Методические рекомендации "технология проектного обучения"
методическая разработка по биологии по теме
Методические рекомендации "технология проектного обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_obuchenie.rar | 958.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии в предмете биология
проектная деятельность
Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.
Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.
В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.
Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, является стратегией формирования мотивации учения.
Содержательный раздел Примерной основной образовательной программы основного общего образования
включает Программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, отражающую в том числе формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Центральное место в решении проблемы проектирования содержания образования, в том числе при разработке основной образовательной программы ОУ, занимает вопрос о том, как содержание связано с усвоением универсальных учебных действий.
Содержание каждого вида УУД меняется в соответствии с возрастными особенностями и целями образования на ступени основного общего образования.
Личностные действия
Самоопределение и смыслообразование, находящие отражение в особенностях развития Я-концепции и самооценки, личностной рефлексии; действие нравственно-этического оценивания.
Регулятивные действия
Принятие, сохранение и постановка учебной цели, ориентация на образец (планирования), планирование деятельности; контроль, коррекция; оценивание действия и его результатов, адекватность оценивания своих знаний и умений; умение оценить прогресс в усвоении знаний и умений.
Познавательные действия
Исследовательские действия — выдвижение гипотез и проверки их; нахождение закономерности в серии; понимание скрытого смысла (метафоры); выделение и сравнение стратегии решения задач; эмпирическое исследование; теоретическое исследование.
Смысловое чтение — умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; прогнозирование развития сюжета текста; понимание смысла текста; умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста; выделение субъекта и предиката текста; подбор заголовка (озаглавливание); умение устанавливать связь между смысловыми фрагментами; умение составлять текст, основываясь на понимании его основной идеи (концепта); сочинение оригинального текста; составление плана текста; составление граф-схемы к тексту; рефлексивный анализ текста.
Логические действия — анализ, синтез; сравнение; подведение под понятие; логическое доказательство.
Коммуникативные действия — ориентация на партнёра; умение слушать и слышать собеседника; коммуникативная рефлексия (понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, учёт разных мнений); обоснование собственного мнения; общение и кооперация (умение договариваться, планировать общую цель и пути её достижения).
Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий в исследовательской и проектной деятельности
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на основной ступени общего образования, формирования познавательных универсальных учебных действий является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности, обеспечивающие сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
эта деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.;
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.
Исследовательская и проектная деятельности имеют как общие, так и специфические черты. Сравнительная характеристика этих видов деятельности представлена в Примерной основной образовательной программе основного общего образования
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Основные этапы проведение исследования и проектных работ
Проект | Исследование |
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ | |
Формулирование замысла проекта: предварительное описание продукта проектных работ; его соответствие условиям будущего использования | Осознание проблемы существующей в данной научной сфере; Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы |
Формулировка целей | |
На выполнение замысла проекта | На решение научной проблемы |
Интерпретация целей на языке задач | |
Получение конкретного продукта проектных работ | Разностороннее научное исследование объекта изучения |
Выбор методологического инструментария | |
Специфические методы предметных областей, операции и приемы получения заданных свойств продукта и т.д | Общенаучные методы, специфические методы, различные необходимые операции исследовательской деятельности. |
Проведение проектных или исследовательских работ | |
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, поставленными целями и задачами, с использованием выбранного инструментария- получение конкретного продукта проектной деятельности | Проведение научного исследования , направленного на решение существующей научной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение задач, конкретизирующих цели исследования. |
Оценка соответствия всех свойств продукта замыслу проекта . Подготовка продукта к его дальнейшему использованию. Разработка рекомендаций и инструкций к использованию . | Уяснение, анализ, обработка результатов научного исследования . Оформление результатов исследования для их последующей презентации. |
Проверка возможности использования продукта в конкретных условиях | Обсуждение полученных результатов научного исследования с компетентными лицами. |
Практическое использование полученного продукта | Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного напрвления. |
Формы организации проектной деятельности обучающихся могут группироваться по следующим основаниям:
видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в том числе в Интернете);
продолжительности проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
ученическое научно-исследовательское общество;
выполнение учебных исследований или их элементов в рамках олимпиад, конкурсов, конференций, в том числе дистанционных, предметных недель, интеллектуальных марафонов.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года.
Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Типология проектов
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
1. В соответствии с первым признаком — доминирующего метода — различают следующие типы проектов.
Исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.
Творческие
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
Приключенческие игровые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.
Информационные проекты
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Практико-ориентированные
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Интернет – проекты.
Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и организованная на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в рамках одного учреждения, всегда межпредметны.
2.По признаку — характеру координации — проекты могут быть двух типов.
1) С открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников.
2) Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты)
В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
3.Что касается характера контактов, то проекты разделяются на внутренние и международные.
Внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны)
Такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.
Международными проекта. Такие проекты, участниками которых являются представители разных стран.
4.По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов:
1) Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).
2) Парные (между парами участников).
3) Групповые (между группами участников).
5.По признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.
Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время.
Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Этапы работы над исследовательским проектом.
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция
Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики
В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.
В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.
Многие учителя представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце учебной темы или как дополнение к заданию, лекции или тесту. Тем не менее, в проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.
Подготовка к уроку(ам) – проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.
1. Подбор темы урока-проекта.
Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.
Определив методическую тему (по КТП), продумайте тему творческую, но её можно изменить по желанию учащихся.
2. Выбор соответствующих стандартов.
• Проанализируйте федеральные государственные образовательные стандарты по предмету, а также по смежным с ним предметам.
• Определите те УУД, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.
3. Разработка дидактических целей учебного проекта
• Просмотрите выбранные Вами стандарты и одновременно подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта.
• Просмотрите УУД. Прочитайте описание каждого УУД, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели.
• Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта.
• Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.
4. Разработка направляющих вопросов учебного проекта в соответствии с ФГОСами
Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:
1.) Основополагающие вопросы (чаще всего один) – это широкие, открытые вопросы, которые обращены к «большим» идеям и устойчивым концепциям. Основополагающие вопросы часто объединяют учебные предметы и помогают учащимся понять, как предметы связаны между собой.
2.) Проблемные вопросы – вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.
3.) Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.
5. Создание плана оценивания.
Продумайте:
Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?
По каким критериям будут оцениваться ученики?
Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?
Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?
До начала проекта используйте оценивание для определения начальной точки, отвечая на следующие вопросы:
К какому начальному знанию мы должны обратиться?
Какие типы деятельности необходимы?
Как будут ученики объединяться в группы для совместной работы?
В ходе проекта используйте оценивание для:
Обсуждения учебных целей и критериев
Обеспечения учеников возможностью ставить свои цели, строить планы и осмысливать обучение.
Наблюдение за прогрессом достижения поставленных целей
Наблюдение за обучением и пониманием
Усиление обратной связи между учениками
Определение непонимания
Определение того, может ли знание использоваться в новых ситуациях
После завершения проекта используйте оценивание для:
Определения областей дальнейшего обучения
Планирования дальнейших возможностей для обучения
Постановки новых целей
6. Планирование деятельности.
Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.
Продумайте, как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им при решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?
7. Оформите план проекта.
Пример проекта.
В своей работе я чаще использую межмпредметные информационные проекты (биология-информатика).Получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников:
возможность к литературным источникам добавить Интернет-ресурсы
отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале по биологии
выполнить проектное задание в учебное время
Для учителей:
Учащиеся на уроках информатики не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а на конкретном биологическом материале
Возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время
Проект «Растения нашего края» (межпредметный информационный проект)
Цель проекта:
создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)
Задачи проекта:
собрать материал о 15 представителях данного семейства;
подобрать иллюстрации ;
найти загадки, предания, стихи ;
составить ребусы или кроссворд ;
оформить книгу ;
Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.
Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия.
Темы проектов по общей биологии.
10 класс:
- История развития биологии и методы исследования в биологии
- Цитология наука о клетке
- Неорганические вещества в клетке
- Органические вещества в клетке
- Органоиды в клетке
- Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты
- Энергетический обмен в клетке
- Пластический обмен в клетке
- Формы размножения в клетке
- Онтогенез
- История развития генетики и ее методы
- Изменчивость
- Методы исследования генетики человека
- Наследственные болезни
11 класс:
- Эволюционные учения
- Движущие силы эволюции
- Микро и макроэволюция
- Основные методы селекции
- Биотехнологии
- Гипотезы о происхождении человека
- Антропогенез
- Расы, расоведение и расизм
- Основы экологии
- Современные представления о происхождении жизни
- Основные этапы происхождения жизни на Земле
- Эволюция биосферы
С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте. Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.
Цель проекта: раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники
Задачи проекта:
собрать информацию на заданную тему ;
проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы ;
построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.
Также можно использовать метод проектов и непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но как правило времени на это катастрофически не хватает. Решить эту проблему может помочь метод проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Узнай кто перед тобой». В начале урока класс делится на 5 групп (по 3-5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).
Цель мини-проекта: определить название растения
Задачи мини-проекта:
отработать навыки работы с определительными карточками ;
собрать материал о растениях, с которыми работал ;
подготовить отчет (письменный и устный) ;
Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.
Игровые проекты
Традиционно каждый курс биологии (ботаника, зоология, анатомия) можно закончить уроком-игрой «Прощание с …». В этом могут помочь учащиеся, которым нравится проектная деятельность и сам предмет. В апреле в параллелях 7, 8, 9 классов формируются группы учащихся готовых выполнить игровой проект для учащихся 6, 7, 8 классов.
Цель проекта: создать сценарий и провести игру
Задачи проекта:
определить форму проведения игры ;
подобрать и составить вопросы и задания ;
распределить роли для проведения игры ;
Каждый год эти проекты очень отличаются друг от друга, это и викторины, и брейн-ринги, и «Что? Где? Когда?», и игры по станциям и т.д. Выполнение таких проектов всегда приносит учащимся радость и удовольствие от проделанной работы.
Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.
Презентации как продукт проектной деятельности
Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.
Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.
Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.
Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.
Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Проектная деятельность на уроках биологии с использованием ИКТ.
Использование ИКТ на уроках биологии открывает перед учителем широкие возможности: структурирование большого объема информации, вовлечение учащихся в учебную деятельность, возможность увидеть процессы, которые невозможно воспроизвести в реальности. Одной из форм организации учебной деятельности на уроках биологии является проектная деятельность, в ходе которой создаются условия, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями, развивают исследовательские навыки. Учатся выдвигать проблему, анализировать собранный материал, отрабатывать навыки работы на компьютере.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение всего учебного года (а темы проектов мы стараемся вместе с учениками подобрать и оговорить еще в сентябе-октябре), не должна отнимать много времени. Ведь не надо забывать и о том, что существует учебная программа, домашние задания по другим предметам, о том, что многие ученики помимо школы посещают и другие учебные заведения (музыкальные, спортивные секции, кружки).
Всегда надо помнить, что на ученика ложатся задачи по наблюдению, описанию и обобщению результатов работы, требующие от него ответственного отношения и определенных затрат времени.
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?
1) Составить план работы.
2) Ознакомиться с методами исследования проблемы и данными науки по этому вопросу.
3) Создать положительную мотивацию к работе у учащихся.
4) Совместно с учащимися участвовать в анализе проблем по теме проектной работы.
5) Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
6) Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся.
7) Составить нормы и требования по оформлению работы.
8) Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
9) Составить положения методического подхода к проектной деятельности.
10) Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности.
Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, приведем общие требования, примерные критерии оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению проекта, оформлению проекта и защите проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.
Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.
Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.
Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.
Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.
Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые, будут, по сути носить реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.
В первую очередь при защите проекта оценивается:
- четкость поставленной цели и задачи, а также обоснованность выбранной методики исследования;
- полнота освещения (раскрытия) выбранной темы;
- наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам;
- представление полученных данных и если это необходимо, то их математическая обработка;
- использование литературных источников (знание предмета исследования);
- анализ полученных данных и выводы по ним;
- качество оформления работы;
- самостоятельность при выполнении исследований и работы в целом.
Особенности организации продолжительного проекта.
Вводное занятие. (4-я неделя сентября)
На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Обсуждение ведется таким образом, чтобы учащиеся в процессе дискуссии сформулировали гипотезы исследования.
Учащиеся делятся на мини-группы по 2-3 человека. Учитель в процессе беседы с каждой группой уточняются моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договаривается о форме представления результатов - в виде презентации, буклета, и т.п.
Ученики продумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы: проведение анкетирования, опытов, создание видеозаписей и фотоматериалов, сбор статистических данных, демонстрационных материалов. Обсуждают формы представления и оформления собранных и обработанных материалов.
Перед началом исследования необходимо также обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель дает рекомендации - какие книги, в каких библиотеках найти, какие сайты в Интернете использовать, с какими учителями побеседовать. Поскольку учащимся может потребоваться дополнительное время для работы за компьютером и в Интернет, целесообразно до начала проекта на родительском собрании рассказать родителям о содержании и специфике проектного обучения. В качестве раздаточного материала при этом можно использовать публикацию о проекте.
Самостоятельная работа групп(1-я неделя октября)
Если предыдущий этап (обсуждение плана исследования и формы отчета) проведен качественно, то на этом этапе требуется минимальное участие учителя. Учитель, в случае необходимости, консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов. Направлять деятельность учащихся помогают памятки и инструкции.
Подготовка учащимися презентации о проделанной работе(2-я неделя октября)
При создании презентаций и публикаций группы руководствуются критериями оценки.
Защита полученных результатов и выводов(3-я неделя октября)
Защита может проводится в форме конференции. Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Возможны ответы на вопросы присутствующих. Результаты выступления групп отражаются в оценочных листах на основе критериев оценивания.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем(4-я неделя октября)
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Возможны выступления участников об опыте проектной деятельности, удачах и проблемах.
8. Работа с учащимися над созданием проекта.
Презентация проекта. Подготовить буклеты, презентацию для учащихся по знакомству с проектом.
Уточнение творческой темы проекта.
Деление учащихся на группы, учитывая их интересы (диагностика по изучению психолого-педагогических особенностей личности проводится в начале года и не зависит от использования проекта).
Обсуждение с учащимися плана (этапов) работы над проектом.
Определение форм отчета о проделанной работе на каждом этапе.
Определения результата работы.
9. Работа учащихся по проекту.
Описание проекта
Технологии проектного обучения дают возможность вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей.
Данная педагогическая технология относится к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Проектная деятельность дает возможность школьнику изучить материал, выходящий за пределы учебной программы, пользуясь информацией как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Интернет.
Проект позволяет ученику:
• проявлять инициативу;
• ориентироваться на достижение успеха;
• проявить ИКТ-компетентность;
• сотрудничество с другими учениками и учителями;
• развивать уверенность в себе, умение адекватно оценивать себя и других и оказывать влияние на других;
• получить в результате то, что может принести пользу;
• приобрести опыт;
• внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике;
• это опыт деятельности, который соединил в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Выводы
1. Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
3. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.
5. Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.
6. Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья "Проектная методика и особенности ее использования при обучении иностранному языку (английскому)"
В данной статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности в преподавании иностранного языка. Рассматриваются основные виды проектов при обучении иностранному языку, поднимается воп...
Выступление на методическом объединении учителей биологии на тему "Формирование приемов учебной деятельности в условиях проектного обучения на уроках естественно-научного цикла".
Представлен в виде презентации....
Доклад на школьном методическом объединении "Проектный метод при обучении физике"
Доклад содержит ряд методических приемов, прививающих интерес к предмету, лучше понимать изучаемый материал при помощи практических исследований и экспериментов....
Проектное задание на тему: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ КОНТРОЛЯ»
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»Факультет менеджмента в образованииКафедра управления и экономики в образованииПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕТЕМА: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ...
Методическое пособие" Проектный метод в обучении"
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял образова...
Методическая разработка урока с использованием технологии проектного обучения
Урок-проект в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»...