Статья "Актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса"
статья

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса

Безопасность часто рассматривается как способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе. С точки зрения образовательного процесса, безопасность подразумевает условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.

Исходя из соответствующего определения, к безопасности образовательного процесса следует подходить комплексно, учитывая отдельные аспекты, формирующие безопасную среду. Комплексная  безопасность  образовательной  организации – это совокупность предусмотренных  законодательством мер и мероприятий  персонала образовательной организации, осуществляемых под руководством  ее руководителя, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными  структурами, вспомогательными  службами, с целью обеспечения безопасного  функционирования организации, а также готовности сотрудников  и  обучающихся  к рациональным  действиям  в опасных и чрезвычайных ситуациях. Помимо этого, к безопасности образовательного процесса относится и благоприятное психоклоническое состояние обучающихся.  

Система комплексной безопасности образовательной организации подразумевает состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий реализации угрозы.

  С учетом современной внешнеполитической обстановки, проблема обеспечения безопасности учебного процесса достаточно актуальна.  Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, по мере увеличения числа международных конфликтов, а также экологических проблем.

В то же время пристальное внимание должно быть уделено психофизическому состоянию каждого обучающегося ввиду того, что дети и подростки являются наиболее уязвимой группой для различных негативных воздействий и требуют особой заботы и защиты.

В образовательных организациях прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):

- социального характера: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка;

- угрозы правам и свободам граждан;

- акты экстремизма и терроризма, угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера;

- противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные организации, хищение имущества образовательных организаций, хулиганские действия, насилие, вандализм;

- причинение вреда здоровью, травматизм;

- вымогательство, мошенничество, употребление и распространение алкоголя, наркотиков, психологическое давление.

В связи с большим количеством возможных угроз безопасности учебного процесса, персонал организации должен работать на формирование безопасной среды, быть бдительным и предупреждать возможные негативные ситуации.

Педагог, вне зависимости от профиля обучения, должен осуществлять рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивную и оздоровительную работу, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, детского дорожно-транспортного травматизма, просветительскую и методическую работу с участниками образовательных отношений.

Функциональное назначение обоснованных в исследовании ресурсов и возможностей в структуре развивающего потенциала образовательной среды для становления культуры безопасного образа жизни в образовании заключается в создании дидактических, педагогических, организационных условий, привлекаемых для достижения поставленных целевых ориентиров:

- педагогические условия (педагогическое сопровождение профессионально-образовательных практик становления культуры безопасного образа жизни обучающихся;

- актуализация у обучающихся осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории и становления культуры безопасного образа жизни);

- дидактические (обогащение содержания образования мировоззренческими и предметно-конкретными знаниями о культуре безопасного образа жизни;

- оптимальное сочетание образовательных форм, методов, технологий в освоении обучающимися культуры безопасного образа жизни);

- организационные (реализация солидарной ответственности участников образовательных отношений в становлении культуры безопасного образа жизни обучающихся);

- активизация социально-воспитательной работы образовательной организации по становлению культуры безопасного образа жизни участников образовательных отношений).

В связи с этим, инфраструктуру образовательной организации следует считать здоровьесберегающей, когда обеспечивается:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- оснащенность учебных кабинетов необходимым оборудованием и инвентарем.

Для снижения чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха необходима рациональная организация учебной и внеучебной деятельности детей и подростков. В данном направлении каждому педагогу при организации занятий необходимо:

- соблюдать гигиенические нормы и требования к организации и объёму учебной нагрузки;

- использовать методы и методики обучения (прошедшие апробацию), адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

- осуществлять введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем администрации и учебной части образовательного учреждения;

- учитывать индивидуальные особенности развития обучающихся, осуществляя работу по индивидуальным маршрутам в программах, особенно с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список использованных источников

  1. Актуальные проблемы дошкольного образования теория и практика: Материалы IV международной научно-практической конференция : материалы конференции / ответственные редакторы Г. Ф. Шабаева, И. Г. Боронилова. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. — ISBN 978-5-907475-75-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/288398.
  2. Акимова, Л. А. Становление культуры безопасного образа жизни в образовании : учебное пособие / Л. А. Акимова. — Оренбург : ОГПУ, 2021. — 163 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/179905.
  3. Комплексная безопасность образовательной организации // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 1". — URL: https://bal-sch1.edumsko.ru/conditions/safety/post/251911.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение по организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга

В положение включены разделы:1. Общие положения (цели, задачи, законодательная и нормативная основа деятельности по ОТ, структура управления ОТ),2. Обязанности и права руководителей и специалистов по ...

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России.

Вопросы обеспечения информационной безопасности детства являются одной из ключевых проблем детства в современной России....

«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»

Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение        ...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности . Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психолог...

Мероприятия по обеспечению комплексной безопасности в рамках модуля «Профилактика и безопасность» рабочей программы воспитания в 2022-2023 учебном году

Подготовка и уточнения документации по безопасности в школе, (Паспорт безопасности школы с приложениями, приказы, инструкции, журналы).Подготовка и проверка  организации пропускного режима в школ...