Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся
материал по химии (8,9,10,11 класс) на тему
Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_po_himii.doc | 937 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Грани педагогического исследования»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК УСЛОВИЕ
ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
УЧАЩИХСЯ
Автор: Бережная Лариса Витальевна
Занимаемая должность: учитель химии,
заместитель директора по науке.
Образовательное учреждение:
ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук»
Саратов
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
I | Введение. | 3 |
II | Организация проектной деятельности. | 4 |
III | Результаты использования метода проектов. | 7 |
IV | Представление опыта работы педагога. | 10 |
V | Источники информации. | 11 |
VI | Приложение. | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.
Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Со временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. У многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии.
Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.
Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза ции материала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:
- формулирование проблем и постановка задач;
- целеполагание и планирование деятельности;
- самоанализ и рефлексия;
- представление результатов своей деятельности;
- презентация в различных формах;
- поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;
- практическое применение знаний в различных ситуациях;
- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы и т.д.)
Я использую метод проектов в своей педагогической деятельности более дести лет.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
- образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
- развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
- воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:
- Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
- Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
- Направление, поддержка при поисковой деятельности.
- Совместный анализ и рефлексия действий.
- Выстраивание взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.
Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в проектную работу, начиная с 8 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.
В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции.
Учебно-познавательная компетенция:
- навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной работы;
- навыки целеполагания, планирования, анализа;
- владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.
Ценностно-смысловая компетенция:
- умение осознанно самостоятельно выбрать форму работы;
- умение определить собственную роль в проекте: лидер, генератор идей, критик, исполнитель и т.д.;
- формирование, выражение собственных ценностных, жизненных позиций при выполнении проекта;
- рефлексивная деятельность по оценке пройденных этапов, по итогам работы над проектом
Информационная компетенция:
- работа с различными источниками информации, обработка информации;
- поиск определенной информации по проекту с помощью специфических для профиля проекта способов и методов ее получения (наблюдение, эксперимент);
- навыки оформления исследовательской работы (выполнение требований к печатной работе, оформлению библиографического списка и т.д.);
- приобретение и развитие навыков работы в различных программах (Word, Power Point, Publisher, Еxel, Flash Macromedia и т.д.).
Коммуникативная компетенция:
- овладение способами взаимодействия с людьми;
- навыки работы в группе;
- владение различными социальными ролями в коллективе;
- формирование умения вести диалог, дискуссию;
- приобретение навыков ораторского искусства (представление и защита проектов на конференции).
Социально-трудовая компетенция:
- владение знаниями и опытом в области общественной деятельности,
социально-трудовой сферы;
- формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению.
Компетенция личностного самосовершенствования:
- освоение способов духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции;
- овладение способами самопознания, развития личностных качеств, необходимых современному человеку.
Основным критерием выбора тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.
Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся.
№ | Тема проекта | Продукт |
1 | «Опасная ртуть» | Памятка для школьников и родителей о правилах поведения и способах оказания помощи в ситуации утечки ртути. |
2 | «Явление осмоса» | Мультимедийное пособие для использования на уроках химии, биологии. |
3 | «Главное о хлебе» | Сборник полезных советов для потребителей о правильном выборе хлеба, о пользе хлеба для организма. |
4 | «Компьютерное тестирование» | Разработка компьютерного тестирования по химии для использования учащимися при обучении химии. |
5 | «Энциклопедия полезных знаний» | Серия буклетов, содержащих полезные советы о применении химических веществ в быту. |
6 | «Экология жилища» | Мультимедийное пособие. |
7 | «Пейте, дети, молоко!» | Памятка потребителя, содержащая информацию о пользе молочной продукции для здоровья человека, полезные советы по ее правильному выбору. |
8 | «Знакомьтесь – зубная паста!» | Буклет о правилах ухода за полостью рта и требованиях к выбору средств гигиены. |
9 | «Загораем с пользой!» | Буклет о влиянии УФ на организм человека, о правилах приобретения красивого и безопасного загара. |
При работе над проектами учащиеся посещали элективный курс «Технология проектной деятельности», организованный в лицее, где приобретали необходимые знания о методе проектов.
Для овладения приемами работы с различными редакторами и программами ребята посещали курсы компьютерной грамотности.
В ходе исследований ребята освоили методы социологического опроса, интервьюирования, приобрели навыки обработки и представления данных.
Во время работы над проектами «Главное о хлебе» и «Пейте, дети, молоко!» были организованы экскурсии на предприятия ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина» и ОАО «Энгельсский молочный комбинат». Ребята познакомились с производством хлебобулочной и молочной продукции, посетили лабораторию контроля качества, где освоили некоторые методы определения качества продукции и провели ряд экспериментов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
При оценке результативности использования метода проектов можно выделить несколько критериев:
- итоги участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня,
- развитие личностных качеств,
- профильное и профессиональное самоопределение.
Первым этапом презентации результатов работы над проектами является выступление на открытой научно-практической конференции «Твои первые исследования, лицеист», ежегодно проводимой в ЛИЕН.
Лучшие работы допускаются к участию в международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере». Ежегодно ребята успешно защищают свои проекты, что подтверждается многочисленными грамотами и дипломами различной степени.
Традиционно учащиеся становятся гостями студенческой конференции СГАУ им. Н.И.Вавилова, представляя результаты своей деятельности на секции «СГАУ им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области». Статус этого мероприятия ежегодно растет: в 2010 году конференция являлась всероссийской, в 2011 году получила статус международной.
Результаты участия проектов в конференциях различного уровня.
№ | Название проекта | Авторы | Результативность (приложение №1 ) |
1 | «Опасная ртуть» 2005/2006 уч. год | Суханова А. (8 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
2 | «Явление осмоса» 2006/2007 уч. год | Суханова А., Богапова К., Гречишникова М., Рогулина А. (9 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
3 | «Главное о хлебе» 2007/2008 уч. год | Суханова А., Тугушев Р. (10 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
4 | «Энциклопедия полезных знаний» 2005/2006 уч. год | Панкратов А. (8 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист» |
5 | «Компьютерное тестирование» 2006/2007 уч. год | Панкратов А. (9 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
6 | «Экология жилища» 2007/2008 уч. год | Панкратов А., Ермохин Н. (10 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
7 | «Пейте, дети, молоко! 2008/2009 уч. год | Панкратов А., Конецкая М. (11 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
8 | «Да здравствует мыло душистое!» 2008/2009 уч. год | Битюков О. (10 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
9 | «Знакомьтесь – зубная паста!» 2009/2010 уч. год | Бисенбеева М. (9 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
|
10 | «Загораем с пользой» 2010/2011 уч. год | Бисенбеева М., Баукова Д., Чуранова А. (10 класс) |
НПК «Твои первые исследования, лицеист»
грамота на студенческой конференции СГАУ |
Нельзя не отметить позитивный личностный рост учащихся, принимающих участие в проектной деятельности. Все они становятся более компетентными в вопросах организации, планирования, осуществления исследовательской деятельности. Ребята приобретают лидерские, организаторские качества, умение держаться перед аудиторией, работать в коллективе. Эти навыки проявляются не только в работе над проектом, но и в учебной, внеклассной деятельности. Большинство учащихся со временем втягивались и в олимпиадное движение, становились членами актива класса, принимали участие в организации праздников, конкурсов. Некоторые ребята включились в работу «Школы юного химика», осуществляемой СГУ им. Н.Г.Чернышевского.
Учащиеся старших классов курировали исследовательскую работу младших ребят, принимали участие в проведение конференций в роли членов жюри. Ребята, достигшие больших успехов в ведении проектов, были приглашены для обмена опытом на межрайонную конференцию «Шаг в будущее».
Выпускники лицея, сегодня являющиеся студентами, отмечают, что им проще включиться в научно-исследовательскую работу вуза, так как они уже приобрели основные навыки этой деятельности.
Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.
Все учащиеся 8-9-х классов, принимавшие участие в работе над проектами по химии, продолжили обучение в 10-м классе химико-биолого-математического направления.
Выпускники 11-го класса выбирали химию как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Все он успешно сдали экзамен и стали студентами вузов, где химия является профильным предметом:
- СГУ им. Н.Г.Чернышевского (химический факультет, кафедра общей и неорганической химии, химической технологии нефти и газа);
- СГАУ им. Н.И.Вавилова (технологический факультет, направление «Технология молока и молочных продуктов»);
- РХТУ им. Д.И.Менделеева г. Москвы (факультет технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств).
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Для каждого педагога важным является участие в различных мероприятиях, способствующих осмыслению, обобщению и распространению своего педагогического опыта. Результаты использования метода проектов в моей деятельности были представлены при выступлении на семинарах, конференциях различного уровня, а также в форме публикаций (приложение №2).
Публикации | |
1 | Самохина Ю.В., Никитюк А.М., Бережная Л.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся в работе над проектами по химии. / Продуктивное образование: материалы международной конференции. – Саратов: издательский центр «Наука», 2009. |
Выступления | |
1 | Конкурс педагогического мастерства педагогов ЛИЕН «Я иду на урок» (2008 год). Диплом финалиста в номинации «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности лицеистов». |
2 | Межрайонная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» МОУ «СОШ №1» г. Красный Кут (2009 год). Сертификат за распространение передового педагогического опыта по организации проектной деятельности. |
3 | Областные дни партнерского взаимодействия экспериментальных площадок ГОУ ДПО СарИПКиПРО (2009 год). Сертификат за распространение передового педагогического опыта. |
4 | Научно-методический семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Исследовательская деятельность учителя и ученика: сущность и возможности» (2010 год). Сертификат за выступление «Исследовательская деятельность как условие личностного роста учащихся». |
5 | Региональный семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Итоги конкурса «Лучшая муниципальная лаборатория 2010 года». Сертификат за выступление «Технология проектной деятельности как средство достижения успешности учащихся» |
6 | Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы ГАОУ ДПО СарИПКиПРО (2011 год). Сертификат за проведение мастер-класса «Проектная деятельность в учебно-воспитательной системе образовательного учреждения». |
В течение двух лет я являюсь членом оргкомитета международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», которая ежегодно проводится на базе лицея.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе. - №2, 2007.
2. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. Образовательная технология лицея: концепция, содержание, механизм реализации. – Директор школы: Научно-методический журнал. – Выпуск 10 (86), 2003.
3. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. К вопросу об организации продуктивного обучения / Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004.
4. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ/М.: Сентябрь, 2002.
5. http://standart.edu.ru/ - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 «Результаты участия проектов учащихся
в конференциях»
Приложение №2 «Представление опыта работы педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Личностный рост учащихся как цель и результат педагогического процесса"
Выступление на педагогическом совете...
Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».
В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Карта личностного роста учащихся объединения «Скоморошина»
Диагностические карты....
Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотического воспитания на базе школьного музейного комплекса
Выступление на городских педчтениях . 2 место....
Положение о проектно-исследвательской неделе "Школа Личностного Роста"
I. Общие положения 1.1. Положение о проектно-исследовательской неделе «Школа Личностного Роста» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой Развития ОУ, Уставом учр...