Экологический проект для детей с ОВЗ Разделяй и здравствуй
проект по экологии (5 класс)
Социально значимый проект экологической направленности в коррекционной школе для детей с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_dlya_detey_s_ovz_razdelyay_i_zdravstvuy.docx | 893.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 27
г. - к. Анапа
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗДЕЛЯЙ И ЗДРАВСТВУЙ!»
с учащимся 5 класса индивидуального обучения на дому
по адаптированной программе для обучающихся с умственной отсталостью и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Руководитель проекта:
учитель ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа
Ю.В.Скопинцева
Паспорт проекта
«Разделяй и Здравствуй!»
Руководитель проекта: Скопинцева Ю.В., учитель надомного обучения ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа
Участники проекта: учащийся 5 класса надомного обучения по адаптированной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата, учащиеся школы, соседи по дому.
Партнеры проекта – родители учащихся, учителя, эконункт «Новая жизнь» г. Анапа, аниматоры студии «Чудеса здесь».
Место реализации проекта – город Анапа, общий двор и подъезд жилого дома, школа.
Предметный раздел – природоведение.
Межпредметные связи – основы социальной жизни, трудовое обучение, изобразительное искусство.
Тип проекта – социальный, экологический.
Срок реализации проекта – – гг.
Социально значимый экологический проект «Разделяй и здравствуй!» посвящен изучению проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и её влияния на здоровье человека, направлен на формирование полезных, правильных экологических привычек, воспитание чувства ответственности за свои привычки. В проекте реализуется поиск возможных способов участия ребенка с ОВЗ и инвалидностью в социально значимой деятельности по привлечению внимания ближайшего окружения к раздельному сбору бытовых отходов с целью сохранения природных ресурсов, сокращения вредного влияния жизнедеятельности человека на экосистему и животный мир.
Актуальность и значимость проекта
Активные формы обучения являются для современной школы актуальными и перспективными.
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут положительно проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Метод проектов является хорошим подспорьем в формировании социально значимых качеств и жизненных компетенций у умственно отсталых детей.
Цели проекта:
- изучить на доступном уровне проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, влияние микропластика и других вредных веществ, накапливаемых в почве, воде и воздухе на экосистемы, животный мир, и как следствие, на здоровье человека;
- своим примером, продуктами творческой деятельности привлечь внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора бытовых отходов.
Задачи проекта:
- формирование познавательного интереса к природе и бережного отношения к ней;
- формирование грамотного экологического поведения, представляющего собой ответственное отношение к окружающему миру;
- мотивировать к природоохранительной деятельности, показывая своим образом жизни пример ответственного отношения к сохранению природных ресурсов и всего живого на планете путем раздельного сбора бытовых отходов и сдачи их на переработку.
- формирование позитивного отношения к собственному здоровью, соблюдению правил здорового образа жизни.
Началу проекта послужило участие в городской экоакции «Новая жизнь» по сбору пластиковых отходов. Из собранного жителями города пластика организаторы акции изготовили скамейку и установили на Центральной набережной нашего города. В дальнейшем организаторами планируется обустроить один из городских скверов объектами из переработанного пластика. Дети из нашей школы совместно с родителями поучаствовали в этой акции с самого её начала, но активность детей быстро угасла, а мечта учащегосянадомного обучения, ребенка-инвалида, погулять всей семьей по новому паркуи увидеть результат своего труда осталась! Так появилась идея продолжать участвовать в акции самому и привлекать своё окружение (соседей, школьников, подписчиков в соцсетях) к идее раздельного сбора отходов и сохранению природных ресурсов.
Основные направления работы:
- рассматривание иллюстраций, просмотр короткометражных видеофильмов, презентаций о проблемах загрязнения окружающей среды;
- практическая деятельность;
- сбор информации (анкетирование);
- творческая деятельность;
- общественно полезные дела.
Материальное обеспечение:
- иллюстрации на тему экологии и ресурсосбережения, видеофильмы, презентации;
- карточки с заданиями, условными обозначениями, инструкции;
- картонные коробки для изготовления макетов экоурн;
- ватман для оформления стенгазеты (экоплаката);
- интернет-источники по теме раздельного сбора бытовых отходов и экологии.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный(середина сентября - октябрь) – сбор и изучение информации, просмотр видеофильмов о загрязнении окружающей среды.
Проектировочный (октябрь) – формулировка темы проекта, проблемы, составление плана работы.
Практический (ноябрь – март) – реализация проекта.
Заключительный (март) – подведение итогов, отчет о реализации проекта.
Практическая реализация проекта
Этап | Задачи | Содержание работы | Срок выполнения |
I этап Подготовительный | - подготовить условия для реализации проекта | Мотивация к работе над проектом у учащегося и его семьи | |
II этап Проектировочный | -разработка плана работы с привлечением семьи | Формирующее планирование: беседа учителя по теме проекта, формулировка задач проекта, составление плана работы |
|
IIIэтап Практический | -формирование знаний и представлений, практических навыков, полезных привычек, экологической культуры; -взаимодействие и общение с одноклассниками и ближайшим окружением | Реализация проекта. Практическая работа |
|
IVэтап Заключительный | - обобщение опыта и определение результата практической деятельности | Отчет о результатах реализации проекта, определение перспектив дальнейшей работы | До |
Реализация проекта осуществляется с сентября по март 2022-2023 учебного года и включает в себя выполнение следующих мероприятий:
№ | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Беседы на темы: - «Невидимые отходы» - «Мусорные острова» - «Чем опасен микропластик» - «Природные ресурсы» - «История алюминиевой банки» - «Что такое экопункт» - «Чудеса переработки» - «Многоразовые вещи» - «Опасные отходы и здоровье» - «Как помочь планете» | Сентябрь-март |
2 | Практические занятия | Сентябрь-март |
3 | Анкетирование соседей по дому, учащихся, педагогов по теме раздельного сбора отходов | Ноябрь |
4 | Экологический субботник с привлечением соседей по дому | Ноябрь |
5 | Изготовление экоплаката «Разделяй-ка!» и макетов экоурн | Декабрь |
6 | «Экскурсия в экопункт» | Зимние каникулы |
7 | Публикации в соцсетях информации на тему раздельного сбора отходов | Январь-март |
8 | Инклюзивное внеурочное занятие в школе «Береги природу – сортируй отходы!» | Январь |
9 | Анимационная благотворительная программа «Береги свою планету!» | Февраль |
10 | Городская экоярмарка «Вторая жизнь игрушек» | Февраль |
11 | Участие в муниципальных экоакциях и творческих конкурсах - «Черному морю – наша забота» - «Изумрудный лес» -«Поможем зимующим птицам» «Сортируй отходы – береги природу!» | Октябрь-март |
13 | Сдача вторсырья в экопункт | Январь-март |
14 | Оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов проекта (экоплаката с рисунками, макетов экоурн) | Март |
Подготовительная работа предусматривает организацию просмотра с учащимся видеофильмов, презентаций, иллюстраций на тему загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов, о гибели животных от жизнедеятельности человека, о накоплении вредных веществ в воде, почве, воздухе и их вредном влиянии на здоровье людей.
На практических занятиях проводится работа по изучению маркировки на упаковке продуктов и товаров, имеющихся дома; по разделению бытовых отходов в соответствии с маркировкой по разным контейнерам; по формированию экологических привычек – мыть и сушить упаковку перед сдачей на переработку, пользоваться многоразовой бутылкой для воды вместо пластиковых бутылок, при покупке продуктов в магазине использовать экомешочки и сумку вместо полиэтиленовых пакетов, в магазине выбирать продукты в перерабатываемой упаковке, избегать покупки одноразовой посуды, выключать воду и свет. В ходе работы над проектом проводятся интерактивные игры и задания по сортировке предметов из различных материалов, работа с карточками.
Во время совместной работы с учителем по поиску информации и подбору фотографий, изображений для создания презентации к внеурочному инклюзивному занятию в школе учащийся знакомится с поисковой деятельностью.
При изготовлении продуктов проекта для внеурочного занятия- экоплаката, макетов экоурниз картонных коробок, а также поделок и рисунков к экологическим конкурсам и акциям в рамках проекта у учащегося повышается мотивация к творческой деятельности, формируется умение оценивать свою работу.
С целью формирования социальных и коммуникативных навыков запланированы:
- проведение субботника во дворе дома с привлечением соседей, раздача листовок и памяток по правилам раздельного сбора мусора;
- каникулярное мероприятие «Экскурсия в экопункт» и дальнейшие самостоятельные выходы с семьей и другими детьми для сдачи на переработку собранных бытовых отходов (вторсырья) и участия в городских эко-акциях;
- публикация в соцсетях на страничке щколы информации о важности переработки бытовых отходов и приглашения учащихся и родителей к участию в акциях по сбору вторсырья, анонсов мероприятий;
- приглашение волонтёров в школу для просветительской работы с одноклассниками;
- оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов творческой деятельности: рисунков, стенгазеты, макетов экорурн из вторсырья для раздельного сбора бытовых отходов.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта у учащегося надомного обучения сформируются правильные экологические привычки, которые будут реализовываться в семье и, возможно, в семьях других школьников, соседей по дому. Таким образом, учащийся сможет внести свой личный вклад в дело защиты окружающей среды.
Работа над проектом позволит повысить активность обучающегося, самостоятельность, позитивный настрой. Работоспособность ученика будет обеспечена за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, индивидуально подобранных заданий и частой смены деятельности.
Социальная инициатива ребенка с инвалидностью поможет сформировать у него такие ценности, как коллективизм, доброта, ответственность, доверие, активность, организованность.
Социальные навыки, формирующиеся в ходе работы над проектом, позволят выполнять в быту несложные трудовые операции, ориентироваться в окружающем мире, усваивать стереотипы поведения и социальные установки.
Критерии оценки результатов реализованного проекта
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- заложены основы экологической культуры и бережного отношения к природе, её ресурсам, окружающей среде;
- повысилась мотивация и готовность придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни,
- приобретен элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- сформированы привычки экологически правильного поведения, умение оценивать правильность собственного поведения и других людей с позиции заботы об окружающей среде.
- своим примером, продуктами творческой деятельности удалось привлечь внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения окружающей среды и важности раздельного сбора бытовых отходов.
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, так как продукты творческой деятельности, созданные во время работы над проектом – экоплакат, экоконтейнеры, могут быть использованы в школе для оформления эковыставок, экоуголка в классе, проведения экологических акций и уроков, например, ко Дню Земли.
Итоги и перспективы развития проекта: для дальнейшего развития и процветаниянашей планеты мы должны действовать разумно, рационально использовать окружающую природную среду и бережно относиться к ней. Утилизация отходов – важнейшая проблема экологической безопасности. При её решении можно сэкономить сырьё и уменьшить площади свалок, которые занимают большие территории и являются источником загрязнения и отравления воздуха, почвы и воды. Начатую работу необходимо продолжать. В следующем учебном году планируется вступление в ряды волонтеров-экологов, будет предложено провести в школе конкурс рисунков и плакатов в поддержку раздельного сбора бытовых отходов, выставку поделок из не перерабатываемых отходов для привлечения внимания к отказу от покупок товаров в не экологичной упаковке, флешмоб на каникулах «Как я разделяю мусор дома»
Список использованной литературы:
- А.Кольовска, А.Феткулина «Про отходы». Методические материалы в помощь воспитателям. Москва, 2019.
- Т.В.Аланина «Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе»; Специальное образование 2020 г., №2.
- Е.М.Приорова «Экологическая культура и здоровье человека». Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение», 2021.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Использованные интернет-ресурсы:
будьвдвижении.рф – Всероссийский проект «На связи с природой» Российского движения детей и молодежи «Движение первых»;
– портал Зеленой школы;
– Всероссийский образовательный портал «Экоход»;
- сайт с полезными материалами и ресурсами в помощь экологам и экологистам, преподавателям и учителям, волонтерам и активистам - всем, кто интересуется темой чрезмерного использования ресурсов, проблемой замусоривания территорий, раздельного сбора и переработки отходов;
– центр экономии ресурсов, признанный лидер в вопросах разработки игровых просветительских материалов по экологии для взрослых и детей;
разделяйиздравствуй.рф – сценарии экоуроков и методические материалы;
экокласс.рф – сценарии экоуроков и методические материалы;
втораяжизньпластика.рф – готовые материалы для занятий.
ФОТООТЧЕТ
о реализации социально значимого проекта
«Разделяй и Здравствуй»
ФИО руководителя: Скопинцева Ю.В., учитель надомного обучения
На подготовительном этапе работы с учащимся был организован просмотр видеофильмов, иллюстраций о загрязнении окружающей среды и истощении природных ресурсов, о гибели животных от жизнедеятельности человека, о накоплении вредных веществ в воде, почве, воздухе и их вредном влиянии на здоровье людей.
Был сделан вывод о том, что природе необходимо помогать и начать нужно с позитивных изменений у себя дома.
После формулировки с учащимся задач проекта и составления плана работы приступили к практическому этапу реализации проекта:
- практические занятия по изучению маркировки на упаковке продуктов и товаров, имеющихся дома;
- практические занятия по формированию экологических привычек:
- мыть и сушить упаковку перед сдачей на переработку, раскладывать правильно упаковки в разные контейнеры;
- подготовка собранного вторсырья к сдаче на переработку в экопункт «Новая жизнь»
Освоив первоначальные навыки раздельного сбора бытовых отходов у себя дома, приступили к мероприятиям по вовлечению ближайшего окружения к деятельности по защите окружающей среды:
- проведение субботника во дворе дома с привлечением соседей, раздача листовок и памяток по правилам раздельного сбора мусора
- выполнение домашнего задания – рисунки на тему раздельного сбора бытовых отходов
- совместная деятельность с учителем по подготовке материалов к открытому уроку (подбор картинок и фотографий для презентации, изготовление макетов контейнеров для раздельного сбора отходов, экоплаката
- публикации в соцсетях на страничке щколы информации о важности переработки бытовых отходов и приглашения учащихся и родителей к участию в акциях по сбору вторсырья, анонсов мероприятий
- анкетирование педагогов и учащихся по проблеме раздельного сбора бытовых отходов
- открытое инклюзивное внеурочное занятие «Береги природу, сортируй отходы!», оформление экозоны в холле школы
- приглашение волонтёров в школу для просветительской работы с одноклассниками
- участие в муниципальных экоконкурсах и акциях
- участие в городской экоярмарке «Вторая жизнь игрушек» вместе с детьми-соседями по дому и одноклассниками
- походы в экопункт «Новая жизнь» для сдачи вторсырья на переработку, участие других детей в сдаче бытовых отходов
- оформление «экоуголка» в подъезде с использованием продуктов творческой деятельности: рисунков, стенгазеты, макетов экорурн из вторсырья
- благодарность от волонтеров экопункта «Новая жизнь» за активную жизненную позицию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - ЗДОРОВЬЕ МИРА» или «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»
Представленные материалы могут помочь спланировать работу по формированию у школьников культуры здорового образа жизни, экологической грамотности учащихся....
Экологический проект «Огород на окошке» для детей дошкольного возраста 3-4 лет
Вид проекта: исследовательский.Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с...
Экологический проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Птицы вокруг нас"
Птицы рядом с нами в любое время года. У детей накапливаются разнообразные знания о них. Но, зачастую, они поверхностные, разрозненные и не систематизированные....
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
Экологический проект для детей 4-5 лет «Муравьи»
Экологический проект для детей 4-5 лет«Муравьи»...
Экологический проект для детей 4-5 лет «Удивительный песок»
Экологический проект для детей 4-5 лет«Удивительный песок»...
Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Зеленая аптека"
Проект для детей старшего дошкольного возраста....