Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.
статья по теме
Руководство по работе ШМО, которое мы используем в нашем лицее №329 Невского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_recomendatsii.docx | 108.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: методист ШМО учителей английского языка Чупина Л.А.
Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения городских, районных и общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:
- работу над единой методической темой образовательного учреждения;
- проведение заседаний МО;
- выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;
- знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;
- подготовку и проведение предметных недель;
- подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
- проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;
- подготовку и проведение внеклассных мероприятий;
- посещение учебных, факультативных и элективных занятий.
Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:
- приказ об открытии МО;
- приказ о назначении на должность руководителя МО;
- положение о МО;
- должностная инструкция руководителя МО;
- функциональные обязанности учителей МО.
Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:
- анализ работы за прошедший год;
- план работы на текущий учебный год;
- банк данных об учителях МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);
- сведения о темах самообразования;
- перспективный план аттестации учителей;
- перспективный план повышения квалификации;
- график проведения контроля уровня сформированности умений в монологической, диалогической речи, аудировании, чтении, письме, лексико-грамматических навыков;
- адреса профессионального опыта;
- план проведения предметной недели;
- график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
- график проведения открытых уроков и мероприятий;
- календарно-тематическое планирование;
- план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
- информационные и аналитические справки, диагностика;
- протоколы заседаний МО.
Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.
Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:
- Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
- Совершенствовать комплекс знаний учителей (повышать профессиональную квалификацию учителей в процессе самообразования, на курсах при ИУУ, во время зарубежных поездок…)
- Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
- Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.
- Совершенствовать работу учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
- Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.
- Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения, на подготовке учащихся к ЕГЭ и успешному поступлению в ВУЗы.
- Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.
- Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
- Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы школы в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.
Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:
- уточнение недельной нагрузки учителей МО и выявление вакансий;
- собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;
- собеседование с вновь прибывшими учителями;
- уточнение списков учителей, подавших заявления на повышение квалификационной категории;
- подготовку кабинетов иностранного языка к новому учебному году;
- участие в педагогическом совете;
- корректировку плана работы МО на новый учебный год.
В работе МО выделяются следующие направления:
- аналитическая деятельность;
- информационная деятельность;
- организационно-методическая деятельность;
- консультационная деятельность.
Аналитическая деятельность включает в себя:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
- диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;
- изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;
- изучение профессиональных и культуроведческих потребностей членов МО;
- создание портфолио учителей.
Информационная деятельность – это:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);
- ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- изучение государственного стандарта общего образования;
- приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
- создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.
Организационно-методическая деятельность предполагает:
- изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации учителей;
- организацию работы МО;
- организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;
- организацию и проведение
а) педагогических мастерских,
б) семинаров – практикумов,
- разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.
Консультационная деятельность заключается
--- в организации консультаций
- для членов МО,
- для учащихся, занимающихся научной или творческой деятельностью,
- для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации,
- для молодых специалистов,
- для родителей по вопросам обучения и воспитания детей,
--- в популяризации результатов новейших педагогических и психологических исследований.
Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:
- проверку наличия учебников у учащихся;
- определение списка учителей для индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем;
- составление графика контроля;
- уточнение календарно-тематических планов;
- подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п. в рамках предметной недели;
- составление списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору;
- отчеты учителей об успеваемости учащихся, о выполнении программ;
- проведение итоговой аттестации выпускных классов.
Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу учителей и учащихся по усвоению преподаваемого предмета. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На заседаниях МО также рассматриваются тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:
- план заседания;
- краткое изложение выступлений;
- принятые решения.
Одним из разделов плана работы МО являются сведения об учителях МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.
Ежегодно следует планировать контроль речевой компетенции учащихся. Для этой цели составляется график проведения контроля. Каждый учитель отчитывается перед руководителем МО о проведенном контроле.
Особое место в работе МО занимает неделя иностранного языка, которую всегда с нетерпением ожидают как учителя, так и дети, т.к. участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя. Учителя планируют, подготавливают и проводят ряд мероприятий согласно плану проведения предметной недели.
В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.
В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности планирования деятельности предметно-методических объединений и обеспечение вариативных образовательных маршрутов в условиях личностно- ориентированного обучения и классно-урочной системы
Планирование работы ШМО...
Памятка при планировании работы школьных методических объединений.
В памятке подробно разобрана структура планирования школьного М.О. Она будет полезна для начинающих руководителей методических объединений....
Презентация к семинару "Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования"
Районный семинар для учителей истории«Создание условий самореализации ребёнка как цель и результат деятельности школьного методического объединения учителей в...
Создание условий самореализации ребенка как цель и результат деятельности школьного методического объединения в условиях модернизации историко-обществоведческого образования. (Развитие гуманитарной образовательной среды школы №27 им. И.А. Бунина)
Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном обучающем семинаре для учителей истории и обществознания "Расширение гуманитарной образовательной среды школ...
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»
2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...
Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"
Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...