Выявление причинно-следственных связей на уроках истории
учебно-методический материал
Задача 1. Текст из учебника всеобщей истории 5 класса.
Природно-климатические условия в Древней Греции.
Греция — гористая страна, в ней мало плодородной земли. Горы делят Грецию на изолированные друг от друга области. Древние греки выращивали много оливок и винограда, а хлебом обеспечить себя не могли. Зато в Эгейском море прекрасные условия для мореплавания. Греки стали замечательными мореплавателями древности.
Рассмотрев природно-климатические условия, в которых развивались греческие полисы (города-государства), мы можем понять почему государства развивались отдельно, почему у них сложились разные политические системы, разные традиции и культура. Исходя из природно-климатических условий, мы узнаем, что земледелие здесь не развито, а земледелие – это основа любой великой цивилизации Древности. Отсюда начинается греческая колонизация, а также развитая морская торговля и развитие ремесла.
Установление причинно-следственных связей – это умение определить взаимосвязь явлений и процессов, способность выстраивать события и процессы в логическую цепочку, где каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Построение подобных логических цепочек и есть одна из главных задач истории.
Во многом неумение выстраивания причинно-следственных связей приводит к тому, что учащийся не может выстроить последовательный, логично построенный ответ, структурированный ответ.
Задание 2. Составьте исторический портрет Петра Великого.
В чем состоят сложности выявления причинно-следственных связей? Здесь можно выделить несколько конкретных причин:
- Низкий уровень читательской грамотности (неумение анализировать текст, делать конкретные выводы);
Сложность выполнения подобных задач варьируется от возраста и параллели, в которой обучается учащийся. Если в пятом классе для нас важно понять, как выстроить подобные логические цепочки, научиться выявлять причину и следствие, то по мере взросления и усложнения материала добавляются новые задачи, среди которых: выявление причинно-следственных связей самостоятельно, без прямого указания в тексте, выявление разных уровней причин (главных и второстепенных), поиск предпосылок, мотивов, итогов и значений событий.
Обратимся к заданиям из Всероссийской проверочной работы за 8 класс по истории.
История 8 класс. ВПР. Задание № 10.
Задание 1 | Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Недовольные преобразованиями Петра I были в его ближайшем окружении»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. |
Варианты ответов | 1) восстание под предводительством К.А. Булавина; 2) «дело царевича Алексея»; 3) Астраханское восстание; |
Задание 2 | Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_prichinno-sledstvennyh_svyazey_na_urokah_istorii-6-15_compressed-1-8.pdf | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обратной связи на уроках истории
Способы и приемы проверки домашнего задания и обученности обучающихся....
Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики
Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...
межпредметные связи на уроках истории и краеведения
Краеведение и история очень часто интегрируют с другими учебными предметами. Пример таких интеграций использую на своих уроках....
Межпредмедметные связи на уроках истории в условиях больницы
В своей работе я посторалась расскрыть тему которая изучается на уроках всемироной истории, а так же читала ее своим ученикам....
Метапредметные связи на уроках истории
Одним из видов уроков анализа и синтеза являются уроки межпредметных связей (бинарные уроки, интегрированные уроки). В принципе межпредметные связи осуществляются практически на всех за...
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе
Выявление причинно-следственных связей между ключевыми историческими процессами при подготовке к ВПР в 7 классе...
Формирование умений по выявлению причинно- следственных связей при подготовке к ВПР и ГИА по истории
Умение выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на уроках истории в 5-11 классах является важнейшим умением при формировании читательской грамотности, которая является актуальн...