Статья «Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы»
статья
Краткая справка об особенностях вальдорфской школы и отличиях школы от классического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 11.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы
Стрелкова Т.А.
Вальдорфская школа была создана Рудольфом Штайнером в 191 году. Штейнер уже будучи маститым философом, встретился с рабочими табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, где выступил по приглашению руководителя предприятия Эмиля Мольта.
Необходимо отметить, что школа Штейнера, в будущем вальдорфская школа (по имени места, где было положено ее началу), и связанный с нею педагогический импульс, возникла в условиях послевоенного кризиса (1-ая четверть XX в.), когда шел напряженный поиск новых форм социальной жизни. Рудольф Штейнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на школу с политехнической и естественно-научной ориентацией и гуманитарно-ориентированное учебное заведение на деле усиливало барьеры непонимания между различными социальными слоями общества.
В.К. Загвоздкин выделяет и основные инновации, осуществлённые Штайнером в его школе, и формулирует следующие её характерные особенности:
— возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на потребности каждой возрастной ступени и служит духовному и физическому развитию обучающегося;
— принцип классного учителя, который «ведёт» свой класс с первого по восьмой год обучения. Классный учитель ответственно, в сотрудничестве с коллегами и родителями, в том числе по вопросам воспитания, выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы. Для ученика младшей и средней школы личность учителя важнее предмета;
— ежедневное проведение советов учителей с целью постоянного обновления педагогического и предметного содержания занятий при одновременном углублении познания человека, что в целом ориентировано на дальнейшее профессиональное, интеллектуальное и личностное развитие учителя. Такие советы предполагают обсуждение как вопросов методики и дидактики, так и индивидуальных особенностей отдельных учеников и целых классов и специфику их обучения;
— преподавание предметов «эпохами», когда в течение 3—4 недель один предмет изучается на сдвоенном уроке, что ведёт к концентрации учебного материала, а также даёт возможность учителю для органического, последовательного преподавания материала в течение «эпохи»; преподавание двух иностранных языков с первого класса по специальной методике;
— возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества. Это, прежде всего, сказки, легенды о святых, басни, библейские истории, мифология народов мира, сцены из различных исторических периодов и другое. Рассказыванию и пересказу ежедневно отводится часть времени на уроке. Театральная постановка этих сюжетов интегрируется в учебный процесс;
Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы вызывают все больше вопросов. После восьмого года обучения классный учитель «отпускает» детей. С 9 класса они начинают обучаться по привычной системе - много учителей-предметников, каждый из которых специализируется на своем.
Основное отличие старшей школы от младшего и среднего звена - большая ориентация на научность знания, а не на простые абстрактные представления, образы и истории. К старшим классам каждый ученик уже сформировал определённое представление о мире. И теперь он может принимать точную информацию без абстракции.
В старших классах делается большой упор на ориентирование ученика в белей взрослой жизни. Ученики сами организовывают праздники, крупные выездные мероприятия для младшей школы. Если позволяет школа, то она погружаются в непосредственно практическую работу: отправляются работать, пробовать себя в различной профессиональной деятельности.
Отечественная педагогическая традиция подходит к процессам воспитания и образования, с точки зрения потребностей общества, говорится о проектируемом типе социализации, построении определенного типа личности. Как мы показали выше, вальдорфская педагогика несколько иначе подходит к решению данного вопроса, отталкиваясь от личностных потребностей ребенка. Однако проблема в том, что большинство заказчиков образования, и прежде всего родители, не готовы воспринимать такую ситуацию. В данном случае требования родителей являются отражением ранее полученного и зафиксированного в культуре опыта предыдущих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».
Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...
Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...
Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы
Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...
Особенности обучения чтению публицистических текстов в старших классах общеобразовательной школы
Выступление на МО....
Статья "Особенность преподавания модуля "Работа на компьютере" в начальной школе
В статье рассмотрены особенности преподавания информационных технологий в начальной школе на основе собственного опыта. Приведены приёмы и рекомендации для работы с учащимися младшего возраста....
Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»
Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....
Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»
В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...