванием. | 1 | ||||||
2. Движение – жизнь. | ||||||||
Физическая активность и здоровье. Вред гиподинамии. | Физическая активность, как важнейшая составляющая здоровья. Гиподинамия - причины, симптомы, диагностика и лечение. | 1 | ||||||
Профилактика заболеваний о/д системы. Возрастные особенности формирования о/д системы. | Уроки физкультуры в школе, как основная мера профилактики заболеваний опорнодвигательной системы. Этапы формирования опорнодвигательной системы с учётом возрастных особенностей ребёнка. | 1 | ||||||
Возрастные нормы двигательной активности | Ориентировочные нормы двигательной активности. Дифференцировка нормы суточной двигательной активности. | 1 | ||||||
Главное – соблюдать меру | Чувство меры, как основной ориентир правильной физической нагрузки. Составление дневника физической активности. | 1 | ||||||
Практикум. Составление комплексов упражнений для развития о/д системы | Рекомендации по составлению комплексов упражнений для развития опорнодвигательной системы. Составление индивидуального комплекса упражнений РОДС. | 1 | 1 | |||||
3. Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека. | ||||||||
Поддержание с/с системы в рабочем состоянии. Возрастные особенности с/с системы. | Знакомство с сердечнососудистой системой, её строение и функции. Меры поддержки сердечнососудистой системы в рабочем состоянии. Возрастные нормы. | 1 | ||||||
Влияние двигательной активности на с/с систему. | Рассмотреть вопрос, как состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности. | 1 | ||||||
Методики определения физиологического состояния человека. Практикум. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. | Обзор методик определения физиологического состояния человека. Знакомство с методом регрессии, как одной из формул определения уровня физиологического состояния человека. | 1 | 1 | |||||
Практикум. Составление памятки по сохранению здоровья с/с системы. | Рекомендации по составлению индивидуальной памятки сохранения здоровья сердечнососудистой системы. | 1 | 1 | |||||
4. Роль дыхания в поддержании жизнеобеспечения. | ||||||||
Заболевания органов дыхания. Влияние состояния окружающей среды на работу органов дыхания. | Классификация заболевания органов дыхания, причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика. Какую роль играет окружающая среда на работу органов дыхания. | 1 | ||||||
Ученический лекторий по материалам из дополнительных источников. | Дополнительный материал по темам: «Заболевания органов дыхания, их предупреждение», «Влияние экологических факторов на органы дыхания человека». | 1 | ||||||
Предупреждение инфекционных заболеваний. Практикум. Овладение навыками точечного массажа для профилактики инфекционных заболеваний. | Комплекс мер, направленный на предупреждение инфекционных заболеваний. Точечный массаж, как один из способов профилактики и лечения острых респираторных заболеваний. | 1 | 1 | |||||
5. Ты - то, что ты ешь. | ||||||||
Значение питания. Энергопоступление и энергозатраты. | Значение питания , как одной из важнейших составляющих ЗОЖ. Знакомство с понятиями: энергетический баланс, коэффициент энергетической ценности, энергопоступление и энергозатраты. | 1 | ||||||
Особенности питания подростков. Режим питания. | Рациональное питание подростков, как одно из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей. Принципы здорового питания. | 1 | ||||||
Практикум. Составление суточного и недельного меню с учетом возрастных потребностей подростков. | Расчёт энергозатрат и рационального питания. Составление суточного и недельного меню подростков, покрывающее потребности в энергии, белках, жирах и углеводах. | 1 | 1 | |||||
Ученический лекторий по материалам из дополнительных источников. | Дополнительный материал по темам: «Принципы рационального питания и умения правильно подбирать пищевые продукты соответственно энергетическим затратам», « О чём важно помнить, составляя меню подростку?» | 1 | ||||||
Решение задач на составление рационов питания | Закрепление и применение на практике тем: «Нормы питания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион». | 1 | ||||||
Решение задач на составление рационов питания | Закрепление и применение на практике тем: «Нормы питания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион». | 1 | ||||||
«Полезные» и «вредные» продукты – немного о пищевых суевериях. | Пищевые привычки. Народные приметы и суеверия про продукты питания. | 1 | ||||||
Потребление воды и питьевой режим. | Рациональный порядок потребления воды в течение суток. Питьевой режим, как основа многих лечебных методик и одно из условий профилактики большинства заболеваний. | 1 | ||||||
6. Кожа – зеркало здоровья. | ||||||||
Влияние общего состояния организма на состояние кожных покровов. | Факторы, влияющие на кожу. Состояние и внешний вид кожи - ключ к здоровью человека. | 1 | ||||||
Кожные заболевания. | Строение кожи. Виды заболеваний кожи, виды, признаки, описание. | 1 | ||||||
Уход за кожей. | Уход за кожей: общие правила, этапы ухода, питание. | 1 | ||||||
Практикум. Определение типов кожи на разных участках лица. Изучение сальных и потовых желез. | Типы кожи лица: оценка типа и состояния кожи. Тест на определение типа кожи лица. Функции и патологии потовых и сальных желез. | 1 | 1 | |||||
Практикум. Разработка гигиенических правил по уходу за кожей разного типа. | Правила ухода за разными типами кожи: сухой, жирной, чувствительной, комбинированной, нормальной. Индивидуальная разработка правил для себя. | 1 | 1 | |||||
7. Регуляторные механизмы. | ||||||||
Роль НС в поддержании здоровья. | Значение нервной системы в жизнедеятельности человека. Нервная система: укрепление и восстановление. | 1 | ||||||
Поддержание здоровья - полезная привычка. Динамический стереотип - физиологическая основа навыков и привычек. | Привычки, как типичные действия или черты поведения, ставшие его потребностью Формирование полезных привычек. Основа человеческого поведения, как физиологическая основа навыков и привычек. | 1 | ||||||
Гигиенические основы поддержания работоспособности НС. | Физиологическая сущность процессов утомления и переутомления. Профилактика утомления и переутомления у детей и подростков. | 1 | ||||||
Практикум. Овладение методами саморегуляции. | Саморегуляция - её виды и функции, эффективные методы. Популярные методы саморегуляции. Механизм естественной саморегуляции. | 1 | 1 | |||||
Круглый стол. «Моё здоровье в моих руках» | Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью. | 1 | ||||||
Круглый стол. «Моё здоровье в моих руках» | Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью. | 1 | ||||||
Итоговое занятие. | Обратная связь, рефлексия, подведение итогов курса. | 1 | ||||||
Итого: | 35 | 8 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО здоровому образу жизни (ЗОЖ) (факультатив) на 2013-2014 учебный год 6 класс
Программа расчитана на 18 часов...
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа " Право в нашей жизни"
предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по овладению правовыми знаниями...
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ
Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве....
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...