Межпредмедметные связи на уроках истории в условиях больницы
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В своей работе я посторалась расскрыть тему которая изучается на уроках всемироной истории, а так же читала ее своим ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредмедметные связи на уроках истории в условиях больницы | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Начало XXI века характеризуется бурным развитием науки и техники. Но ведь это всё начиналось с давних времён. Когда начали производить в промышленных объёмах, когда началось развитие современной науки в Европе? Это берёт начало в средние века.
На уроках истории в 6 классе мы изучаем тему «Средневековый город», в которой описывается технология и научные достижения того времени. В условиях больницы я часто использую для изучения этой темы не только отведённые программой часы. Также я использую дополнительные занятия, ведь учащимся интересно знать, как это происходило в средние века. Изучать эту тему, используя только достижения истории, невозможно. Поэтому я прибегаю к межпредметным связям.
Теперь мы перенесёмся в средневековую Баварию, в старинный город Нюрнберг, славившийся по всей Европе своими искусными ремесленниками, прежде всего кузнецами. Там имелись целые кузнечные ряды, где можно купить самые разнообразные вещи из железа, меди, олова, серебра и золота. Продавались и сами металлы как сырьё для кузнецов, в виде небольших брусков – «болванок».
В городе Нюрнберге также имелись оружейные лавки, где можно было приобрести воинское снаряжение: от меча и кинжала до кованых лат. Здесь же, в ювелирных лавках выставляли красивые изделия из серебра и золота, были и украшения из железа и меди: их делали мастера победнее – для простого люда. На рынке Нюрнберга часто устраивали выставки-продажи посуды: тарелки, миски, кружки, кувшины из олова, железные и чугунные котелки, сковороды. В Нюрнберге работали «чёрные» кузнецы, они делали подковы и гвозди, серпы и косы, топоры, молотки и простые ножи, металлические части для плуга. На рынок в Нюрнберг приезжали продавцы и покупатели из разных мест.
В средние века изделия из металлов ценились очень высоко, их берегли, передавали по наследству. Ведь прежде чем металл становился топором, котлом или перстнем, он проходил длинный путь: его надо было найти и обработать.
Дело началось с розыска мест, где находились полезные ископаемые – металлические руды. Опыт, накопленный людьми на протяжении многих столетий, помогал обнаружить такие места. Речь шла прежде всего о месторождениях, которые выходили на поверхность земли: ведь тогда не умели ни вести глубинный поиск, ни строить такие глубокие шахты, как сегодня.
Проще всего было с железом. По всей Европе его находили во множестве в виде комков руды: зеленоватых – на дне озёр, рыжеватых – под
дёрном и красноватых – в лесных болотах. Просматривая с лодок дно прозрачных озёр или ощупывая его, ныряя в мутную воду, выявляли на дне «бобовые зёрна» - округлые кусочки руды. Их выгребали на плоты черпаками. «Гнездо» железной руды на лугу или болоте опытный человек обнаруживал по цвету растительности: в этих местах она становилась бурой. Разрезали луговой дёрн, сдирали болотные пласты и доставали лопатами рудное гнездо; такой луг иногда покрывался тысячами ям.
Обнаружить цветные металлы нередко помогала… болезнь! Когда в определённом месте у изыскателя начинала болеть голова и краснели глаза, он говорил: «Ищите здесь!» Раскопав землю, поражённые свидетели обнаруживали залежи золота, меди, свинца, цинка, олова, обязательно также и ртути. Верующие, напуганные церковью люди считали такого человека колдуном. В наше время учёные установили, в чём тут дело. Ртуть, даже под землёй, растворяет цветные металлы, образуя их сплавы – амальгамы, которые испускают затем ртутные пары. Находясь в воздухе, капельки жидких амальгам воздействуют на всё живое, так как ртуть ядовита. Чувствительные люди тотчас реагировали на отравленный воздух. Они, конечно, не понимали истинной причины своего недомогания. Но благодаря большому опыту, длительным наблюдениям связывали это с наличием в земле цветных металлов.
Иногда поиску помогал случай. В VIII в. один охотник наткнулся на пещерное месторождение железа, убегая от медведя. В Х в. конь охотника, привязанный к дереву и нетерпеливо ожидавший хозяина, выбил ударом копыта кусок золотой породы. В XIII в. чешский монах, случайно найдя на горе серебро, повесил на скале рясу для приметы. До сих пор шахты называются Кутна Гора.
В начале определяли то, как раскапывать новое месторождение: в открытую (канава, карьер) или под землёй (ствол), горизонтально (траншея) или вертикально (шурф, колодец), с одним выходом на поверхность (штольня) или с двумя выходами (тоннель), понадобится ли коридор прямо в рудном теле (штрек), станут ли делать боковые или соединительные ходя между штольнями и т.д. Наконец и эта сложная задача решена, намечен план работ.
После этого владельцы шахты нанимали землекопов либо сгоняли туда зависимых крестьян. Слой за слоем снималась земля, обнажалось месторождение. Теперь начинался великий труд рудокопов – добытчиков металлической руды.
В Германии и Чехии были самые глубокие шахты. Носильщики нагружали рудой и породой мешки, корзины, бадьи, волокли их к выходу. В крупных шахтах для этого позднее использовали тягловый скот. Большие глыбы вытягивали через спусковой колодец на канатах. И сами люди спускались вниз в той же бадье либо, как скалолазы, по вырубленным в стенах ступеням, держась руками за страхующие верёвки. Изучая средневековые шахты, археологи нередко находят в них кости несчастным рудокопов, которые были погребены рухнувшей землёй или занемогли и скончались прямо на месте от надрывного труда.
Поднятую наверх руду везли тачками в отвал и там кувалдами разбивали на большие куски. Потом их вручную дробили металлическими пестами в каменных ступах. Затем два месяца сушили, обжигали для очистки, мельчили на сите с крупными дырами и промывали в специальных запрудах. Далее опять сушили и просеивали на сите с малыми дырами. Этот процесс называется «обогащением» руды: в результате получался концентрат, свободный от примесей.
Теперь надо было добыть из руды металл, для чего руду требовалось расплавить. Древние римляне использовали для этого так называемую муфельную печь – коробку, стенки которой не боялись высокой температуры – были огнеупорными. Но после падения Римской империи это искусство было почти вовсе утеряно: муфель сохранился только у басков в Северной Испании и гасконцев в Юго-Западной Галлии. Прочие европейцы применяли теперь для металлургии горн – маленькую, высотой в полметра печь из плит известняка. Её вкапывали в землю, подпирали снизу каменными валунами и закладывали в неё руду вперемешку с топливом: древесным углём, если дело происходило в лесу, или костями, если плавку вели в степи. Печь почти наглухо обмазывали. Затем разводили огонь, а через отверстие в стенке нагнетали кожаными мехами воздух, поддерживая пламя.
Не менее трёх часов подряд подручные качали ручки мехов, напоминавших большую гармонику, обливаясь солёным потом и кашляя от угара. Они говорили: «Лучше с женою сварливой жить, чем железо варить!» В конце работы ломали горн, поэтому его всякий раз строили заново и находили на дне поверх камней «крицу» - кусок тёмно-коричневого железного «теста», в котором железо было смешано с посторонним шлаком. Как ни старались, а три четверти полезной массы пропадало. Если затратить сутки неимоверного труда, работая возле горна без минуты перерыва, иначе печь остынет, - получишь до 8 кг такого металлического «теста».
Затем к делу приступали кузнецы. Они многократно проковывали крицу ручными молотами. В процессе ковки из крицы выходили шлаки. И постепенно на наковальне появлялось изделие: топор, коса, молот, подкова.
Можно было получить и жидкий состав. Для этого крицу снова плавили, а затем разливали металлический «кисель» глиняными ложками.
С древнейших времён горючим в горнах служил древесный уголь. В районах, где был развит горно-металлургический промысел, леса исчезали особенно быстро. Например, в Англии для развития металлургии использовали три четверти древесного богатства страны. А в центре Испании на месте лесов образовалась каменистая полупустыня.
Только в XI в. англичане стали использовать для плавки руды каменный уголь, сначала в смеси с древесным, а потом и чистый. Они наладили добычу этого великолепного нового горючего – опять-таки в шахтах, где условия труда были такими же тяжёлыми, как и в железных, медных или серебряных рудниках. В угольных шахтах особенно часто происходили взрывы газа. Рудокопы не замечали, как он накапливался, и для контроля использовали птичек в клетке: птички падали в обморок, когда газа было много.
С XII столетия мастера плавильного дела стали возводить домницы – горны трёхметровой высоты, сложенные из кирпичей и напоминавшие большие бочки. Температуру в них можно было довести до +1000°, в таком жаре плавилась любая железная руда. В нижней части корпуса имелись отверстия для стекания жидкого шлака: крица быстрее избавлялась от примесей. Воздух в домницу поступал от механических мехов: их приводило в движение водяное колесо. Поэтому домницы ставили около быстрых рек, возле запруд и мельниц. В такой «бочке-домнице» получали сталь.
Кроме того, в домнице получали чугун, он оставался на дне в виде странной массы, по цвету и форме похожей на извалявшуюся свинью. Эти куски чугуна так и прозвали – «чушками». Чугун не куётся, а разлетается под молотом на куски. Поэтому его научились использовать не сразу, сначала его вообще выбрасывали. Затем чугун начали, снова закладывая в печь, переплавлять («переделывать»), в результате получали железо лучшего качества. Чтобы не мешать плавке в домнице – доменному процессу, загружая печь двойной работой, возле домниц стали ставить отдельный горн для переплавки чугуна. Но вскоре научились использовать и непосредственно чугун. Первыми среди европейцев это сделали камские болгары (булгары), изготовлявшие в XIII в. чугунные котлы взамен медных. А уже через столетие нигде в Европе не выбрасывали «нескладные» чушки чугуна. Из них стали делать сковороды, горшки, утюги, плиты и другие изделия.
Так сложилась чёрная металлургия, занятая выработкой железа, стали, чугуна. Из железной руды люди получали теперь гораздо больше металла разных видов и лучшего качества. Но они по-прежнему берегли не только вещи из «чёрных» металлов, но даже их обломки, особенно куски стали. Их собирали где могли, даже на поле боя – после окончания битвы. Отдав металлический лом кузнецу, ему заказывали изготовить необходимый для хозяйства новый предмет.
Следующий важный шаг в плавильном деле сделали англичане в XIV столетии: они возвели печь пятиметровой высоты, с двухметровым внутренним диаметром. Домница превратилась в домну. В сутки домна давала 1,5 т чугуна, а усовершенствованный кирпичный горн – тонну отличного железа. Сравнивая эту печь с гигантскими домнами ХХ в., видим, что ещё 500 лет назад она имела основные части современной домны. Теперь драгоценное сооружение уже не ломали, как когда-то простейший горн: жидкий металл аккуратно выпускали в разливные ковши.
Наконец, в 1470 г. добились новой удачи: научились застывший в виде бревна, но ещё горячий и мягкий слиток металла давить, утоньшать и прокатывать под прессами. Так появился прокатный стан, он давал сталь в виде крупных листов. Листовую сталь можно было резать на изделия значительной длины и любого вида.
С VI по XV в. европейцы выплавили около 120 млн. т железа. Но чтобы изготовить из него необходимые изделия, сначала требуется получить подходящие куски металла – «заготовки». Тут на смену плавке идёт отливка. Иногда жидкий металл сливали в яму, давали ему застыть, а потом обрабатывали. Иногда же его сразу заливали в каменные или земляные формы, вырезанные по стандарту. Чтобы металл не прилипал к стенкам, их предварительно смачивали солёной водой. Так отливали колокола, котлы, а позже и стволы пушек.
Тонким искусством было литьё по глиняной модели. Вырезав фигурку, её обмазывали тёплой глиной; когда застывала, её разрезали, снимали с фигурки, а потом вновь слепляли. Теперь внутренняя поверхность модели повторяла все очертания фигурки. Затем в модель вставляли стержень и через него в пустоту заливали жидкий металл. Так делали небольшие вещицы.
Успехи чёрной металлургии позволили многого достичь и в цветной металлургии, особенно в XVI в. Золото и серебро, свинец и цинк, олово и медь широко применялись в работе и быту, служили сырьём для изготовления массы вещей, начиная от оружия и производственных деталей и кончая монетами и великолепными ювелирными изделиями. Часто использовались сплавы этих металлов – бронза (медь с оловом), латунь (медь с цинком), припой (свинец с оловом), веркблей (свинец с серебром), электрон (соединение золота с серебром, похожее цветом на янтарь).
Когда добывали медь, рудокопам часто попадался никель. Его не сразу научились пускать в дело; когда при плавке образовывался сплав меди с никелем, его выбрасывали как бракованный. Само слово «никель» в переводе означает «ничто», т.е. «негодный», «никому не нужный». Позднее этот лёгкий и нержавеющий металл оценили по достоинству. А добавив к медно-никелевому сплаву цинк, получили такой хороший сплав, как мельхиор.
В XV-XVII вв. цветная металлургия достигла очень высокого уровня. Занимались ею обычно мужчины, но на Волге медное литьё доверяли исключительно женщинам.
Особое место занимали драгоценные металлы. Они были одним из источников и мерилом богатства. Ими хвастались, доказывая своё могущество, императоры и князья, ими расплачивались при сделках, на них нанимали солдат. Поэтому торговля и внешняя политика средневековых государств также во многом зависела от наличия драгоценных металлов. Многие люди нередко стремились приобрести золото и серебро любым способом, совершали ради них преступления, развязывали войны. Драгоценные металлы постоянно искали.
Природного золота в Европе было мало, но в небольших количествах его можно было найти в разных местах и в разном виде: жилы – в кварце, зёрна – в граните, пылинки – в песке. Любимым занятием и неуёмной страстью стало «мытьё золота»: на всех европейских реках в средние века можно было увидеть людей с лотками в руках. Загребая речной песок, они многократно промывала его водой, которая вымывала лёгкие камешки. А тяжёлые крупинки золота оседали на дне лотка. И счастлив был тот, кто за месяцы тяжёлого труда намывал маленький мешочек золотого песка.
Серебро выплавляли из смешанной руды, отделяя его от сурьмы, свинца и меди. В таких горнах использовали уголь из лучших лиственных пород дерева – дуба, бука, граба, липы, а ставили эти печи всегда на открытом, хорошо проветриваемом месте. Ещё чаще плавили серебряную руду не в печах, а в огромных пирамидах поленьев. По желобам из них тёк жидкий металл. Европейское золото и серебро до XV в. добывали в Чехии и Германии соответственно.
С цветными металлами работали ювелиры. Горожанки особенно любили эмалированные украшения. Эмаль – это стеклянный сплав с примесью олова, борной кислоты и различных красителей. Наведя этот состав на металлическую основу, получали поверхность из эмали выемчатой, перегородчатой, просвечивающей, живописной (в зависимости от способа нанесения состава).
Для украшения коробочек, брошек и кулонов, резных чаш применяли филигрань: золотую и серебряную проволоку сплетали хитроумным образом и припаивали к предмету. Иногда золотую проволоку накладывали в виде определённого узора и «вбивали» в сталь – получалась насечка, особенно ценимая на боевом холодном оружии.
Делали украшения и декоративные сосуды и из одной серебряной или золотой проволоки, сплетённой наподобие кружева, - скань. Нацарапав на серебре узор, его травили и подкрашивали окислами различных металлов, пока он не синел или темнел, - выходило черненое серебро.
Зернь получали, приваривая к поверхности ювелирного изделия комбинации из крошечных шариков – «зёрнышек». Большим спросом пользовались позолоченные предметы: они изготовлялись из меди или серебра, а затем покрывались тончайшим слоем золота.
Сделать такое огромное количество различных украшений в короткие сроки было бы невозможно, если бы не помогала техника. Прежде всего это отливка в формах, после которой поделки очищали, поливали, украшали. Штамповка в средние века использовалась прежде всего для изготовления мелких вещиц.
При штамповке кусочек металла, отлитый чаще всего в виде маленькой болванки, расплющивали, превращая в более или менее тонкий кружок или лист. Затем холодную заготовку закрепляли на неподвижной поверхности, накладывали на неё штамп и сильно ударяли по нему молотком. Штампы были из дерева, камня, обожжённой глины и того же металла. Рисунок, вырезанный на штампе, «отпечатывался» на заготовке. Края зачищались, и серьга готова!
Так же изготовлялись височные кольца, которые подвешивали к причёске. Это ныне забытое украшение предпочитали средневековые женщины Центральной и Восточной Европы, причём у каждого народа или даже племени существовал свой тип височного кольца. Так, женщины у камских болгар носили височные кольца с тремя желудёвыми бусинками на бронзовой проволоке, у хорватов – круглые подвески с заходящими друг на друга концами, у чехов – с завитушкой вроде буквы S и т.д. Женские украшения у отдельных племён и народов тоже всегда различались. У скандинавов это броши-пряжки в форме змеи с длинным телом и головой дракона, у финнов – шумящие при движении привески, у пруссов – застёжки в форме лука, у ливов – крючки на платье в виде восьмёрки, у лангобардов – подвески, похожие на маленькие корзиночки. Когда археологи находят при раскопках такие украшения, то сразу по ним определяют, какие племена здесь расселялись.
Без штамповки не могло обойтись и изготовление монет. Золотые, серебряные и медные монеты изготовлялись в большом количестве. Каждая серия (группа) монет должна иметь одинаковую форму, вес, изображение. Обычно на монетах изображали герб государства или города, в котором она выпускалась, нередко – святого, который считался покровителем того государства или города; на монете обозначали имя и титул правителя. Изображения были на обеих сторонах монеты. Поэтому её обрабатывали сразу двумя штемпелями: на нижний, неподвижный, клали металлический крючок, на него ставили верхний штамп, по которому ударяли молотком. Монеты изготовляли особые мастера-монетчики под строгим контролем государства. Штемпели для монет делали особые резчики по дереву – гравёры.
Но вернёмся к железу. В позднее средневековье искали руду рудознатцы, добывали её рудокопы, выплавляли металл металлурги, обрабатывали его мастера железного дела. Но в раннее средневековье всеми этими искусствами, особенно в деревнях, ведало одно лицо – кузнец. Средневековый кузнец был чрезвычайно почитаемой фигурой. Его главными орудиями труда были молот и наковальня, вспомогательными – клещи, молоточки, напильник, резец, зубило, ножницы и др. Кочевники таскали за собой этот груз в обозных телегах, а кузнеца берегли и не допускали к сражению.
Ещё до XI в. деревенские умельцы овладели сваркой, пайкой, горячей ковкой, тепловой обработкой, покрытием слоем другого металла, холодной обработкой, вкраплением другого металла (инкрустацией). Если хотели очистить металлический предмет от поверхностных примесей, его скоблили, если хотели очистить от внутренних примесей, то разогревали и ковали молотом, отделяя лишнее. Легче было изготовить цельное изделие, труднее – сварное. Однако справлялись и с этим, искусно наваривая друг на друга куски металла, вваривая стальную полосу в железную основу. Когда требовалась особая прочность, например боевого мяча, то его делали трёхслойным: посередине железо, а сверху и снизу сталь. Затем дополнительно его обжигали, помещая вместе с углём и костями в закрытый глиняный сосуд и прогревая до +1000°. Такое лезвие не гнулось и редко ломалось. Для придания стали особых свойств её закаляли, быстро охлаждая после нагрева.
Средневековые мастера умело соединяли различные конструкции, а к концу средних веков научились делать винты с гайками, обтачивать, долбить и сверлить, строгать и шлифовать металлы.
Полезным изобретением была волочильная доска со множеством отверстий разного диаметра. Протягивая через них небольшие мягкие, ещё горячие бруски металла, их превращали в проволоку нужной толщины. Потом проволоку разрезали на кусочки, у каждого заостряли один конец и расширяли другой, чтобы вышла «шляпка»: получались гвозди. Так же гнули проволочные отрезки на булавки. Если хотели сделать иголку, то пробивали отверстие в расплющенном конце прямой булавки, а другой её конец закаливали.
Были тогда свои способы и для изготовления топора, необходимого в каждом хозяйстве. Существовали разные виды топоров, но сельские кузнецы делали их во всех случаях примерно одинаково: сначала выковывали полосу из железа, затем эту железную полосу сгибали, чтобы вышел ударный обух с отверстием для деревянного топорища; получившиеся после сгибания плоскости приваривали друг к другу по всей их поверхности и затачивали как единое лезвие. Таким же образом делали и боевую секиру, только из стали.
Изучив текст, учащиеся понимают, насколько был важен и труден путь средневековых ремесленников. Благодаря ремеслу также развивалась наука. Мы понимаем, что учащиеся узнают на таком уроке не только историю, но также географию, химию, физику, этнографию, нумизматику, биологию, технологию. Поэтому я считаю, что межпредметный компонент в изучении истории достаточно актуален и важен в наше время.
Используемая литература
Книга для чтения по истории средних веков. Сост. Н.И.Запорожец под ред. А.А.Сванидзе. М., «Просвещение», 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация обратной связи на уроках истории
Способы и приемы проверки домашнего задания и обученности обучающихся....
Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики
Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...
межпредметные связи на уроках истории и краеведения
Краеведение и история очень часто интегрируют с другими учебными предметами. Пример таких интеграций использую на своих уроках....
Статья "Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО"
Статья о различных связях между другими учебными предметами при изучении математики в условиях реализации ФГОС ООО....
Межпредметные связи на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. Учитель математики, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изме...
Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО
Новый ФГОС ООО призван найти решение задачи, связанной с новым качеством содержания образования. Задача – научить учащегося ориентироваться в этом потоке информации. Важнейшей задачей современно...
Обобщение опыта по теме "Реализация межпредметных связей на уроках географии в условиях ФГОС"
В условиях внедрения ФГОС в среднем звене проблема использования межпредметных связей на уроках географии становится более актуальной.Это продиктовано тем, что межпредметные связи способствуют формиро...