Программа по здоровьесбережению
статья
Цель программы:
Создание здоровьесберегающей среды в школе, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здорового образа жизни, способствующего повышению качества образования.
Задачи программы:
-четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;
- ведение диагностики динамики состояния здоровья детей;
- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю » :
Директор С.Я.Шкодин
Программа по здоровьесбережению
«Школа - территория здоровья»
Срок реализации 3 года
Руководитель проекта:
педагог-психолог Дуванская Е.В.
Цель программы:
Создание здоровьесберегающей среды в школе, направленной на сохранение, укрепление, формирование культуры здорового образа жизни, способствующего повышению качества образования.
Задачи программы:
-четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- формирование системы выявления уровня здоровья обучающихся и его целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
- планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
- развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной деятельности к формированию здорового образа жизни учащихся;
- ведение диагностики динамики состояния здоровья детей;
- проведение работы с родителями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семьях условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Участники программы:
-обучающиеся;
- педагогический коллектив;
-родители;
-социальные партнеры ( ГИБДД; ИДН, ДЮСШ, КДН,МБУ ФК и спорта
«Жирновский спортклуб».)
Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление :
-создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
-составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
-проведение физкультминуток, разминок;
-гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- организация правильного питания учащихся;
-обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление :
-организация деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,
алкоголизма, наркомании;
- организация деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
-совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни (через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры).
Психолого-педагогическое направление :
-использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
-предупреждение проблем развития ребенка;
-обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-развитие познавательной и учебной мотивации;
-формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
-совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление:
-организация спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
-привлечение системы кружковой, внеклассной и внеурочной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
-широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление:
-проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
- общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
- текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
- режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Сроки и этапы реализации программы:
І этап - сентябрь 2017г. – декабрь 2018 г.
ІІ этап - декабрь 2018 г. – декабрь 2019 г.
ІІІ этап - январь 2020 г.- декабрь 2020 г.
1 этап – подготовительный :
-анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
-изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
-разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный:
-внедрение новых форм, методов пропаганды ЗОЖ и выявление наиболее
эффективных;
-систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
-выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий:
-сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекция деятельности.
Функции работников школы по реализации программы:
1.Функции медицинской службы школы:
-проведение диспансеризации учащихся школы;
-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
-выявление учащихся специальной медицинской группы;
-обследование учащихся на аппарате «Армис»;
-мониторинг состояния здоровья обучающихся.
2.Функции администрации:
-общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
-общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
-обеспечение работы спортивного комплекса во внеурочное время и во время каникул.
-разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
-организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
-организация работы психологической службы в школе.
3.Функции классного руководителя:
-санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах, дома, пожарной безопасности ;
-организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
-организация и проведение профилактической работы с родителями;
-организация встреч родителей и учащихся с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ИДН, медработниками;
-организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Ожидаемые результаты:
1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой в классе работы .
4. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных комнат, коридоров и рекреаций комнатными растениями.
6.Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.
10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
План реализации программы здоровьесбережения на 2017-2020г.г.
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Создание творческой группы по разработке Программы здоровьесбережения. | Приказ |
Составление и обсуждение плана основных мероприятий по здоровьесбережению. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Организация дежурства по школе и по классам | Кл. рук.Зам директора по ВРКлименова И.И. | |
Анализ результатов медицинского осмотра участников образовательного процесса. | Мед. работник | |
Организация работы кружков и секций | Кл. рук.Зам директора по ВР Клименова И.И. | |
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. | Кл. рук.Зам директора по ВР. | |
Организация питания учащихся | Зам директора по ВР | |
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах | Кл. руководители | |
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде | РаковВ.М., | |
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. | Кл. руководители | |
Проведение лекций, бесед, классных часов по формированию здорового образа жизни. | Кл. руководители | |
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически) | Кл. руководители | |
Организация работы спецгруппы по медицинским показателям. | Мед. работник | |
Октябрь | Организация работы учащихся по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества | Кл. руководители |
Организация методического семинара «Обучение и воспитание с успехом». | Руководитель МО | |
Разработка анкет и проведение анкетирования по определению самочувствия учащихся в школе. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Планирование занятости учащихся в каникулярный период. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Проведение анкетирования «Здоровый образ жизни» 1-11 классы | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, «Молодёжь выбирает здоровье».9-11 классы | РаковВ.М., | |
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Ноябрь | Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками. | Кл. руководители Педагог-психолог Дуванская Е.В. |
Создание лекторских групп старшеклассников по пропаганде ЗОЖ. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Физкультминутки и динамические паузы (систематически) 1-4 классы | Кл. руководители | |
Подготовка памяток для учащихся по формированию здорового образа жизни. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Круглый стол «На страже здоровья!» 7-8 классы | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Анкетирование «Защищён ли я?» 9-11 классы. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Декабрь | Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвященных всемирному дню борьбы со СПИДом.9-11 класс. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. Кл. руководители |
Ознакомление родителей с деятельностью школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. | Кл. руководители | |
Первенство школы по баскетболу. | РаковВ.М., | |
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).1-4 классы | Кл. руководители | |
Круглый стол «Здоровье наших детей». | Соц.педагог Климёнова О.Ю. Педагог-психолог Дуванская Е.В. Зам директора по ВР Клименова И.И. | |
Анкетирование для родителей «Я и мой ребёнок». | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Январь | Спортивные соревнования «Новогодний серпантин» 3-4 классы. | Кл. руководители РаковВ.М., |
Соревнования по волейболу . | Кл. руководители РаковВ.М., | |
Анкетирование «Основы здорового образа жизни» 5-8 классы. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
День семьи «Папа, мама и я – спортивная семья». | Кл. руководители РаковВ.М., | |
День здоровья на свежем воздухе «Зимние забавы».1-4 классы | Кл. руководители РаковВ.М., | |
Февраль | Месячник оборонно-массовой и патриотической работы | Кл. руководители РаковВ.М., |
День защитника Отечества. | Литягина С.В. | |
Проведение конкурса «Твоё здоровье-в твоих руках».7-8 классы | РаковВ.М., | |
Спортивные соревнования «Спортивный колейдоскоп».5-6 классы | РаковВ.М., | |
Анкетирование «Мой ЗОЖ» 1-4 классы | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Март | Планирование занятости учащихся в каникулярный период. | Соц.педагог Климёнова О.Ю |
Подготовка к Дню здоровья: «Если хочешь быть здоров- спортом занимайся!» | РаковВ.М., | |
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей | Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители | |
Соревнования по шахматам.6-7 классы | Литягина С.В. | |
Апрель | Всемирный день здоровья. | РаковВ.М., |
Благоустройство школьной территории. | Кл. руководители | |
Анализ результатов работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни | Зам директора по ВРКлименова И.И. | |
Подготовка и выпуск листовки, информационного буклета, раскрывающих тему: «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам». | Соц.педагог Климёнова О.Ю. | |
Тренинг: «Профилактика вредных привычек» 8-9 классы. | Педагог-психолог Дуванская Е.В. | |
Май | Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители |
Анализ эффективности уроков физкультуры. | ||
Спортивные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОв. | РаковВ.М., | |
«Весёлые старты» 1-4 классы | РаковВ.М., | |
Проведение экскурсий на природу. | Кл. руководители | |
Первенство школы по воллейболу | РаковВ.М., | |
Июнь | Международный день защиты детей. | Кл. руководители Литягина С.В. |
Всемирный день защиты окружающей среды. | Кл. руководители | |
Работа по плану летних каникул. | Соц.педагог Климёнова О.Ю. Кл. руководители |
Методы контроля над реализацией программы:
-проведение заседаний Методического совета школы;
-создание методической копилки опыта;
-мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе;
-контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по здоровьесбережению педагога-психолога МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска на 2012-2013 учебный год
Все направления работы педагога-психолога по здоровьесбережению на 2012-2013 учебный год...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...
Программа по здоровьесбережению "Я - здоровый человек!"
Программа предусматривает работу классного руководителя в данном направлении с 1 по 11 класс...
Программа по здоровьесбережению «10 секретов здоровья»
Цель этой работы – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие, и наряду с этим снизить недостатки физического развития и моторики....
Психолого - педагогические условия для реализации программы по здоровьесбережению.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоров...
Программа по здоровьесбережению
данная программа используется на уроках английского языка, включает физкультминутки, игры и другие упражнения...