Профессиональное развитие
материал

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

Профессиональное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию

учителя русского языка и литературы

                                                                           

Нуртдиновой Эльвиры Газнавиевны

Сроки реализации программы 2021-2024

Цель методической деятельности.

                                                                          Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер

Необходимым  условием профессиональной деятельности педагога является самообразование.  Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями  непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. 

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения  в образовательный процесс.

Функции методической деятельности:

  • -аналитическая;
  • -проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
  • - нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
  • - исследовательская  ( педагогическое творчество и мастерство).
  • рефлексивная  (результат деятельности  учителя  и учеников).

Рефлексивный анализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития ученика путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к   итоговой аттестации.

Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности: дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.

Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: целеполагание и составление плана деятельности; выбор учащимися содержания различной сложности; использование проблемных заданий; рефлексию учащимися своей деятельности. Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.

Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и  психолого-педагогическим  особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.

Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.

Подготавливая выпускников к сдаче единого государственного экзамена, не только еженедельно провожу консультации, но и организую самостоятельную  работу по подготовке к итоговой аттестации через составление индивидуальных программ учащихся. Использование современных педагогических технологий позволяет добиваться хороших результатов при проведении ВПР и сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения  нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.

Проблемы

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы  применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность. 

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).

 Ожидаемые результаты:

  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества
  • совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий
  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Цель изучения данной темы:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи изучения данной темы.

  • сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  •  анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  •  сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  •  сформировать навыки целостного анализа информации
  • продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании  истории и обществознания, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания  предмета
  • продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии
  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;

План самообразования по форме:        

Этапы самообразования

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.Диагностический

1.Изучение и анализ литературы по теме самообразования.

Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя.М.:Баласс,2011

2. Обучение на дистанционных курсах по заявленной теме

3.Посещение уроков педагогов школы

4. Использование результатов школьного мониторинга

Сентябрь –декабрь 2021

ШМО

2. Прогностический

1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература с учетом результатов школьного мониторинга

2.Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся

3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.

4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме  

5.Выступление на заседании ШМО и РМО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Январь 2022-

май 2022

Методсовет, ШМО

3. Практический

1.Участие в работе школьного и районного методических объединений  

2.Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой

3.Проведение открытых уроков по теме самообразования

4. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ

5. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата.

6.Проведение   самоанализа   деятельности по формированию читательской грамотности учащихся

7.Повторный мониторинг уровня читательской грамотности учащихся

8.Составление сравнительной таблицы по изменению уровня читательской грамотности учащихся

Сентябрь2022-май 2023

Открытые уроки, собеседования с коллегами,

заместителем директора,

ШМО

4. Обобщающий

1.Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

2.Консультативная помощь учителям

3. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования.

4.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.

5. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайте «nsportal.ru».

Сентябрь 2023-май 2024

Выступление метод. совете, ШМО, педсовете

5. Внедренческий

1.Проведение мастер-класса по заявленной теме

2.Размещение результатов работы по теме самообразования на персональном  сайте 

3. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Сентябрь 2023-май 2024

сайт, педсовет, творческая группа и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития педагога по повышению профессионального уровня на межаттестационный период

Реализация учителя в профессиональной деятельности, результативность собственного труда...

Программа профессионального развития учителя географии на тему: «Совершенствование профессиональной культуры учителя географии в условиях применения инновационных технологий» Никулиной Ирины Михайловны на 2020-2024 гг.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогн...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Профессиональная рефлексия как элемент самоактуализации и стимул профессионального развития педагога

Аналитическая статья-размышление об особенностях профессиональной педагогической рефлексии и  рассмотрения её в качестве инструмента профессионального роста.Подлинно профессиональное развитие нем...