Методическая разработка "Гимнастические акработические упражнения в фитнес-аэробике"
методическая разработка (7 класс)
Оглавление
Вступление.
Искусство современной фитнес-аэробике с течением времени теряет лексическое распределение, и техника исполнения выдвигает одновременно высокие и часто одинаковые требования к женскому телу. И это не прихоти тренера, а требования настоящего времени. Фитнес-аэробика базируется на совершенной профессиональной вооруженности, широком спектре выразительных средств нового времени с более сложной пластической лексикой, усвоении самых разных стилей и танцевальных манер. Поэтому современной фитнес-аэробике нужны методики с такими элементами тренажа в повседневных занятиях, которые бы делали тело спортсменки более гибким, способным к восприятию самых неожиданных, необычных, требований танцевального искусства.
Основная задача при подготовке спортсмена, в значительной мере, определяет структура подвижных, то есть физических, качеств как необходимой базы для занятий современной фитнес-аэробики и дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства. Сложность структуры подвижных действий современного танца требует от танцора необходимости запоминать большой объем упражнений. Это выдвигает потребность в памяти, исполнительстве, ясности и полноте зрительных представлений, четкости выполнения движения. Качество исполнения современных элементов требует необходимости формирования способностей к самоконтролю, коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, ловкости мышления и тому подобное.
Немалую зрелищность придают современной фитнес -аэробике, как взрослой, так и детской, акробатические движения. Термин «акробатика» родился в Древней Греции. «Akrobates» в переводе с греческого языка означает «тот, кто ходит на цыпочках». Древние эллины придавали большое значение гармоничному развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству.
Акробатика является базовой частью гимнастики, в основе акробатики — мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры. Известно, что примерно 45% веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до 600 мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, поскольку в выполняемых упражнениях участвуют все группы мышц. Мышцы исполнителя, который владеет акробатической лексикой, получают развитие, которое позволяет ему совершенствовать танцевальное мастерство и оперировать универсальностью фитнес-аэробике возможностей.
Всестороннее физическое развитие, которое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать различные фитнес-аэробике жанры. При всем трюковому многообразии акробатических движений, основу составляют два элемента: сальто и стойка на руках — вольтижировка и баланс. В процессе развития жанров в аэробике акробатические движения занимают все большее место. Они являются основой нескольких разновидностей современных аэробных жанров. Современная фитнес-аэробика использует акробатику не только как средство физической подготовки, но и демонстрации совершенной технической подготовки исполнителей. Кроме этого, акробатические движения имеют большую зрелищность, что, безусловно, обеспечивает успех любого номера:
— обогащается пластическая выразительность, лексика постановочного материала;
— создается контраст при переходе из передвижений на ногах в партерные положения;
— повышается техника исполнения.
Но использование акробатических элементов очерчивается определенными условиями:
— соответствие акробатического элемента требованиям драматургического построения номера;
— соотношение подготовки исполнителя к уровню сложности акробатического упражнения, что обеспечивает технику безопасности; — соответствие концертного костюма специфике лексики акробатических движений.
Методика освоения акробатическими движениями начинается с базовой акробатики, которая выполняет несколько задач, целью которых является физическая и психологическая подготовка исполнителя к более сложным упражнениям акробатической лексики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГИМНАСТИЧЕСКИЕ И АКРОБАТ | 648.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление…………………………………………………………………….3
Анатомо-физиологические особенности…………………………………….. 5
Базовые акробатические движения…………………………………………....7
Методика обучения гимнастическим упражнениям……………………….....7
Цель и задачи обучения в гимнастике…………………………………………7
Основные задачи обучения……………………………………………………..7
Характеристика гимнастических упражнений…………………………….......8
Предпосылки успешности обучения гимнастическим упражнениям…………9
Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям……………………………………………………………………10
Этапы обучения гимнастическим упражнениям……………………………..12
Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям………………..15
Помощь и страховка…………………………………………………………….18
Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой……………..21
Оглавление
Вступление.
Искусство современной фитнес-аэробике с течением времени теряет лексическое распределение, и техника исполнения выдвигает одновременно высокие и часто одинаковые требования к женскому телу. И это не прихоти тренера, а требования настоящего времени. Фитнес-аэробика базируется на совершенной профессиональной вооруженности, широком спектре выразительных средств нового времени с более сложной пластической лексикой, усвоении самых разных стилей и танцевальных манер. Поэтому современной фитнес-аэробике нужны методики с такими элементами тренажа в повседневных занятиях, которые бы делали тело спортсменки более гибким, способным к восприятию самых неожиданных, необычных, требований танцевального искусства.
Основная задача при подготовке спортсмена, в значительной мере, определяет структура подвижных, то есть физических, качеств как необходимой базы для занятий современной фитнес-аэробики и дальнейшего совершенствования исполнительского мастерства. Сложность структуры подвижных действий современного танца требует от танцора необходимости запоминать большой объем упражнений. Это выдвигает потребность в памяти, исполнительстве, ясности и полноте зрительных представлений, четкости выполнения движения. Качество исполнения современных элементов требует необходимости формирования способностей к самоконтролю, коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, ловкости мышления и тому подобное.
Немалую зрелищность придают современной фитнес -аэробике, как взрослой, так и детской, акробатические движения. Термин «акробатика» родился в Древней Греции. «Akrobates» в переводе с греческого языка означает «тот, кто ходит на цыпочках». Древние эллины придавали большое значение гармоничному развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству.
Акробатика является базовой частью гимнастики, в основе акробатики — мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры. Известно, что примерно 45% веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до 600 мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, поскольку в выполняемых упражнениях участвуют все группы мышц. Мышцы исполнителя, который владеет акробатической лексикой, получают развитие, которое позволяет ему совершенствовать танцевальное мастерство и оперировать универсальностью фитнес-аэробике возможностей.
Всестороннее физическое развитие, которое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать различные фитнес-аэробике жанры. При всем трюковому многообразии акробатических движений, основу составляют два элемента: сальто и стойка на руках — вольтижировка и баланс. В процессе развития жанров в аэробике акробатические движения занимают все большее место. Они являются основой нескольких разновидностей современных аэробных жанров. Современная фитнес-аэробика использует акробатику не только как средство физической подготовки, но и демонстрации совершенной технической подготовки исполнителей. Кроме этого, акробатические движения имеют большую зрелищность, что, безусловно, обеспечивает успех любого номера:
— обогащается пластическая выразительность, лексика постановочного материала;
— создается контраст при переходе из передвижений на ногах в партерные положения;
— повышается техника исполнения.
Но использование акробатических элементов очерчивается определенными условиями:
— соответствие акробатического элемента требованиям драматургического построения номера;
— соотношение подготовки исполнителя к уровню сложности акробатического упражнения, что обеспечивает технику безопасности; — соответствие концертного костюма специфике лексики акробатических движений.
Методика освоения акробатическими движениями начинается с базовой акробатики, которая выполняет несколько задач, целью которых является физическая и психологическая подготовка исполнителя к более сложным упражнениям акробатической лексики.
Задачи при работе с детьми:
— укрепить различные группы мышц;
— научить слушать свое тело и, как следствие, сделать его послушным;
— сформировать навыки выполнения базовых элементов акробатики.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Анатомо-физиологические особенности проявляются в физическом развитии, строении тела, степени сформированности основных физических и психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, общей работоспособности, а также в особенностях функционирования нервной эндокринной и других систем.
До 10—11 летнего возраста развитие девочек и мальчиков происходит почти синхронно. Только девушки по весовым показателем немного отстают в развитии.
С 12—16-летнего возраста картина диаметрально меняется: девочки опережают мальчиков в росте, массе тела и многими антропометрическими показателями.
Разница в развитии начинает расти не столько за количественными показателями, сколько по качественным характеристикам:
— туловище у девушки длиннее, плечи уже, таз шире, ноги и руки короче и менее мускулистые, чем у парней;
— центр тяжести тела (ЦТТ), который играет большую роль в локомоциях (локо — от лат. место; моци — от лат. движение), ниже, чем у ребят. Эта особенность имеет как преимущества, так и недостатки: она способствует выполнению упражнений, связанных с равновесием тела, но ограничивает скорость бега, высоту прыжков;
— мышечная масса девушек (30-35% веса тела) не подходит к уровню свойств ребят (45-55% веса тела), что связано с гормональными особенностями женского организма и структурой мышечных волокон. В связи с этим деформация позвоночного столба у девочек встречается чаще, и это одно из направлений коррекционной нагрузки;
— жировая прослойка у девушек 28-30%, у парней — 18-20%;
— у девушек пропорционально более мощная тазовая зона, в общем нижняя часть тела сильнее, чем верхняя. Поэтому при выполнении упражнений верхней частью тела следует быть осторожным при нагрузках, чтобы не травмировать относительно слабые плечевые, локтевые и лучезапястные суставы.
Необходимо учитывать следующие биологические факторы: — при одинаковых типах нервной системы женщины более возбудимы и эмоциональные;
— размер и вес тела у женщин на 10-15% меньше, чем у мужчин;
— минутный объем сердца у женщин не менее 0,3 л (у мужчин 0,5 л в покое);
— частота сердечных сокращений (ЧСС) у женщин больше на 10-15 ударов в 1 мин;
— минутный объем сердечных сокращений зависит от разового объема и частоты сокращений, которая возрастает при интенсивной нагрузке; при этих условиях минутный объем сердца не достигает аналогичных показателей, характерных для мужчин;
— у женщин жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и максимальное потребление кислорода относительно меньше: частота дыхания больше, но минутный объем дыхания меньше вследствие меньшей глубины дыхания;
— у женщин меньше поглощение кислорода в покое — 150-100 мл за 1 мин, у мужчин — 180-250 мл за 1 мин; — тип дыхания у женщин чаще грудной;
— при выполнении упражнений у девушек отмечается большая частота пульса и дыхания, повышение артериального давления менее выражено;
— период восстановления у женщин длиннее, чем у мужчин.
БАЗОВЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Классификация базовых акробатических движений: 1) полу шпагат, шпагат;
- стойка на руках и ногах, прогибом назад — "мост";
- кувырки: вперед, назад, в сторону;
- стойка на лопатках — «березка»; 5) стойка на голове и руках; 6) стойка на руках.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ.
Цель и задачи обучения в гимнастике
Предметом обучения в гимнастике являются гимнастические упражнения.
Основные задачи обучения:
- Формирование двигательных умений и навыков.
- Развитие комплекса двигательных качеств.
3. Воспитание нравственных качеств учащихся.
Помимо основных задач обучения гимнастическим упражнениям в каждой конкретной ситуации решаются различные частные задачи.
Главное требование обучения гимнастическим упражнениям - освоение рациональных способов двигательных действий путем использования методики, основанной на дидактических принципах обучения, физиологических закономерностях становления двигательного навыка, функциональных положениях теории физического воспитания.
Перед преподавателем стоит задача провести занимающегося по наиболее короткому пути обучения, при этом сформированный навык должен быть прочным и совершенным.
Характеристика гимнастических упражнений.
Гимнастические упражнения очень разнообразны и многочисленны. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей:
- Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движений, в большинстве ациклического характера и являющихся для занимающихся новыми движениями, с которыми они не встречались в повседневной жизни. Поскольку новое движение строится на основе старых двигательных навыков, то преподаватель должен учитывать двигательный опыт занимающегося, его сильные и слабые стороны (уровень развития физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств).
- Типичные группы движений:
- Относительно простые для изучения упражнения (простые позы и действия – основу которых составляют ОРУ, а также простейшие висы и упоры…Например: упор присев, вис лежа, упор углом. Для практического использования подобных движений достаточно занимающемуся показать или объяснить данное упражнение (терминологически назвать, образно описать, подробно рассказать).
- Упражнения, требующие проявления координационных способностей. Например: различные подъемы, вращения, повороты, освоение которых зависит от двигательной подготовленности занимающегося.
- Упражнения, в которых первостепенным является проявление отдельных физических качеств или целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических.
- Для выполнения гимнастического упражнения характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (приподнятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Он формируется на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий фитнес-аэробики.
- Выполнение ряда гимнастических упражнений связано с определенным риском. Занимающийся может проявлять боязнь, нерешительность, или отказываться от выполнения. Защитная реакция связана с недостаточной готовностью к освоению движения (технической или психической) или как результат прошлых сильных переживаний или травматических повреждений обычно при разучивании сложно координационных движений.
Проявление защитных рефлексов тормозит формирование двигательного навыка, приводит к ошибкам и неточностям в исполнении движения и закрепляет неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка.
- Для успешного разучивания гимнастического упражнения важно определить соответствие возможностей занимающегося и сложности движения.
Предпосылки успешности обучения гимнастическим упражнениям.
Создание предпосылок к успешному обучению гимнастическим упражнениям предусматривает обеспечение определенных условий:
- Преподаватель должен глубоко знать технику того упражнения, которому он будет учить (основные и вспомогательные технические действия, возможные варианты исполнения).
- Перед началом обучения двигательным действиям у преподавателя должен быть план предстоящей деятельности (порядок двигательных заданий, круг методов и приемов обучения, формы организации занимающихся). Создание такой программы обучения может потребовать предварительного анализа структуры нового движения, условий его выполнения и состояния отдельных качеств учащегос .
В большинстве случаев при изучении известных упражнений тренер использует уже готовые пути обучения.
- При разучивании упражнений, действия преподавателя должны быть эффективными (оценивать исполнение заданий, своевременно помогать ученику, облегчать выполнение заданий, исправлять ошибки и т.д.). Такое управление обучением со стороны преподавателя является творческим процессом и во многом определяется уровнем педагогического мастерства.
- Использование методических пособий и вспомогательных средств обучения: наглядных схем, моделей, кинограмм, тренажеров, страховочных приспособлений, средств срочной информации имеет существенное значение для освоения гимнастических упражнений.
Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям.
Обучение движениям строится на основе дидактических принципов. Специфика обучения отражается в конкретной реализации данных принципов.
Принцип сознательности и активности. Данный принцип
предусматривает сознательное отношение к занятиям, а также воспитание у занимающихся осмысленного отношения к овладению движением, заинтересованности и творческого подхода к решению двигательных задач. В процессе формирования двигательного навыка преподаватель должен:
- точно формулировать задачу обучения, полно и доступно объяснять технику нового движения, учитывая возрастные особенности учеников;
- воспитывать у занимающихся способность к самооценке своих действий, используя различные приемы (устное объяснение, графическое изображение техники и т.п.);
- стимулировать проявление инициативы занимающихся путем анализа результатов собственных действий, планирования предстоящих заданий, волевого преодоления трудностей и др.;
- привлекать занимающихся к активной практической помощи в организации обучения, помощи товарищу по занятию, наблюдению за действиями партнера и анализу их результата.
Принцип наглядности. Наглядность в обучении помогает создать полное представление о технике разучиваемого движения, добиться доступного и лаконичного объяснения заданий. При выборе средств и приемов наглядного обучения следует учитывать индивидуальные особенности занимающихся (возраст, подготовленность, отношение к обучению). Для занятий с детьми чаще используются приемы непосредственной наглядности: качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение. Для взрослых акцент в обучении делается на их двигательном опыте, специальных знаниях, умении анализировать движение.
«ЦКБ «
При обучении гимнастическим упражнениям используются различные приемы, обеспечивающие наглядность:
- показ упражнения;
- демонстрация движений с помощью рисунков, схем, видеозаписи, модельных эталонов техники;
- сравнительное и образное описание деталей техники движения при объяснении и исправлении ошибок;
- использование дополнительных сигналов и ориентиров (зрительных, звуковых, тактильных);
- создание акцентированных двигательных ощущений путем фиксации отдельных положений, имитации действий, целостного воспроизведения движения.
Принцип доступности. Любое разучиваемое движение должно быть достаточно простым, чтобы быть выполнимым, и в то же время достаточно сложным, чтобы быть интересным и мобилизующим способности занимающегося. Поэтому от преподавателя требуется точное представление о способностях занимающегося в связи с изучением конкретного упражнения.
Принцип доступности раскрывается в общих методических правилах педагогики: от легкого – к трудному, от известного – к неизвестному, от простого к сложному. В гимнастике: от основного элемента – к его вариантам.
Принцип систематичности. Данный принцип предполагает
своевременный переход от одной задачи к другой, от одного этапа к другому, от разучивания одного упражнения к другому, новому. Учитывая необходимость совпадения следов предыдущих действий с последующим исполнением движения, преподаватель должен предусмотреть: - определенную последовательность двигательных заданий, которая выражается очередностью попыток, подходов, занятий;
- регулярность повторных занятий при изучении новых движений, а также закрепление ранее освоенных упражнений;
- чередование работы и отдыха с целью поддержания оптимальной работоспособности и активности занимающихся;
- своевременный подход к разучиванию новых, более сложных упражнений для постоянного двигательного совершенствования.
Реализация выше перечисленных принципов в единстве позволяет успешно осваивать гимнастические упражнения.
Этапы обучения гимнастическим упражнениям.
Формирование у занимающихся конкретных двигательных навыков – одна из главных задач обучения.Процесс формирования двигательного навыка условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:
- Создание предварительного представления об упражнениях.
- Разучивание упражнений. 3. Закрепление и совершенствование двигательных навыков.
Создание предварительного представления об упражнении
Двигательные представления лежат в основе сознательного освоения любых спортивно-гимнастических движений. Преподаватель обязан создать у занимающихся четкие двигательные представления.
Для создания предварительного представления о движении он применяет ряд приемов:
- Знакомит учеников с терминологическим названием упражнения. Терминологически точное название упражнения, предшествующее его показу, восстанавливает в памяти учащегося представления, связанные с прежним двигательным опытом, и подготавливает его к зрительному восприятию показываемого нового элемента. Знание терминов облегчает и запоминание последовательности выполнения упражнений в комбинации;
- Демонстрирует технику его выполнения. Правильный показ упражнения позволяет успешно применять на практике принцип наглядности в обучении. Во время показа ученик может подметить те детали, которые не понимает при объяснении тренера, может заметить характер усилий в различных фазах движения, скорость перемещения различных частей тела и другие детали, которые тренер не пояснил.
Также хороший показ не заменим при формировании хорошего стиля выполнения упражнений.
Если преподаватель не может показать изучаемое упражнение, то используются другие приемы: - показ упражнения одним из учеников;
- наглядное пособие
При показе упражнения тренер должен сосредоточить внимание учеников на деталях, наиболее существенных на данном этапе обучения. После показа упражнения и объяснения наиболее важных деталей ученики пробуют выполнить его. По мере выполнения первых пробных попыток тренер дает более подробные пояснения.
- Объясняет технику. Вначале даются лишь краткие замечания, поясняющие показанное. Разъяснения должны касаться в первую очередь тех деталей, которые не видны и могут быть прочувствованы при правильном выполнении упражнения. Вслед за объяснением главных деталей постепенно, по мере выполнения пробных попыток, тренер дает дополнительные пояснения. Они должны быть образными, яркими, основанными на знакомых ощущениях и движениях.
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, целесообразно у воспитанников предварительно выработать нужные дифференцировки, т.е. научить их точно определять движения во времени и пространстве, прилагать усилия, соответствующие двигательной задаче, т.к. каждое упражнение требует точного распределения действий во времени, пространстве и мышечных усилий.
Формируя точные представления о пространственных и временных характеристиках двигательных действий, обеспечивающих успешное выполнение разучиваемых элементов, тренер должен немедленно информировать гимнастов о допущенных ошибках.
С помощью объяснения тренер активизирует вторую сигнальную систему, мобилизует интеллектуальную активность занимающихся, заставляет их продумывать те действия, которые они должны выполнять. Для проверки активности второй сигнальной системы в процессе показа и объяснений целесообразно проводить устные отчеты учеников о технике выполнения разучиваемых упражнений.
- Предлагает выполнить пробные попытки. Внимательное обдумывание всех деталей техники элемента и идеомоторное выполнение его играют значительную роль в процессе обучения, т.к. чем правильнее ученик представляет себе технику упражнения, тем меньше времени уйдет на его освоение.
- Знакомит с наглядными пособиями. Для создания двигательных представлений необходимо применять наглядные пособия, т.к. они позволяют подметить быстро протекающие детали, которые при показе упражнения увидеть почти невозможно.
Существует несколько вариантов применения наглядных пособий: а) имитация движений гимнаста;
б) кинокольцовки.
Второй этап обучения – разучивание упражнения.
Он направлен на овладение основами техники нового движения. Действия преподавателя на этом этапе складываются следующим образом:
- постоянно наблюдать за ходом выполнения движения;
- сопровождать выполнение упражнения словесными и иными сигналами, подсказывать занимающемуся момент решающих действий; - оказывать непосредственную помощь для облегчения выполнения;
- обеспечивать безопасность занятий;
- исправлять ошибки путем коррекции действий занимающегося в процессе выполнения движения;
- планировать последующие занятия.
Если движение сложное и требует определенных физических затрат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.
При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:
- предусмотреть не менее 6-8 подходов для выполнения заданий;
- при разучивании на одном занятии нескольких новых движений требуется их чередование с уже освоенными;
- для лучшего запоминания движения желательно его повторение на каждом занятии;
- перерыв между подходами к движению не должен превышать 3 мин.
В результате активной работы преподавателя и занимающегося на втором этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основными признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, образование новых координационных связей, управление двигательными действиями.
На этом этапе возможно дробное изучение упражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.
Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.
Третий этап обучения – закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных условиях или близких к соревновательным.
Степень овладения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизма навыка, что позволит уверено выполнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении длительного периода.
Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется задачами контроля и управления учебным процессом. Непосредственное участие в выполнении» упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Занимающийся чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий. В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т.е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.
Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения каждое упражнение необходимо периодически повторять.
Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям.
Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гимнастическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям понимается выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом является способ действия преподавателя и занимающегося для решения частных задач.
Метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям: - точно указывать характер каждого действия;
- относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений;
- все учебные задания должны быть взаимосвязаны и расположены последовательно с нарастанием сложности.
Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др.
После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.
Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию. Предписанием алгоритмического типа следует пользоваться в том случае, когда применение целостного метода обучения невозможно или малоэффективно.
Обучающая программа для отдельного движения может быть составлена и по типу разветвленного программирования, требующего более детального разбора техники движения и соответствующей организации обучения. Такая программа включает:
- описание структуры движения,
- определение главных и частных задач,
- описание обучающих упражнений, и базовых двигательных навыков,
- последовательность двигательных заданий,
- средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения.
Такая форма планирования характерна для случаев обучения более сложным гимнастическим движениям.
Словесный метод. С помощью данного метода решается широкий круг задач: описание техники, постановка задач обучения, анализ результатов исполнения движения, управление обучением и др.
Методические приемы: рассказ, объяснение, опрос, обсуждение, сопровождение выполнения движения.
При использовании словесного метода особое внимание уделяется точности и лаконичности ведения диалога с занимающимся. Слова должны быть образными и точными, а выражение – кратким и понятным. Выбор способа воздействия словом в значительной мере зависит от возраста и подготовленности занимающегося, а также от способностей преподавателя.
Использование терминологии в гимнастике во многом облегчает общение между занимающимся и преподавателем.
Метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание занимающегося на допущенную ошибку, сравнить варианты (попытки) исполнения движения.
Один из способов показа заключается в демонстрации целостного и совершенного исполнения движения – эталоне техники. Кроме того, возможен акцентированный показ отдельных фаз и фрагментов с выделением решающих или типичных моментов исполнения движения. При разучивании гимнастических упражнений эффективны способы опосредованного показа – демонстрация видеофильмов, наглядных рисунков, схем и других методических пособий.
Метод целостного разучивания упражнения. Он подразумевает выполнение изучаемого движения целиком. Такое освоение движения характерно для большинства упражнений основной гимнастики и относительно простых движений. Возможно и освоение отдельных сложных упражнений, которые могут быть выполнены целиком в облегченных условиях: введение дополнительных средств безопасности (поролоновые маты валики). Основным правилом использования данных приемов является сохранение структурной целостности изучаемого упражнения.
Одним из вариантов метода целостного разучивания упражнения является метод подводящих упражнений. Он заключается в целостном выполнении ранее освоенного и структурно сходного с ним упражнения.
Метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения, освоении каждого из них и последующем соединении в целое упражнение. Он используется при обучении различных движений и обеспечивает доступность обучения упражнению. Степень дробности заданий зависит от специфики упражнения и возможностей занимающегося. Каждое обучающее упражнение должно быть конкретным и доступным и не вносить принципиальных изменений в структуру изучаемого целостного движения.
При расчлененном методе разучивания упражнения эффективным приемом является использование контрольных заданий. Они могут представлять собой как самостоятельные задания, так и части целого движения, выполняемые в определенных условиях. Оценка таких заданий может быть бальная, альтернативная (хорошо – плохо, сделал – не сделал) или в единицах системы измерений (точность отдельных действий).
Разновидностью метода расчленения является метод решения частных двигательных задач. Он характеризуется подбором серии учебных заданий, содержащих компоненты техники основного упражнения. Данный метод обучения обычно способствует уточнению представления о технике, исправлению стойких ошибок, совершенствованию исполнения упражнения в целом.
Помощь и страховка.
Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями.
Под приемами помощи подразумеваются физические действия преподавателя, облегчающие выполнение упражнения, а под приемами страховки – готовность его и действия с целью предотвратить травмы. При этом можно выделить следующие основные приемы:
- Проводка – сопровождение занимающегося по всему движению или отдельной его фазе.
- Фиксация – длительная задержка занимающегося в определенной точке движения.
- Подталкивание - кратковременная помощь при перемещении занимающегося снизу вверх.
- Поддержка – кратковременная помощь при перемещении занимающегося сверху вниз.
- Подкрутка - кратковременная помощь занимающегося при выполнении поворотов и вращений.
В практике обучения используют как отдельные приемы помощи и страховки, так и их сочетания. Эффективность применения данных приемов во многом зависит от профессиональной подготовки преподавателя, который должен уметь предугадать результат действия занимающегося, правильно выбрать место и способ оказания помощи.
Дополнительные сигналы и ориентиры облегчают занимающемуся ориентировку в пространстве, содействуют точному выполнению двигательных действий, оценке результата этих действий.
В качестве зрительных ориентиров используются различные предметы, метки на стенках, потолке, специально размеченные щиты, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах и др.
Звуковые сигналы (хлопки, свистки и т.п.) применяются для овладения ритмом или темпом движений, своевременного приложения мышечных усилий, подсказывать занимающемуся моменты начала и окончания действий.
Когда затруднена зрительная ориентировка занимающегося, эффективны тактильные сигналы: естественное взаимодействие или оказание помощи (касание, опора, отталкивание), а также специальное воздействие со стороны преподавателя для уточнения моментов необходимых действий.
Методика исправления ошибок
Любое исполнение гимнастических упражнений не застраховано от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна. Поэтом у преподаватель и занимающийся должны быть готовы к возможности появления ошибок и должны уметь их исправлять.
В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения гимнастических упражнений необходимо соблюдать следующие правила: 1. Выявить истинную причину, а затем соответствующую цепочку нарушений в исполнении движения.
- При обнаружении нескольких ошибок начинать исправление с главной.
- Избирать путь последовательного устранения разнохарактерных ошибок.
- Исправление ошибки по ходу выполнения движения – без отсрочки на следующий подход, занятие.
Для исправления ошибок следует использовать различные приемы и средства, начиная с уточнения двигательных представлений, предупреждая появление ошибок и переходя к совместному анализу результатов действия, дозированным заданиям, сравнительному воспроизведению движения, различным способам облегчения выполнения движения, психологическому воздействию на занимающегося (подъем настроения, создание уверенности и т.п.).
При многократном выполнении элемента с ошибкой приводит к закреплению стойкого динамического стереотипа, изменить который достаточно трудно.
Поэтому не следует многократно повторять упражнение с ошибкой. Если же ошибки закрепились, то для их ликвидации можно применять следующие приемы:
- На некоторое время прекратить выполнение элемента, чтобы затормозить ненужные условно рефлекторные связи, и лишь только после этого вновь приступить к разучиванию.
- Переучить элемент (если это возможно) в другую сторону. Например, соскок, поворот, переход с правой на левую сторону.
- Воспользоваться приемом «от трудного к легкому». Прекратив разучивание данного элемента, выучить более трудные, но сходные с ним по структуре и затем к нему вернуться.
- Усилить страховку, чтобы устранить отрицательное действие защитного рефлекса, мешающего овладеть правильной техникой.
- Применять словесные отчеты о проделанном упражнении. Многие Ученики допускают ошибки в технике лишь потому, что представляют ее себе неправильно.
Меру предупреждения появления ошибок сводятся к полноценной подготовке занимающегося к обучению, глубокому знанию техники выполнения нового движения, эффективным и своевременным действиям преподавателя при разучивании движения. При исправлении ошибок особое значение приобретает индивидуальный подход к занимающимся.
Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой.
Подготовительная часть занятий
Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока, условно объединяются в три большие группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные.
В группу оздоровительных задач входят:
а) подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций и сенсорных систем занимающихся к интенсивной работе;
б) разогревание мышц, связок, суставов и подготовка их к выполнению предстоящих упражнений;
в) подготовка двигательного аппарата к действиям, требующих больших амплитуд движений, мышечных напряжений, быстроты, выносливости. Такая разносторонняя предварительная подготовка занимающихся является важным профилактическим мероприятием от возможных перегрузок и травм, одновременно осуществляет установку на более высокий уровень работоспособности занимающихся.
К образовательным задачам относятся:
а) обогащение занимающихся сведениями о технике изучаемых упражнений, о возможности использования их в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях; приучение к правильному режиму учебы, отдыха, питания, занятий гимнастикой и др.;
б) формирование умений и навыков в выполнении общеразвивающих, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки, красивой манеры движений, походки;
в) развитие психомоторных способностей.
Занятия гимнастикой располагают большими возможностями воспитательного воздействия на занимающихся.
Воспитательные задачи:
а) привитие любви и формирование активного и глубокого осознанного отношения к занятиям гимнастикой;
б) приучение к опрятности во внешнем виде, организованности, подтянутости, к красоте движений;
в) воспитание чувств собственного достоинства, скромности, трудолюбия, старательного выполнения поручений преподавателя, уважительного отношения к товарищам и старшим, постоянной готовности оказать помощь нуждающимся в ней;
г) развитие целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности и смелости;
д) приучение к коллективным действиям, взаимовыручке;
е) воспитание чувства ответственности за группу, команду, класс при выполнении любых заданий;
ж) приучение к тщательному продумыванию техники исполнения упражнений, к само страховке в случае неудачного исполнения упражнения. Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства, как правило, умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие (с предметами, без предметов, с отягощениями), вольные упражнения с элементами на координацию движений.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, т.к. могут снизить работоспособность занимающихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.
Выбор конкретных упражнений для подготовительной части зависит от условия проведения занятий, задач урока и состава занимающихся.
Наиболее эффективные средства активизации функций организма детей – ускоренная ходьба, бег в равномерном темпе, ритмичные прыжки, танцевальные упражнения, игры.
Подготовительная часть урока обычно завершается выполнением комплекса общеразвивающих упражнений .
Преподаватель при демонстрации упражнений использует зеркальный показ. В комплекс ОРУ могут быть включены подводящие упражнения для освоения или закрепления упражнений основной части урока. Такими могут быть различные формы группировок, равновесия, отработка навыков приземления и т.п. Внутри комплекса ОРУ распределяются в порядке нарастания интенсивности при постоянном чередовании их по назначению,
т.е. в начале комплекса выполняются упражнения с умеренной амплитудой, в спокойном темпе и ограниченной дозировкой.
Принята следующая последовательность вовлечения в работу мышц:
- Потягивания с выпрямлением и пригибанием.
- Круговые и маховые движения руками.
- Приседания.
- Наклоны туловища вперед, назад, в стону и круговые движения.
- Наклоны и круговые движения головой.
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
- Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).
- Махи ногами вперед, назад, в сторону.
- Прыжки (подскоки) многократные.
- Ходьба и бег на месте.
Вместо ОРУ в подготовительную часть урока можно включать сравнительно несложные вольные упражнения, выполняемые на 32 или на 64 счета. Основной задачей таких упражнений является развитие координационных способностей и двигательной памяти занимающихся, овладение ими школой движений.
Общие требования к проведению. Все методические приемы, применяемые преподавателем в подготовительной части занятий, направлены на то, чтобы обеспечить:
- Точность выполнения заданных упражнений. Каждое упражнение имеет конкретную цель, которая достигается только при условии точного выполнения заданных упражнений.
- Согласованность выполнения упражнений - способствует воспитанию ритма, исключает случаи травматизма, предоставляет преподавателю возможность контролировать качество их выполнения.
- Самостоятельность выполнения упражнений каждым занимающимся 4. Интерес занимающихся к выполнению упражнений. Подбор для каждого занятия разнообразных упражнений и методов их проведения, выполнение упражнений под музыкальное сопровождение, проверка и оценка полученных заданий, способствуют поддержанию интереса занимающихся.
Методические приемы проведения подготовительной части.
Для выполнения перечисленных выше требований преподаватель должен уметь:
- пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнениях, оказывать помощь, исправлять ошибки, рационально размещать занимающихся на площадке.
- Способы информирования:
а) синхронный – сочетание показа с одновременным рассказом. Он доступен для любого состава занимающихся и дает возможность преподавателю объяснить назначение и другие характеристики заданного упражнения;
б) расчлененный – преподаватель показывает упражнение и рассказывает о нем, расчленяя его на элементарные движения, и предлагает занимающимся выполнить их одновременно с показом, что обеспечивает более точное выполнение каждой части и упражнения в целом с первой попытки; в) рассказ – активизирует внимание и способствует большей самостоятельности занимающихся в выполнении упражнения. При проведении занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста преподаватель может вести сюжетный рассказ, который дети сопровождают действиями, доступные их воображению и двигательному опыту;
г) показ – копирование действий преподавателя или после показа подать все необходимые команды для начала и окончания упражнения.
- Оказание помощи занимающимся. Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений преподаватель оказывает помощь занимающимся, пользуясь при этом подсказом, зеркальным показом, подсчетом.
- Исправление ошибок. Чаще всего преподаватель указывает на допущенные ошибки, не прекращая выполнения упражнений. В том случае, если ошибки допускают многие занимающиеся, то выполнение упражнения прекращается, и вносятся соответствующие поправки.
- Размещение занимающихся на площадке. Целесообразно систематически заменять направляющих в колене, менять направление строя при выполнении различных упражнений комплекса: поворотами направо, налево, кругом, лицом друг к другу – в шеренгах и колоннах.
2.3.2. Основная часть занятий.
В этой части урока решаются следующие задачи:
- Повышение функциональных возможностей организма. Физической подготовленности и работоспособности занимающихся.
- Обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка. Сообщение новых теоретических сведений о назначении вновь изучаемых упражнений и о технике их исполнения, развитие способностей, необходимых для овладения более сложными упражнениями, трудовыми и военно-прикладными двигательными действиями.
- Воспитание у обучаемых активного и осознанного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, труду, а также воли, доброжелательного отношения к окружающим, чувства собственного достоинства и др.
Очень важно для каждого конкретного урока определить соотношение нового и освоенного ранее материала. Нельзя перегружать урок новым учебным материалом. Отсутствие нового в уроке также отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, снижает интерес занимающихся, рассредоточивает их внимание. Изучение нового учебного материала, как правило, планируют на несколько уроков, следующих друг за другом. При относительной сложности упражнений на одном занятии целесообразно давать не более 1-2 новых элементов или соединений. Не следует чрезмерно варьировать учебный материал.
Средства. В основной части применяются упражнения, требующие значительных волевых и физических усилий.
Выбор упражнений зависит от частных задач основной части занятия, от возможностей занимающихся и др. условий. При этом особое значение придается учету индивидуальных возможностей занимающихся. Высокая работоспособность занимающихся достигается с помощью следующих методических приемов:
- Новый материал изучается в начале основной части урока на втором может совершенствоваться техника исполнения ранее изученных упражнений, на третьем повторяется пройденное, развиваются двигательные способности.
- В работу вовлекается возможно большее количество мышечных групп. Этим достигается гармоничное развитие мышечной силы, быстроты, и выносливости к мышечной работе. При развитии у занимающихся двигательных способностей в начале основной части урока выполняются упражнения для развития координации движения, гибкости, равновесия, а затем – быстроты; урок заканчивается выполнением упражнений для развития мышечной силы, выносливости.
- Чередование упражнений планируется таким образом, чтобы обучение одному упражнению способствовало овладению последующими упражнениями или не оказало бы отрицательного влияния.
- Успешное решение задач основной части урока в целом зависит от правильного распределения времени на каждый вид упражнений, от чередований режима и отдыха.
Способы организации занимающихся в основной части урока При разучивании и повторении несложных упражнений основную часть целесообразно проводить фронтально – все занимающиеся выполняют упражнение одновременно. Наиболее эффективен данный способ в проведении несложных акробатических и ОРУ, элементов танцев, вольных упражнений, отдельных подготовительных и подводящих упражнений, упражнений в равновесии, некоторых видов прикладных упражнений. Преимущество фронтального способа заключается в возможности значительного повышения плотности урока, преподаватель видит действия всех занимающихся. Разновидностью фронтального способа организации занимающихся в основной части урока гимнастики является сменный способ. Он используется в случае недостаточного числа атрибутов, или мест занятий. В данном способе одно и то же задание получают несколько групп занимающихся по 8-10 человек и выполняют его по очереди одна смена за другой фронтально. Например, при выполнении акробатических упражнений одна смена выполняет стойку на лопатках, а другая - осуществляет страховку, затем эти группы меняются местами.
При организации занятий способом кругового потока каждая группа располагается у одного места занятий. После объяснения преподавателем задания занимающиеся, выполнив упражнение переходят к другому и так последовательно по кругу выполняют все, что задано. Содержание упражнений можно изменять после одного или нескольких кругов.
При индивидуальном способе каждый занимающийся выполняет свое задание
самостоятельно или под наблюдением преподавателя на отведенном ему рабочем месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств занимающихся.
Одним из интересных способов организации занимающихся в основной части урока является игровой способ. Этим способом можно проводить почти все виды упражнений основной гимнастики. В урок включаются игры с бегом, кувырками, прыжками, преодолением препятствий и другими действиями. Все упражнения выполняются последовательно одно за другим, при этом все упражнения должны быть предварительно освоены. Занимающиеся при этом способе делятся на 2-4 группы, которые выстраиваются на исходной позиции. Игра может повторяться 2- 3 раза.
Для комплексного развития физических качеств в основной части урока наиболее эффективно использование кругового способа, предусматривающего выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.
Общие требования к проведению. При проведении основной части занятия действия преподавателя сводятся к тому, чтобы обеспечить: четкое представление о заданном упражнении, доступность, повышение качества выполнения заданного упражнения в каждой попытке, оптимальное количество повторений, безопасность выполнения упражнений.
Методические приемы проведения основной части.
Для выполнения перечисленных выше требований к проведению основной части занятий гимнастикой преподаватель должен уметь: пользоваться всеми способами информации об упражнении, оказывать помощь, анализировать и давать оценку действиям занимающихся, устранять ошибки, применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений.
- Способы информации занимающихся: показ, объяснение, демонстрация наглядных пособий.
- Оказание помощи занимающимся, чтобы обеспечить каждому доступность упражнения. Физическая помощь оказывается, когда уровень развития физических качеств ниже требуемого или при первых попытках выполнить упражнение. Подсказ (звуковой или касанием) необходим, чтобы задать нужный ритм действия.
- Анализ и оценка действий занимающихся. В каждой попытке необходимо оценивать действия занимающегося и ставить перед ним конкретные, узкие задачи.
- Наблюдение и устранение ошибок, заключается в поиске исходной причины неудачного выполнения упражнения и принятие мер к ее устранению.
- Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений:
соблюдение нормального режима занятий, правильный подбор упражнений, подготовка мест занятий и владение приемами страховки.
2.3.3. Заключительная часть занятия
В этой части осуществляется завершение урока и решаются следующие задачи:
- Постепенное снижение физической и психологической нагрузки. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для протекания восстановительных процессов в организме.
- Подведение итогов урока. При подведении итогов, преподаватель высказывает свое отношение ко всему, что было на занятии: оценивает дисциплину занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат занятия.
- Задание для самостоятельной работы. Является одним из важных условий повышения активности занимающихся, улучшения их физической подготовленности, первым шагом к самостоятельным занятиям.
Для снижения нагрузки могут быть использованы следующие виды упражнений:
- Успокаивающие упражнения: спокойная ходьба, легкий бег, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, в потряхивании, самомассаж. Выполнение этих упражнений позволяет постепенно снизить нагрузку и содействовать активному отдыху.
- Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, упражнения под музыкальное сопровождение.
- Упражнения, повышающие эмоциональное состояние занимающихся: игры, эстафеты, танцы. Эти упражнения создают бодрое, жизнерадостное настроение, помогают сплочению коллектива.
Содержание подготовительной и заключительной частей урока определяется содержанием основной его части. Поэтому при написании конспекта занятия сначала составляется основная часть, затем – подготовительная и, наконец, заключительная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по физкультуре 5-9 классы с бадминтоном и фитнес-аэробикой
Программа составлена с изменением вариативной части.В программу включены бадминтон и фитнес-аэробика....
Модифицированная образовательная программа "фитнес-аэробика для групп начальной подготовки"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Модифицированная образовательная программа"фитнес-аэробика для учебно-тренировочных групп"
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным...
Конспект урока по фитнес-аэробике "Танцевальные и силовые упражнения".
Фитнес-аэробика – это общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительных направлений гимнастики.Доступность фитнес-аэробики в том, что ее содержание базируется на простых общера...
Конспект занятия по фитнес-аэробике
Цель: совершенствовать технику выполнения базовых элементов и связок классической аэробики.Задачи: Разучить танцевальную композицию и совершенствовать навыки ее исполнения;Развивать координационные сп...
Методическая разработка урока " Использование элементов фитнес-аэробики и стрейчинга на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся"
Данная разработка представляет собой конспект урока физкультуры с применением элементов фитнес-аэробики и стрейчинга, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическ...
Методическая разработка . Открытое занятия по фитнес-аэробике с элементами классического танца "Вальс цветов"
Пояснительная записка. Для детей возраста 7-8-ми лет (третий год обучения) характерна жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Внимание детей неусто...