Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Введение ................................................................................................................... 2
Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО ..........................................
1.1 Понятие проектной деятельности и виды проектов.
1.2 Различие проектной и исследовательской деятельности.
1.3 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел 2. Заключение
Литература: ............................................................................................................
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 2
Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО ..........................................
1.1 Понятие проектной деятельности и виды проектов.
1.2 Различие проектной и исследовательской деятельности.
1.3 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел 2. Заключение
Литература: ............................................................................................................
Раздел 1. Общие принципы организации проектно-исследовательской деятельности в школе в соответствии с ФГОС СОО
Для успешности реализации задач, стоящих перед системой образования, становится востребованным метод проектов. Это активный метод обучения, стимулирующий интеллектуальную активность, формирующий умение работать в команде, способствующий развитию навыка самостоятельной постановки и решения проблемы, повышающий степень заинтересованности учащихся в результатах своей деятельности.
Учащиеся ждут от учителей знаний для жизни. Необходимо так организовать обучение, чтобы актуализировать имеющиеся знания, дополнять их, обобщать и структурировать учебный материал. Надо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Одной из ценностей современного общества становится коммуникативная компетентность. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: какие умения необходимо развивать у учеников для продуктивного общения со сверстниками, с Интернетом, с информационным полем? Как научить формулировать вопросы для общения и поиска информации?
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Отсюда и новые требования, предъявляемые к педагогу. Учитель, реализующий задачи поисковой проектной и исследовательской деятельности должен:
− занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к проектной и исследовательской деятельности;
− уметь прогнозировать перспективу как собственной деятельности, так и деятельности учащегося;
− уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.
1.2 Понятие проектной деятельности и виды проектов.
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. При этом происходит самостоятельное освоение обучающимися научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования:
- выделение целей и задач,
- выделение принципов отбора методик,
- планирование хода исследования,
- определение ожидаемых результатов,
- оценка реализуемости исследования,
- определение необходимых ресурсов.Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Виды проектов
По ведущей деятельности | поисковый, исследовательский |
По используемым технологиям | технологический, имитационный, конструирующий, творческий мультимедиа, телекоммуникационный, технология 3D, театрализация, использующий бумагопластику, лоскутную мозаику и другие материалы |
По предметно-содержательной области | -монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; надпредметный; |
По объему и виду информации | экологический, страноведческий, социологический, краеведческий, этнографический, лингвистический, культурологический, маркетинговый, экономический, шоу бизнеса, технический/технологический; |
По сфере применения результатов | издательский, инсценирующий, макетирующий, видео демонстрирующий, интернет представительствующий; |
По видам презентации | мозаика, конференция, конкурс, состязание, концерт, саммит |
По срокам исполнения | проектная задача (для урока (занятия), учебного дня), краткосрочный (до одной недели), среднесрочный (до одного месяца), долгосрочный (до одного года в основной школе, до двух лет в средней школе); |
По количеству участников | индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 10 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете) |
1.3 Различие проектной и исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
Отсутствует гипотеза Цель - получить конкретный продукт, обладающий определенными свойствами и необходимый для конкретного использования Должно быть выработано представление о конечном продукте деятельности как результате проекта. | Наличие гипотезы обязательно Цель - получить новое знание Представления о конечном результате исследования нет |
Структура проекта: постановка цели и задач, определение способов действия, составление плана работы по проекту, работа с информацией, создание продукта, как результата проектной деятельности. | Структура исследования: постановка проблемы, цели и задач, предварительный анализ информации, формулировка гипотезы; планирование и организация эксперимента; анализ деятельности - презентация – рефлексия и обобщение. |
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, формулированными в его замысле | Результат исследования определить достаточно сложно |
1.4 Основные продукты проектной и исследовательской деятельности обучающихся:
Уровень образования | Продукт проектной деятельности | Продукт исследовательской деятельности |
НОО | серия иллюстраций, фотоальбом, гербарий, игра, спектакль, викторина, газета, журнал, альбом, буклет, чертёж, макет, модель, коллаж, стенд, выставка, оформление кабинета, мультимедийный продукт, возможные варианты презентаций Интеллектуальна форма представления продукта: - игра, -спектакль, -викторина и т.д. | - доклад, - стендовый доклад, - эссе |
ООО | сценарий/разработка мероприятия/игры, - пакет рекомендаций, - чертёж, макет, модель, коллаж. -бизнес-план, - стенд, выставка, оформление кабинета, школы и пр., -видеофильм, видеоклип, -мультимедийный продукт, программный продукт, возможные варианты презентаций. Интеллектуальна форма представления продукта: - игра, - спектакль, -викторина, - дискуссия и т.д. | - реферат - доклад, стендовый доклад - статья - эссе, |
СОО | -газета, журнал, альбом, -фотоальбом, буклет, -серия иллюстраций, - справочник, -сценарий/разработка мероприятия/игры, - пакет рекомендаций, - чертёж, макет, модель, коллаж. -гербарий, - бизнес-план, - стенд, выставка, оформление кабинета, школы и пр., - видеофильм, видеоклип, -web-сайт, мультимедийный продукт, программный продукт, ЗD-модель. | -реферат (аналитического проблемного типа), -доклад, стендовый доклад - статья, -пособие, учебное пособие, - эссе - отчёты о проведённых исследован |
Этапы работы обучающихся:
Этапы работы над проектной деятельности | Этапы работы над исследованием |
1. Выбор темы и задачи проекта. 2. Выдвижение первоначальных идей. 3. Выбор лучшей идеи. 4. Планирование проектного задания. 5. Непосредственное выполнение проекта. 6. Защита (представление) и оценка проекта. | 1 .Актуализация проблемы. 2. Определение сферы исследования. 3. Выбор темы исследования. 4. Выработка гипотезы. 5. Выявление и систематизация подходов к решению. 6. Определение последовательности проведения исследования. 7. Сбор и обработка информации. 8. Анализ и обобщение полученных материалов. 9. Подготовка отчета. 10. Доклад. 11. Обсуждение итогов завершенной работы. 12. Защита (представление) и оценка исследовательской работы. |
Заключение
Конечно, метод проектов можно использовать не на каждом уроке и не в каждом классе. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка.
Внедрение проектной деятельности в традиционный учебный процесс помогает готовить выпускников, способных:
· адаптироваться в условиях сложного, изменчивого, взаимосвязанного мира;
· проявлять социальную ответственность;
· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
· самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
· конструктивно сотрудничать с другими людьми;
· генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым, способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.
В проектную деятельность включаются учащихся 5-9 классов. При выборе тематики проектов мы, помимо вопросов, углубляющих учебные программы, ориентируемся на следующие направления, которые считаем основными, базовыми в проектной работе. Это - «Человек – творец», «Человек и окружающая среда», «Человек и здоровье». Данные направления представляют собой, по сути, основные грани жизни человека в обществе и таким образом поворачивают проектную деятельность «лицом к жизни».
Такой подход соотносится с лучшими традициям отечественной педагогики.
Формы реализации проектной деятельности должны быть интересны и близки детям, и поэтому, наряду с оформлением работ в виде рефератов, мы используем презентации. Хотелось бы в дальнейшем более широко использовать инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи ит.п.
Учащиеся, в основном, сами выбирают направления работы, но иногда следуют советам учителя (при формировании временных творческих групп руководителю следует учитывать также и оптимальное личностное взаимодействие). Работа творческих групп строится по следующим правилам:
а) все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
б) ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание;
в) все члены команды должны получать радость от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектную работу.
На этапе подведения итогов проектной работы в качестве параметров оценки проектных работ выступают следующие:
а) активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
б) глубина проникновения в задачу;
в) оригинальность мышления;
г) умение правильно, убедительно, доходчиво раскрыть основное содержание работы в устном выступлении, ответить на вопросы.
В качестве перспективных хочется видеть ряд направлений развития проектной деятельности.
Во-первых, я считаю, что необходимо усилить исследовательский элемент в проектных работах учащихся. Большинство наших проектов относится к информационным или прикладным. Мы хотели бы, чтобы в нашей практике был больший процент исследовательских проектов. Разумеется, работы учащихся не могут быть «новым словом» в науке. Но вполне достаточно, если это будет открытием для самого ребенка. Составные части некоторых наших проектов являются реферативными. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей не стоит. Участники проектной работы должны иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым они будут рассматривать реферируемые источники. Однако этого, к сожалению, пока недостает в нашей проектной деятельности.
Во-вторых, хотелось бы усилить методическую подготовку учителей, участвующих в проектной работе, прежде всего путем участия в семинарах, в том числе и по обмену опытом с другими учебными заведениями.
В-третьих, мы планируем продолжить включение в проектные работы там, где это уместно.
Дальнейшее развитие проектной деятельности учащихся позволит нам обеспечить продвижение учащихся по личностной образовательной траектории и способствовать подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-
2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.
3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27
4. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.
5. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Список информационных источников
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645.
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...
"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "
"Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании предмета технология в условиях перехода на ФГОС ООО "1. Метод учебных проектов при освоении школьникам...
Организация проектно – исследовательской деятельности в школе
Проектно – исследовательская деятельность прочно вписалась в практику работы нашей школы. Напомним, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческ...
Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты
Технологии организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии в условиях ФГОС...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
"Принципы организации проектно-исследовательской деятельности в предметно-языковом обучении на уроках и во внеурочной деятельности"
Статья, в которой расписываются основные этапы проектно-исследовательской работы....
Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования
В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....