Классный час "Самые важные, самые нужные профессии"
классный час (7, 8, 9 класс)
Работа по профориентации является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями. Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Найти ответ на него оказывает серьезное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Данный конспект внеклассного мероприятия «Самые важные, самые нужные профессии» проводится с целью расширить знания детей о мире профессий, он поможет формировать у учащихся интерес к профессиям, воспитать уважительного отношения к людям разных профессий.
Возрастная категория участников: 13-14 лет.
Место проведения: учебный кабинет.
Форма проведения: час общения.
Методы: словесный, проблемно - поисковый, наглядный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_-samye_vazhnyesamye_nuzhnye_professii.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Гумерова Гузал Рафаиловна,воспитатель
МАОУ «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями» г. Нижнекамск
Сценарий классного часа по профориентации
«О профессиях разных, нужных и важных»
Цель: организовать профориентационную работу, досуг и развлечения учащихся.
Задачи:
- способствовать расширению представлений о мире профессий и людях труда;
- ознакомить с новыми профессиями;
- побудить к поиску информации о различных профессиях;
-активизировать внутреннюю мотивацию профессионального самоопределения каждого учащегося;
- способствовать обобщению знаний полученных на уроках.
Оборудование: компьютeр, экран, проeктор, карточки с заданиями, карандаши, ручки, бумага, иллюстрации по данной теме.
Воспитательные задачи:
- способствовать самораскрытию каждого учащегося;
- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности;
- тренировать интеллектуально-волевые качества учащихся: умение соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения, самоконтроль.
Раздаточный материал: карточки для конкурсов, карандаш, краски, ручка.
Ход мероприятия
Воспитатель. Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный. Скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем, поэтому уже сейчас нужно задуматься о будущем, выбрать работу по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интерeсы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которыe выражаются тремя словами:
ХОЧУ-МОГУ-НАДО
Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание получить эту профессию, но никак не желание других людей.
Когда говорим «могу» мы имеем в виду, во-первых, свои способности, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию.
Под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе.
Воспитатель. Итак, преждe чем сделать выбор профессии, надо познакомиться со многими их них.
Что же такое профессия? На экране написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Ребята, как вы думаете, в чем различие между этими словами?
(Ученики дают ответы)
А теперь проверим. Посмотритe на экране даны краткие определения этих понятий, а вы проверьте, насколько вы оказались близки к истине (показывается на экране):
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаeмое человеком в организации. Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. (Привести примеры: директор школы, учитель-логопед)
В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Александровича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов. Вам слово, ребята.
Выступление 5-ти учащихся с коротким рассказом о каждом из типов.
1.«Человек- живая природа». Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.
2."Человек - техника" (и неживая природа). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист, технолог и др.
3."Человек - человек" Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек - человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГИБДД и др.
4. "Человек - знаковая система". Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.
5. Человек - художественный образ". Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-постижёр, декоратор-оформитель, актер и др.
Воспитатель. Каждый человек мечтает о том, чтобы просыпаться утром в хорошем настроении и с удовольствием идти на любимую работу, которая приносит одни положительные эмоции. Когда человек работает с удовольствием, он доставляет радость себе и окружающим людям. Чтoбы добиться этого, важно правильно выбрать сферу деятельности, ориентируясь не только на перспективность и возможность поступить учиться в то или иное учебное заведение, но и на индивидуальные особенности, а в нашем случае ещё на физические возможности.
Каждому из вас сегодня задан некий ориентир в выборе профессии, его нужно обдумать, и в дальнейшем мы продолжим эту работу. А теперь мы с вами поиграем в игру “Oпредели по группам”. Для участия в кoнкурсе разделимся на пары.
Задание: на столах у вас лежат одинаковые карточки с названиями профессий. Распределите их по группам. Оценивать вас будет жюри (родители, гости мероприятия).
Представление членов жюри.
Учитель | Воспитатель |
Врач | Продавец |
Журналист | Юрист |
Летчик | Водитель |
Механик | Слесарь |
Ткачиха | Токарь |
Бухгалтер | Программист |
Агроном | Зоотехник |
Цветовод | Овощевод |
Животновод | Эколог |
Художник | Актер |
Воспитатель. Переходим к следующему конкурсу «Профессия или должность?”. На листочках бумаги напечатаны различные профессии и должности. Каждой паре даётся одинаковый набор листочков с надписями. Необходимо как можно быстрее разложить их по двум столбикам: «профессия» и «должность».
Предлагаются такие варианты: доктор, водитель, директор, строитель, заместитель директора, повар, аудитор, заведующая производством, продавец, бригадир.
Воспитатель. Следующее задание: надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность пара получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, пара должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если пара не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
т | р | у | д |
Воспитатель. На свете много профессий, все они важные и нужные. Но среди них есть самые нужные, самые востребованные, самые модные. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, тогда наступает безработица. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи – вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий.
1 пара будет составлять список «Самые модные профессии».
Юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.д.
2 пара - «Самые забытые профессии».
Балаголы – владельцы упряжных тележек. В старину они занимались грузовыми перевозками. Балаголы помогали перевозить не только домашнюю утварь и мебель, но и сравнительно за небольшую доплату, переносили всю тяжесть в дом.
Извозчик. Еще в XIX столетии позиции этой профессии казались незыблемыми, как водителя автомобиля сейчас. Железная дорога не представлялась серьезным конкурентом, особенно если речь шла о городах и сельской местности. Первые самодвижущиеся повозки были смешны и ненадежны, однако уже через три десятка лет общественный транспорт вытеснил кучеров на обочину прогресса и заставил их переквалифицироваться.
Колесник. Такие мастера были в каждом городе или деревне, поскольку они изготовляли и чинили колеса, а также кареты и телеги во времена, когда гужевой транспорт был единственно доступным. Об их распространенности говорят часто встречающиеся фамилии, произошедшие от названия профессии. Представители этих ремесел были уважаемыми людьми, но массовое производство не оставило им шанса. Изделия, изготовляемые на фабриках, были дешевле и качественнее за счет оптимизации процессов и использования станков. Сейчас колеса для телег могут произвести на деревообрабатывающих предприятиях.
Ямщик. Список исчезнувших профессий продолжает представитель еще одной специальности из сферы логистики прошлого в России. Это были кучера, пребывающие на государственной службе. Они жили в особых поселениях, ямах, формировавшихся вокруг почтовых станций. Основной их задачей была максимально быстрая доставка почты, казенных грузов или важных чиновников. В итоге ямщики оказались неактуальны, проиграв конкуренцию железной дороге.
Фонарщик. До изобретения ламп накаливания городские улицы освещались при помощи газовых рожков или свечей. Каждый вечер фонарщики с длинными лестницами обходили закрепленные за ними участки, поджигая специальной лампой или спичками фонари, в случае необходимости выполняя мелкий ремонт или пополняя резервуары горючим. По утрам они гасили светильники. Так продолжалось, пока электричество не стало основным источником света в населенных пунктах.
3 пара- «Самые отважные профессии». Пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.
4 пара- «Профессии, которые всегда нужны». Врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Воспитатель. Послушаем, что у вас получилось. Какие профессии можно добавить к списку?
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем. Среди всех профессий, что вы перечислили сегодня, можно вывести еще одну группу – новые профессии, профессии, которые вышли на биржу труда сравнительно недавно, в последнее десятилетие. Ознакомимся с некоторыми из них.
Как вы думаете, чем занимается постижёр?
Это специалист по изготовлению париков, бород, усов. Эта профессия связана с творчеством. Часто в театре постижёры - еще и гримеры, художники, создающие внешний образ героя. Профессия требует завидное терпение и усидчивость.
Web-программист, web-дизайнер – это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
Аудитор – это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
Бренд-менеджер – специалист, который продумывает образ продукта – бренд – и продвигает этот образ в массы.
Логистик – специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складной логистик занимается организацией хранения продукции.
Мерчендайзер – это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
Маркетолог – специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
Пиар-менеджер – специалист по связям с общественностью, который достигает взаимоотношения между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, властями всех уровней, журналистами, населением и т.п.
Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью.
Промоутер (Коммивояжер) – занимается прямой рекламой некого товара. В обязанности специалиста входит работа с прохожими, предлагает им определенный товар.
Брокер – представляет интересы по их поручениям выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового интереса.
Имиджмейкер – специалист по созданию внешнего облика человека (прически, стиль одежды).
Сити-фермер – специалист по разработке проектов, обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах домов и в зданиях крупных городов. Такие вертикальные формы, представляющие собой автономные и экологичные контрукции, позволят выращивать растения и разводить животных в черте города.
Воспитатель. Вот, оказывается, сколько бывает профессий. И это крошечная часть всех существующих на земле. Теперь предлагаю вам ответить на вопросы весёлой игры «Правильно-неправильно. Он-она».
1. Она - стюардесса, он – стюард. (Да.)
2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)
7. Он – доктор, она – докторша. (Нет, она тоже доктор.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
Подведение итогов игры.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
В нашей стране каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так записано в конституции.
Существует тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.
Как же найти ту единственную свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
В мире насчитывается более 50 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, а 12 % из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок?
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Ответы учащихся.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессий. Это совет или давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
Попробуйте сами сделать вывод.
(Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества (надо).
Закончить наш сегодняшний классный час мне бы хотелось стихами:
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни! Томас Карлейль, британский писатель, философ писал «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Подводя итог, я хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал себе профессию, с которой хотел бы связать свою жизнь.
Подведение итогов.
Какие чувства у вас остались после нашей беседы? Какие открытия вы для себя сделали? Что интересного вы узнали сегодня? О чем можно задуматься?
Примерные ответы детей:
- Профессию будем выбирать сознательно.
- Пока не знаю, какую профессию выбрать.
- Можно задуматься о том, что в себе можно изменить, улучшить.
Спасибо всем за работу. Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но помните, что любая профессия нужна и важна!
Литература.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений Л. С. Выготский. — М.: Директ-Медиа, 2008. — Т. 3–4. — 953 с.
Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы Вопросы психологии — 2015 — № 3. С. 3–15.
Человек и профессия» Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; цикл классных часов «Беседы о самроопределении» Резапкина Г.В.;
Технология оптимального самоопределения для предпрофильной подготовки «Найди свой путь» Селевко Г.К., Соловьева О.Ю.
Климова Е.А. Как выбирать профессию./ Климова Е.А. - М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
Интернет-ресурсы:http://fb.ru/article. https://edunews.ru/professii/rating/ischeznuvshie.html© edunews.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самая РОДНАЯ, самая ВАЖНАЯ, самая НУЖНАЯ, самая..." Внеклассное мероприятие совместно с родителями.
Внеклассное мероприятие совместно с родителями, посвященное Дню Матери...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
Воспитательское занятие для школы 8 вида по профориентации " Такая нужная профессия портной"
Воспитательский час: « Такая нужная профессия – портной» Цель: Расширять представления учащихся о профессии швеи (портного) и модельера; способствовать формированию осознанного выбора профессии. Корре...
Нужные профессии
Документ содержит презентацию, описывающую понятия престижность профессии, престиж и самооценка, дан рейтинг самых престижных, доходных, криминальных, опасных и востребованных профессий...
Самая нужная профессия
"Самая нужная профессия" - открытое групповое занятие, которое определяет значимость профессий труда и знакомит детей с редкими профессиями....
Классный час на тему " Все профессии важны, все профессии нужны""
Цель классного часа: Расширить знания и представления детей о различных профессиях.Включены беседы, конкурсы, загадки....
КЛАССНЫЙ ЧАС «Профессии разные нужны, профессии всякие важны»
Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности....
- Мне нравится (1)