Сохранение и укрепление здоровья учителя-логопеда как залог успеха образовательной организации
статья

Ржевская Светлана Юрьевна

Статья для выступления на ПО учителей - логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья учителя-логопеда как залог успеха образовательной организации

Педагогическая деятельность -это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным: положительным, уважительным и трепетным в до перестроечный период: российское учительство всегда считалось цветом русской интеллигенции. В перестроечное время, одновременно с подменой духовных ценностей материальными, образ учителя начинает «обрастать» отрицательными чертами. Карьеризм, стремление к материальному достатку, эгоистичность, и т.п. черты, ставшие главными ценностями перестроечного времени, проникают и в учительскую среду. Сегодня, ситуация еще больше усугубляется, отношение общества к педагогу становится все более негативным, профессия становится не престижной.

         В обществе назрела острая необходимость в появлении нового типа педагога: умного, компетентного, искреннего, доброжелательного, понимающего, справедливого, энергичного, с чувством юмора, толерантного. Именно такими качествами, по мнению большинства, должен обладать учитель.

Как видим, на сегодняшний день складывается очень неблагоприятная ситуация для тех, кто еще остался в профессии педагога, или готовится к ней. Со стороны общества и самой профессии учитель должен, должен и должен! Мы не отрицаем факт долженствования учителя, он действительно должен, потому что именно от него во многом зависит будущее. Немаловажным фактором, влияющим на моральное и психическое здоровье учителя, является и внутренняя личностная ответственность. Учитель всегда знает, что он существует для постоянного созидания, творения, утверждения высокого и благородного. Социум, ожидая от педагога неустанного труда, постоянного обновления, совершенствования, забывает, что учитель, все же не памятник, а живой человек. Современному учителю, как никому другому сегодня необходима поддержка на государственном уровне. Однако, сегодняшний учитель – смелый, мудрый, гордый, любящий свою профессию, настоящий герой современности тихо и скромно наблюдает за происходящим.

Современное российское общество и стандарты образования требуют от учителя-логопеда как одного из участников педагогического процесса определенных качеств и свойств личности, наличия профильного образования, опыта взаимодействия с различными группами лиц в социально-напряженной профессиональной среде. При этом профессиональная деятельность педагогов является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров, приводящих к развитию отрицательных эмоциональных состояний, снижению адаптированности к профессии, в результате которых могут возникнуть нарушения динамического равновесия между педагогом и его профессиональной средой, то есть возникает определенная дезадаптация и снижение эффективности педагогического труда. Длительная педагогическая деятельность может способствовать формированию неадаптивных стереотипов поведения, следствием чего является нарастание внутреннего конфликта, что может привести к нарушению профессионального здоровья.

При этом можно выделить:

1) воздействие стресса, который является первоначальным толчком к изменениям; 2) эмоциональную неустойчивость как результат воздействия стресса; 3) использование неадаптивных механизмов психологических защит и копинг-стратегий поведения в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах; 4) внутренний конфликт, который является следствием неадаптивных механизмов поведения.

Среди текущих изменений, оказывающих влияние на деятельность учителя- логопеда , можно выделить такие как:

- переход к новым федеральным государственным образовательным стандартам на всех ступенях образования;

- активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

-дистанционное обучение;

- разработка мероприятий по интеграции детей с ограниченным возможностями здоровья и детей – инвалидов в образовательное пространство;

- разработка Профессионального стандарта «Педагог», в рамках которого учителю предъявляются требования как к специалисту, имеющему практический опыт и постоянно повышающему квалификацию, а также в нём особое внимание уделяется его психологической подготовке.

В настоящее время исследователями выделено свыше 100 симптомов, помогающих определить начинающееся выгорание у работников: снижение мотивации к работе; резко возрастающая неудовлетворенность работой; потеря концентрации и увеличение ошибок; возрастающая небрежность во взаимодействии с клиентами; игнорирование требований к безопасности и процедурам; ослабление стандартов выполнения работы; снижение ожиданий; нарушение крайних сроков работ и увеличение невыполненных обязательств; поиск оправданий вместо решений; конфликты на рабочем месте; хроническая усталость; раздражительность, нервозность, беспокойство; дистанцирование от клиентов и коллег

Одна из важнейших проблем личностно-ориентированной образовательной парадигмы в системе образования – это проблема психологического здоровья педагога. Психологическое здоровье – это система, включающая ценности собственного «Я» и ценности других людей, положительное отношение человека к себе и другим. Психологическое здоровье предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих – это также показатели психологического здоровья.

Современная образовательная ситуация в качестве приоритетов выделяет такие профессионально важные качества педагога, которые обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности и создают условия для реализации потребности личности в самоопределении, самовыражении, самореализации и самоактуализации. В данном контексте педагогическая рефлексия должна рассматриваться как важнейший фактор преодоления и предотвращения различных негативных явлений – ранние «педагогические кризы», «педагогическое истощение» и т.д..

Педагог, владеющий рефлексией, как средством самопознания, обладающий способностью концентрировать свое сознание на себе, на своем внутреннем мире и на взаимоотношениях с другими, а также его социально-психологическая компетентность являются показателями психологического здоровья. Выявлено, что высший уровень психологического здоровья педагога неразрывно связан с адекватным личностным производством смысловых ориентаций, определением общего смысла жизни, жизненных стратегий, отношений к другим и к себе. Педагог должен обладать возможностью личностного выбора и автономного развития. Такой подход в качестве механизмов психологического здоровья рассматривает самопознание, способность к принятию решения и проектированию будущего, возможность видеть альтернативы, готовность исследовать и эффективно использовать свои ресурсы и нести ответственность за сделанный выбор. Следовательно, педагогическая рефлексия является универсальным механизмом самокоррекции, самоизменения и саморазвития педагога. Ориентация на ценности динамично развивающегося общества, открытость новому опыту в меняющихся условиях профессиональной деятельности становится профессиональной необходимостью для педагога. Социальная адаптабельность педагога может вступать во внутреннее противоречие с его потребностью в профессионально-личностной идентичности: Кто я? В чем моя роль? Во имя чего я работаю? Это побуждает его постоянно рефлексивно осмысливать и поддерживать свою профессиональную философию, состоящую из системы ценностных ориентаций и основных принципов, которые задают смысл его деятельности, помогают в определении целей, становятся аргументами при принятии решений. В таком контексте рефлексия педагога выступает как его способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы своей деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений.

Уровень развития рефлексивных свойств личности педагога является определяющим фактором достижения высокого профессионализма в педагогической деятельности. К рефлексивным свойствам относятся способность отображать внутренний мир другого человека, понимать его. Умение анализировать основания своих действий, просчитывать их близкие и дальние последствия, умение контролировать и оценивать свое поведение в конфликтной ситуации необходимо для любого педагога. Если раньше основная функция педагога заключалась в трансляции общественного опыта (в виде знаний и способов познания), то в современном мире от педагога ожидают решение задачи проектирования и управления процессом индивидуального личностного и интеллектуального развития каждого конкретного ребенка. Соответственно на первый план выходят такие формы деятельности педагога, как разработка индивидуальных стратегий развития и обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.д. .Практическая реализация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионализма педагога, важным компонентом которого является его способность к профессиональной рефлексии. Рефлексивные процессы буквально пронизывают всю профессиональную деятельность педагога, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, и в процессе проектирования и конструирования их учебной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности, самого себя как ее субъекта. Необходимость рефлексивного отношения педагога к своей деятельности определяется многими факторами, которые определяют полифункциональность педагогической профессии.

В целом, можно сказать, что от недостатка рефлексии страдает качество педагогической работы, теряется ее психологическая основа – направленность сознания педагога на ребенка. Остается не замкнутой та рефлексивная дуга в профессиональном сознании педагога, которая должна охватывать системное отношение его деятельности «педагог – ребенок» и направлять каждый ее шаг.

Резюмируя различные подходы в определении понятия рефлексии в деятельности педагога, можно сказать, что рефлексия в педагогической деятельности - это процесс мысленного (предваряющего или ретроспективного) анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения. Таким образом, рефлексивный педагог - это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт профессионал. Это внимательный слушатель, умный наблюдатель, проницательный собеседник.

Таким образом, необходимость развития рефлексивной способности – одна из приоритетных задач поддержания психологического здоровья педагогов.

Профессионально обусловленные изменения здоровья учителей вызывают особую тревогу: ведь от здоровья педагога в огромной степени зависит состояние здоровья подрастающего поколения. Именно поэтому сохранение и укрепление здоровья учителя представляет собой актуальную практическую задачу, из которой вытекает актуальность связанных с ее решением соответствующих научных исследований.

Школьные учителя и учителя- логопеды , как профессиональная группа, по уровню заболеваемости занимают среднее положение – лучшее, чем, например, шахтеры или работники химических производств, но значительно хуже, чем банковские служащие или работники торговли. Учительство отличается крайне низкими показателями здоровья, которые еще более снижаются по мере увеличения стажа работы.

Следует выделять ряд факторов, влияющих на здоровье педагога. Интенсивная голосовая нагрузка. Формируется патология голосообразующего аппарата, ослабление звучности голоса (дисфония) или полное его отсутствие (афония). Дисфония разной степени выраженности регистрируется у 40% педагогов, в основном – у учителей начальной школы, филологов, преподавателей иностранного языка.

Выраженное нервно-эмоциональное напряжение. Трансформируется в психосоматическую патологию – гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, бронхиальную астму и др. У учителей достоверно выявлено значительное функциональное напряжение нервной и сердечно-сосудистой систем и нарастание данного напряжения к концу рабочего дня, рабочей недели, учебного года.

В результате у большинства учителей определяется постоянная тревожность, а у 40% - высокая кратковременная тревожность. У 30 % педагогов показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Психосоматическую природу имеют и «педагогические кризы», возникающие у части учителей через 10-15 лет работы в школе.

Напряжение органов зрения. Приводит к быстрому утомлению глаз и снижению остроты зрения. Фиксируется практически у всех педагогов. Малая двигательная нагрузка. Педагог проверяет домашнее задание или готовится к занятиям обычно, сидя за столом. При этом формируется остеохондроз. Варикозное расширение вен на ногах. Причина – длительное вертикальное положение тела при проведении занятия. У худых людей происходит опущение внутренних органов. Частые простудные заболевания. Бактериальная обсемененность учебных помещений способствует частому заражению инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем (ОРЗ, ОРВИ, грипп и др.) в период эпидемий.

Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда:

· постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны;

· специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

· необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

· эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

· ответственность за подопечных; постоянное включение в деятельность волевых процессов.

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Особенно это значимо в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока.

Большая часть рабочего дня логопеда протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Синдром профессионального выгорания, проявляющийся в эмоциональной сухости педагога, личностной отстраненности, а порой и в игнорировании индивидуально-психологических особенностей учащихся, негативно сказывается на процессе общения обучающего и обучаемого. Реальная педагогическая практика свидетельствует: прослеживается отчетливая тенденция потери интереса к ученику как к личности со стороны педагогов, неприятие его таким, какой он есть, обеднение эмоциональной стороны в профессиональном общении «учитель – ученик». Все больше педагогов отмечают у себя такие проявления, как повышенная тревожность, апатия, подавленное настроение, нежелание идти на работу, разочарование, хроническая усталость. Это, безусловно, не может не сказываться на снижении эффективности их профессиональной деятельности.

Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя- логопеда должно проводиться как со стороны администрации школы путём создания комфортных условий (как физических, так и психологических) так и со стороны учителя за счет овладения приемами психологической самоподдержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе.

Методические рекомендации по организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в школе....

Здоровьеориентированная образовательная система как условие сохранения и укрепления здоровья школьников

Здоровьесберегающее пространство школы - это территория грамотной, комплексной и неустойчивой заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого....

Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся

Школьный возраст - период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время и к наркотикам. Поэтому главная задача профилактики вредных привычек - это формирование у детей с...

Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленная на сохранение, и укрепление здоровья и на выявления признаков одаренности у учащихся

Информационный блокТема педагогического опытаАктуальность опытаНовизна опытаЦель обобщения данного педагогического опытаЗадачи данного педагогического опытаОписание технологии опытаВедущая идеяОписани...