Статья "Особенность преподавания модуля "Работа на компьютере" в начальной школе
статья по информатике и икт на тему
В статье рассмотрены особенности преподавания информационных технологий в начальной школе на основе собственного опыта. Приведены приёмы и рекомендации для работы с учащимися младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_prepodavaniya_modulya_vgu_2013.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности преподавания модуля «Работа на компьютере» в начальной школе
Тютина Т.В. e-mail: tvt-p@yandex.ru
МБОУ СОШ №95
Информатика как учебный предмет прочно вошла в школьное образование. При этом произошло множество изменений в подходах к преподаванию и самому назначению данного курса. В старшей школе достаточно чётко сложились основные разделы, составляющие содержание школьной информатики, включающие в себя и теоретические сведения об информации, количестве информации, основах логики и т.д., так и основы программирования и алгоритмизации, и информационные технологии на основе большого количества программных продуктов. В начальной школе процесс становления предмета прошёл путь от логики и алгоритмизации до информационных технологий модулем в предмете «Технология».
Анализируя требования Федерального стандарта общего образования, наработки и опыт преподавания информатики отдельных педагогов и авторов, необходимо искать пути повышения мотивации учащихся, а также качества обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся и современными требованиями общественной жизни.
В рамках предмета «Технология» учащиеся должны учиться планировать и организовывать деятельность (выполнять простейшие алгоритмы, устанавливать последовательность действий для решения задачи, анализировать свою и чужую работу), учиться работать в группе, работать с информацией (передача, поиск, преобразование и хранение информации, поиск информации в словарях, библиотеках и т.д.). С точки зрения пропедевтики учебного предмета «Информатика и ИКТ», должны научиться использовать информационные технологии, т.е. знать основные устройства компьютера, уметь включать и выключать компьютер и подключаемые к нему устройства, пользоваться мышью, работать с простейшими информационными объектами с помощью средств текстового, графического редакторов, редактора презентаций.
Если проанализировать учебно-тематические планы, например, 4 класса, то заметим, что практически все уроки направлены на формирование и отработку технологических навыков работы с различными программными продуктами. Такой подход обеспечивает, конечно, достижение целей, поставленных федеральным компонентом стандарта содержания начального общего образования по технологии, но для подготовки к изучению предмета «Информатика и ИКТ» в среднем и старшем звене школы необходимо развивать логику, алгоритмическое мышление, умение сопоставлять, анализировать информацию. Множество интересных наработок для достижения этих целей было в безмашинном варианте преподавания курса, например, Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах». Значит, проектируя уроки по изучению информационных технологий надо стараться сочетать задания так, чтоб получало развитие логическое мышление учащихся, любознательность, сообразительность.
Учитывая естественный интерес младших школьников к игровой деятельности разумно включать игровые моменты практически в каждый урок. В начале занятия можно использовать давно известный приём – логические задачки, головоломки, ребусы, которые подтолкнут к формулированию проблемы урока. Очень интересную идею предложила О.Ф.Брыскина в своей статье «Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе» [4]. Речь идёт о проведении информационных минуток, в подготовке которых активное участие принимают дети, делятся последними сведениями о мире компьютеров, которые узнали от взрослых, из журналов и т.д. Это способствует развитию мотивации, любознательности, формированию информационной культуры.
На уроке знакомства с устройством компьютера с успехом была применена идея Ходиева А.В. [1]. «Игра, в которой класс превращается в работающий компьютер, где дети, исполняя роль того или иного устройства компьютера, приходят к пониманию как работает компьютер» Это подтолкнуло учащихся не просто выучить комплектующие и их назначение, а понять алгоритм, процесс обработки информации.
В классах, где я работаю, нет возможности произвести деление на подгруппы, поэтому и времени для решения интересных и полезных зада на алгоритмы почти не остаётся. Много внимания приходится уделять той группе ребят, которая в данный момент работает за компьютерами, поэтому стараюсь подбирать развивающие алгоритмические задания, связанные непосредственно с темой урока и не требующие постоянного контроля и дополнительного пояснения со стороны учителя. Так, изучая текстовый редактор, можно попросить выполнить заданный алгоритм для определённого слова или составить алгоритм действий, приводящий к преобразованию одного слова в другое или к изменению (редактированию) текста. Детям приходится словами описать процесс или провести предложенные преобразования без использования компьютера, т.к. они в данный момент работают за столами в тетрадях. Это способствует развитию образного и алгоритмического мышления. При изучении графического редактора тоже можно использовать алгоритмические задачи: «Как сделать?», где необходимо продумать собственный план действий для того, чтоб получить желаемое изображение. Как нарисовать жёлтый месяц на синем небе? Как это сделать побыстрее? (предложил Е.Г.Кабаков) Как получить из одной матрёшки целую семью? Как изобразить клетчатое поле из 20 квадратов наиболее коротким способом? Как получить заданный орнамент наиболее быстрым способом? Как не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды одну и ту же линию обвести заданный рисунок? (задача Льюиса Кэрролла)
Конечно, на занятиях поддерживаются подходы «Самореализуемся творчески!», «Всегда получаем значимый результат», «Участвуем в проектной деятельности». Задания подбираются с учётом интересов учащихся. Так при создании проектов при изучении темы «Обработка текстовой информации» учащиеся сами подбирали материал по интересующей теме, но обязательно обсуждался и формулировался развёрнутый план действий.
Особенностью изучения информационных технологий в нашей школе является использование Open Office. Это создаёт ряд трудностей при переносе навыков учащихся в новую среду при выполнении домашних заданий и проектов. Но и создаётся предпосылка к тому, чтоб учащиеся не механически запоминали порядок выполнения операций, например при создании и редактировании текста, а понимали цель действий и могли продумать алгоритм даже для работы в другом текстовом редакторе. Так например, операция добавления рисунка в текст. На уроке обсуждаем, что мы хотим добавить или вставить рисунок, при этом надо знать путь к файлу, содержащему рисунок. Уточняем, что рисунок можно назвать изображение. Учащиеся приходят к формулированию алгоритма действий, который можно использовать и в MS Word и Open Office org.Writer. Таким образом, использование двух операционных систем способствует развитию мышления учеников.
Преподавание информатики в начальной школе, вероятно, ещё будет претерпевать изменения, но надо помнить, что сегодняшний школьник должен получить и навыки работы на компьютере, и развитие мышления, творческих способностей и интереса к учёбе.
Литература
- Хадиев А.В. Информатика в начальной школе. – «Информатика: проблемы, методология, технология: материалы XII Международной научно-методической конференции, Воронеж, 9-10 февраля 2012.
- Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 228 с.
- Первин Ю.А. Информатика дома и в школе. Книга для учителя.- BHV,2003. – 144с.
- http://www.rusedu.info/CMpro-v-p-23.html
- Интернет источники: http://pedsovet.org, http://lib2.podelise.ru/docs/48/index-33360.html, http://festival.1september.ru/articles/419921/, и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Методика преподавания английского языка в начальной школе (обучение аудированию и говорению).
Методическая разработка...
Об особенностях преподавания эрзянского языка в начальной школе с полиэтническим составом обучающихся
Как учить русскоязычных детей эрзянскому языку? Какие применять технологии, приемы. Как воспитать уважение к культуре другого народа?...
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе
Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...
Обобщение опыта по проблеме преподавания английского языка в начальной школе
Работая над проектами, я использую следующие этапы:Первый этап - подготовительный включает в себя формулировку темы, цель работы, обозначение временных рамок (урок, или несколько уроков, в...
Интегрированный подход в образовательной проектной технологии (на примере преподавания английского языка в начальной школе)
Понятие проектной технологии как базовое понятие проекта довольно многозначно. Это и тщательный план работы, предвидящий создание какого-либо продукта или достижение определенного результата; и ...
Особенности преподавания английского языка в начальной школе
Статья по теме: "Особенности преподавания английского языка в начальной школе "...