Экологический проект для детей 4-5 лет «Удивительный песок»
материал

миронова юлия геннадьевна

Экологический проект для детей 4-5 лет

«Удивительный песок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_pesok_proekt_wecompress.com_.docx413.25 КБ

Предварительный просмотр:

        C:\Users\ПК\Desktop\009.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 138"

Экологический проект для детей 4-5 лет

«Удивительный песок»

Подготовила:

воспитатель: гр.№6

Миронова Ю.Г.

Строганова Е.В.

г. Оренбург 2022 год

Содержание проекта:

I. Название проекта

II Актуальность проекта

IIIПрогнозируемые результаты

IV Социальная значимость проекта

V Информационная карта

VI Цель проекта

VII Задачи проекта

VIII Формы реализации проекта

IX Этапы реализации проекта

X. Описание проекта

XI.План работы по проекту

XIIДостигнутые результаты

XIII  Литература

XIV Приложение:

        -проведение мероприятий:

-беседа «Что мы знаем о песке»;

-опыты с песком;

--продуктивная (практическая работа с детьми), рисование пальчиками и палочками на песке, рисование песком на картинке, лепим пирожки из песка, постройка замка из песка.

- беседа «Такой нужный песок»;

- Чтение стихов об играх детей с песком: А. Полетаева, И. Финк.

-самостоятельные игры с песком
- Работа с родителями:

Консультации: «Игры с песком или песочная терапия».

Советы родителям: «Играем вместе с детьми»,

«Развитие детей во время игры с песком».

«Удивительный песок»

Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.

З. Ямпольский

Актуальность: В настоящее время значительно возрос интерес - педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

Прогнозируемые результаты:

№пр.

Прогнозируемые результаты детей

Критерии оценки

1

Проявляет интерес, любознательность и познавательную мотивации через проект.

иметь желание самостоятельно выбирать игры с песком.

2

 Сформированы умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок

анализ проведения опытов с песком

3.

Приобрели знания в исследовательской деятельности

4.

Обогатились знаниями о свойствах и качествах песка

        

Социальная значимость проекта:

        Проявляется: - в умении вовлечь детей робких, застенчивых, развивая самостоятельность; Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.

 

Информационная карта:

-познакомить родителей с целью и задачами проекта;

-вовлечь их в совместную деятельность над проектом;

-провести консультацию на тему: «Игры с песком или песочная терапия».

Советы родителям: «Играем вместе с детьми», «Развитие детей во время игры с песком».

-ознакомление родителей с работами детей в разных видах продуктивной деятельности.

Цель проекта: Ознакомление дошкольников со свойствами песка и его значением в жизни человека, развитие творческих способностей детей

Задачи проекта:

Обучающие:

- углублять знания детей о песке;

- формировать у детей комплекс знаний о свойствах сухого и мокрого песка, путем опытов и экспериментов;

- Познакомить детей со значением песка в жизни человека.

Развивающие:

-развивать любознательность и активность, уверенность.

Воспитательные:

-воспитывать заботливое отношение к природе и окружающему миру.

Тип проекта: поисково-исследовательский 

Вид проекта: групповой.

Участники проекта:

-дети в возрасте 4-5 лет;

-родители;

-воспитатель.

Срок реализации: одна неделя ( 11.07-15.07.2022 г.)

Формы реализации:

-беседы с детьми

-игры-эксперименты

-продуктивная (практическая работа с детьми)

 - чтение стихов

- самостоятельные игры с песком

- работа с родителями

Этапы реализации:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

IОрганизационный (подготовительный)

- наблюдение за деятельностью детей;

- выделение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

1. Обозначение проблемы

2. Определение задачи

3.Вовлечение детей в игры, наблюдения

II Практический (основной)

III. Заключительный

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями воспитанников.

-проведение мероприятий:

-беседа «Что мы знаем о песке»;

-организованная деятельность

«Знакомство со свойствами песка» Опыты.

-продуктивная (практическая работа с детьми), организованная деятельность «Мы рисуем песком»

рисование пальчиками и веточками деревьев,  рисование способом пересыпания песка.

-совместная деятельность. «Любимый песок»

- беседа «Такой нужный песок»;

-совместная деятельность: «Мы строители».

- чтение стихов об играх детей с песком: А. Полетаева, И. Финк.

-самостоятельные игры с песком

Работа с родителями воспитанников.

Консультации: «Игры с песком или песочная терапия».

Советы родителям: «Играем вместе с детьми», «Развитие детей во время игры с песком».

1.Дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка.

2. Дети научились играть с песком, экспериментировать, рисовать.

3. В результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.

Расширение знаний детей

в разных видах деятельности (беседа, игры, продуктивная деятельность)

        

Описание проекта

Данный проект «Удивительный песок» рассчитан на детей в возрасте от 4-5 лет, наодну неделюи проходил на базе детского сада №138  г. Оренбурга.

Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о свойствах песка; осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.

Гипотеза: Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (беседы, заучивание стихов, эксперименты), то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию дошкольников; родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.

Принципы реализации проекта:

принцип наглядности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

принцип целенаправленности;

принцип новизны;

принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

Предварительная работа: 

1.Подбор художественной литературы, статей и иллюстраций из журналов по теме для просмотра и сравнения.

2.Анкетирование и консультации для родителей.

3.Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции.

Ожидаемые результаты:

1.Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок.

2.Проявление у детей элементарного контроля, за способом действия.

3.Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Материал и оборудование: наборы для юного экспериментатора (все необходимое в уголке экспериментирования), стекло для рисования песком, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.

План работы по проекту:

Работа с детьми

Дата проведения

Ответственные

1.

Беседа «Что мы знаем о песке»;

11.07.2022

Строганова Е.В.

2.

Организованная деятельность

«Знакомство со свойствами песка» Опыты.

11.07.2022

Миронова Ю.Г.

3.

Продуктивная (практическая работа с детьми), Организованная деятельность «Мы рисуем песком»

рисование пальчиками и веточками деревьев,  рисование способом пересыпания песка.

12.07.2022

Миронова Ю.Г.

  4.

Совместная деятельность. «Любимый песок»

12.07.2022

Строганова Е.В.

5.

Беседа «Такой нужный песок»

13.07.2022        

Строганова Е.В.

6.

Совместная деятельность: «Мы строители».

13.07.2022

Миронова Ю.Г.

7.

Чтение стихов об играх детей с песком: А. Полетаева, И. Финк.

14.07.2022

Строганова Е.В.

8

Самостоятельные игры с песком

15.07.2022        

Миронова Ю.Г.

Достигнутые результаты:

Результат

Критерии

1. Дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка

Ежедневно дети на прогулке строят из песка разные постройки.  Беседы с родителями: «Игры с песком».

2. Дети научились играть с песком, экспериментировать, рисовать.

Во время бесед с детьми; из наблюдений за детьми в свободное время и на прогулке.

3.  В результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.

Во время бесед с детьми

Вывод:

Мы доказали, что использование различных методов и форм: игровой, исследовательской, экспериментальной деятельности при ознакомлении детей со свойствами песка позволили раскрыть важные особенности и свойства этого материала.

Литература

1.  Песочная терапия в развитии дошкольников. / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001г.

3. Косинова Е.М.  «Гимнастика для пальчиков» Москва «Олма-пресс» 2003г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.

5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Москва. Педагогическое общество России, 2005г.

6. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».

7. Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.

18. Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб.: Речь, 2006г.

21. Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.

Беседа «Что мы знаем о песке».

Задачи:  - Формировать обобщенное представление о песке

   - Воспитывать интерес к изучению свойств песка, к использованию песка

 в окружающей жизни, к труду взрослых

- Развивать коммуникативные способности детей, любознательность

Материал: - иллюстрации о песке

Ход беседы:

 Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем эта загадка.

«Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть».

Что это?  (Песок)

Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок? (В песочнице.)

- Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).

- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются

и получается… песок. Удивительно, правда? Посмотрите, как похожи они

на мелкие-мелкие камешки.

Учёные рассмотрели песок в микроскоп и увидели такую картину. Что вы видите на картинке? (обломки разных камней, ракушек).

Существуют места, где очень много песка – это морские берега и пустыни.

-Кто из вас был на море? А на речке? (Ответы детей)

Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым.

Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для  строительства домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды.  

У кого из вас дома есть фильтр для воды? Вы знаете, для чего он нужен? (Ответы детей). – Правильно, он нужен для очистки воды.

 А с этим прибором (песочные часы) мы с вами скоро познакомимся поближе.

Применяется песок и в дорожных работах.

Как вы думаете, зачем песок нужен на дороге? (Ответы детей). Да, зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком.

А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.

- Вам нравится играть в песочнице? В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)

Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы  тоже скоро узнаете.

С помощью песка даже рисуют картины.

     А также сочиняют сказки на стекле.

Итог беседы.

Он очень нужен  детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке нужен, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

Что вам понравилось сегодня? Что еще вы хотели бы узнать о песке?

Организованная деятельность

«Знакомство со свойствами песка» Опыты.

Цель:

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.

2. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.

3. Научить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.

Опыт №1: «Песок сыпучий» - предлагается детям поочередно пересыпать песок из стаканчиков в емкость.

Опыт №2: «Ситечко» - Дети поочередно просеивают песок через ситечко. Организованная деятельность «Знакомство со свойствами мокрого песка»

Опыт №3: «Поливаем песок» - выясняем, что песок впитывает влагу.

Опыт №4: «Лепим пирожки» - дети лепят из песка пирожки

Вывод: Песок сыпучий, его можно просеять через ситечко, хорошо впитывает влагу, из мокрого песка хорошо лепить пирожки.

Организованная деятельность «Мы рисуем песком»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной формой рисования песком;
Задачи:
образовательные:
- познакомить детей с песком как с природным компонентом, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц – песчинок;
- формировать умение в работе с сухим песком
развивающие: -развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
- Развивать художественные способности к изобразительной деятельности, умение принимать и самостоятельно реализовать творческую задачу, творческое воображение.
воспитательные:
-способствовать положительному влиянию экспериментов с песком на эмоциональное состояние ребенка;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься сообща;
- воспитывать интерес к окружающему миру;
Предварительная работа: рисование палочками на песке. Игры в песочнице, беседы с детьми об объектах неживой природы, о мерах осторожности во время игр с песком;
Оборудование: листы бумаги желтого, оранжевого, бежевого цвета разного размера, карандаши. Коробка с цветным песком, клей-карандаши, клеенка.

Ход

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная коробка, как вы думаете, что в ней находится? (потрясти коробку, выслушать ответы, если отгадают, читать утвердительно, если не отгадают- тогда послушайте:…)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь у моря на часок
Всех детей собрал (песок).
Воспитатель: Правильно – песок (поставить на круглый стол, открывают коробочку, рассматривают, что там находится.)

Воспитатель: У нас песок какого цвета?
Дети: разноцветный
Воспитатель: правильно ребята, песок цветной, волшебный. А где в природе можно увидеть много песка?
Дети: В пустыне, на морском , речном берегу.
Воспитатель: Ой, ребята, что это? , поднялся сильный ветер (шум ветра)
Воспитатель: Посмотрите, ветер подхватил нас, и понес куда-то? (подвести детей к песку-песочнице) Воспитатель: где мы оказались? Дети: На пляже
Воспитатель: Как здорово, мы можем погреться на теплом песочке, ( Предложить присесть вокруг песка)
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами сидим на берегу моря, гладим ладошками желтый песок… , но не забывайте соблюдать правила безопасности:
Воспитатель: Что нельзя делать с песком?
Дети: - не брать песок в рот;
- не обсыпаться песком;
- не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель: Положите руки на песок, что вы чувствуете, песок какой на ощупь?
Дети: мягкий, теплый, сухой, шершавый
Воспитатель: Какого цвета песок?
Дети: желтый
Воспитатель: из чего состоит песок?
Дети: из песчинок
Воспитатель: правильно, из мелких, мелких песчинок, Их трудно удерживать в руках. Песчинки сыпется, как струйка .
Воспитатель: Наберите песок в кулачок, крепко сожмите и постепенно разжимайте. На что это похоже?
Дети: на дождь, водопад, душ, песочные часы.
Воспитатель: Правильно, песок сыпется, значит он какой? сыпучий
Воспитатель: (Разровнять поверхность) А как вы думаете, здесь могут пробегать паучки? Давайте пальчиками покажем, как бегают пауки. А как змейка проползет по песку, какой она след оставит? покажите одним пальцем. Знаете, как змейки сворачиваются в клубок? Покажите одной рукой, двумя руками сразу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь отдыхает на песочке? (Львенок и черепаха), мы сейчас поиграем с ними, отряхните руки от песка, вытрите салфетками

Музыкальная физминутка «Львенок и черепаха»
Я на солнышке лежу...
И на солнышко гляжу...
Только я все лежу..
И на солнышко гляжу...

Воспитатель: Ребята, на песке можно играть и загорать, а рисовать песком можно? (выслушать ответы детей) Посмотрите, вот такие картины можно нарисовать песком.(показ картинок из песка, разместить на доске) Вам нравиться? А хотите попробовать нарисовать свои песочные картины?
Дети: да, хотим
Воспитатель: Тогда проходим за столы.
Воспитатель: Посмотрите, у вас есть бумага желтого, оранжевого, бежевого цвета, представьте, что это песок, а карандаши – палочки. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать и придумайте название своей картинке. Но есть небольшой секрет, чтобы картина превратилась в «песчаную», необходимо провести клеящим карандашом по всем линиям картинки которую вы нарисуете и быстро положить в коробку с песком изображением вниз, слегка прижимаем и поднимаем картинку. Попробуем?
Располагайтесь как вам удобно, ведь мы с вами на пляже и рисуем самые красивые на свете картинки..
Дети осваивают новый способ рисования песком( дети рисуют карандашом, обводят клеем за столом, потом подходят к коробке с песком и опускают изображением вниз , стряхивают песок и кладут на пол в виде тропинки)
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные у вас получились песчаные картины, давайте выложим дорожку из «песка» и рассмотрим, каждый расскажет, что он нарисовал. (Ребята, что вы использовали для создания своих картин? Почему песок не осыпается? Ребята вам понравилось создавать песочные картины?)
Воспитатель: Ребята, пора возвращаться в детский сад, давайте заберем свои песочные картины и устроим выставку!
По завершению работы воспитатель с детьми оформляет выставку детских работ «Песочные картинки». Напоминает детям, что бы вымыли руки после занятия.

 

Показать детям способы рисования песком на плоскости:

1. Рисование пальчиками и веточками деревьев;

2. Рисование способом пересыпания песка.

Вывод: Сухим песком можно рисовать.

Совместная деятельность. «Любимый песок»

Цель: предложить детям делать из песка пирожки куличи и небольшие постройки при помощи формочек и игрушек для песка.

Задачи:

-Формировать представление о правилах безопасного поведения в играх с песком.

-Продолжать знакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпучий

-В процессе эксперимента показать детям, что лепить можно только из мокрого песка.

Материал: песок, ведерко, лопатка, салфетки влажные.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам придёт в гости?

Дети: кукла Катя.

 Воспитатель: Давайте с ней поздороваемся.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

  Воспитатель: Ребята, Катя мне хочет что-то сказать на ушко. (воспитатель берет куклу в руки и подносит её к уху)

 Воспитатель: Ребята, Катя попросила, чтобы мы испекли ей пирожки. Испечём Кате пирожки?

Дети: да

Воспитатель: Пирожки будем печь из песка. Ребята давайте сначала повторим правила работы с песком.

  1. Не брать песок в рот.
  2. Не обсыпаться песком.
  3. Не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: В песочнице насыпан песок. Посмотрите песок сыпучий, сухой, тёплый. Ангелина потрогай песок какой?

Дети: теплый.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем какой песок?

Дети: теплый, сыпучий, сухой.

Воспитатель: Сейчас я попробую испечь из сухого песка пирожок. Я положу песок на одну ладонь прихлопну другой ладонью. Сейчас я открою две ладони, ребята получился у меня пирожок?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему не получился пирожок?

Дети: Потому, что пирожок сухой. Сейчас я налью воды в песок. Песок стал тёмным, тёплым, мокрым. Сейчас я из этого песка испеку пирожок. Я положу песок на одну ладонь прихлопну другой ладонью. Сейчас я открою две ладони, ребята получился у меня пирожок?

Дети: да.

Воспитатель: А теперь Аделина, Вика, Полина. Ангелина, Элина попробуйте вы слепить пирожки из песка. Из какого песка печёте пирожки?

Дети:  Из мокрого.

Воспитатель: Угощайся Катя пирожками.

Катя: Спасибо ребята, вкусные пирожки.

Воспитатель: Ребята, из какого песка можно испечь пирожки?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: А из какого песка нельзя испечь пирожки?

Дети: Из сухого.

Воспитатель: Возьмите салфетки и протрите руки после работы с песком.

Беседа «Такой нужный песок»

Цель: формировать обобщенное представление о песке.

Задачи:

Воспитывать интерес к изучению свойств песка, к использованию песка в окружающей жизни, к труду взрослых.

Развивать коммуникативные способности детей, любознательность.

Материал:  иллюстрации про песок.

Ход беседы:

 Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем эта загадка.

«Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть».

Что это?  (Песок)

Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок? (В песочнице.)

- Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).

- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются

и получается… песок. Удивительно, правда?, посмотрите, как похожи они

на мелкие-мелкие камешки.

Учёные рассмотрели песок в микроскоп  и увидели такую картину. Что вы видите на картинке? (обломки разных камней, ракушек).

Существуют места, где очень много песка – это морские берега

 и пустыни .

-Кто из вас был на море? А на речке? (Ответы детей)

Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым .

Есть песок строительный . Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для  строительства домов.

Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды.  

У кого из вас дома есть фильтр для воды? Вы знаете, для чего он нужен? (Ответы детей). – Правильно, он нужен для очистки воды.

 А с этим прибором (песочные часы) мы с вами скоро познакомимся поближе.

Применяется песок и в дорожных работах.

Как вы думаете, зачем песок нужен на дороге? (Ответы детей). Да, зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком .

А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.

- Вам нравится играть в песочнице? В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)

Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы  тоже скоро узнаете.

С помощью песка даже рисуют картины.

     А также сочиняют сказки на стекле.

Итог беседы.

Он очень нужен  детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке нужен, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

Что вам понравилось сегодня? Что еще вы хотели бы узнать о песке?

Совместная деятельность: «Мы строители».

Цель: построить из песка замок, используя формочки, игрушки для песка.        

Задачи:

Познакомить детей со свойствами песка, научить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках), способствовать развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей;

Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать фантазию, творчество, воображение.

Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице,

Развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других.

Основным материалом постройки является песок. Дополнением нашего замка были формочки, кольца. Участниками строительства были дети и воспитатель.

Для реализации постройки были определены следующие этапы:

1. Подготовительная работа (подготовка песка к работе)

2. Основная работа 

                     

3. Заключительная работа (украшение замка)

                 

4. Обыгрывание постройки.

Совместными стараниями ребята смогли показать не только технические умения: работу с мокрым и влажным песком, самостоятельное украшение песочной композиций, но и творческие умения: придумывание сюжета постройки.

В заключении мы с детьми поиграли в игру «Замок для принцессы».

Воспитатель: Ребята какие вы молодцы! Как дружно и весело вы смогли построить красивый песочный замок. Принцесса говорит вам: «Большое спасибо!» Теперь она больше не будит грустить, а будит в гости приходить.

Итог: Ребята, а что мы сегодня с вами строили из песка и для кого? Почему принцесса к нам пришла грустная? Мы смогли её развеселить?

Принцесса говорит нам спасибо ей понравился замок.

Чтение стихов об играх детей с песком: А. Полетаева, И. Финк.

На прогулке воспитатель привлекает внимание детей к песочнице, приглашая поиграть в игры с песком.

Воспитатель: Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идём играть, дружок! И. Финк

Отгадайте другую загадку:

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего. (Песок)

Песок

Алёна Полетаева

Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,
Лепить куличик, загорать!

Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

Воспитатель показывает детям сухой и мокрый песок, обращает внимание, что сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет.

Воспитатель: Сухой песок рассыпчатый. Наберите песок в ладошку! Протирайте песок между ладошками! Вот как сыплется песок! А этот песок мокрый. Потрогайте его пальцем, ладошкой. Давайте попробуем нарисовать на песке пальцем. Дети пальцем рисуют дорожку на сухом и мокром песке. Взрослый обращает внимание на разницу получившихся изображений.

Самостоятельные игры с песком

Работа с родителями воспитанников.

Консультации: «Игры с песком или песочная терапия».

 Цель: создание социальной ситуации для взаимодействия родителей и детей в  процессе творческо-игровой активности.

Задачи:

1. создавать условия для знакомства родителей с новой технологией «песочная терапия»;

2. способствовать коммуникативному взаимодействию мамы и ребенка (социально-коммуникативное развитие);

3.  способствовать снятию психомышечного напряжения и тревоги.

Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них. Игры с песком положительно влияют на психику ребёнка.

Песочная терапия — это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, шишек, камушков и т. п.) дети сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает большой интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, песочная терапия позволяет:

• стабилизировать психоэмоциональное состояние;

• совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

• стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

• развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;

• стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

• разнообразить способы сотрудничества.

Ход игры с песком

Как проводятся игры с песком?

- Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в песок (речной, кинетический или в песочнице, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения:

- «Мне нравится погружать руки в этот песок»;

- «Я чувствую тепло песка»;

- «Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони».

- «Мне приятно».

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т. д.

С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков” (находят глубоко спрятанную в песок игрушку, в строительство ходов, лабиринтов, колодцев).

Что же нужно для игр с песком?

В зимнее время, а также в летние дождливые деньки, когда нет возможности поиграть в уличной песочнице, можно ее создать дома.

Для создания песочницы потребуется:

деревянный ящик 50x70x8 см (водонепроницаемый);

кинетический песок или чистый просеянный песок (можно проколоть его в духовке)песок должен заполнять ящик на треть.

наборы миниатюрных предметов, игрушек, различных деталей, имитирующих растительный мир, можно использовать различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья; фигурки людей, животных (в том числе мифических, обитателей водного мира, различные варианты жилища: домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда и т. д.

Отпечатки ладошек.

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.

Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Сделайте отпечаток ладони, ребенок накладывает свою руку на отпечаток и делится впечатлениями.

Змейка.

Проскользните ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки);

выполните те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложите совместно с малышом «трассы»;

«пройдитесь» ладошками по полученным «трассам», оставляя на них свои следы.

Загадочные узоры.

Можно создать на песке отпечатками ладоней, кулачков, с помощью природных материалов всевозможные причудливые узоры и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, дождинкой, травкой, деревом, ежиком и т. д.).

Чьи следы?

Провести по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала правой, а потом левой руки (сначала только указательным, потом — средним, затем — безымянным, большим и наконец — мизинчиком, а затем — пальцами обеих рук сразу в той же последовательности); можно оставлять на поверхности песка отпечатки не только одного пальца, а сразу нескольких: двух, трех и т. д. Получатся загадочные следы. Пофантазируйте вместе с малышом: чьи они?

Пианино.По поверхности песка можно поиграть, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом должны двигаться не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Пуговичный массаж.

Предложите ребенку опустить в ящик с песком пуговицы, различные по величине, форме, фактуре. Необходимо опустить руку в песок и, совершая различные действия, описать свои ощущения.Можно спрятать в песок различные фигурки, бусинки, монетки, шишки.

Обыкновенное чудо.И, наконец, можно безгранично фантазировать, создавая песочные города, космические станции, аэродромы, железные дороги, комнаты для кукол.

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Советы родителям: «Играем вместе с детьми»,

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания - игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно - значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка - центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы - взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Подведение итогов проекта:

1. Дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка.

2. Дети научились играть с песком, экспериментировать, рисовать.

3. В результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.

Продукты проекта:  детские постройки из песка. 

Вывод:

Мы доказали, что использование различных методов и форм: игровой, исследовательской, экспериментальной деятельности, при ознакомлении детей со свойствами песка позволили раскрыть важные особенности и свойства этого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....

Конспект занятия для детей первой младшей группы «Волшебный песок».

экспериментальная деятельность в детском саду с песком...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Проект: "Удивительный песок"

КУ ХМАО – ЮГРА «Урайский специализированный дом ребенка»  Экологический проект: «Удивительный песок»  Подготовил учитель дефектолог: Майсюк А.М....

Экологический проект для детей 4-5 лет «Муравьи»

Экологический проект для детей 4-5 лет«Муравьи»...

Экологический проект для детей с ОВЗ Разделяй и здравствуй

Социально значимый проект экологической направленности в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому...