сООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
статья

Конадчикова Ирина Андреевна

САМОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

\\10.186.54.11\Arhiv\ФОТО на Доску Почёта\Ирина Андреевна Конадчикова, учитель технологии.jpg

ПРОЕКТ

««Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности »

Автор: Конадчикова Ирина Андреевна,

учитель технологии

Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

    «Пойковская средняя общеобразовательная школа № 2»

2020г.

г.п. Пойковский

Содержание

                                                                                                       Стр.

  1. Актуальность………………………………………………………………..3
  2. Концепция   проекта………………………………………………………..5
  3. Основополагающие принципы…………………………………………….9
  4.  Содержание деятельности…………………..………………………........11
  5.   Этапы реализации проекта…………………………………………........15
  6. План реализации проекта ………………………………………………...22
  7. Ожидаемые результаты…………………………………………………... 23
  8. Критерии оценки эффективности проекта………………………… …. ..23
  9.  Перспективы дальнейшего развития проекта………………………… ..27
  10. Список литературы……………………………………………………… ..28

Творческое воображение

 является решающим фактором

развития человеческого общества.
Александр Наумович Лук

Актуальность

          Формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.  
        Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Проблема развитие творческого воображения учеников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

         Одним из  основных направлений  развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Современное информационное общество движется по пути развития творческого воображения человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но общественная потребность в воспитании творчески мыслящего человека не находит своего полного претворения в школьной практике. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим воображением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

      Образовательные стандарты второго поколения призваны задать ориентиры, определяющие целевые установки осуществления общего образования: это индивидуальные потребности личности, социальный заказ и государственный заказ. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование.

        В отечественной науке разработана деятельностная  парадигма образования, которая предполагает в качестве цели образования развитие личности учащегося.    Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является  их ориентирование не предметный, а   личностный результат образования на основе освоения способов деятельности.

      Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческого воображения каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

       Развитие творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей.  

       Она призвана вооружить учащихся опытом самостоятельной практической деятельности, стремлением к созиданию, самореализации; обеспечить овладение политехническими и обще-трудовыми знаниями и умениями в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, формирование представлений о перспективах его развития; воспитать нравственно-трудовые качества, общественно-ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.

     Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем организации целостного учебно-воспитательного процесса технологической подготовки учащихся, использования в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения.  
Развитие творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения. 
          Большинство исследователей, затрагивающих проблему технического творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития творческого технического мышления школьников - самостоятельное решение ими системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известными ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществив при этом, т. е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности». (Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.М„ 2014г.) .

  1. Концепция проекта

      Способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творческое воображение есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности» (Теория развития творческой личности,  Г. С. Альтшуллер).

     Воображение - это присущая только человеку способность создания новых образов путём переработки его предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Основная задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии через проектную деятельность воспитывает активного гражданина общества, творчески подходящего к любой проблеме и творчески её разрешающего, что является одной из важнейших задач современной технологической подготовки учащихся. На уроках технологии происходит творческий поиск идеи, который представляет собой сложный процесс внутреннюю работу души ребёнка, его фантазию, воображение, мечту. Найти художественный образ очень непросто, порой мучительно трудно. Любое интересное впечатление, эмоциональное переживание может дать толчок вдохновению и озарению.  На занятиях ребята учатся внимательно всматриваться в окружающий мир, не только «смотреть», но и, главное - «видеть». Нужный образ тогда можно найти буквально  под  ногами:    в узоре  упавших  осенних  листьев,   в причудливых  линиях веток на фоне заката, в форме, рисунке и цвете камня.   Основным условием развития творческого воображения является система индивидуально подобранных творческих проектов. В любой сфере человеческой деятельности необходимо творчество. Благодаря ему возможно движение общества к прогрессу.     Важно сформировать у учащихся устойчивый интерес к творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщённом виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации.

      Мною было замечено на уроках технологии, что учащиеся среднего звена предпочитают работать по шаблону, а не  творчески. Выполнение творческих заданий проблематично для учениц.  И я задала себе вопрос, а в чем причина?   Оказалось, что у девочек плохо развито творческая активность и  воображение, в результате чего они не справлялись с предложенным мной содержанием урока и темпом работы, теряли веру в свои силы, отчего падал интерес к предмету. Мне предстояло перестроить свою работу.        

      Я видела, что традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учениц в творческую и исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. В журнале «Школа и производство» напечатали  «Концепцию структуры и содержания общего среднего образования", где было сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся, которая способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

        Суть метода проектов была хорошо объяснена в  Методическом письме МО РФ «Об использовании метода проектов в образовательной области "Технология"» (Письмо МО РФ от 12.04.2000 № 585/11-13): «Особое значение  имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности».

     Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций.

     Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией, позволяет самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.

     Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

     Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

      Исходя из проблем сегодняшнего дня и требований общества к развитию творческой личности, я определила тему своей работы: «Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности». Это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией и сразу возникает вопрос: А как дети смогли   бы усваивать любую программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и процесс остановится. Значит воображение, фантазия является, вышей и необходимейшей способностью человека. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого воображения, гаснет интерес к искусству и науке. Следовательно, перед каждым педагогом встает вопрос: при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт творчества учащегося?

     Гипотеза: если использование методов и приемов проектной деятельности на уроках технологии будет проводиться в комплексе  и системе, то в результате этого создадутся условий для  развития творческого воображения на уроках технологии.

     Цель: создание условий для развития творческого воображения у учащихся  через метод проектов.

    Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические материалы по методу проектов.                                                          

2. Проанализировать и систематизировать методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения, при работе с проектом.

3. Использовать в системе на уроках технологии и внеурочной деятельности метод проектов.                                                                  

4.Осуществлять систематический контроль за уровнем  подготовки учащихся по проектированию и изготовлению изделий.                              

5. Обеспечить положительный результат, не разрушая, а сохраняя здоровье школьников.

    Методы: проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский, научный и словестный метод анализ имеющегося в методике опыта, анализ личного опыта, дифференциация методов и форм работы с проектом на уроке, мониторинг уровня развития творческого мышления и воображения, синтез полученных результатов, мотивации и поощрения, выполнение творческих проектов учащимися.

В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал, то есть активизируют и развивают свои способности к воображению.

   Целевая аудитория: учащиеся 5-8 классов

   Участники проекта: учащиеся 5-8 классов школы, учитель Конадчикова Ирина Андреевна

Используя личностно-ориентированный подход в качестве методологической основы и организую процесс обучения в  соответствии со следующими принципами:

1. Принцип самоактуализации (в каждом ребёнке видеть потребность в актуализации своих способностей;  поддерживать  стремление к их проявлению и развитию).

2. Принцип индивидуальности (создание условий, способствующих становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля, творческого мышления).

3. Принцип  субъектности (процесс обучения организуется так, что изучение учебного материала происходит путём актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся).

4. Принцип выбора (ребёнок должен овладевать реальными правами и возможностями в выборе  темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения).

5. Принцип творчества и успеха (используются на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера).

6. Принцип  доверия и поддержки (создание атмосферы  поддержки, что  раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности).

Технологический арсенал моей педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:

- деятельностно - творческий характер;

-целеустремлённость на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

-направленность на поддержку развития  творческих качеств и индивидуальности школьника;

-предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности,   осуществления личностно значимого выбора.

- саморазвитие учащихся на уроках технологии и в творческом процессе.

- здоровьесберегающие технологии

      Таким образом, значение функции воображения в психическом развитие велико.  Воображение делает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным. Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ученика в волшебника, а ведь лучшая профессия на земле - это быть волшебником.

      Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у  ребенка все сеть: он умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, этому способствует проектная деятельность на уроках.

  1. Содержание деятельности проектов.
  1. . Обоснование использования технологии метода проектов.

   Наиболее эффективными в образовательном смысле являются: метод проектов.

    В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческого воображения учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.  

     Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей, проведению самостоятельных решений, проведению экономической и экологической оценки процесса и результатов труда, формирует привычки к анализу потребительских и экономических и технологических ситуаций. Его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. 
Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. 
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.  Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью.  
Технология сотрудничества  и ИКТ  в проектной деятельности помогают выстроить учебный процесс таким образом, что в центре  находится ученик, его познавательная и самостоятельная творческая деятельность. Роль учителя чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении, педагог становится помощником, единомышленником. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

     Проектный метод обучения усиливает межпредметные связи (литература, математика, информационные технологии, черчение, графика, экономика, экология, биология,  история). Межпредметные связи проходят через все предлагаемые проекты, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных  наук.

Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

В ходе обучения по методу проектов каждый учащийся выполняет 3 проекта. Какой он будет исследовательский, творческий, социальный выбирает сам ученик.

     Метод проектов это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов еще в начале XX столетия. В 1905 г группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако отсутствие четких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. В 1931 г. Постановление ЦК ВКП(б) осудило недостаточно продуманное применение метода проектов в российских школах, и практически до конца XX в. не было серьезных попыток возродить его.

    Использование этого метода в российских школах по времени совпало с исследованиями американских ученых. В 20-х гг. XX в. американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик предложили метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретение новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

    Со временем эти идеи были доработаны системой образования Великобритании, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Израиля и других стран мира. Популярность метода была обусловлена рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта школьников для решения конкретных проблем.

    Значительный интерес представляет опыт применения метода проектов в английских школах, где в 80-х гг. XX в. в учебный процесс был введен интегрированный предмет «дизайн и технология». В основу систематизации материала по этому курсу положена методика проектной деятельности.

    Процесс обучения строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную идею, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами и информацией.

    Таким образом, метод проектов - синтез общепризнанных педагогических идей, выработанных не только на английской или американской почве. Это результат длительного международного духовного обмена. Поэтому метод проектов включает набор педагогических приемов, приемлемых для любой школы мира.

     При организации урока и внеурочной работы по работе с проектом я использую пособия авторов, которые опираются на современные подходы в преподавании технологии: Симоненко В.Д., Хотунцева Ю.Л.,И.С. Сергеева,  журнал «Школа и производство».

     В соответствии с целями образовательной области "Технология" система обучения должна быть не узкопредметной, а интегративно - ориентированной, проектно-созидательной, включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования, реального воплощения и оценки результатов деятельности. В основу учебного процесса должно быть положено овладение способами приобретения знаний и умений, а не просто их усвоение, как это было в традиционном обучении. Необходимо сочетание репродуктивного (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, в частности выполнение проектов (30-40% учебного времени).

    Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

    Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, освоенные ими на базе предыдущих разделов курса.

     Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично — в домашней обстановке. Проектный метод обучения всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

     Технология сотрудничества  и ИКТ в проектной деятельности помогают выстроить учебный процесс таким образом, что в центре  находится ученик, его познавательная и самостоятельная творческая деятельность.

 Проектный метод обучения усиливает межпредметные связи (литература, математика, информационные технологии, черчение, графика, экономика, экология, биология,  история). Межпредметные связи проходят через все предлагаемые проекты, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство, при этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных  наук. Исключительное влияние на мотивацию деятельности оказывает предоставление ученику права на самостоятельный выбор объекта проектирования и организацию труда.

В ходе обучения по методу проектов каждый учащийся выполняет  проект. Какой он будет исследовательский, творческий, социальный выбирает сам ученик. Роль учителя чрезвычайно ответственная, но иная, чем при традиционном обучении, педагог становится помощником, единомышленником. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

   При использовании метода проекта в технологическом обучении школьники включаются в творческий процесс. Отношения учитель-ученик в корне меняются условия для проявления активности;

- Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности- учитель оценивает полученные результаты.

 3.2. Поэтапная работа над проектом
     Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов:

1.Поисково – исследовательский  (проектировочный).

2.Технологический  (этап  реализации  проекта).

3.Заключительный  (презентация  и  практическое  использование  изделия).

     На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта. На этом этапе работы учитель пассивен.

    На этапе самооценки и защиты проекта учитель и обучающиеся подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, неожиданные последствия деятельности и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к дальнейшей работе, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала "ситуацию неуспеха".

      На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. На этом этапе учителю необходимо создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии учащихся. Он и ученики как бы "заражают" друг друга ею в процессе поиска конструктивных и технологических решений.

      На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, может быть выполнена коллективно, частично — в домашней обстановке, проводится защита проекта. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах укрепляются взаимопонимание, уважение и доверие,  формируются новые и возрождаются утраченные духовные ценности.
      Итак, творческий проект — это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта. 

  1. .Эффективные методы и приемы для формирования технологической культуры.

    Результативность опыта. На протяжении пяти лет я использовала эти и другие приемы активизации творческой деятельности школьников, которые применяла на разных этапах обучения, старалась согласовывать с тематикой разделов изучаемого курса и внеурочной деятельностью. 
Работая над развитием творческого воображения ребят, заметила, как у них появился устойчивый интерес к творчеству. 
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми детьми. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. У детей раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.  Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. 
Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, 100%. 
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
 

Основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1. Учебный труд интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

2. Для появления интереса к предмету «Технология» необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным, ориентация на разноуровневое освоение учебного материала.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

6. Неформальная атмосфера учебных занятий.

Для проявления интереса к творчеству на практике использую следующие принципы: 

1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности.

2. Принцип толерантности. Работы учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить.

3. Принцип осознанности. Знакомство с различными материалами. Учащийся, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире.

4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках технологии. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел.

5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

     На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений, что напрямую связано с проектной деятельностью. Наиболее эффективными из них для использования в общеобразовательной школе, на мой взгляд,  являются:

  • мозговой штурм,
  • морфологический анализ и синтез,
  • метод контрольных вопросов,
  • метод сфокусированных объектов и ассоциаций,
  • функционально-стоимостный анализ.

Комплекс приемов, активизирующих познавательную активность:

•   Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания,     памяти,     восприятия,     воображения     (алгоритмизация, демонстрация, презентация).

•   Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся (мозговой штурм, проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование).

•   Приемы контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, самообучения.

•   Приемы     управления     в     учебном     процессе     межличностными отношениями (составление взаимных заданий, совместное нахождение лучшего решения).

    Благодаря  использованию на уроках   приемов познавательной активности, активизируется творческая деятельность учащихся: происходит вооружение знаниями, умениями и навыками; содействие воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развитие их познавательной силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявились и реализовались потенциальные возможности учащихся; приобщение к поисковой и творческой деятельности.

     В урочной и  внеурочной деятельности наиболее эффективными для продуктивной творческой деятельности являются активные формы обучения: игры, состязания, конкурсы, турниры, олимпиады, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическая деятельность
IV. Ресурсное обеспечение проекта

Направление

деятельности

Содержание

Нормативно-правовое

  1. Закон РФ « Об образовании»
  2. НИО «Наша новая школа»
  3. Национальный проект « образование»
  4. ФГОС нового поколения
  5. Устав НР МОБУ «ПСОШ № 2» на 2017 – 2023 гг.
  6. Программа развития школы  на 2017 – 2023 гг.

Программно-

методическое

  1. Корректировка рабочих программ с учетом индивидуального и практико –ориентированного подхода.
  2. Освоение   методики З.И.Калмыковой,
  3. Комплекс методических и дидактических материалов
  4. Планирование деятельности по самообразованию

Информационное

1.Создание банка данных проекта

2.Издание методических материалов, публикации

Кадровое

  1. Повышение квалификации через систему курсов, семинаров, мастер-классов, самообразования.
  2. Изучение, обобщение опыта работы педагогов работающих в данном направлении.

   
     Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. 
Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого я стараюсь показать практическую значимость для школьника данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям. Мои ученики, успешно окончив школу, хорошо адаптируются в новых коллективах.

V. Методы и средства реализации педагогического проекта.

  • Методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизации материалов, анализ учебно – методического комплекса;
  • Методы эмпирического исследования ( наблюдения);
  • Методы экспериментального исследования (диагностический): анкетирования, тестирование учащихся, разработка фрагмента урока;
  • Математический метод: анализ, обработка полученных данных;

VI. Сроки реализации проекта.

        Внедрение Проекта осуществлялось в течении 2019- 2023 г. ( 5-8 класс).

Этапы реализации проекта.

1 этап. 2019-2020 учебный год – проектировочный .

Цель: подготовить условия для развития творческого воображения через метод проектов.

2 этап. 2020-2021 учебные годы – экспериментальный

Цель: апробация системы работы, направленной на формирование навыков проектировочной деятельности учащихся.

3 этап.  2021-2023 учебные годы – переход в режим функционирования  и анализа опыта работы по реализации проекта.

Цель: анализ опыта работы по реализации проекта и корректировка его содержания с учетом результатов.

VII.План мероприятий по выполнению проекта.

1 этап. 2019-2020 учебный год – проектировочный .

Изучение технологий

  • « Метод проектов в технологическом образовании школьников».
  • « Поэтапное формирование умственных действий» П.Я. Гальперина
  • « Деятельностный подход к обучению» А.А. Леоньева.
  • « Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев.
  • Изучение и обновление нормативно-правовой базы
  • Анализ нормативно – правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических условий проекта.
  • Подготовка к работе по формированию творческого воображения через организацию проектной деятельности учащихся.
  • Разработка рекомендаций и памяток для учащихся.
  • Информирование родителей учащихся о целях , задачах, содержании и планах.

2 этап. 2020-2021 учебные годы – экспериментальный

  • Мониторинг уровня сформированности ОУУ и Н.
  • Организация работы через создание модели проектной деятельности.
  • Участие в конкурсах, выставках, олимпиадах.
  • Повышение квалификации педагога

3 этап.  2021-2023 учебные годы – переход в режим функционирования  и анализа опыта работы по реализации проекта.

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Коррекция затруднений в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы.

                                       VIII. Ожидаемый результат

  • Совершенствование форм и методов работы проектной деятельности индивидуальной и самостоятельной  работы учащихся.
  • Тесный контакт с каждым ребенком,  оказание индивидуальной помощи и поддержки в освоении ОУУ и Н.
  • Активное участие в конкурсах, выставках, олимпиадах.
  • Повышение уровня сформированности технологической культуры.

IX. Критерии эффективности реализации проекта.

  • Анкета « Развитие творческого воображения у учащихся» проводится на разных этапах проекта.
  • Оценка результатов проектной деятельности.
  • Уровень подготовки  учащихся по проектированию, изготовлению изделию.
  • Система оценок проектирования и изготовления изделия для учащихся 5-8 классов.
  • Мониторинг уровней подготовки учащихся по проектированию и изготовлению изделия.

X. Результаты работы над проектной деятельностью.

Наименование

2019-2020

технология

2020-2021

технология

2021-2022

технология

1.

Абсолютная успеваемость

100%

100%

100%

2.

Качественная

успеваемость

95%

95%

98%

                                                           

  Конкурсы

Мероприятия

Год

Уровень

Место

1.

2.

3.

4.

Научно-практическая конференция молодых исследователей  «Шаг в будущее»  

 

Фестиваль

Декоративно-прикладного творчества  «Истоки»,  

 

Олимпиада по декоративно – прикладному творчеству

« Я-профи»,

 

Фестиваль "Содружество»

 

2010 год

2011 год

2012год

   

  2009 год

  2010 год

2009-10 год

        2012год

Муниципальный

1 место

1, 2  место

1, 2  место

1 место

1, 2, 3  место

Два 1-х места

Два 3-х места

Два 1-х места

5.

Региональный этап Всероссийского детского экологического форума

« Зеленая планета».

2013 г.

Региональный

3 место

6.

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

2011-12 год

Всероссийский

участник

                                           

Предметные олимпиады.

Олимпиада по технологии

(муниципальный уровень)

2008-2009гг.

2009-2010гг.

2010-2011гг.

2011-2012гг.

2012-2013гг.

 2 место

1место

1место; 2 место

2 место

1место; 2место

                       

                                             

                              Распространение опыта.

На уровне образовательного учреждения

1

Открытые уроки по разделам:

« Вышивка », « Кулинария».

2019

6 кл

5 кл

2

Проведение мастер - класса « Развитие творческого воображения у школьников , через канзаши».

2020

3

Выставка творческих работ учащихся, выставка декоративно –прикладного искусства

2019-2022

4

Методические семинары:

- летбук « Развитие творческого воображения»,  

- изготовление буклета « В помощь учителю предметнику».

2019-2022

5

Составление олимпиадных заданий.

2019-2022

На уровне района и округа

1

Член жюри по проверке олимпиадных работ.

2019-2022

2

Доклад « Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»  на окружном семинаре « Школа – центр здоровья  в социуме общеобразовательного учреждения и центр повышения качества образования».

2009

3

Представление публичного  доклада

«Компетентный подход как способ достижения нового качества образования».

2010

4

Мастер –класс « Секреты кулинарных рецептов».

2020

5

Конкурс « Творческая мастерская» ( кукла мотанка).

2021

6

Мастер –класс « Развитие творческого воображения на уроках технологии  ( вышивка разными техниками)».

2021

7

Член жюри в научно-практической конференции

« Шаг в будущее».

2019-2022

На федеральном уровне

1.

2.

3.

4.

5.

Участие педагога и учащихся в различных заочных конкурсах и семинарах творческого характера.

Размещение на сайтах

https://infourok.ru/backOffice/publications

Диплом члена жюри международной и всероссийской ассоциации конкурса: «Сердце отдаю детям».

АЭ № 220124-3-112, 24.02.2022 г.

2019-2022

2020-2022

2022

XI. Показатели, характеризующие эффективность опыта.

       Устойчивые положительные показатели обученности учащихся: при 100% абсолютной успеваемости за 5 лет качественная успеваемость возросла до 98% при стабильно высоком уровне познавательного интереса учеников.

Ежегодно растет количество участников и победителей в олимпиадах и конкурсах.

       Вывод: Развитие творческого воображения  у учащихся через проектную деятельность показало следующее:

  • повысилась у учащихся культура труда, культура дизайна, информационная культура, культура человеческих отношений, экологическая, проектная;
  •  учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда;
  • учащиеся с удовольствием включаются в творческую и исследовательскую деятельность, наиболее интересную для них.

XII. Перспективы дальнейшего развития проекта.

  • Расширение территории проекта.
  • Создание сборника творческих проектов.
  • Работа с одаренными детьми
  • Использование инновационных технологий при проведении занятия

               

Список литературы.

  1. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.
  2. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.
  3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
  4. Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000.
  5. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
  6. Припеченкова С. И., Глушкова Э. Ю. Уроки труда. 5класс. Макраме. Вышивание.// Волгоград, Учитель, 2004.
  7. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998.
  8. И.С. Сергеев « Как организовать проектную деятельность учащихся» М. 2008 г.
  9. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.
  10. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов

Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»

В этой небольшой работе предложен  возможный вариант самооценки  и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....

Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"

Цель проекта:  пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...