Программа по здоровьесбережению
статья

Дуванская Елена Владимировна

Цель программы:

Создание здоровьесберегающей среды в школе, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здорового образа жизни, способствующего повышению качества образования.

Задачи программы:

-четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домаш­них заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегаю­щих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;

- ведение диагностики динамики состояния здоровья детей;

- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_zdorovesberezheniyu.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                      «Утверждаю » :

   Директор                 С.Я.Шкодин




Программа по здоровьесбережению

«Школа - территория здоровья»



Срок реализации 3 года








                                                                                           Руководитель проекта:

                                                                    педагог-психолог  Дуванская Е.В.

Цель программы:

Создание здоровьесберегающей среды в школе, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здорового образа жизни, способствующего повышению качества образования.

Задачи программы:

-четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;

- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;

- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;

- ведение диагностики динамики состояния здоровья детей;

- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.

Участники программы:

 -обучающиеся;

 - педагогический коллектив;

  -родители;

  -социальные партнеры ( ГИБДД; ИДН, ДЮСШ, КДН,МБУ ФК  и спорта

   «Жирновский  спортклуб».)

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление :

-создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

-составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

-проведение физкультминуток, разминок;

-гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

- отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

- организация правильного  питания учащихся;

-обязательное медицинское обследование.

Просветительское направление :

-организация деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании;

- организация деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

-пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;

-совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни (через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).

Психолого-педагогическое направление :

-использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

-предупреждение проблем развития ребенка;

-обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

-развитие познавательной и учебной мотивации;

-формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

-совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление:

-организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

-привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

-широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление:

-проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Сроки и этапы реализации программы:

І этап - сентябрь 2017г. – декабрь 2018 г.

ІІ этап - декабрь 2018 г. – декабрь 2019 г.

ІІІ этап - январь 2020 г.- декабрь 2020 г.

1 этап – подготовительный :

-анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к

вредным привычкам;

-изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

-разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный:

-внедрение новых форм, методов пропаганды ЗОЖ и выявление наиболее

эффективных;

-систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

-выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий:

-сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекция  деятельности.

Функции работников школы по реализации программы:

1.Функции медицинской службы школы:

-проведение диспансеризации учащихся школы;

-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

-выявление учащихся специальной медицинской группы;

-обследование учащихся на аппарате «Армис»;

-мониторинг состояния здоровья обучающихся.

2.Функции администрации:

-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

-обеспечение работы спортивного комплекса во внеурочное время и во время каникул.

-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

-организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;

-организация работы психологической службы в школе.

3.Функции классного руководителя:

-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, дома, пожарной безопасности ;

-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

-организация встреч родителей и учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ИДН, медработниками;

-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции,  конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Ожидаемые результаты:

1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой в классе работы .

4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня.

5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных комнат, коридоров и рекреаций комнатными растениями.

6.Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием.

8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

План реализации программы здоровьесбережения на 2017-2020г.г.

Сроки

               Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

 Создание творческой группы по

разработке Программы здоровьесбережения.

Приказ

Составление и обсуждение плана основных мероприятий по здоровьесбережению.

Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Организация дежурства по школе и по классам

Кл. рук.Зам директора по ВРКлименова И.И.

Анализ результатов медицинского осмотра

участников образовательного процесса.

Мед. работник

Организация работы кружков и секций

Кл. рук.Зам директора по ВР Клименова И.И.

Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.

Кл. рук.Зам директора по ВР.

Организация питания учащихся

Зам директора по ВР

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах

Кл. руководители

Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде

РаковВ.М.,

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

Кл. руководители

Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию здорового образа жизни.

Кл. руководители

Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически)

Кл. руководители

Организация работы спецгруппы по медицинским показателям.

Мед. работник

Октябрь

Организация работы учащихся по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества

Кл. руководители

Организация методического семинара «Обучение и воспитание с успехом».

Руководитель МО

Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе.

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Проведение анкетирования «Здоровый образ жизни» 1-11 классы

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, «Молодёжь выбирает здоровье».9-11 классы

РаковВ.М.,

Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.

Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. 

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Ноябрь

Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме  « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.

Кл. руководители Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Создание лекторских групп старшеклассников по пропаганде ЗОЖ.

Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Физкультминутки и динамические паузы (систематически) 1-4 классы

Кл. руководители

Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни.

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Круглый стол «На страже здоровья!» 7-8 классы

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Анкетирование «Защищён ли я?» 9-11 классы.

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Декабрь

Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.9-11 класс.

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

 Кл. руководители

Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.

Кл. руководители

Первенство школы по баскетболу.

РаковВ.М.,

Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).1-4 классы

Кл. руководители

Круглый стол «Здоровье наших детей».

Соц.педагог Климёнова О.Ю. Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Зам директора по ВР Клименова И.И.

Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок».

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Январь

Спортивные соревнования «Новогодний серпантин» 3-4 классы.

Кл. руководители РаковВ.М.,

Соревнования по волейболу .

Кл. руководители РаковВ.М.,

Анкетирование «Основы здорового образа жизни» 5-8 классы.

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья».

Кл. руководители РаковВ.М.,

День здоровья  на свежем воздухе «Зимние забавы».1-4 классы

Кл. руководители РаковВ.М.,

Февраль

Месячник оборонно-массовой и патриотической работы

Кл. руководители РаковВ.М.,

День защитника Отечества.

Литягина С.В.

Проведение конкурса «Твоё здоровье-в твоих руках».7-8 классы

РаковВ.М.,

Спортивные соревнования «Спортивный колейдоскоп».5-6 классы

РаковВ.М.,

Анкетирование «Мой ЗОЖ» 1-4 классы

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Март

Планирование занятости учащихся в каникулярный период.

Соц.педагог Климёнова О.Ю

Подготовка к Дню здоровья: «Если хочешь быть здоров- спортом занимайся!»

РаковВ.М.,

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.

Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей

Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители

Соревнования по шахматам.6-7 классы

Литягина С.В.

Апрель

Всемирный день здоровья.

РаковВ.М.,

Благоустройство школьной территории.

Кл. руководители

Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни

Зам директора по ВРКлименова И.И.

Подготовка и выпуск листовки, информационного буклета, раскрывающих тему: «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам».

Соц.педагог Климёнова О.Ю.

Тренинг: «Профилактика вредных привычек» 8-9 классы.

Педагог-психолог Дуванская Е.В.

Май

Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период.

Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители

Анализ эффективности уроков физкультуры.

Спортивные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОв.

РаковВ.М.,

«Весёлые старты» 1-4 классы

РаковВ.М.,

Проведение экскурсий на природу.

Кл. руководители

Первенство школы по воллейболу

РаковВ.М.,

Июнь

Международный день защиты детей.

Кл. руководители Литягина С.В.

Всемирный день защиты окружающей среды.

Кл. руководители

Работа по плану летних каникул.

Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители

Методы контроля над реализацией программы:

-проведение заседаний Методического совета школы;

-создание методической копилки опыта;

-мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;

-контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению педагога-психолога МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска на 2012-2013 учебный год

Все направления работы педагога-психолога по здоровьесбережению на 2012-2013 учебный год...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...

Программа по здоровьесбережению "Я - здоровый человек!"

Программа предусматривает работу классного руководителя в данном направлении с 1 по 11 класс...

Программа по здоровьесбережению «10 секретов здоровья»

Цель этой работы – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие, и наряду с этим снизить недостатки физического развития и моторики....

Психолого - педагогические условия для реализации программы по здоровьесбережению.

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоров...

Программа по здоровьесбережению

данная  программа  используется  на  уроках  английского языка, включает физкультминутки, игры  и другие  упражнения...