Буклет по альтернативной коммуникации
учебно-методическое пособие

Юлия Валериевна Пронина

В буклете представлены рекомендации по выбору альтернативной коммуникации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_alternativnoy_kommunikatsii.docx59.58 КБ

Предварительный просмотр:

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз РАС – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет к взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети - аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его.

Одно из важнейших направлений психолого-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра - формирование коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки:

  • Просьба
  • Ответная реакция
  • Называние, комментирование, описание предметов, людей, действия и события
  • Привлечение внимания
  • Вопросы
  • Эмоции и чувства
  • Социальное поведение
  • Диалог

Основные коммуникативные функции

  • Просить то, что хочешь.
  • Делать что-то по очереди.
  • Отказываться
  • Делать выбор.
  • Вступать в коммуникацию/ выходить из общения.
  • Соглашаться/отрицать.
  • Комментировать.
  • Сопоставлять информацию.
  • Спрашивать/отвечать.
  • Делиться чувствами.

Использование альтернативных методов коммуникации в работе с детьми с РАС

Система жестов.

Система символов.

Обучение глобальному чтению.

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

Система коммуникации при помощи карточек PECS

Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку - аутисту языке — с помощью картинок.

Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и педагогов не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности

Основные преимущества использования системы РЕСS:

1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Обязательное условие для начала обучения РЕСS - у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать.

Конечная цель - ребенок научается просить.

Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:

Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов  или жестовых обозначений "да", "нет", "дай".

Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я".

У ребёнка должен быть устойчивый учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.

Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек РЕСS следующие:

Фаза I «как» осуществлять общение

Физический обмен картинки на предмет. Увидев желаемый предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.

Фаза II Расстояние и настойчивость

Обучение ребенка отдавать карточку. Ребенок подходит к своему индивидуальному альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к взрослому, привлекает его внимание и кладет карточку в руку взрослого.

Фаза III Различение карточек

Обучение распознавать, что изображено на картинке. Чтобы попросить желаемый предмет, ребенок подходит к альбому для занятий. Выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку.

Фаза IV Структура предложения

Обучение составлять предложения из карточек. Во время четвертой фазы ребенок помещает изображение предмета на полоску для предложения, на которой написана фраза «Я хочу»,после чего отдает полоску с предложением взрослому.

Фаза V Ответы и вопросы

Обучение отвечать на вопросы при помощи карточек. Во время пятой фазы ученик начинает отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» с помощью полоски с предложением. До пятой фазы ученику не задаются вопросы, потому что к этому моменту поведение по обмену изображениями должно стать автоматическим

Фаза VI Комментирование

Обучение делать комментарии при помощи карточек. Во время шестой фазы ученик начинает отвечать не только на вопрос «Что ты хочешь?», но и на «Что ты видишь?» и «Что у тебя есть?», «Что ты слышишь?» или « Что это?»

Ждем вас по адресу: г. Старый Оскол,

Мкр. Жукова,34

телефон: (4725) 32-70-80

e-mail: st-dou22@yandex.ru

МБДОУ ДС 22 «УЛЫБКА» СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Альтернативная система коммуникации и развития речи PECS.

kartochki-peks

учитель - логопед

учитель - дефектолог: Пронина Ю. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Семинар-практикум "Альтернативная коммуникация. Что это?"

Конспект индивидуального логопедического занятия  дифференциация звуков К-Тлексическая тема -  "Наша Армия"...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...