Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся
материал по химии (8,9,10,11 класс) на тему

Бережная Лариса Витальевна

Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_po_himii.doc937 КБ

Предварительный просмотр:


Региональный конкурс



«Грани педагогического исследования»



































ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



КАК УСЛОВИЕ



ЛИЧНОСТНОГО РОСТА



УЧАЩИХСЯ

















Автор: Бережная Лариса Витальевна



Занимаемая должность: учитель химии,



заместитель директора по науке.



Образовательное учреждение:



ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук»



















Саратов



2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

I

Введение.

3

II

Организация проектной деятельности.

4

III

Результаты использования метода проектов.

7

IV

Представление опыта работы педагога.

10

V

Источники информации.

11

VI

Приложение.

12

ВВЕДЕНИЕ

Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства.  Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.  

Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Со временному обществу нужен выпускник, самостоятельно мысля щий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Новый государственный образовательный стандарт  ориентирован  на  становление  личностных  характеристик выпускника:

  1.  креативный   и   критически   мыслящий,   активно   и   целенаправленно  познающий   мир,   осознающий   ценность   науки,   труда   и   творчества   для  человека  и  общества,  мотивированный  на  образование  и  самообразование  в течение всей своей жизни;
  2. владеющий  основами  научных  методов  познания  окружающего  мира,  мотивированный       на    творчество     и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;      
  3.    осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий  свои  обязанности  перед  семьей,  обществом,  государством, человечеством;    
  4.     уважающий  мнение      других  людей,  умеющий  вести  конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  5.     подготовленный    к  осознанному    выбору   профессии,   понимающий значение  профессиональной  деятельности  для  человека  и  общества,   его  устойчивого развития.

Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. У многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии.

Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.

Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нара стающего потока информации, ориентации в нём и систематиза ции материала.

        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать  специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:

  1. формулирование  проблем и постановка задач;
  2. целеполагание и планирование деятельности;
  3. самоанализ и рефлексия;
  4. представление результатов своей деятельности;
  5. презентация в различных формах;
  6. поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;
  7. практическое применение знаний в различных ситуациях;
  8. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы и т.д.)

Я  использую метод проектов в своей педагогической деятельности  более дести лет.  

Моей  основной целью при организации проектной работы является  формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи:

  1. образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
  2. развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
  3. воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:

  1. Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
  2. Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
  3. Направление, поддержка при поисковой деятельности.
  4. Совместный анализ и рефлексия действий.
  5. Выстраивание  взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.

Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в  проектную работу, начиная с 8 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.

В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции.

Учебно-познавательная компетенция:

  1. навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной работы;
  2. навыки целеполагания, планирования, анализа;
  3. владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.

Ценностно-смысловая компетенция:

  1. умение осознанно самостоятельно выбрать форму работы;
  2. умение определить собственную роль в проекте: лидер, генератор идей, критик, исполнитель и т.д.;
  3. формирование, выражение собственных ценностных, жизненных позиций при выполнении проекта;
  4. рефлексивная деятельность по оценке пройденных этапов, по итогам работы над проектом

Информационная компетенция:

  1. работа с различными источниками информации, обработка информации;
  2. поиск определенной информации по проекту с помощью специфических для профиля проекта способов и методов ее получения (наблюдение, эксперимент);
  3. навыки оформления  исследовательской работы (выполнение требований к печатной работе, оформлению библиографического списка и т.д.);
  4. приобретение и развитие навыков работы в различных программах (Word, Power Point, Publisher, Еxel, Flash Macromedia и т.д.).  

Коммуникативная компетенция:

  1. овладение способами взаимодействия с людьми;
  2. навыки работы в группе;
  3. владение различными социальными ролями в  коллективе;
  4. формирование умения вести диалог, дискуссию;
  5. приобретение навыков ораторского искусства (представление и защита проектов на конференции).

          Социально-трудовая компетенция:

  1. владение знаниями и опытом в области общественной деятельности,

    социально-трудовой сферы;

  1. формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению.

Компетенция  личностного самосовершенствования:

  1. освоение способов  духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции;
  2. овладение способами самопознания, развития личностных качеств, необходимых современному человеку.

Основным критерием выбора  тематики проектов служит практическая значимость исследования для окружающих. В результате работы над  проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков химии, биологии, организации внеклассных мероприятий и так далее.

Примеры практического выхода проектной деятельности учащихся.

Тема проекта

Продукт

1

«Опасная ртуть»

Памятка для школьников и родителей о правилах поведения и способах оказания помощи в ситуации утечки ртути.

2

«Явление осмоса»

Мультимедийное пособие для использования на уроках химии, биологии.

3

«Главное о хлебе»

Сборник полезных советов для потребителей о правильном выборе хлеба, о пользе хлеба для организма.

4

«Компьютерное тестирование»

Разработка компьютерного тестирования по химии для использования учащимися при обучении химии.

5

«Энциклопедия полезных знаний»

Серия буклетов, содержащих полезные советы о применении химических веществ в быту.

6

«Экология жилища»

Мультимедийное пособие.

7

«Пейте, дети, молоко!»

Памятка потребителя, содержащая информацию о пользе молочной продукции для здоровья человека, полезные советы по ее правильному выбору.

8

«Знакомьтесь – зубная паста!»

Буклет о правилах ухода за полостью рта и требованиях к выбору средств гигиены.

9

«Загораем с пользой!»

Буклет о влиянии УФ на организм человека, о правилах приобретения красивого и безопасного загара.

При работе над проектами учащиеся посещали элективный курс «Технология проектной деятельности», организованный в лицее, где приобретали необходимые знания о методе проектов.

Для овладения приемами работы с различными редакторами и программами ребята посещали курсы компьютерной грамотности.

В ходе исследований  ребята  освоили методы социологического опроса, интервьюирования, приобрели навыки обработки и представления данных.

Во время работы над проектами «Главное о хлебе» и «Пейте, дети, молоко!» были организованы экскурсии на предприятия ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина»  и ОАО «Энгельсский молочный комбинат». Ребята познакомились с производством хлебобулочной и молочной продукции, посетили лабораторию контроля качества, где освоили некоторые методы определения качества продукции и провели ряд экспериментов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

При оценке результативности использования метода проектов можно выделить несколько критериев:

- итоги участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня,

- развитие личностных качеств,

- профильное и профессиональное самоопределение.

Первым этапом презентации результатов работы над проектами является выступление на открытой научно-практической конференции «Твои первые исследования, лицеист», ежегодно проводимой в ЛИЕН.

Лучшие работы допускаются к участию в международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере». Ежегодно ребята успешно защищают свои проекты, что подтверждается многочисленными грамотами и дипломами различной степени.

Традиционно учащиеся становятся гостями студенческой конференции СГАУ им. Н.И.Вавилова, представляя результаты своей деятельности на секции «СГАУ им. Н.И.Вавилова – открытая экспериментальная площадка для творческой молодежи Саратовской области». Статус этого мероприятия ежегодно растет: в 2010 году конференция являлась всероссийской, в 2011 году получила статус международной.

 

Результаты участия проектов в  конференциях различного уровня.

Название проекта

Авторы

Результативность

(приложение №1 )

1

«Опасная ртуть»

2005/2006 уч. год

Суханова А.

(8 класс)

  1. диплом I  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

2

«Явление осмоса»

2006/2007 уч. год

Суханова А.,

Богапова К.,

Гречишникова М.,

Рогулина А.

(9 класс)

  1. диплом II  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
  2. грамота на студенческой конференции СГАУ

3

«Главное о хлебе»

2007/2008 уч. год

Суханова А.,

Тугушев Р.

(10 класс)

  1. диплом I  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. диплом I  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
  2. грамота на студенческой конференции СГАУ

4

«Энциклопедия полезных знаний»

2005/2006 уч. год

Панкратов А.

(8 класс)

  1. грамота

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

5

«Компьютерное тестирование»

2006/2007 уч. год

Панкратов А.

(9 класс)

  1. грамота

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

6

«Экология жилища»

2007/2008 уч. год

Панкратов А.,

Ермохин Н.

(10 класс)

  1. грамота

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

7

«Пейте, дети, молоко!

2008/2009 уч. год

Панкратов А.,

Конецкая М.

(11 класс)

  1. диплом II  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. грамота МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

8

«Да здравствует мыло душистое!»

2008/2009 уч. год

Битюков О.

(10 класс)

  1. диплом I  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. диплом II степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
  2. грамота на студенческой конференции СГАУ

9

«Знакомьтесь – зубная паста!»

2009/2010 уч. год

Бисенбеева М.

(9 класс)

  1. диплом I  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»
  2. грамота на студенческой конференции СГАУ

10

«Загораем с пользой»

2010/2011 уч. год

Бисенбеева М.,

Баукова Д.,

Чуранова А.

(10 класс)

  1. диплом II  степени

НПК «Твои первые исследования, лицеист»

  1. диплом III  степени МНПК «От школьного проекта – к профессиональной карьере»

грамота на студенческой конференции СГАУ

 Нельзя не отметить позитивный личностный рост учащихся, принимающих участие в проектной деятельности. Все они становятся более компетентными в вопросах организации, планирования, осуществления исследовательской деятельности. Ребята приобретают лидерские, организаторские  качества, умение держаться перед аудиторией, работать в коллективе. Эти навыки проявляются  не только в работе над проектом, но и в учебной, внеклассной  деятельности. Большинство учащихся со временем втягивались и в олимпиадное движение, становились членами актива класса, принимали участие в организации праздников, конкурсов. Некоторые ребята  включились в работу «Школы юного химика», осуществляемой СГУ им. Н.Г.Чернышевского.

Учащиеся старших классов курировали исследовательскую работу младших ребят, принимали участие в проведение конференций в роли членов жюри. Ребята, достигшие больших успехов в ведении проектов, были приглашены для обмена опытом на межрайонную конференцию «Шаг в будущее».

Выпускники лицея, сегодня являющиеся студентами, отмечают, что им проще включиться в научно-исследовательскую работу  вуза, так как они уже приобрели основные навыки  этой деятельности.

Эффективность метода проектов в становлении личности, в профессиональном определении несомненна. Для многих ребят первые шаги в научной деятельности определили и дальнейший жизненный путь.

Все учащиеся 8-9-х классов, принимавшие участие в работе над проектами по химии, продолжили обучение в 10-м классе химико-биолого-математического направления.

Выпускники 11-го класса выбирали химию как предмет по выбору для сдачи ЕГЭ. Все он успешно сдали экзамен и стали студентами вузов, где химия является профильным предметом:

-  СГУ им. Н.Г.Чернышевского (химический факультет, кафедра общей и неорганической химии, химической технологии нефти и газа);

- СГАУ им. Н.И.Вавилова (технологический факультет, направление «Технология молока и молочных продуктов»);

- РХТУ им. Д.И.Менделеева г. Москвы (факультет технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Для каждого педагога важным является участие в различных мероприятиях, способствующих осмыслению, обобщению и распространению своего педагогического опыта. Результаты использования метода проектов в моей деятельности  были представлены при выступлении на семинарах, конференциях различного уровня, а также в форме публикаций (приложение №2).

Публикации

1

Самохина Ю.В., Никитюк А.М., Бережная Л.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся в работе над проектами по химии. / Продуктивное образование: материалы международной конференции. – Саратов: издательский центр «Наука», 2009.

Выступления

1

Конкурс педагогического мастерства педагогов ЛИЕН «Я иду на урок» (2008 год).

Диплом финалиста в номинации «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности лицеистов».

2

Межрайонная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» МОУ «СОШ №1» г. Красный Кут (2009 год).

Сертификат за распространение передового педагогического

опыта по организации проектной деятельности.

3

Областные дни партнерского взаимодействия экспериментальных площадок ГОУ ДПО СарИПКиПРО (2009 год).

Сертификат за распространение  передового

педагогического опыта.

4

Научно-методический семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Исследовательская деятельность учителя и ученика: сущность и возможности» (2010 год).

Сертификат за выступление «Исследовательская деятельность как условие личностного роста учащихся».

5

Региональный семинар ГАОУ ДПО СарИПКиПРО «Итоги конкурса «Лучшая муниципальная  лаборатория 2010 года».

Сертификат за выступление «Технология проектной деятельности

как средство достижения успешности учащихся»

6

Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы ГАОУ ДПО СарИПКиПРО (2011 год).

Сертификат за проведение мастер-класса «Проектная деятельность в учебно-воспитательной системе образовательного учреждения».

В течение двух лет я являюсь членом оргкомитета международной научно-практической конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере», которая ежегодно проводится на базе лицея.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ        

1. Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии.// Химия в школе. - №2, 2007.

2. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. Образовательная технология лицея: концепция, содержание, механизм реализации. – Директор школы: Научно-методический журнал. – Выпуск 10 (86), 2003.

3. Коннычева Г.Г., Симдянкина Е.Е. К вопросу об организации продуктивного обучения / Альманах «Продуктивное образование»: Внедрение элементов продуктивного обучения в традиционный учебный процесс / Под ред. Е.А.Александровой, В.А.Ширяевой. Вып.1. Саратов: Научная книга, 2004.

4. Крылова Н.Б., Леонтьева О.М. Школы без стен: перспективы развития и организация продуктивных школ/М.: Сентябрь, 2002.

5. http://standart.edu.ru/ - Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

ПРИЛОЖЕНИЕ        

Приложение №1 «Результаты участия проектов учащихся

в конференциях»



Приложение №2 «Представление опыта работы педагога»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат «Развитие ведущих учебных умений и навыков на уроках физической культуры, как путь к личностному росту учащихся».

В этой работе, я описала эффективность применения соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры...

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Положение о проектно-исследвательской неделе "Школа Личностного Роста"

I. Общие положения 1.1. Положение о проектно-исследовательской   неделе  «Школа Личностного Роста» разработано в соответствии с ФЗ «Об образовании», Программой Развития ОУ, Уставом учр...