Дидактические игры для развития речи
методическая разработка
Дидактические игры для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry_dlya_razvitiya_rechi.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по развитию речи
Что скажет мама?
Воспитатель задает ситуацию. Дети определяют, что скажет мама в данном случае.
-Малыш не спит. Мама скажет: ложись на бочок, закрывай глазки, спи, мой родной.
-Сын испачкался.
-Папа подарил цветы.
-Дочка помыла посуду.
-Сын получил двойку.
-Дочка не хочет кушать.
-Сын обидел девочку. И т. д.
Волшебные слова.
В гости к детям приходит невоспитанный волк. Воспитатель предлагает детям научить волка, как себя вести:
-если толкнул, скажи… .извини, пожалуйста.
-если угостили, скажи… .спасибо.
-если уступили место, скажи… .благодарю.
-встретил, скажи… .здравствуй.
И т. д.
Ласковые, нежные слова.
У воспитателя яблоко, в которое вставлено много спичек.
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые можно сказать человеку.
Достаньте спичку и назовите хорошее слово.
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову.
Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, дорогой и т. д.
Гласные – согласные.
Детей делят на две команды. У каждой команды коробка: у одной для гласных звуков, у другой для согласных.
Из общей коробки дети находят нужный им звук и несут своей команде
Побеждает команда, которая не ошибется и выполнит задание первой.
Кто быстрее сложит слово.
На карточках написаны слова. У детей карточки с буквами.
Ребенок должен по образцу собрать нужное слово.
Усложнение: детям дается набор букв, составляющих слово. Дети должны собрать слово, расположив карточки прочитать слово.
Вопрос – ответ.
Дети выбирают ведущего. Он бросает мяч детям и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч и отвечает полным предложением.
Вопрос: - Когда дети спят?
Ответ: - Дети спят ночью.
Однословный ответ считается неправильным и не принимается.
Ведущий меняется считалкой.
Хлопни, сколько слогов в слове.
Воспитатель напоминает, что слово состоит из слогов. Нужно хлопнуть столько раз, сколько слогов в слове.
Мак – 1 хлопок
Нора – 2 хлопка
Собака – 3 хлопка
И т. д.
Если дети затрудняются, то воспитатель разрешает проговаривать слово и хлопать одновременно.
Где мы были – как нам было?
Воспитатель предлагает рассказать Петрушке, где они были и как им было.
- Где мы были?
- В театре.
- Как нам было?
- Интересно, смешно, уютно, замечательно.
Используются места: лес, озеро, море, детский сад, гости, на празднике, в кинотеатре, зима, парк и т. д.
Сосчитай слова в предложении.
- Что такое предложение? Из чего оно состоит?
Посчитайте сколько слов в предложении, которое я назову.
Дети считают слова и говорят воспитателю.
Можно использовать для ответов карточки с цифрами или схемами предложений.
Назови слова с нужным звуком.
Воспитатель называет 3 слова и звук. Ребенок должен назвать слово с заданным звуком.
Шут, жук, шар. Звук – а .
Ответ: шар.
Можно дать задание самостоятельно придумать слово с нужным звуком
Звук - Н : нос, окно, носки, машина и т. д.
Чего не стало.
Воспитатель говорит слова, дети говорят, чего не стало.
Игла – не стало… иглы.
Мяч – не стало… .мяча.
Дом – не стало… .дома.
Кукла – не стало… куклы.
Яблоко – не стало… яблока.
Лошадь – не стало… лошади.
Сахар – не стало…. сахара.
Конфета – не стало…. конфеты и т. д.
Раз, два, три нужный звук ко мне приди!
Воспитатель предлагает детям быть тем звуком, с которого начинается его имя.
Звук А – это Аня, Антон, Алена.
Звук К – это Катя, Кирилл, Коля и т. д.
- Раз, два, три звук А ко мне приди!
Подходят дети, чьё имя начинается с названного звука, а остальные стоят.
Н
арисуем портрет.
Дети по очереди становятся художниками. Художник описывает кого-то из детей, а все отгадывают, чей это портрет.
План описания:
- мальчик или девочка
-цвет волос
-цвет глаз
-какой нос, губы, уши
Если дети не догадались, добавить описание одежды.
Придумай концовку рассказа.
Воспитатель предлагает придумать концовку небольшим рассказам.
Например:
В нашем дворе живет большая собака. Однажды она нашла кость и стала ее грызть. В этот момент к собаке подошел маленький котенок. Что было потом?
Варианты ответов: собака бросила кость и погналась за котенком, собака понюхала котенка и стала дальше грызть кость, собака прогнала котенка и т. д.
Почему так называют?
Воспитатель называет сложные слова и предлагает детям объяснить, что они значат.
Пылесос – пыль сосет
Самолет – сам летает
Самокат – сам катает
Мясорубка – мясо рубит
Огнетушитель – огонь тушит
Овощерезка – овощи режет
Чеснокодавка – чеснок давит и т. д.
Найди звук.
Воспитатель показывает детям предметы и просит назвать:
-Что это?
-Огурец.
-Есть ли в слове огурец звук РЬ
-Да.
Воспитатель может называть звук, которого нет в данном им слове, тогда дети должны дать отрицательный ответ.
Воспитатель поправляет, если дети путают мягкий и твердый звук.
Что значит слово.
Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:
Аня – имя девочки
Петров – фамилия
Стол – предмет мебели
Сыр – продукт питания
Сок – напиток из фруктов
Жучка – кличка собаки
Сосна – название дерева
Новый год – название праздника
Суббота – день недели и т. д.
Коза – стрекоза
Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:
Коза – стрекоза
Чашка – ромашка
Кошка – лукошко
Сук – барсук
Шина – машина
Жар – пожар
Ложка – дорожка
Оса – коса и т. д.
Звук – слог – слово.
Воспитатель произносит звук, дети придумывают слог, а только потом слово с этим слогом:
С – со – колесо
П – по – полено
Н – на – машина
К – ку – кузов и т. д.
Слог может быть в любом месте придуманного слова.
Дом – домище.
Воспитатель говорит:
-Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.
Дом – домище
Рука – ручище
Сапоги – сапожищи
Волк – волчище
Медведь – медведище и т. д.
Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д.
Это правда или нет?
Дети угадывают, чего на свете не бывает:
-Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
-Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
-Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
-А зимой среди ветвей «га-га-га! » - пел соловей.
-Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Затем дети сами придумывают небылицы и путаницы, а другие дети их распутывают.
Найди другое слово.
Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:
Длинный – короткий
Мягкий – твердый
Легкий – тяжелый
Тонкий – толстый
Сильный – слабый
Храбрый – трусливый
Здоровый – больной и т. д.
Назови одним словом.
Воспитатель предлагает послушать выражения и заменить их на одно точное слово:
Груз, имеющий большой вес …. тяжелый
Работа, требующая много труда…. трудная
Дело, которое нужно сделать… .нужное
Очень трудный день… .нелегкий
Ребенок, который не слушается…. проказник
Профессия, связанная с риском… опасная и т. д.
Учимся рассуждать.
Детям предлагаются картинки – небылицы.
Например: летом мальчик в зимнем костюме катается на лыжах, зимой дети собирают грибы, цыплята плавают в воде с уткой и т. д.
- Докажите, что эти картинки нарисованы неправильно.
Что надо изменить?
Используйте слова во-первых, во-вторых, чтобы все поняли последовательность ваших рассуждений.
Закончи фразу.
Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.
Пластилин мягкий, а камень…. твердый.
Ручей мелкий, а речка… глубокая.
Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.
Кашу варят густую, а суп… .жидкий.
Лес бывает густой, а бывает… .редкий.
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду… .сухая.
Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.
Купили хлеб свежий, а он стал… .черствый.
Летом едим огурцы свежие, а зимой… соленые.
Составь рассуждение.
Воспитатель дает тему для рассуждения. Дети рассуждают, используя слова: вот потому, потому что, в связи с этим и др.
Осенью зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. они играли и веселились. На Новый год зайка решил пригласить друзей в гости, но никого не нашел. Почему?
Потому что медвежонок зимой впадает в спячку, гусеница прячется под кору и т. д.
Ждем гостей.
Воспитатель говорит детям, что к ним придут гости предлагает ответить на вопросы:
Как будем накрывать на стол?
В чем будем подавать сахар? (конфеты, соль, масло, хлеб, салфетки)
Из чего будем поить и кормить гостей?
Что приготовим на ужин?
Как будем веселиться?
В какую игру предложим поиграть?
Как будем прощаться?
На ударном слоге – хлопни!
Дети вспоминают, что есть безударные слоги и ударные.
Затем называет слово, а дети повторяют его и на ударном слоге хлопают.
Примерные слова:
Машина, колесо, лошадка, нора, дерево, кукла, паровоз, самолет, окно, дырка, небо, мак, кот, парашют, кино, мяч, цветок, самокат, кольцо, дом, книга, таракан, собака, кошка, грузовик, медведь, зайчик, лиса, крокодил, телевизор и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для развития грамматического строя речи
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дидактическая игра по развитию устной речи "Выбери одежду"
Игра может проводиться на уроках развития речи в коррекционной школе или детском саду. Дети должны выбрать одежду и сложить её в корзину....
Дидактические игры для развития речи
Подборка игр по развитию речи и обучению грамоте...
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей посредством дидактической игры. Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления"
Коррекционная педагогика...
Картотека «Дидактические игры для развития связной речи»
Картотека«Дидактические игры для развития связной речи» «ЧТО НАПУТАЛ НЕЗНАЙКА?»Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Незнай...