Методическая разработка "Портфолио личностного роста"
учебно-методическое пособие

Чтобы оценить предметные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио личностного роста.

Портфолио учащегося – это комплекс документов, который включает в себя:

  • грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.;
  • продукты различных видов деятельности (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы и т.д.);
  • творческие  работы, презентации и фотоматериалы,   отражающий  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост учащегося;
  • динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_lichnostnogo_rosta.docx140.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПОРТФОЛИО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Чтобы оценить предметные результаты,  нужны новые подходы и новые технологии. Одной из таких  технологий  является – Портфолио личностного роста.

Портфолио учащегося – это комплекс документов, который включает в себя:

  • грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.;
  • продукты различных видов деятельности (диагностические работы, оценочные листы,  исследовательские, проектные работы и т.д.);
  • творческие  работы, презентации и фотоматериалы,   отражающий  индивидуальные  образовательные   достижения и отслеживающий личностный рост учащегося;
  • динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.

Для чего создают Портфолио личностного роста?

Учащийся должен иметь правильную мотивацию, он должен уметь ставить цели и добиваться их. И чтобы он мог раскрыть свой внутренний потенциал, педагоги и родители должны помочь ему. Для этого и требуется портфолио. Оно помогает ребенку структурировать свои работы, успеваемость, достижения. Этот материал в будущем поможет определиться с выбором будущей профессии.

Портфолио учащегося:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • формирует универсальные учебные действия;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Основные задачи ведения портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого учащегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • раскрытие индивидуальных способностей, создание условий для его самореализации в различных областях жизни;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • развитие навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.

Портфолио личностного роста, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания, а «инструмент», с помощью которого формируется контрольно-оценочная самостоятельность учащихся.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Принципы формирования портфолио:

  • Не нарушать принцип добровольности при формировании портфолио.
  • Сбор материалов самим учащимся при помощи и поддержке взрослых.
  • Не отказывать в помощи ребенку при формировании портфолио.
  • Исключить формальный подход к портфолио – «соревнование за количество».
  • Собираем не только документы «с печатями».

Примерные разделы Портфолио личностного роста.

Раздел «Моя общественная работа»

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, учащийся был ведущим, или помогал организовывать мероприятие, или оформил стенгазету. Вариантов много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

Раздел «Мои достижения»

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также различные ведомости. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.

Раздел «Отзывы и пожелания»

Ничто так не повышает самооценку учащегося, как положительная оценка педагогом его стараний. А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? (Например, принял активное участие в подготовке районного проекта, на «Отлично» выступил в роли ведущего).

 Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь учащемуся разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности у него есть, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Он должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.

Портфолио выполняет следующие функции:

Диагностическая функция позволяет проследить личностный рост учащегося, формирование у него умения учиться; дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни и учитывать это в общении.

Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Эти страницы помогают ему осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.

Воспитательная функция. Заполняются страницы «Лист самооценки», «Про меня», «Наши мероприятия». С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.

Функция творческого развития. Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творческие способности.

Полезно портфолио и родителям. С его помощью они видят движение ребенка в овладении знаниями, умениями, навыками, видят его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и радости.

Ученику портфолио помогает осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей.

Таким образом, представляется крайне важным приучать учащегося к систематической работе по сбору папки личных достижений, т.к. она является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков).

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга

ПОРТФОЛИО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА


учащегося по дополнительной общеразвивающей программе
«Школа вожатского мастерства и социального развития»

ФИ учащегося:

Санкт-Петербург

2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся

Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....

«Социальные проекты по историческому краеведению как путь личностного роста обучающихся».

Чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в стране, необходимо заботиться о создании таких условий, которые будут способствовать становлению гражданской п...

Методические рекомендации .Дневник личностного роста учащихся.

Цель введения дневников личностного роста школьника – воспитание человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека, совершенствующего самого себя....

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

Методические материалы по диагностике (личностный рост).

Методические материалы по диагностике результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания  школьников МБОУ «СОКШ №4»....

3.2 Методические материалы по диагностике (личностный рост)

Методические материалы по диагностике результативности программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников МБОУ "СОКШ № 4"...