Общение или социализация. Что же самое важное в обучении особенного ребенка?
статья (11 класс)
Общение или социализация. Что же самое важное в обучении особенного ребенка?
В среде родителей особенных детей часто используется слово социализация. Оно звучит везде: "ребёнка надо социализировать", "где же ему социализироваться, если не в обычной школе?", "социализация - это общение с детьми, сверстниками" и.т.д. И самое распространенное убеждение родителей в том, что социализация - это именно общение со сверстниками и ничего больше. Общается ребёнок с другими детьми - значит он социализировался, можно ставить галочку напротив этого пункта. Общается мало, или не хочет общаться совсем - значит не социализирован. Но на самом деле всё не так легко и просто, как кажется на первый взгляд.
В коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта главной целью пребывания в ней ребёнка, является именно социализация и интеграция в общество.
Так что же такое социализация особенного ребёнка?
Социализация - это не только лишь про общение, это понятие намного глубже и шире.
Социализация - это умение ребёнка жить и ориентироваться в нашем мире, знать и соблюдать определенные правила. Для этого нужны знания, умения и навыки, которые позволят ребёнку полноценно жить в обществе.
Общение безусловно нужно, но, думаю вы согласитесь, что способность к жизни в обществе этим не ограничивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obshchenie_ili_sotsializatsiya.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
"Общение или социализация.
Что же самое важное в обучении особенного ребенка?"
»
Выполнила:
Астафьева Елена Анатольевна,
учитель
ГБОУ школа №7
Санкт-Петербург
2022
Общение или социализация. Что же самое важное в обучении особенного ребенка?
В среде родителей особенных детей часто используется слово социализация. Оно звучит везде: "ребёнка надо социализировать", "где же ему социализироваться, если не в обычной школе?", "социализация - это общение с детьми, сверстниками" и.т.д. И самое распространенное убеждение родителей в том, что социализация - это именно общение со сверстниками и ничего больше. Общается ребёнок с другими детьми - значит он социализировался, можно ставить галочку напротив этого пункта. Общается мало, или не хочет общаться совсем - значит не социализирован. Но на самом деле всё не так легко и просто, как кажется на первый взгляд.
В коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта главной целью пребывания в ней ребёнка, является именно социализация и интеграция в общество.
Так что же такое социализация особенного ребёнка?
Социализация - это не только лишь про общение, это понятие намного глубже и шире.
Социализация - это умение ребёнка жить и ориентироваться в нашем мире, знать и соблюдать определенные правила. Для этого нужны знания, умения и навыки, которые позволят ребёнку полноценно жить в обществе.
Общение безусловно нужно, но, думаю вы согласитесь, что способность к жизни в обществе этим не ограничивается.
Как вы думаете, можно ли назвать ребёнка социализированным, если он (приведу неполный и примерный список):
-Не владеет навыками самообслуживания - не умеет одеваться, убираться, мыть посуду, застилать кровать, кушать, чистить зубы, приготовить что-то простое на завтрак, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать правила личной гигиены
-Не ориентируется во времени (это и времена года, и месяцы, и дни недели, и время на часах и понятия вчера/сегодня/завтра)
-Не может сходить в магазин за продуктами – не знает виды и отделы магазинов, не умеет считать деньги
-Не знает, как записаться к врачу в поликлинику или вызвать врача на дом (вызвать пожарную, скорую)
-Не понимает сигналы светофора и не может перейти дорогу, следуя этим сигналам
-Не понимает как доехать до нужной остановки на общественном транспорте, какой выбрать маршрут автобуса, потому что не ориентируется в пространстве города
Особенный ребёнок может быть очень общительным - легко вступать в контакт со сверстниками (некоторые, кстати, также легко его теряют), проявлять лидерские качества, быть открытым, добрым и дружелюбным. Но не знать "простых и элементарных" вещей. Если ребенок не будет уметь ничего из перечисленного, т.е. за него всё это будут делать родители - можно ли назвать его социализированным, подготовленным к жизни? Ведь общения со сверстниками - как раз того, к чему так стремятся многие родители - в его жизни много, и он вроде бы хорошо с ними общается?
Очевидно, что нет. Такой ребёнок совершенно не социализирован. На данный момент он не сможет самостоятельно жить, ориентироваться в обществе, понимать, что его окружает и как на это нужно реагировать - что именно делать, и что делать нельзя или опасно для жизни.
Поэтому родителям, которые всеми силами стараются "социализировать" своего ребёнка, путём общения со сверстниками, определения ребёнка в массовую школу ("чтоб общался, а знания ему всё равно не нужны") - хочется сказать, что дело далеко не в общении. Да, никто не отрицает того, что общение - это важно и нужно. Но социализация не равна общению. Социализация - это гораздо шире, чем общение, и общение является лишь частью, кирпичиком огромного дома под названием "социализация".
Подводя итог, хочу сказать, что не нужно все усилия и коррекционную работу направлять только лишь в русло общения - это не принесёт желаемого результата и не сделает ребенка частью общества. Общаться он, может, и научится, но механизмов, правил, стратегий и алгоритмов поведения, необходимых знаний, умений и навыков - не получит. Вопрос - кому нужна такая "социализация"?
В конце концов есть люди, которые в силу своих особенностей и различных причин - не могут говорить (я не говорю сейчас о глухих, у них свой язык) и в результате этого очень ограниченно взаимодействуют с окружающими. Но овладевая навыками и знаниями, необходимыми для успешной жизни в обществе, такие люди находят в нём место, и даже выполняют несложную работу, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Из всего этого следует, что нужно формировать и закреплять у ребёнка знания, развивать те умения и навыки, которые позволят ему адаптироваться в обществе, стать его частью, помогут понимать, что происходит вокруг него и как на это правильно реагировать, куда и к кому обращаться в определённых обстоятельствах. Если ребёнок или подросток овладеет всеми этими знаниями и навыками, научится применять их на практике в реальной жизни - только тогда можно сказать, что цель "социализация" - достигнута.
Тоже самое можно сказать и про академические школьные знания для особенного ребенка, которые совершенно оторваны от реальной, окружающей его жизни. Возможно, вы научите его, что Москва - столица России, что белые медведи живут на севере, что Петр I открыл окно в Европу и основал Петербург... Но что толку в этих сведениях для особенного ребенка, если он выйдет из дома и заблудится? Не сможет сходить в ближайший магазин?
Самое главное в обучении особенного ребенка - это не академические школьные знания и не пресловутое общение, а умение самостоятельно жить, ориентироваться в мире, обслуживать себя, и если возможно - работать. Вот именно этому и нужно обучать ребенка - это самое важное, всё остальное - второстепенное.
Главной целью обучения и развития своего ребенка, ставьте не "общение со сверстниками" или "хорошие знания математики/географии (любого другого предмета)", а умение жить самостоятельно, умение жить без вас, насколько это возможно, конечно.
Только так вы сможете сделать из него самостоятельного человека, который способен жить и ориентироваться в этом мире без вашей помощи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика) «Артикли» (грамматика).
тема: «Семья – самое важное в жизни» (лексика)«Артикли» (грамматика). Цель:активизация навыков грамматики и говорения учащихся, основанных на умении использовать изученный лексический...
Конспект урока по обществознанию в 7 классе по теме: «О самых важных правах с точки зрения подростка».
Конспект урока по обществознанию по теме: «О самых важных правах с точки зрения подростка»....
«Самая РОДНАЯ, самая ВАЖНАЯ, самая НУЖНАЯ, самая..." Внеклассное мероприятие совместно с родителями.
Внеклассное мероприятие совместно с родителями, посвященное Дню Матери...
НАУЧИТЬ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НАУЧИТЬСЯ ДУМАТЬ — САМАЯ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА УЧЕНИКА
Для учителя и для ученика....
эссе «Я – учитель» по теме: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». (А. Дистервег)
Конкурсное задание эссе «Я -учитель»по теме:«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».(А. Дистер...
Я - педагог! «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика, по мнению немецкого педагога А. Дистервега, является сам учитель».
laquo;Будущего нет. Оно делается нами», - Лев Толстой. Публичное выступление по теме "Я - педагог" на Конкурсе педагогических достижений в 2012-2013 году. «Самым важным явл...
Классный час "Самые важные, самые нужные профессии"
Работа по профориентации является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями. Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Найти ответ на него ока...