Статья «Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы»
статья

Стрелкова Татьяна Алексеевна

Краткая справка об особенностях вальдорфской школы и отличиях школы от классического образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx11.31 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы

Стрелкова Т.А.

        Вальдорфская школа была создана Рудольфом Штайнером в 191 году.  Штейнер уже будучи маститым философом, встретился с рабочими табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, где выступил по приглашению руководителя предприятия Эмиля Мольта.

        Необходимо отметить, что школа Штейнера, в будущем вальдорфская школа (по имени места, где было положено ее началу), и связанный с нею педагогический импульс, возникла в условиях послевоенного кризиса (1-ая четверть XX в.), когда шел напряженный поиск новых форм социальной жизни. Рудольф Штейнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на школу с политехнической и естественно-научной ориентацией и гуманитарно-ориентированное учебное заведение на деле усиливало барьеры непонимания между различными социальными слоями общества.

        В.К. Загвоздкин выделяет и основные инновации, осуществлённые Штайнером в его школе, и формулирует следующие её характерные особенности:

— возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; содержание образования ориентируется на потребности каждой возрастной ступени и служит духовному и физическому развитию обучающегося;

— принцип классного учителя, который «ведёт» свой класс с первого по восьмой год обучения. Классный учитель ответственно, в сотрудничестве с коллегами и родителями, в том числе по вопросам воспитания, выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы. Для ученика младшей и средней школы личность учителя важнее предмета;

— ежедневное проведение советов учителей с целью постоянного обновления педагогического и предметного содержания занятий при одновременном углублении познания человека, что в целом ориентировано на дальнейшее профессиональное, интеллектуальное и личностное развитие учителя. Такие советы предполагают обсуждение как вопросов методики и дидактики, так и индивидуальных особенностей отдельных учеников и целых классов и специфику их обучения;

— преподавание предметов «эпохами», когда в течение 3—4 недель один предмет изучается на сдвоенном уроке, что ведёт к концентрации учебного материала, а также даёт возможность учителю для органического, последовательного преподавания материала в течение «эпохи»; преподавание двух иностранных языков с первого класса по специальной методике;

— возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества. Это, прежде всего, сказки, легенды о святых, басни, библейские истории, мифология народов мира, сцены из различных исторических периодов и другое. Рассказыванию и пересказу ежедневно отводится часть времени на уроке. Театральная постановка этих сюжетов интегрируется в учебный процесс;

        Особенности преподавания в старших классах вальдорфской школы вызывают все больше вопросов. После восьмого года обучения классный учитель «отпускает» детей. С 9 класса они начинают обучаться по привычной системе - много учителей-предметников, каждый из которых специализируется на своем.

        Основное отличие старшей школы от младшего и среднего звена - большая ориентация на научность знания, а не на простые абстрактные представления, образы и истории. К старшим классам каждый ученик уже сформировал определённое представление о мире. И теперь он может принимать точную информацию без абстракции.

        В старших классах делается большой упор на ориентирование ученика в белей взрослой жизни. Ученики сами организовывают праздники, крупные выездные мероприятия для младшей школы. Если позволяет школа, то она погружаются в непосредственно практическую работу: отправляются работать, пробовать себя в различной профессиональной деятельности.

        Отечественная педагогическая традиция подходит к процессам воспитания и образования, с точки зрения потребностей общества, говорится о проектируемом типе социализации, построении определенного типа личности. Как мы показали выше, вальдорфская педагогика несколько иначе подходит к решению данного вопроса, отталкиваясь от личностных потребностей ребенка. Однако проблема в том, что большинство заказчиков образования, и прежде всего родители, не готовы воспринимать такую ситуацию. В данном случае требования родителей являются отражением ранее полученного и зафиксированного в культуре опыта предыдущих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Статья «Особенности преподавания географии в рамках ФГОС»

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении насе...

Особенности обучения чтению с применением ИКТ в старших классах средней школы

Информатизация образования значительным образом способствовала повышению компьютерной грамотности всех участников учебного процесса. Современный урок английского языка трудно представить без использов...

Статья "Особенность преподавания модуля "Работа на компьютере" в начальной школе

В статье рассмотрены особенности преподавания информационных технологий в начальной школе на основе собственного опыта. Приведены приёмы и рекомендации для работы с учащимися младшего возраста....

Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»

Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....

Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»

В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...