Снежная арт-терапия
методическая разработка
Эмоциональное переключение, перевод событий, связанных с сильными переживаниями, в комическую форму (смешно, а не трагично) приводит к катарсису, освобождению человека от неприятных эмоций. А это по существу одна из главных целей арт-терапевтической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snezhnaya_art-terapiya_-_gotovyy_konspekt.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Снежная арт-терапия
Эмоциональное переключение, перевод событий, связанных с сильными переживаниями, в комическую форму (смешно, а не трагично) приводит к катарсису, освобождению человека от неприятных эмоций. А это по существу одна из главных целей арт-терапевтической помощи.
Задачи:
- изменение привычного репертуара самовыражения;
- создание новых условий и новых способов в выражении чувств;
- снятие мышечных зажимов;
- развитие пространственного и творческого воображения;
- тенденция к двигательной и эмоциональной разрядке.
Главным психотерапевтическим фактором, действующим в новом пространстве, может являться чувство свободы и раскрепощенности.
Пространство. Снежные просторы неограниченны. Участник имеет возможность заполнить столько пространства, сколько ему будет необходимо. Эффект свободы заключается еще и в том, что изменяется телесное пространство — рисовать можно не только кистью руки, но и ногами, всем телом, с использованием разных предметов, что способствует расширению самовыражения и самосознания.
Размеры. У участников появляется возможность самим определять размеры своей работы. Снимаются ограничения листа бумаги, стола, кабинетных стен, что позволяет выйти за рамки привычного восприятия изобразительного продукта.
Текстура. Качество снежного покрова — от мягкого и пушистого до твердого наста — дает возможность создавать продукт плоский, как на бумаге, или рельефный, или даже объемный (скульптура). Фактура снега позволяет легко изменять и исправлять качество этого творческого продукта.
Белый цвет. В художественной деятельности все начинается с чистого холста. Снег имеет белый цвет и идентифицируется с цветом белого холста. Белая бумага или холст дают возможность для проявления любых цветов и оттенков.
Материалы:
— разноцветная вода, залитая в пластиковые бутылки с прорезью в пробке. Для получения цвета можно взять гуашь, тушь, синьку, марганцовку и растворить ее в воде. При надавливании на бутылку струя нужного напора выливается на снег, оставляя цветные следы.
— простая вода, с помощью которой можно создавать линии, борозды разной глубины.
— готовые формы: ромбы, квадраты, круги, сердечки и др. (а также отпечатки собственного тела) для создания различных рельефов. Заранее подготовленные домашние заготовки — фигурки из цветного льда и природный материал — применяются как дополнение.
Ход занятия:
- Вступительное слово ведущего
Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам отложить все дела и выйти с нами на улицу! Сегодня прекрасный зимний день и нам с вами предстоит увлекательное занятие – рисование на снегу. А чем мы будем рисовать и что, это мы вам расскажем, когда выйдем на улицу. Итак, вперед, на снег!!!
- Разминка «Купи коровку!»
Участвовать могут дети от 5 до 15 лет. Число игроков не ограничено.
Для игры понадобится небольшая ледышка. Все ребята становятся в круг, радиус которого составляет 2 м. Выбирается «хозяин». Его задачей является «продажа коровки». Делается это следующим образом: «хозяин» прыгает на одной ноге и старается толкнуть ледышку так, чтобы она ударилась о чью-нибудь ногу, произнося такие слова: «Купи коровку!» Остальные игроки стараются, конечно, увернуться от «коровки» и не стать ее новым владельцем. Если кто-то не успел увернуться, значит «коровка» меняет «хозяина», и игра начинается сначала. Не каждому удается быстро отделаться от роли «хозяина». Не повезет – можно и целый день продавать «коровку». Правда, правилами игры разрешается переменить ногу.
- Упражнение «каракули на снегу»
Настрой
Выберите бутылку, наполненную водой понравившегося вам цвета. Попробуйте что-нибудь нарисовать на снегу (это могут быть просто каракули, кляксы, любые образы).
Индивидуальная работа
Выберите место. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться и работать на любой территории. Используя любые цвета, вы можете сделать рисунок (конкретный или абстрактный образ; отпечаток предмета или тела на снегу и др.). Если нет нужного вам цвета, вы можете попросить его у других участников.
Коллективная работа
Посмотрите на то, что получилось у других участников. Соедините линиями свои рисунки с теми, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
- Упражнение «Снежный вернисаж»
Ребятам предлагается разбиться на микро-группы. Затем группам предлагается занять выбранное им место на отведенной общей территории (не более двух метров друг от друга). Дается задание: с помощью любых понравившихся материалов (цветной воды, формочек для отпечатков, фигурок из цветного льда, природного материала) нарисовать картину, слепить скульптуру из снега. Участники по очереди, используя различные формы и цвета, должны сделать общий рисунок.
Придумать название своей картине и составить рассказ-представление о своей работе.
- Коллективная фотография
- Обсуждение (в помещении)
- Какая снежная картина вам понравилась больше?
- Что оказалось неожиданным в этой работе?
- Что понравилось, а что нет?
- Придумайте историю про снежные вернисажи и письмо опустите в почтовый ящик. Истории принимаются до конца недели.
Всем больше спасибо за творчество и изобретательность. До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Цикл ученических стихов "Снежная сказка зимы"
Снежная сказка зимы. Стихи (танка) учащихся.Эссе....
Сценарий новогоднего конкурса для девочек 8 - 11 классов "Снежная королева"
Данный тип сценария относится к внеклассной/внеурочной деятельности, мной он проводился, как городской новогодний конкурс для девочек старших классов. Надеюсь, каждый из вас найдет в нем что-то, что м...
Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии: «Как избавиться от зимней депрессии?» (для обучающихся 1 – 4 классов).
«Мороз и солнце – день чудесный» - писал поэт, восхваляя зимний день. А если день кажется серым и унылым, на улице холод; просыпаться, чтобы спешить в школу, все тяжелее, и вообще все скуч...
Открытый урок по литературе и математике в 6 классе "Урок-путешествие Герды в страну Снежной королевы по сказке Х.К. Андерсена "Снежная королева".
Конспект интегрированного урока по литературе и математике в 6а классе учителей школы Шурчковой Л.В, Тимошенко Е.А.ГБС (К) ОУ № 487 Выборгского района С-Пб Конспект ...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сравнительная характеристика Снежной королевы и Герды.
Модель смешанного обучения "Ротация станций"....
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса снежных городков и снежных фигур «Зимняя сказка» среди учреждений, подведомственных Министерству социального развития НСО
Зимнее время это период чудес, санок, лыж и, конечно, снеговиков и горок. Каждый ребенок имеет право на зимнюю сказку, к тому же, сделанную своими руками. Ведь создавая прекрасное, придумывая и реализ...