Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты
статья на тему
Технологии организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Санкт-Петербург
2012
Описание педагогического проекта
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности в школе через интеллектуальные метапредметные игровые проекты
Аннотация
- Характеристика образовательного учреждения
Эффективность и успешность образовательного процесса, формирование гармоничного уклада гимназии, перспективы её развития являются продуктом синтеза многих факторов. Гимназия № 159 «Бестужевская» расположена в районе, отдалённом от центральной части города, соответственно, от большинства культурных и исторических очагов (музеи, театры, памятники архитектуры и др.). Не случайно она носит имя генерал-фельдмаршала графа Алексея Петровича Бестужева – дипломата, великолепно образованного, значимого государственного деятеля своей эпохи, пережившего периоды правления нескольких государей. Дипломатия, внешняя политика – изучение этого аспекта его деятельности даёт перспективы для развития коммуникативной сферы гимназистов, исторический уклон повышает возможность формирования у них навыков исследовательской деятельности. Педагогический коллектив нацелен на повышение образовательных результатов, на приобретение системообразующего стержня для развития образовательной системы и на поступательное формирование уклада гимназии.
- Проблемы и противоречия.
Выявляются лакуны, связанные с поиском характерных свойств, присущих именно Бестужевской гимназии. Противоречия характеризуются недостаточностью культурологической составляющей в целевом компоненте развития гимназии, отсутствием системности в организации и взаимосвязи учебной и воспитательной деятельности.
Гимназия готова решать названные проблемы, стремясь стать в микрорайоне центром культуроориентированной образовательной деятельности. Гимназия способна участвовать в педагогическом проекте, результатом которого является создание педагогического продукта, полезного в качестве модели для других образовательных учреждений подобного типа.
Для решения проблемных задач привлекается сплочённый профессиональный педагогический коллектив
- 24 педагога имеет высшую квалификационную категорию, 18 – первую, 1 кандидат наук, 1 аспирант РГПУ им. А.И. Герцена, 3 победителя конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
- педагоги гимназии активно участвуют в конкурсах педагогических достижений районного и городского уровней.
Учитываются достаточно высокий уровень образовательных результатов:
- средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 69,16, по английскому языку – 77,38, по истории – 69,17, по литературе – 68,75, по обществознанию – 70,58; за последние два года две ученицы получили 100 баллов по русскому языку и литературе соответственно;
- учащиеся гимназии традиционно являются призерами и победителями олимпиадно-конкурсного движения в районе и городе, лауреатами и победителями районных, городских, межрегиональных научно-практических конференций: «Первые шаги в науке», «Шаг в будущее», «Сервантесовские чтения», «Лицейские чтения», «Наследники Ломоносова», «Интеллектуальное возрождение», «У Крюкова канала», гимназические чтения «Конференция победителей» и др.;
- наблюдается стабильная востребованность гимназии контингентом поступающих (наметилась тенденция к увеличению контингента гимназии, количество желающих поступить в 1 класс значительно превышает количество имеющихся мест в 1-х классах).
Принимается во внимание нацеленность педагогического коллектива, учащихся и родителей на позитивные изменения. По данным анкетирования свыше 70% родителей учащихся хотят, чтобы гимназия имела характерные отличия, определяющие ее престиж, высокий статус на уровне района и города, оригинальную воспитательную систему; свыше 65% старшеклассников хотят, чтобы в гимназии были собственные «фирменные» мероприятия; свыше 80% учителей хотят, чтобы гимназия имела высокий статус на уровне района и города.
Отмечается удачный опыт реализации школьного исследовательского макро-проекта в рамках ежегодной городской межпредметной олимпиады, организованной НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена и ГМП «Исаакиевский собор» - «Музей – культур, талантов и идей связующая нить» (гимназия заняла 3-е место в 2011/2012 уч. г. и стала победителем в номинации «Самое оперативное решение»); участие гимназии в экспериментальной работе по освоению культурологического наследия в рамках творческого сотрудничества с РАО «Северо-Западное отделение» по теме «Проектирование культурно-образовательной среды на базе музеев России».
- Актуальность темы определена вызовами времени и требованиями к процессу и результатам современного образования, отражёнными в ФГОС второго поколения. Особенно это касается организации проектной деятельности учащихся, ориентации на самостоятельность учащихся в различных видах деятельности, а также формирования у них совокупности универсальных учебных действий (постановка цели, выявление проблем и выбор решения, поиск и анализ информации, формулирование выводов, убедительно-эстетичное представление работы и др.).
Важность обусловлена требованиями, сформулированными в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» («Основные направления развития общего образования», п. 1. «Переход на новые образовательные стандарты»): предполагается, что ученик будет обладать «целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий», что возможно «лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов».
Своевременность данной работы подтверждается запросами «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская школа 2020» и «Концепции развития системы образования Калининского района Санкт-Петербурга на 2011-2015 гг. с перспективой до 2020 г.». Данный проект развивает и углубляет основные направления образовательной программы гимназии.
- Цель – создание системы культуроориентированных развивающих и обучающих метапредметных игровых проектов как основы усиления культурологического компонента уклада гимназии.
- Задачи
- создание из сотрудников гимназии инициативной группы участников реализации проекта, определение основных направлений деятельности творческих коллективов;
- создание методики разработки интеллектуальных метапредметных игровых проектов;
- разработка системы горизонтальных и вертикальных организационных и педагогических связей, отражающих интегративный характер проекта.
- Ключевая гипотеза. Разработка и внедрение на основе системно-деятельностного подхода комплекса культуроориентированных развивающих и обучающих метапредметных игровых проектов позволит повысить образовательные результаты в части формирования у учащихся универсальных учебных действий и окажет положительное воздействие на формирование культурологического компонента уклада гимназии.
- Комплекс основных мероприятий
- разработка научно-методических рекомендаций по осуществлению проекта;
- организация творческих педагогических коллективов по основным направлениям проекта (проектно-исследовательская деятельность учащихся, межпредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности, организация внутришкольных мероприятий, мониторинг и диагностика и т.д.);
- разработка ряда метапредметных игровых проектов для учащихся;
- разработка методов сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в контексте решаемой проблемы;
- определение методов мониторинга и диагностики;
- повышение квалификации педагогических кадров в русле проблемы;
- привлечение специалистов по научным и сопутствующим вопросам.
Этап | Содержание | Сроки |
Проектировочный | Разработка концепции проекта и научно-методических рекомендаций, разработка ключевых моментов проекта, анализ ресурсов, определение основных направлений и стратегии деятельности, создание временных творческих коллективов. | декабрь 2012– январь 2013 |
Технологический | Анализ собственного и передового педагогического опыта, создание методики разработки интеллектуальных метапредметных игровых проектов с культурологическим системообразующим компонентом. Разработка методик сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся. Разработка системы горизонтальных и вертикальных организационно-педагогических связей, отражающих интегративный характер педагогического проекта. Внедрение разработок. | Февраль 2013 - январь 2014 |
Рефлексивный | Фоновый мониторинг успеваемости, диагностика отдельных позиций, анализ результатов, внесение коррективов в исходные положения. | Февраль 2014 – май 2014 |
- Стратегия достижения планируемых результатов
Теоретические методы
- Анализ литературы по изучаемой проблеме
- Мысленный эксперимент
2. Теоретическое моделирование
Эмпирические методы
1. Педагогическое наблюдение (фиксация и анализ поведения, проявления детей в системе учебных и общественных отношений, их деятельности).
2. Сбор и статистическая обработка полученных данных: анкетирование, тестирование, интервьюирование, сбор высказываний и суждений детей, учителей и родителей.
3. Педагогический эксперимент.
4. Мониторинг успеваемости.
5. Диагностические исследования по отдельным позициям
Методы обучения и творческой активизации участников проекта
- Проблемный семинар
- Круглый стол
- Мозговой штурм
- Анализ конкретных ситуаций
- Работа в творческой группе
- Работа в проблемном творческом педагогическом коллективе
- Индивидуальное собеседование
- Научная консультация
- Ожидаемые эффекты, продукт
Для гимназии: усиление культурологического компонента уклада, сплочение коллектива при решении общих задач, обретение ряда внутренних «фирменных» мероприятий, связывающих урочную и внеурочную деятельность, привлечение внимания к гимназии, развитие системы внешних связей.
Для учащихся: улучшение образовательных результатов, развитие определённых групп универсальных учебных действий (проектно-исследовательских), повышение мотивации к учёбе и участию во внеклассной работе, пополнение портфолио.
Для родителей: укрепление семейных связей при выполнении специальных совместных заданий в рамках игр-проектов, повышение заинтересованности в успешном развитии гимназии.
Для учителей: повышение профессиональной квалификации, пополнение портфолио, освоение новых методик в русле новых ФГОС.
Педагогический продукт представляет собой пакет разработок интеллектуальных метапредметных игровых проектов, методику разработки подобного игрового проекта, методические рекомендации по реализации педагогического проекта.
- Оценивание результатов (реализация обратной связи)
Ведётся в двух направлениях. Оценивание образовательных (в частности, метапредметных) результатов ведётся с применением методик образовательной системы «Школа 2100». Оценивание процесса реализации проекта осуществляется как по собственным методикам, так и с привлечением экспертов в области педагогики и психологии.
- Степень новизны проекта и возможная диссеминация опыта
Новизна выражается в метапредметном характере полученного результата, а также в создании новой системы взаимосвязанных игровых проектов и педагогических мероприятий. Возможно распространение на уровне системы школ, решающих образовательные задачи подобного типа, на уровне района.
- Ресурсы
Кадровый состав, готовый к реализации проекта: коллектив учителей начальной школы и учителей дисциплин гуманитарного цикла. Уровень квалификации учителей – первая и высшая квалификационная категория. 100% учителей начальной школы повысили свою квалификацию в области ФГОС второго поколения, 100% учителей гуманитарного цикла повысили свою квалификацию в области современных инновационных технологий. Многие учителя являются членами районных творческих групп, олимпиадных комиссий, экспертами ЕГЭ и ГИА, подготовили лауреатов и победителей олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций районного и городского уровней. Также планируется привлечение к решению задач проекта учителей других дисциплин.
Материально-техническая база, соответствующая задачам проекта. Для реализации задач проекта в гимназии имеется библиотека, локальная компьютерная сеть, позволяющая выходить в глобальную сеть Интернет, малый актовый зал, компьютеры – 58, 5 интерактивных досок, 9 ноутбуков, 29 мультимедийных проекторов, принтеры и МФУ – 29 шт., сканеры – камера-документ – 1. Многие учебные кабинеты оснащены телевизорами, магнитофонами, видеотехникой.
Имеющаяся материально-техническая база будет использована для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, для организации обучения педагогов-участников проекта, для подготовки методических материалов в рамках реализации проекта, для осуществления мониторинга, диагностических исследований по программе проекта. Также планируется использовать возможности социальных партнеров гимназии: учреждений высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования района и города, различных общественных институтов, предприятий-шефов.
Методические ресурсы. Для реализации задач проекта в целях научно-методического сопровождения планируется привлечение специалистов НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена, специалистов ГБОУ ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, специалистов ГБОУ ЦПМСС (педагог-психолог), специалистов по работе со школами ГМП «Исаакиевский собор».
- Финансирование
Источники финансирования – бюджетные. Предполагаемый бюджет проекта – 45000 рублей на два года.
Основные мероприятия:
- организация диагностических исследований, мониторинга по программе проекта;
- создание условий для исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- повышение профессиональной квалификации педагогов;
- обеспечение методической литературой участников проекта;
- организация взаимодействия с социальными партнерами для реализации задач проекта.
Возможно привлечение к реализации мероприятий проекта предприятий-шефов, различных общественных институтов.
- Перспективы развития
Предполагается полученный педагогический продукт использовать как основу для формирования уклада гимназии с усиленным культурологическим компонентом. Планируется развивать и обогащать систему разработанных мероприятий в целях повышения эффективности работы гимназии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Образовательный проект «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
Конкурсный материал на "Учитель года"...
Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся как один из эффективных методов формирования метапредметных результатов
Однако сегодня приоритетным становится не сумма знаний, а сам путь познания, так как учеба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям модели выпускника....
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....